Отличительные черты действия Духа Божьего
Предисловие Уильяма Купера
Существует несколько периодов, или дней благодати, которые Церковь Божья переживала от начала времен. Это период патриархов, период закона Моисеева и период Евангелия Иисуса Христа, в котором мы сейчас находимся. Это самый ясный день, который был когда-либо, и он превосходит другие, имея особые преимущества. Нам, которые так счастливы жить в евангельский период времени, могут быть адресованы слова нашего Спасителя, которые Он говорил Своим ученикам, когда впервые утверждал царство Мессии на земле и когда начали распространяться свет и сила Евангелия: «...блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лк. 10:23-24).
Период Моисея, хотя и омраченный образами и фигурами, все же весьма превосходил предыдущий; но период Евангелия настолько превосходнее в славе, что затмевает славу законнического, как звезды исчезают, когда солнце встает и поднимается в своей силе. Самое главное, что делает Евангелие таким славным, — это служение Духа. Во время проповеди этого Святой Дух должен был изливаться более обильной мерой, не только в чудесных дарах, как в первые дни Евангелия, но и во внутренних спасительных действиях, сопровождающих внешнее служение, чтобы произвести многочисленные обращения людей ко Христу и дать духовную жизнь тем душам, которые прежде были мертвыми во грехах и беззакониях, подготавливая их таким образом к вечной жизни. Об этом говорит апостол, когда проводит сравнение между Ветхим Заветом и Новым, между законом Моисея и Евангелием Иисуса Христа: «...потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице
Моисеево по причине славы лица его преходящей, - то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?» (2 Кор. 3:6-8).
Это благословенное время Евангелия имеет несколько других названий, которые могут повысить нашу оценку его. Евангельский пророк называет его «лето Господне благоприятное» (Ис. 61:2). Или, как можно прочесть, год милости, благорасположения, или доброй воли Господа, поскольку это особенное время, когда Он являет Свою благодать и благоволение чрезвычайным образом и раздает духовные благословения в полной мере Своей щедрой рукой. Наш Спаситель также называл это возрождением (см. Мф. 19:28), которое может означать не только то славное восстановление, которое ожидается в конце христианского периода, но и обновляющее действие благодати в отдельных душах, производящееся от начала и до конца этого. Немногие были обновлены и освящены в прежние периоды по сравнению с примерами Божьей благодати в евангельское время. Когда евангельская церковь только была основана, в нее пришло столько людей, что это стало поводом для приятного, восхищенного вопроса, который на самом деле был также и пророчеством об этом: «Кто это летят, как облака, и как голуби — к голубятням своим?» (Ис. 60:8). Затем сила божественного Духа настолько сопровождала служение слова, что тысячи людей обратились в веру после одной проповеди. Но несмотря на это великое излияние духа, когда свет Евангелия впервые осиял мир, — то приятное появление религии, которое затем появилось на лице земли, — имело место постепенное приглушение Его спасительного света и влияния, так что Евангелие стало менее эффективным и состояние христианства стало увядать в разных местах.
В самом деле, во время Реформации, когда свет Евангелия осиял церковь и разогнал тучи антихристианской тьмы, закрывавшие ее, сила божественной благодати так сопровождала проповедь слова, что оно имело восхитительный успех в обращении в веру и назидании душ, так что благословенные плоды этого проявились в сердцах и в жизни исповедующих это. Это был один из «дней Сына человеческого», в который превознесенный Искупитель выступил в Своей славе и величии на белом коне чистого Евангелия, «победоносный, и чтобы победить» , и лук в Его правой руке, подобно луку Ионафана, не возвращался назад. Но каким мертвым и бесплодным было нынешнее время, весьма долго, во всех церквах Реформации? Золотые дожди были ограничены; влияния Духа приостановлены; следствием же этого было то, что Евангелие не имело како- го-либо выдающегося успеха. Случаи обращения в веру были редки и сомнительны; у Бога рождалось мало сынов и дочерей, а сердца христиан не были так оживлены, согреты и освежены таинствами, как прежде.
То, что это было печальным состоянием религии среди нас в этой земле на протяжении многих лет (кроме одного-двух особенных мест, которые временами посещались дождями милости, в то время как над другими городами и церквами не было дождей), будет признано всеми, кто имеет развитые духовные чувства, как это и оплакивалось верными служителями и серьезными христианами. Это также было постоянной просьбой в наших публичных молитвах каждое воскресенье, «чтобы Бог излил Свой Дух на нас и оживил наше дело среди лет». Помимо наших ежегодных дней поста, назначенных правительством! большинство церквей определило отдельные дни, чтобы искать Бога посредством молитвы и поста, чтобы Он «пришел и излил праведность на нас».
А теперь — «вот! Господь, Которого мы искали, внезапно пришел в храм Свой». Такого периода благодати, в каком мы сейчас находимся, определенно не видели ни мы, ни наши отцы, и в некоторых обстоятельствах он настолько чудесен, что я верю, что подобного этому не было со времен чрезвычайного излияния Духа сразу же после вознесения нашего Господа. Похоже, что к нам вернулись апостольские времена: такое было проявление силы и благодати божественного Духа в собраниях людей, и так подтверждал Он слово Евангелия.
Я помню замечательный пассаж покойного преподобного г-на Хоу, который, думаю, стоит привести здесь. Он находится в его лекции «Преуспевающее состояние христианской церкви перед концом времен благодаря обильному излиянию Святого Духа», на странице 80. Он говорит: «В такое время, когда Святой Дух будет изливаться обильно, служители, без сомнения, будут иметь свою порцию этого. И когда такое время придет, я верю, что вы услышите совершенно не такие проповеди (или их услышат те, кто будет жить в то время), как те, что вы обычно слышите в наши дни. Без сомнения, с душами все будет по-другому. К сожалению, весьма очевидно, что происходит великое удаление Духа Божьего даже от нас. Мы не знаем, как сказать слова жизни душам, как проникнуть в вас; наши слова умирают у нас на устах или падают и погибают между вами и нами. Мы даже лишаемся сил, когда говорим; долго переживаемая безуспешность делает нас отчаявшимися; мы говорим не как люди, которые надеются победить, которые ожидают сделать вас серьезными, устремленными в небеса, думающими о Боге и ходящими так, как подобает христианам. Методы привлечения и убеждения душ, даже те, которые кто-то из нас знал, большей частью утеряны среди нас. Использовались другие пути, которые мы можем вам подсказать, относительно того, как успокоить закоснелых и пробудить тех, кто чувствует себя в безопасности, обличить и убедить упрямых, и завоевать недовольных. Без сомнения, многое будет дано какой-то части служителей, когда начнется это излияние Духа, как и ожидается; они будут знать, как говорить более точно, с большим состраданием, с большей серьезностью, с большим авторитетом и привлекательностью, чем мы находим себя способными говорить сейчас».
Соглашаясь со справедливым ожиданием этого великого и превосходного человека, мы обнаружили это в нынешнее удивительное время. Среди нас появилось несколько проповедников, которым .Бог дал такую большую меру Своего Духа, что мы готовы иногда применять к ним описание, данное Варнаве, что «он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» (Деян. 11:24). Они проповедуют Евангелие Божьей благодати, переходя из одного места в другое, с необычайной ревностью и прилежанием. Доктрины, на которых они настаивают, являются доктринами Реформации, под влиянием которых сила благочестия так процветала в прошлом веке. Основными моментами, на которые опираются их проповеди, являются такие важные темы, как вина, развращенность и бессилие человека; сверхъестественное возрождение Духом Божьим и освобождающее оправдание по вере в праведность Христа; и признаки нового рождения. Манера их проповеди характеризуется не соблазнительными словами человеческой мудрости, хотя они и говорят мудрость между совершенными. Пылкая любовь ко Христу и к душам согревает их грудь и оживляет их труды. Бог сделал Своими служителями действенных духов и пламя огня; и Его слово в их устах было «как огонь, и как молот, разбивающий скалу на куски». В большинстве мест, где они трудились, Бог, очевидно, работал вместе с ними и «подтверждал слово последующими знамениями». Такая сила и присутствие Бога в религиозных собраниях не были известны с тех пор, как Бог поставил Свое святилище среди нас. Он воистину «прославил дом Своей славы».
Это действие воистину чрезвычайно в том, что касается его широты. Оно более или менее охватывает несколько провинций, которые простираются на много сотен миль на континенте. Он «посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его». Оно пришло и распространилось в некоторых наиболее населенных городах, в главных местах скопления народа и деловой активности. И — благословен Бог! — оно посетило учебные заведения как здесь, так и в соседней колонии. О, да пребудет Святой Дух в них постоянно, да охватит Он нашу преданную молодежь и да сделает их заостренными стрелами, чтобы они успешно вели битвы Господни против сил тьмы, когда они будут призваны на служение! Другое чрезвычайное отличие заключается в количестве людей, которые были подвержены этому действию. Глупые грешники обращались в веру тысячами, и в некоторых местах повсюду задавался вопрос: «Что мне делать, чтобы спастись?» Я весьма верю, что в этой нашей метрополии в последнюю зиму несколько тысяч человек находились под таким религиозным впечатлением, какого они никогда раньше не испытывали.
Это действие также было удивительным в том многообразии типов людей, которые оказались под его влиянием. Там были люди всех возрастов. Некоторые пожилые люди были выхвачены словно головешки из огня и стали памятниками божественной милости, родившись для Бога, хотя и не вовремя; как апостол говорит в своем случае (см. 1 Кор., гл. 15). Но здесь, у нас, это большей частью касалось молодых людей. Веселые юнцы склонялись, словно ивы, под жезлом Искупителя и с готовностью собственноручно отдавали себя Богу. А из уст младенцев и малых детей Бог устроил Себе хвалу, чтобы сделать безмолвным врага и мстителя. — Людитакже были из всех рангов и сословий. Были некоторые из великих и богатых, но больше простых и бедных — из всех стран и народов. — Эфиопия протянула свою руку: некоторые из бедных негров, я верю, вошли в славную свободу детей Божьих. — Во всех качествах и состояниях: самые невежественные, глупые, младенцы в знании сделались мудрыми ко спасению, были научены небесным истинам, которые были скрыты от мудрых и рассудительных. Некоторые из образованных и знающих среди людей получили от Отца небесного откровение таких вещей, которым не учит плоть и кровь; а некоторые из тех, кто был увлечен современными веяниями и не имел ничего, кроме вежливой религии нынешнего времени, были побеждены в своих предрассудках, преодолены в своих плотских рассуждениях, так что их понимание преклонилось перед тайнами Евангелия. Теперь они принимают истину такой, какова она в Иисусе, и их вера теперь утверждается «не на мудрости человеческой, но на силе Божией». Некоторые из самых грубых и необузданных стали вести себя порядочно и трезво во всем. Веселые и легкомысленные стали степенными и серьезными.
Некоторые из самых больших грешников превратились в настоящих святых; пьяницы стали воздержанными; блудники и прелюбодеи стали вести себя целомудренно; ругатели и хулители научились бояться этого славного и страшного Имени их Господа Бога, а плотские дети мира сего стали прежде всего искать Царства Божьего и Его праведности. В самом деле, ругатели- и насмешники во время этого действия подчинились его покоряющей силе. Некоторые люди такого склада, которые пошли послушать проповедника (как некоторые пошли послушать Павла: «Что хочет сказать этот суеслов?»), оказались неспособны противостоять силе и Духу, с которыми он говорил; они в трепете внимали слову и ушли в слезах, а впоследствии прилепились к проповеднику, как Дионисий Ареопагит прилепился к Павлу (Деян. 17:18, 34). До меня доходили известия о различных примерах такого рода.
Добродетельные и воспитанные люди были убеждены, что на нравственность не следует полагаться в жизни, и с большим восхищением искали нового рождения и жизненно важного союза с Иисусом Христом через веру. Те же, кто формально исповедовал веру, были пробуждены от своих мертвых формальностей и приведены под силу благочестия. Они были выведены из состояния ложного покоя и направлены строить свою надежду только на праведности Посредника. В то же самое время многие из детей Божьих были весьма оживлены и освежены, пробудившись от сонного состояния, в которое они впали, и с восхищением, в прилежании стремились сделать твердым свое призвание и избрание, переживая драгоценные моменты оживления и утверждения. Настолько широким и охватывающим было это божественное влияние в эту славную пору.
Стоит упомянуть еще об одном, а именно о единообразии этого действия. Исходя из сообщений, полученных мною в письмах, из бесед со служителями и другими людьми, живущими в различных частях той земли, где происходит это действие, то же самое действие производится как в одних местах, так и в других. Метод воздействия Духа на умы людей остается тем же самым, хотя и имеется некоторое различие в обстоятельствах, как обычно и в другие времена; а особенные проявления, которыми сопровождается это действие и которые не были настолько распространены в другие времена, также практически те же самые. Именно они вызывают у многих людей возражения против этого действия, однако обращение в веру является тем же самым действием всякий раз, когда оно происходит; все же кажется резонным предположить, что в особенное время, когда Богу угодно совершать действие своей благодати более явным и славным образом, так, чтобы это было замечено миром; в такое время, я считаю, резонно ожидать, что могут быть особые проявления действия обращения в веру, которые нечасто происходят в другие времена, — когда, тем не менее, происходят истинные обращения в веру, — или какие- то обстоятельства, сопровождающие это действие, могут достигать необычной степени и высоты. Если бы это было не так, действие Господа не было бы настолько почитаемо и о нем бы не говорили так много; и поэтому Бог не имел бы такой славы от этого. Также само это действие не распространялось бы так быстро, ибо Бог, очевидно, использовал примеры и рассуждения в его осуществлении.
Что же касается плодов этой работы (ожидать которые нам так часто советовали), то благословен Бог! По нашим наблюдениям, эти плоды выглядят пребывающими. Я не имею в виду, что никто не потерял своих впечатлений или что не было никаких случаев лицемерия и отступничества. Писание и опыт подводят нас к тому, чтобы ожидать этого в такое время. У меня вызывает удивление и благодарность, что этого не произошло в большей степени. Но я хочу сказать, что большое число тех, кто был пробужден, до сих пор ищут и стремятся войти «тесными вратами». Большинство из тех, кто обратился в веру, продолжают проявлять признаки того, что являются новыми творениями и выглядят прилепившимися к Господу всем своим сердцем. Можно сказать, что в этом городе продолжается новая жизнь; хотя многие обстоятельства стремятся сделать это действие не таким заметным здесь (например в Бостоне, в Новой Англии), как и в меньших и удаленных местах. Многие вещи, не приличествующие исповеданию Евангелия, в значительной мере были устранены. Таверны, школы танцев и собрания, которые всегда оказывались недружественными по отношению к серьезному благочестию, стали посещаться людьми гораздо реже. Многие упростили свои одежды и внешний вид, чтобы выглядеть более похожими на последователей смиренного Иисуса. Также было удивительно и приятно видеть, как некоторые молодые особы того пола, который более всего любит подобную суету, отказались от своих красивых украшений как следствие и показатель того, что они ищут внутренней славы «дочери Царя». Религия теперь стала предметом разговоров в домах друзей намного чаще, чем я когда-либо знал. Доктрины благодати принимаются и ценятся. Частные религиозные собрания весьма умножаются. Публичные собрания (особенно лекции) посещаются людьми гораздо чаще, и наши слушатели никогда не были такими внимательными и серьезными, как сейчас. В самом деле, имеет место чрезвычайный аппетит по «чистому словесному молоку».
Прошло уже более двенадцати месяцев с тех пор, как в этом городе была проведена первая вечерняя лекция; теперь их проводится несколько: две постоянно по вечерам во вторник и пятницу, когда большинство из наших самых просторных домов наполняются слушателями, по виду и поведению кажется, что они пришли послушать, чтобы их души могли жить. Один вечер в Божьем дворе теперь ценится более, нежели множество вечеров в другом месте. Также многие люди обращаются к служителям за помощью в частном порядке. Наши руки остаются полностью занятыми работой, и во многих случаях приходит больше людей, и мы не можем поговорить с каждым в отдельности. Я был так подробен для того, чтобы люди из дальних мест, которые желают знать нынешнее состояние религии здесь, смогли получить определенное удовлетворение, когда в их руки попадут эти бумаги.
Может ли сейчас кто-то не знать, какому духу приписать это действие? Приписывать его дьяволу, как делают некоторые, равносильно тому, чтобы делать древнего змея подобным глупой женщине, которая разрушает свой дом своими руками (Прит. 14:1). Наш Спаситель учил нас утверждать обратное в таких случаях. «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф. 12:25-26).
То, что некоторые сохраняют предвзятое отношение к этому действию, а другие поносят и злословят его, не делает его менее похожим на действие Божье: иначе там не хотелось бы видеть ни одного признака этого, потому что дух мира сего и дух от Бога противоположны один другому. Я не удивляюсь тому, что сатана разъярен и проявляет свою ярость в некоторых людях, находящихся под его влиянием, когда его царство настолько потрясено, а его подданные сотнями и даже, надеюсь, тысячами оставляют его. Предвзятые мнения некоторых людей, без сомнения, вызваны невозможностью быть правильно информированными, а также полученными издалека неверными сведениями. Другие могут соблазниться, потому что они сами не испытали ничего подобного такому действию; а если это так, тогда они должны начинать все заново и полагать другое основание, нежели то, на котором они строили, — а это людям трудно принять. Другим, пожалуй, это нынешнее действие может не нравиться потому, что оно поддерживает и подтверждает некоторые принципы, которые они еще не приняли и против которых в их умах бытует предвзятое мнение, от которого они не могут легко отказаться. Наверняка эти плоды не растут на Арминианской земле. Я надеюсь, что никто не испытывает неприятных чувств к этому действию потому, что они не были использованы в нем как инструменты. Ибо если мы искренне любим Господа Иисуса Христа, мы возрадуемся, видя, как Он возрастает, хотя нам и нужно умаляться. Если кто-то решительно настроен не верить этому действию, поносить его и противостоять ему, их следует вверить верховной силе и милости Бога, чтобы Он просветил их и спас их. Я готов думать, что эти люди, если они имели возможность быть правильно информированными, были бы неверующими и противниками чудес и миссии нашего Спасителя, если бы жили в Его дни. Та злоба, какую проявили некоторые из них, мне кажется весьма близкой к непростительному греху; и им следует остеречься, чтобы в самом деле не согрешить грехом к смерти; ибо я верю, что он может быть совершен в эти дни, как и во дни апостолов, поэтому я думаю, что люди сейчас находятся в большей опасности совершить его, чем в другие времена. По крайней мере, пусть они подвергнутся страху того слова из Псалма 27:5: «За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их».
Но если кто-то расположен принять обличение, имеет разум, открытый для света, и действительно хочет знать, от Бога ли нынешнее действие, то я с великим удовлетворением и удовольствием могу порекомендовать им следующие страницы, на которых они найдут «отличительные черты» такого действия, какие можно найти в Священном Писании, примененные к необычайному действию, происходившему в умах многих людей в этой земле. Здесь этот вопрос проверяется непогрешимым пробным камнем Священного Писания и взвешивается на весах святилища с великой рассудительностью и беспристрастностью.
Предприятие такого рода своевременно и необходимо, и я искренне желаю благословить Бога, который побудил, этого Своего слугу взяться за это и любезно помогал ему в этом. Преподобный автор известен как «книжник, наученный Царству Небесному»; место, где он был призван нести свое служение, было знаменитым религией, основанной на опыте; и он имел возможности наблюдать за этим действием во многих местах, где оно могущественно являлось, и общаться со многими людьми, подвергшимися ему. Эти вещи дают ему большее право браться за эту работу, чем кому-либо другому. Его аргументы в поддержку этого действия весьма опираются на Писание, здравый смысл и опыт; и я верю, что каждый открытый и здравомыслящий читатель скажет, что он пишет стилем, весьма свободным от восторженного или пристрастного духа. Здесь утверждается использование человеческих знаний; рекомендуется методический способ проповеди, являющийся плодом не только молитвы, но и изучения; призывается к проявлению милости в суждении о других, а также с большой верностью предостерегается и предупреждается о тех вещах, которые считаются порочными и вполне могут быть препятствиями к этому действию. Я верю, что многие будут благодарны за эту публикацию. Те, у кого уже были благоприятные мысли об этом действии, найдут подтверждение этому, а сомневающиеся смогут найти убеждение и удовлетворение. Но если есть кто- то, кто при всем этом не может увидеть подписи божественной руки на этом действии, то остается надеяться, что их удастся убедить сдержать свою критику и остановиться в своем противостоянии, чтобы они не оказались сражающимися с самим Богом.
Я мог бы сказать еще несколько вещей, которые, как вижу, должен опустить, иначе я выйду далеко за пределы предисловия; и я боюсь, что мне нужно просить прощения, как у читателей, так и у издателей, за то, что я уже зашел так далеко. Но я просто не могу не выразить свое желание, чтобы те, кто был знаком с этим действием в одном месте и в другом, передали бы сообщения об этом в руки преподобного автора этого труда, чтобы их можно было составить в повествование, подобное тому, где рассказывается об обращениях в веру в Нортгемптоне, которое было опубликовано несколько лет тому назад; чтобы мир узнал об этом удивительном периоде — его начале, его развитии и его различных обстоятельствах. Это, полагаю, принесет честь Святому Духу, о Чьем действии и служении так позорно отзывались в христианском мире. Это было бы открытым признанием божественности презираемого благовестил, и могло бы иметь благое влияние на другие места, где посредством этого стал бы слышен отголосок этого чудного действия. Я не могу не думать о том, что это было бы одной из самых полезных частей истории Церкви, которой благословлен народ Божий. Возможно, это было бы из всего существующего ближе всего к Деяниям апостолов; и все истории в мире не сравнятся с этим. Здесь мы имеем нечто такое же удивительное, как и в книге, Бытие, и новое творение другого рода открывается нашим глазам. Однако я должен остановиться.
Я добавлю только лишь мою молитву о том, чтобы достопочтенный автор этого труда еще долго продолжал быть горящим и сияющим светом в золотом светильнике там, где поместил его Христос, и оттуда осиял своим светом эти провинции! Чтобы Божий Дух, чье дело здесь поддерживается, сопровождал эту и другие денные публикации Его слуги Своим могущественным влиянием; чтобы они способствовали интересам Искупителя, служили целям живой религии и принесли автору радость ныне и венца в будущем!
У. КУПЕР
Бостон, 20 ноября 1741 г.