Основные отношения между человеком и политикой.

Содержание этих отношений может быть сведено к трем основным типам — приобщенности человека к политике, политическому отчуждению и полному слиянию человека с политической структурой.

Первый тип - состояние приобщенности человека к политике - выражается в разнообразных формах политически активного поведения и характеризуется стремлением решить те или иные жизненно важные проблемы путем воздействия на систему политической власти. Среди факторов, способствующих включению человека в политику, особое значение имеют:

• отождествление себя с определенной политической силой в обществе — партией или движением;

• приверженность лидеру, стоящему во главе государства или политического движения;

• уровень образования: с его повышением степень участия людей в политической жизни устойчиво повышается;

• социальный статус - место человека или социальной группы в структуре общества. По мере повышения социального статуса степень вовлеченности в политические отношения возрастает;

• различные типы психологической мотивации на участие в политических действиях. При этом отмечается важность мотива достижения желаемой цели через участие в политическом движении или организации.

Второй тип отношений - состояние отчуждения, или аномии, которое характеризуется разрывом связей человека и политической системы, сосредоточением усилий на реализации частных интересов, включая их противопоставление общему интересу. Нормы общественной жизни по различным причинам теряют свое значение, перестают регулировать поведение людей и их взаимоотношения. Аномия возникает, когда сочетаются следующие психические состояния:

• чувство разочарования, обусловленное тем, что власть не прислушивается к мнению рядового гражданина;

• потеря индивидом мировоззренческих опор в поведении, утрата нравственных ориентиров и ценностей;

• убеждение, что только неодобряемое поведение может способствовать достижению поставленных целей;

• минимальная степень уважения к доминирующим в обществе ценностям и верованиям.

Третий тип отношений — полное слияние человека с политической структурой, подчинение личной жизни ее потребностям. Такая форма самореализации создает специфический тип «авторитарной личности», для которой характерны следующие черты:

• конвенционализм - отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних ценностей;

• несбалансированное, покорное отношение к авторитету;

• перенос ответственности и враждебности на внешние силы;

• желание власти и боязнь ее;

• оправдание своего поведения поведением других;

• вера в присутствие и вмешательство в политику мистических сил, заговоров, конспирации и т.д.

Права и свободы личности.

Содержание отношений между человеком и политикой в значительной степени определяется правами человека. Они представляют собой гуманистические принципы, нормы взаимоотношений между людьми, обществом и государством, обеспечивающие индивидам возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получать определенные условия жизни и блага (собственно права). Степень реализации прав человека – это основной показатель прогрессивности общественного строя.

Современные представления о правах человека вобрали в себя интеллектуальный и политический опыт человечества, связанный с преодолением фашизма и тоталитаризма, разнообразных форм насилия и эксплуатации. Они изложены во многих действующих международных документах, провозглашающих и регулирующих права человека. Наиболее значимые из этих документов – Всеобщая декларация прав человека

Наиболее содержательная классификация прав и свобод – их разделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные.

Гражданские (личные) права – это в основном естественные, неотъемлемые права человека, сформировавшиеся в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированные и расширенные в практике демократических государств. Их определяют как первое поколение прав человека.

К числу гражданских (личных) прав относятся: право на жизнь и достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; право на неприкосновенность частной жизни и жилища; свобода передвижения и выбора места жительства; свобода совести; свобода выбора национальности и языка общения. Комплекс вышеперечисленных прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы демократически организованного общества.

Первооснову всех прав и свобод личности образует право на жизнь, поскольку они утрачивают смысл в случае гибели человека. Поэтому право на жизнь представляет собой фундаментальную ценность мировой цивилизации.

Если гражданские права ориентированы на обеспечение автономии человека, то политические права создают условия для его самореализации в качестве активного участника политического процесса. Они способствуют преодолению отчуждения человека от власти, укреплению связей между гражданином, обществом и государством.

К числу основных политических прав относятся: право участвовать в управлении государственными и общественными делами; право избирать и быть избранным в органы государственной власти; право на участие в отправлении правосудия; право на объединение в общественные организации; право петиций в государственные органы и органы местного самоуправления; право на информацию; свобода слова; свобода собраний, митингов и демонстраций.

Социальные права должны обеспечивать человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность. Основными правами этого блока являются: право на социальное обеспечение; право на жилище; право на отдых; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на защиту детства и материнства; право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Социальные права граждан Российской Федерации закреплены в ст. 40, 41, 42 Конституции РФ.

Первостепенное значение для духовного развития имеют культурные права. К ним относятся: право человека на образование, свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества; право на охрану интеллектуальной собственности; право на доступ к культурным ценностям; право на поиск, передачу, производство и распространение информации, запрет на цензуру.

Политическая социализация.

Включение индивида в политику невозможно без усвоения политических, знаний, норм, ценностей, традиций, поведенческих стандартов, без принятия на себя определенных политических ролей. Этот процесс называется политической социализацией (от лат. socialis – общественный). По мере его развертывания формируется политическое сознание и поведение личности, происходит ее становление как субъекта политики. Утрата соответствующих знаний, норм, ценностей и ролей является политической десоциализацией

Политическая социализация имеет две стороны – объективную и субъективную. Первая связана с воздействием на человека всей совокупности существующих социально-экономических, политических и духовных факторов. Субъективная сторона политической социализации определяется сознательной, целенаправленной деятельностью власти по формированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполняют различные учреждения воспитания, обучения и профессиональной подготовки членов общества, средства массовой информации. В политической науке перечисленные структуры называют агентами социализации

В процессе политической социализации возрастает роль СМИ, способных воздействовать на максимальное число людей в короткий промежуток времени.Поэтому идет борьба за владение СМИ

Политическая социализация включает в себя не только воздействие политической системы на человека через соответствующие институты, но и активность самой личности, направленную на освоение окружающего мира. Индивид может избирать предпочтительную политическую позицию и даже влиять на социализирующую его систему в желаемом для себя направлении

Создание эффективного механизма политической социализации представляет собой одну из важнейших практических задач любой власти

Политическая социализация осуществляется в двух основных формах, которые взаимосвязаны между собой, – прямой и косвенной. При прямой социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит явно выраженный политический характер (например, представления о политическом и государственном строе, о деятельности партий и движений, о характере избирательной системы или идеологий и т.д.). В случае косвенной социализации индивидом вырабатываются такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на политическое поведение. Так, общение с родителями, учителями и другими субъектами, обладающими определенной социальной властью, развивает в индивиде уважение или неуважение к власти и авторитету, со временем распространяющееся на политическую власть и политический авторитет.

типы социализации – гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.

Гармонический тип политической социализации предполагает наличие зрелых демократических традиций и гражданского общества, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку и государству, выполнение имсвоих гражданских обязанностей.

Для плюралистического типа политической социализациихарактерны: преимущественно опосредованное взаимодействие личности с властью через культурно-этнические группы или партии, подвижность и изменчивость политических ориентации граждан, способность участников политического процесса к достижению консенсуса на основе ценностей либеральной цивилизации.

Конфликтный тип политической социализацииформируется в условиях межгрупповой борьбы, затрудняющей носителям различных ценностей достижение согласия друг с другом и с властью. Чтобы проявить себя в качестве субъекта политики личность должна присоединиться к какой-либо группе, касте, клану, классу и т.д.

Гегемонистский тип политической социализациипредполагает вхождение человека в политику исключительно за счет признания ценностей какого-то класса, религии или идеологии. Он характерен прежде всего для закрытых политических систем, не приемлющих иных, не «своих» ценностей, тоталитарных и авторитарных.

Согласно преобладающей в науке периодизации выделяют первичный и вторичный этапы политической социализации. Первичный этап совпадает с детским и юношеским возрастами индивида и характеризуется интенсивным усвоением политической информации, приобретением начального опыта политической жизни. Вторичный этап связан с периодом социальной зрелости индивида, когда он обретает относительно устойчивую совокупность политических ориентаций и способен реализовывать ее в процессе выполнения определенных политических ролей.

В зависимости от вовлеченности человека в политику выделяют следующие типы ролей.

1. Обычный член общества, политически пассивный (вплоть до аполитичности) и потому имеющий статус лишь объекта политики;

2. Гражданин, состоящий в одной или нескольких общественных организациях и косвенно (через них) включенный в сферу политической практики.

3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации и по своей воле включившийся в политическую жизнь. Степень его участия в политике определяется общественным значением организации и той ролью, которую он в ней играет.

4. Общественный и особенно политический деятель.

5. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность является не только основным занятием, но и смыслом жизни.

6. Политический лидер (организационный, идейный, формальный или неформальный), воспринимаемый как авторитет или последняя инстанция1

Наши рекомендации