Как не доводить своих детей до безумия — или даже больше
(Дик Дей)
Как вас воспитывали? То есть, какого метода воспитания придерживались ваши родители? Ответ на этот вопрос много вам прояснит в вашем собственном отношении к родительскому авторитету, к тому, что он собой представляет и как его использовать.
Как явствует из нижеприведенной диаграммы существуют четыре метода воспитания:
• Властный — "Делай как хочу я, или никак!"
• Разрешительный — ''Можешь делать, что хочешь".
• Безразличный — "Мне в общем-то все равно, что ты делаешь".
• Контактный — "Я слушаю... Я забочусь о тебе... Я хочу понять... На этот раз мы сделаем так, потому что"...
Властные родители обладают полнотой власти
Каждый из этих методов отражает определенное отношение к использованию родительского авторитета.
Родитель-автократ — это "абсолютный правитель", который, согласно словарю Уэбстера, имеет три уровня. Во-первых, бывает диктатор, который "имеет и осуществляет абсолютную власть". На несколько менее зловещем уровне находится автократ — тот, кто "наделен или возлагает на себя абсолютную независимую власть над другими". На самом низком уровне автократ — это "властная, своевольная личность""
Как явствует из диаграммы, когда родители-автократы осуществляют над детьми абсолютную власть, они слишком сильны в контрольных функциях и слишком слабы в функциях поддержки. Ограничения превалируют и перевешивают любовь.
В некоторых семьях властное воспитание может приводить к ужасным перегибам и трагическим отвратительным издевательствам над ребенком. Время от времени газеты пишут о детях, которых избивают, морят голодом и запирают под замок — иногда на годы.
Недавно я прочитал об одном случае, когда полиция, действовавшая по наводке в результате телефонного звонка от общества, выступающего против издевательского отношения к детям, столкнулась с родителями семи детей и обнаружила 12-летнюю девочку, запертую в туалете площадью в четыре на пять футов. Пол туалета был покрыт человеческими испражнениями, обертками продуктов; повсюду кишели тараканы. Девочка, которая выглядела на 7 лет, была одета в рваный спортивный костюм, пропитанный мочей. Все ее лицо было в синяках от постоянных побоев.
В ходе последующего расследования было обнаружено, что эта девочка находилась в запертом туалете не менее месяца и периодически подвергалась обращению такого рода на протяжении десяти лет. Очевидно, ее шестеро братьев и сестер не подвергались такому плохому обращению, однако один из офицеров полиции обнаруживших девочку, сказал, что перевидал сотни случаев издевательств над людьми, но "не встречал ничего подобного". 1
Ясно, что такого рода подход к воспитанию, основанный на принципе "абсолютного контроля", неестественен и немыслим. Эти родители представляют собой крайний случай автократического поведения, но существуют не столь откровенные вариации, наносящие огромный ущерб многим детям.
Властные родители нередко создают "хорошие" семьи
Многие родители-автократы обеспечивают детям "хорошие семьи". Они хорошо кормят и одевают их, позволяют им играть с другими детьми — в общем создают видимость "нормальной" жизни. Со всеми атрибутами, за исключением поддержки и любви.
Родители-автократы могут никогда не бить своих детей, не запирать их в туалеты, но они тем не менее являются абсолютными хозяевами в своих семьях. Они уделяют очень большое внимание господству и очень незначительное созданию в семье нормальных отношений.
Дети из автократических семей реагируют на ситуацию двумя способами: бегством или борьбой. Когда дети выбирают бегство, они обычно уходят в себя и внешне привыкают быть покладистыми и "проявлять послушание". Но в душе у них все кипит. Д-р Говард Хендрикс, профессор христианских наук Теологической семинарии Далласа, часто рассказывает о мальчике, которого отец заставлял сесть. Ребенок не хотел садиться, и отец кричал: "Садись или я заставлю тебя сесть!"
Ребенок садился, бормоча: "Внешне я вроде бы сижу, но в душе стою!"
В других вариантах ухода от реальности дети могут почувствовать себя надломленными и пойти на отчаянный шаг, так как не в состоянии более выносить создавшуюся ситуацию. В этих случаях дети убегают из дома, а в худшем варианте кончают жизнь самоубийством.
Когда ребенок решает бороться, его гнев выливается наружу. Он жалуется, огрызается, даже набрасывается на обидчика с бранью и угрозами. Короче говоря, ребенок бунтует, потому что правила, по которым он вынужден жить, не согреты любовным отношением со стороны его родителей-