Отношения между Иисусом, ангелами и человеком
Как люди, так и ангелы обязаны служить и повиноваться Богу, в чем им придется дать Ему отчет. Иногда нам кажется, что превосходство ангелов в разуме, знании и силе делает нас второстепенными созданиями. Ангелы, однако, очень интересуются людьми.
• Они желают понять искупление (1-Пет. 1:12).
• Они следят заделами искупленных (1-Коринф. 4:9; 11:10; 1-Тим. 5:21).
• Они постигают Божью мудрость через церковь (Ефес. 3:9-10).
• Они знают, когда заблудший человек «находится» и радуются об этом (Луки 15:10).
• Они различными способами служат людям (смотри следующую главу), мы же служить ангелам не обязаны.
В будущем Царстве Иисуса не ангелы будут царствовать вместе с Ним (об этом ничего не говорится), но мы (2-Тим. 2:12; Откр 5:10; 20:6; 22:5).
Чафер подметил, что в Ветхом Завете ангелы называются «сынами Божьими» в то время как люди — «Божьими рабами». В Новом Завете картина обратная. Он предполагает, что, вероятно, это связано с тем, что в Новом Завете святые видятся в свете своего «грядущего уподобления образу Христову, в сравнении, с чем ангелы представляются чем-то нижестоящим».13
Кажется справедливым заключить, что и ангелы, и рожденные свыше человеческие существа были задуманы, чтобы служить Богу, но только человек стал «ребенком» Божьим, потому что связан с Ним кровным заветом. Правда, ангелы в Ветхом Завете иногда называются «сынами Божьими», но это совсем другая связь с Богом, нежели у человека, соединенного с Ним Кровью Иисуса (Евреям 9:14-15).
Сравнение Иисуса и ангелов
В послании к Евреям положение Иисуса и ангелов четко разделяется. Автор послания затронул этот вопрос потому, что иудеи времен Христа высоко чтили ангелов.
В первой главе послания показано, что Христос по Своему положению несоизмеримо выше ангелов (Евреям 1:5-14).
• Он - единородный Сын Божий.
• Он — Сын Давидов, унаследовавший и исполнивший Божье обетование Давиду.
• Он — царствующий Сын человеческий.
• Его трон выше ангелов.
• Он — существо вечное, а не сотворенное. Ангелы, хотя и не умирают, существовали не всегда; Иисус же, как утверждает Библия, жил вечно.
• Он — триумфальный Царь и Священник, в то время, как ангелы всего лишь «служебные духи», посылаемые в помощь тем, кто принял спасение, дарованное Иисусом.
• Он правит Божьим Царством, в то время, как ангелы не имеют своего царства. Мы видит, что только единородный Сын Божий был способен победить сатану и его падших ангелов. На кресте Иисус победил и осудил все ангельские силы, противостоящие Богу (Иоанна 12:31-33; 16:11; Евреям 2:14).
Поэтому Иисус объявлен Господом всего, и всякое колено на небесах, на земле и под землей преклонится пред Ним, и всякий язык признает Его Господом во славу Божью (Филиппийцам 2:9-11). Ангелы, вместе со всем остальным творением, станут поклоняться Ему.
Если все колена на небесах преклонятся пред Ним, значит ли это то, что ангелы живут на небесах? И где находятся небеса?
Если ангелы представляют собой группу существ и армию, как организуется их деятельность?
Есть ли у ангела «имя, звание и порядковый номер»?
В следующей главе мы попытаемся дать ответы на все эти вопросы.
Глава 12
Какова роль ангелов?
Ангельские существа постоянно служат людям в
наши дни. Многие кажущиеся совпадения — на
самом деле, результат их деятельности! Если до
сих пор мы не вполне осознали роль ангелов в исполнении
Божьего замысла, то это потому, что наши
знания об ангелах ограничены.1
— Роланд Бук.
АНГЕЛЫ ЯВЛЯЮТСЯ людям на земле.
Ангелы служат святым на земле.
Ангелы защищают людей на земле.
Ангелы несут Божий суд народам земли.
Ангелы, однако, на земле не живут. Они посещают нашу планету, но едва ли им хочется на ней жить. Так, где же они живут? Авторы «Основ пятидесятничкской теологии» писали:
Несмотря на то, что ангелы часто изображаются в момент служения людям, мы обычно думаем, что местом их обитания являются небеса (Матф. 22:30; Иоанна 1:51).2
Хотя «небеса» представляются достаточно ясным ответом, многие ученые считают, что в Библии говорится о трех небесах. Габелен указывает, что слово небо по-еврейски всегда стоит во множественном числе — «небеса».3
Первое небо — это атмосфера Земли.
Второе небо — это космос, состоящий из звезд и планет.
Третье небо — это область обитания Бога, ее невозможно увидеть в телескоп.
Кажется, что на небесах у ангелов есть своя особая область обитания. Иуда пишет об ангелах «не сохранивших достоинства, но оставивших свое жилище» (Иуды 6). Мне кажется, что такие ангелы могли упасть с третьего неба на второе. Павел предупреждал остерегаться ангелов «с небес», которые будут проповедовать ложное евангелие (Галатам 1 8). Вероятно, он имел в виду ангелов со второго неба.
Изначальным местом пребывания всех ангелов было, вероятно, третье небо, но с тех пор, как часть их пала, мнения относительного их нынешнего местонахождения расходятся. Тем не менее, ни один злой ангел не мог остаться на третьем небе, поскольку был бы не в состоянии вынести присутствия Божьего. (Исключением является сатана, что следует из книги Иов 1:6 и Откр. 12:10).
О серафимах, животных и Гаврииле говорится, что они находятся в присутствии Божьем, из чего мы заключаем, что они обитают на третьем небе (Исайя 6:1-6; Откр. 4:6-11; Луки 1:19).
«О небесном воинстве», состоящем из ангелов, говорится в военных терминах. Это ополчение является выражением силы и могущества «Иеговы воинств». Бог изображается как «главнокомандующий великого небесного воинства, которое творит Его волю как на земле, так и на небе»4 (1-Цар. 17:45; Псалом 88:6,8). Ангелы живут на небесах, а «работают» как на небесах, так и на земле.