Значимость приходской церкви
Самым важным и влиятельным институтом для блага человечества в любом обществе является Церковь Господа нашего Иисуса Христа. Но многие отпали от нее.
Приведу пример. Недавно во время полета в Чикаго я разговорился с соседом. Когда я спросил, христианин ли он, тот небрежно и легкомысленно ответил, что не очень-то религиозен. В детстве его заставляли ходить в церковь, и, будучи еще ребенком, этот человек поклялся, что, покинув дом, он никогда больше не зайдет в церковь. Он заявил, что Церковь ничего не может дать ему.
Тогда я спросил его, хотел бы он жить в обществе, где нет Церкви. Он посмотрел на меня несколько удивленно и воскликнул: «Конечно, нет!». — «А вам не приходило в голову, что вы паразит?» — спросил я. — «Что вы имеете в виду?» — потребовал он ответа. «Вы хотите пользоваться всеми благами того, что вашему обществу дает церковь, а сами для этого ничего не хотите делать» — объяснил я. Он помолчал минуту, а затем отозвался взволнованно: «В это воскресенье я буду в церкви».
Многие любят посещать церковную службу, потому что это приносит хорошее настроение, но они не хотят быть причастными к Божьим делам. Поэтому они платят пастору за то, чтобы он занимался этим — наносил визиты вновь прибывшим, давал советы, организовывал увлекательные молодежные программы и иногда произносил в проповеди что-ни- будь воодушевляющее из тридцать третьего псалма. За 50 лет моей жизни во Христе я очень привязался к приходской церкви. Моя жена и я стали христианами под влиянием Первой пресвитерианской церкви Голливуда, где мы были вскормлены, будучи молодыми верующими.
Вскоре после того как я принял Христа, еще продолжая бизнес в Голливуде, я начал учиться в Принстонской теологической семинарии. Позднее я перевелся в Теологическую семинарию Фуллера, ближе к месту работы. Я учился пять лет. В это время я служил диаконом в церкви и был руководителем большой евангелической группы. В активную пропагандистскую программу группы включилось больше ста человек.
В 1951 году Господь побудил меня принять участие в распространении Благой Вести о Христе в мире. Результатом этого видения стал «Кампус крусейд», который теперь именуется также «Новая жизнь-2000». Мы с Вонеттой считали приходскую церковь важнейшей частью деяний Господа в мире и приняли решение требовать от каждого работника «Кампус крусейд» активного участия в местной конгрегации.
Наша привязанность к приходской церкви так сильна, что приблизительно сорок лет тому назад в евангелизационном буклете для новообращенных «Четыре духовных закона» я посвятил отдельную страницу вопросу о значении приходской церкви. Эти идеи опубликованы в полутора миллионах экземпляров буклета, который напечатан и распространен на многих языках мира.
Растущая озабоченность
Наш Господь смотрит на Свою Церковь, Свое Тело верующих, как на «соль земли» (Мф. 5:13). Соль является необходимой добавкой к пище людей. Она придает пище вкус, а как консервант продлевает жизнь портящимся продуктам. Но большинство христиан сегодня потеряли свою соль. Многие некогда значимые для американцев ценности постепенно исчезают, а Церковь не в силах сохранить их.
Беседуя со многими видными христианскими лидерами по всей стране, я убедился в растущей среди них озабоченности трагическим состоянием Америки и Церкви. Очевидно, что Святой Дух действует среди тех, кто по-прежнему слышит Его голос и движется в направлении грядущего возрождения. Это Он вызывает озабоченность в умах и душах Своих людей.
Свидетельство тому — восторженный отклик шестисот христианских лидеров, участвовавших в собрании поста и молитв в Орландо.
Роль Святого Духа
Святой Дух, который коснулся этих лидеров, — творец возрождения. В конечном счете, ни один христианин не будет поститься и молиться для духовного возрождения, если Святой Дух не призовет его.
Иисус сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня...» (Ин. 6:44). Но именно Святой Дух ведет к осознанию греха:
«И Он обличит мир о грехе и о правде и о суде... Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...» (Ин. 16:8,13).
Я верую, что Святой Дух, готовя грядущее возрождение, зажжет в сердцах и умах миллионов верующих стремление каяться, поститься и молиться.
В ходе возрождения Святой Дух откроет верующим их подлинное духовное состояние, их нужду в покаянии и возвращении к первой любви. Он воодушевит своих служителей передать Его новую заповедь Церкви. Он использует их для того, чтобы убедить других верующих оставить свои мирские занятия и обратиться к Господу всем сердцем.
Распад духовных ценностей
Но если Святой Дух — двигатель возрождения, почему же такая значительная часть Церкви Христовой обессилела?
Ответ прост: мы не слушаем Господа. Мы не повинуемся Ему.
В течение долгого времени значительная часть Церкви отстранилась от реальности Господа. В духовном отношении мы уподобились лягушке в котле.
Наверное, вы слышали эту басню. Лягушку бросили в котел с водой и зажгли в очаге слабый огонь. Вода стала медленно нагреваться. Лягушка наслаждалась теплой водой. Прежде чем лягушка успела понять, что происходит, она сварилась.
То же самое произошло с Церковью. С течением времени медленный распад духовных ценностей привел к трагическому погребальному звону.
В течение последних тридцати лет медленное скольжение Америки к нравственной деградации происходило на глазах Тела Христова. Посмотрите на состояние Церкви, на то, что ее окружает, — и вы поймете, почему.
Во-первых, христиане отказались от своей первой любви. Согласно множественным опросам, большинство верующих утратили свой начальный духовный огонь и предалось мирским делам. Подобно церкви Ефеса (Откр. 2:1-7), они уже не любят Господа так, как прежде.
Во-вторых, христиане по большей части чрезвычайно разделены. В Церкви, расколотой на множество вероисповеданий, каждое из которых отличается своими толкованиями, происходят ожесточенные споры по вопросам доктрин, рукоположения женщин, допустимости абортов и другим проблемам. Посвящение гомосексуалистов и узаконение мужеложества и лесбиянства, например, привели к расколу в основном ядре деноминаций по вопросу сохранения ортодоксальной оценки гомосексуализма как мерзости (Лев. 18:22 и Рим.1).
К тому же многие общины страдают от внутренних раздоров. Вместо того чтобы быть местом успокоения для духовно усталых, церкви часто становятся полем битвы духовных вожделений. «Как пастор я знаю, — сказал Стив Гоулд из Кристалской евангелической свободной церкви в Миннеаполисе, — что в этой стране существуют тысячи церквей, разрушенных ожесточением, распрями, интригами, враждой между членами общины. Господь недоволен этим. Он хотел бы развеять духовный мрак этих церквей».
В-третьих, у христиан плохой имидж. Когда я был молодым человеком, многие подобные мне неверующие считали, что приходская церковь — это место для слабосильных, женщин и детей. И сегодня супермены — подобия Клинта Иствуда, Гаррисона Форда, Арнольда Шварценеггера — думают так же. Голливуд и средства массовой информации усилили этот образ, рисуя «святош» как слабых женоподобных индивидов, которых должен презирать «настоящий мужчина».
Голливуд часто изображает священников как людей, которые служат Господу, а сами должны преодолевать вожделение к женщинам. К сожалению, за последние годы какое-то число священников в нашей стране было изобличено в сексуальных и финансовых проступках. Согласно оценкам, десять- пятнадцать процентов духовенства, а также тех, кто занят в близких сферах деятельности, обременены такого рода проблемами.
Некоторые христианские лидеры обличают пороки с кафедр, а сами тайно предаются греху. Добавьте сюда процент разводов среди верующих, и у вас создастся ощущение того, что люди, называющие себя христианами, мало чем отличаются от остальных.
Среди журналистов, социологов, священников циркулируют статистические данные о числе разводов среди христиан сегодня — пятьдесят процентов, приблизительно столько, сколько среди неверующих. Однако Джордж Варна считает, что эта оценка неверна.
«В 1900 году на каждые сто браков приходилось сорок восемь разводов, чему соответствовало приблизительно 1,1 миллиона случаев развода. Но число тех, кто разводится и кто женится именно в данном году, не всегда одинаково. Другими словами, люди, которые поженились в 1990 году, не обязательно разведутся в этом же году».
В отношении длительного периода Варна утверждает: «Исследования показывают, что примерно одна четверті» вступающих в брак в дальнейшем разведется» 2.
Однако на ближайшую перспективу отмечается статистика разводов в сорок восемь-пятьдесят процентов. В своем прогнозе «Америка-2000» Варна показывает, что разводы и многократные браки еще больше распространятся в нашем обществе. Положение дел не улучшается. Сегодня многие христианские лидеры рассматривают развод как настоящее бедствие для Церкви.
Хотя точные данные о разводах среди христиан отсутствуют, легко видеть, что эта статистика отражает соответствующую картину в обществе. Почему?
• Мы сошли с путей Господа. Мы более не повинуемся Его заповедям в отношении этих проблем.
• Расторжение брака «при отсутствии вины» сделало судебную процедуру столь упрощенной, что развод стал легким решением личных трудностей в семейной жизни.
• Развод перестал восприниматься Церковью и обществом как клеймо позора.
• Общество и значительная часть Церкви приняли развод как неизбежное зло.
• Общество и Церковь не сумели внедрить в сознание людей идею, что брак — это обязательство на всю жизнь.
Тот факт, что развод наносит человеку душевную травму, такую же, как заболевание раком, по-видимому, не осознается теми, кто хочет «освободиться» от уз брака.
В то время как потребность в получении помощи для преодоления душевных травм, которые приносит развод супругам и их детям, достигла критических размеров, ни окружающие, ни Церковь больше не предпринимают ничего, чтобы не допустить разводов. Став составной частью брака, развод теперь является перспективой для каждой пары, идущей к алтарю.
Невозможно оценить влияние этого печального явления на детей и все общество в целом. Уже в ближайшие годы мы увидим, как скажутся эти болезненные разрывы на миллионах молодых людей, утративших способность любить, доверять другим, брать на себя обязательства. Это наложит отпечаток и на их браки, которые будут обречены с самого начала.
В-четвертых, христиане потеряли влияние в обществе. Несколько лет тому назад большой опрос показал, что в Америке шестьдесят миллионов возродившихся во Христе. Такие издания как, например, «Уол страт джорнел», ухватились за этот результат. Если это так, спрашивает журнал, почему Америка опустошается преступностью и насилиями? Разве не считается, что христиане — это «соль и свет»? Если это так, то где же это великое христианское влияние на наше обанкротившееся общество?
Часть ответа состоит в том, что миллионы тех, кто называет себя христианами, на самом деле таковыми не являются. Хотя это и религиозные люди, у них никогда не было опыта личных отношений с Иисусом Христом. А многие из тех, кто является христианами, живут мирской (плотской) жизнью. Как писал апостол Иоанн:
«А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2: 3-6).
Как я уже говорил, соль придает вкус еде и сохраняет портящиеся продукты. Иисус сказал: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13). Проблема Церкви сегодня в том, что многие христиане уже потеряли свою силу, дурной привкус появился от них на устах общества. Большинство верующих сегодня борются за то, чтобы выжить в обществе, а не за то, чтобы общество сохранило себя.
В-пятых, христиане стремятся к легким решениям и быстрому успеху. Большинство служителей Господа избегает пламенных проповедей о благочестии и покаянии. Вместо этого они угождают вожделениям своей паствы, произнося «пожелания» здоровья, богатства, успеха в жизни. Похоже на то, что многие проповедники сосредоточились на том, как улучшить материальную и душевную участь верующих в этой жизни, а не на том, чтобы они стремились к Царству Божию и Его правде (Мф. 6:33) и исполнению Великого поручения (Мф. 28:18-20).
Многие проповедники рекламируют блага, ниспосылаемые христианством. В результате они ведут неофитов к поверхностной вере и в конце концов — к разочарованию в вере. Цитируя Христа, Билли Грэм писал:
«Он сказал: "...Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11:30). Тем не менее Он призывает нас следовать за Ним, несмотря ни на что. Он никогда не обещал, что дорога будет ровной»3.
Наш Господь претерпел ради нас муки на кресте. Жизнь апостола Павла — это череда разочарований, боли, страданий, завершившаяся мученической смертью; и вместе с тем, она полна духовных побед (2 Кор. 11:22-33).
«Нет жизни без проблем, — говорит Грэм. — Когда молодым человеком я решил посвятить свою жизнь Иисусу Христу, это случилось не потому, что я уверовал в возможность избежать страданий. Нет, я поверил Ему потому, что Он обещает мне вечную жизнь. Я поверил, что Он всегда будет со мной и даст мне силы справиться со всеми трудностями этой жизни».
Корри тен Боом, узница нацистского концентрационного лагеря в Равенсбрюке, часто повторяла: «Худшее случается, но лучшее остается».
«Это замечательные слова, — говорит Грэм, — поскольку всем нам приходится переживать в нашей жизни штормы. Когда проповедник или учитель рекламирует материальные или духовные блага христианского образа жизни, я считаю, что он уподобляется обманщику-барышнику, вдохновленному нечистым духом. Ничто на этой Земле не сравнится с новой жизнью в Иисусе Христе, но она не всегда легка...» 4
Билли Грэм так же резко высказывался в адрес тех проповедников, которые искажают истину о христианском пути, сообщая только о духовных победах, создавая тем самым почву для разочарования верующих в их личной жизни:
«Когда мы рассказываем истории о победах, мы сообщаем только часть истины. Когда мы перечисляем только те молитвы, на которые был отклик, мы упрощаем. Когда мы утверждаем, что христианская вера не связана ни с игом, ни с бременем, мы не говорим всей правды» 5.
Он говорит, что полуправда и легкие ответы на трудные вопросы равносильны обману паствы. Что касается христианской жизни и материального достатка, Грэм продолжает:
«В напряженные и неопределенные времена своей жизни апостол Павел обратился к церкви в Филиппах: "Говорю это не потому, что нуждаюсь; ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть: умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке...". Затем он добавил следующие волнующие слова: "...все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Флп. 4:11-13)» 6.
Стремление к богатству и преуспеванию — это не единственное вредное учение, подрывающее доверие верующих к Церкви. Христианский рынок наводнили книги в жанре «помоги себе сам», «сделай сам», в подражание аналогичному жанру светских книг. Как будто Слово Господне и Его Дух недостаточны для того, чтобы справиться с проблемами 90-х годов. Многие обратились к психологии, делая упор на самоанализ и самодиагностику (с добавлением небольшого числа христианских принципов, чтобы можно было преподносить это как христианские темы).
В-шестых, Церковь ослабляется настроением: а какой от этого прок? Многие христиане, когда мирские условия вступают в противоречие с призывом к христианским делам, отвечают, пожимая плечами: «Иисус сказал, что это произойдет, так зачем беспокоиться?» Вместо того чтобы помогать распространению Евангелия и делиться своей верой с теми, кто мог бы их слушать, они живут для своего удовольствия и бросаются на поиски наслаждений, ожидая грядущего конца.
В-седьмых, мир настолько проник в Церковь, что она стала зависеть от его культуры. Результаты исследования Варна привели к следующему заключению:
«Уполномоченные Самим Христом стать деятелями по изменению мира, а не деятелями, которых меняет мир, мы поддались соблазнам современной культуры»7.
Церковь в какой-то мере сознает это, но ей трудно отстраниться от аморальных влияний нашей культуры. Это легко увидеть по одежде и поведению многих прихожан и тем светским развлечениям, к которым они стремятся. Насмотревшись дома кинорекламы, многие идут в кинотеатр упиваться фильмами, наполняющими их души насилием, разнузданным сексом и богохульством. Употребление имени Господа всуе стало обычным делом в фильмах, ожидаемой частью развлечения. Потеряв ко всему этому чувствительность, не считая себя оскорбленными, верующие грызут кукурузу и запивают кока-колой, следя только за сюжетом. Совершенно очевидно, что большинству христиан сегодня присуще духовное безразличие, они совершенно не заботятся о душах неверующих. Означает ли это, что Церковь в Америке погибла? Разумеется, нет.
Наша альтернатива
Мы не должны походить на христиан Ефеса — оставивших свою первую любовь (Откр. 2:4). Мы не должны походить на христиан Лаодикии — ни теплых, ни холодных; богатых и не нуждающихся ни в чем; закрывающих глаза на свою духовную нищету, и слепоту и наготу и находящихся под угрозой того, что Господь извергнет нас из уст своих (Откр. 3:15-Г7).
У каждого из нас есть Слово Божье. Мы можем читать его, понимать и повиноваться ему. Мы можем обратиться к Господу. Мы можем стремиться к Нему. Мы не должны ждать других, чтобы ступить на этот путь.
Мы можем идти со Святым Духом. С той силой, которую Он нам даст, мы можем не допустить, чтобы нами управляла плоть. С помощью Святого Духа мы можем одержать верх над нашей плотской природой, не давая ей побеждать нас (Гал. 5:16,17). Мы не должны ходить мирскими путями (1 Ин. 2:1-6; 15-17).
Большая часть Церкви в Америке оказалась в нынешнем состоянии духовного бессилия потому, что она не любит Господа, не доверяет Его обещаниям и не повинуется Его проповедям. Большинство верующих не отводят времени для общения с Ним в молитвах или в изучении Его святого Слова. Они не знают и не понимают многих Его атрибутов. Они живут с ограниченным пониманием великого Бога-Творца — нашего святого небесного Отца — и нашего несравненного Спасителя Господа Иисуса Христа.
Если у вас нет понимания, насколько свят, могуществен, праведен и любящ наш Бог, вы не можете по-настоящему любить Его и доверять Ему. В Своем слове Господь заявляет, что без веры невозможно угодить Ему (Евр. 11:6). В Библии говорится: «...праведный верою жив будет...» (Рим. 1:17). Если вы веруете не в величественного Бога, а такого, Который не выше вас самих, у вас не будет большого доверия к Нему. У вас не будет стремления любить Его, полагаться на Него и повиноваться Ему.
Мне часто напоминают о том, чему я старался научить персонал «Кампус крусейд» и других людей: все, что мы, верующие, должны делать с того времени, как мы встанем утром, до того времени, как мы ляжем спать вечером, — это любить Господа всем нашим сердцем, душою, умом и силами, повиноваться Его заповедям и верить Его обещаниям. И это всё. Всё остальное вытекает из этого.
В этом и будет состоять грядущее возрождение — в призыве Божьего народа к покаянию и возвращению к его первой любви, к жизни по вере и послушанию в радости.
Глава 5
Пламя возрождения
Уилки Претни в книге «Возрождение» так описывает события в Уэльсе в 1904 году: «Весь Уэльс чудесным образом возрождается. Вся страна, от городов до подземных шахт, поет славу Іосподу...1»
Руководил этим великим духовным пробуждением в 1904 году молодой уэльсский шахтер с угольной пылью в волосах и под ногтями. У него не было ораторских способностей. Не был он и начитан. Единственной книгой, которую он знал, была Библия. Его сердце горело любовью к Богу и Его святому Слову.
Многие годы Ивена Робертса томило желание проповедовать Евангелие. Ежедневно взывал он к Господу с мольбой изменить и использовать его. Когда Робертсу исполнилось двадцать пять лет, его выгнала из дома хозяйка за то, что он громко молился в своей комнате. В шахте во время перерывов, когда друзья курили и смеялись, он сидел, спокойно читая Библию.
Однажды в 1904 году, когда Роберте молился, Господь открыл ему Свое намерение: ниспослать Уэльсу возрождение, в ходе которого сто тысяч неверующих обратятся ко Христу. Затем Святой Дух показал Робертсу, как грядущее возрождение, подобно лесному пожару, распространится в Англии, потом по всей Европе, Африке и Азии.
Воспламенившись этим видением, Роберте стал искать случая начать проповедовать, но не находил. Он упрашивал пастора разрешить ему проповедовать, но озадаченный священник сначала отказал экзальтированному углекопу. Наконец, после длительных просьб, пастор смягчился.
«Хорошо, Ивен, ты можешь произнести проповедь после вечерней службы в среду, — сказал он, — если кто-нибудь захочет остаться послушать».
Осталось семнадцать любопытных. Молодой евангелист смело поведал о том, что он услышал от Господа. Его заповеди были просты:
• исповедаться Господу во всех осознанных грехах;
• отказаться от всех сомнительных привычек;
• повиноваться всем внушениям Святого Духа;
• открыто свидетельствовать об Иисусе Христе.
Хотя Роберте был и неопытным оратором, пастор и семнадцать прихожан загорелись от того, что их коснулся Господь.
На следующий вечер послушать молодого проповедника пришло больше людей. Пламя Святого Духа быстро перенеслось в другие церкви. Через месяц уже тридцать семь тысяч человек встали на путь покаяния и приняли Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа. За пять месяцев сто тысяч человек по всей стране было вовлечено в Царство Христа. Видение Робертса исполнилось.
Газета под названием «Бараний рог» сообщала, что Ивен Роберте не был никому известен, но «его призвали, и он повиновался». «Ивен утверждает — продолжал корреспондент, — что свою нынешнюю деятельность он проводит под руководством Святого Духа. Сразу же, без сомнений и колебаний он был признан. Куда бы он ни приходил, сердца людей наполнялись любовью к Господу»2. Другая газета — «Методистские ведомости» — писала: «Уэльс сейчас переживает самое замечательное обновление, какое только было известно. Это событие — не что иное, как "моральная революция"»3.
Уэльсские газеты начали публиковать списки имен тех, кто обратился к Царству Божьему.
Колледжи закрывались. Студенты маршировали, распевая псалмы и хвалу Господу, шествуя на молитвенные собрания.
Дети устраивали собственные собрания в домах и на скотных дворах, подражая своим героям — священникам.
Начали образовываться «молитвенные команды». Свидетели сообщали, что молитвы были энергичными и страстными. Один из городов хвастался молитвенной командой «Вставай с постели». Эти люди молились по ночам, иногда всю ночь, чтобы Господь поднял других людей из их постелей, заставил их покаяться в грехах и спас их души. Сообщали о людях, встававших с постели в середине ночи, приходивших на собрание и обращавшихся к Господу Иисусу, чтобы Он спас их.
Возрождение охватило также и шахты. Сообщали, что бытовой язык шахтеров настолько очистился, что битюги перестали их понимать и отказывались повиноваться.
Но не всех обрадовало это возрождение. В это время духовенство относилось к религии с благоговейной серьезностью. Некоторые священники навесили на Ивена Робертса ярлык юного пророка с неортодоксальными методами. Они не могли понять, почему он улыбается, когда молится, почему он смеется, когда проповедует. Но те, кто его слышали, говорили, что видели Божественный свет в выражении его лица и ликование Господа в его сердце.
Господь показал Робертсу, как возрождение перенеслось на Англию. Там примерно два миллиона человек уверовали во Христа. Затем Святой Дух простерся над Западной и Северной Европой. Когда Он снизошел на Норвегию, священникам пришлось рукополагать мирян, чтобы они могли проводить службы для масс. Затем Дух возрождения пронесся через Африку, Индию, Китай, Корею.
В Америке священники следили за движением Господа, насколько это было возможно, по отрывочным сообщениям из-за океана. Взволнованные американцы устраивали в больших городах собрания духовенства, чтобы решить, что делать, когда движение Господа достигнет их страны. Вопрос для них заключался не в том, случится ли это, вопрос был — когда. И Господь вознаградил их ожидания: Святой Дух явился, и Его священное пламя перекидывалось из одного города в другой.
Как рассказывали, в городе Атлантик Сити штата Нью-Джерси с населением около 60 тысяч человек не нашлось даже пятидесяти, не захотевших прийти к Господу Иисусу Христу.
В городе Падука штата Кентукки Первая баптистская церковь прибавила к своей пастве тысячи новообращенных. Говорят, пастор умер от переутомления.
В городе Берлингтоне штата Айова закрывались магазины и фабрики, чтобы служащие работники могли участвовать в молитвенных собраниях.
В Денвере мэр назначил день молитв, и уже в десять утра церкви были наполнены. А в пригородах десятки тысяч заполнили театры и залы.
В Портленде двести сорок магазинов подписали соглашение закрываться с одиннадцати утра до двух пополудни, чтобы дать возможность служащим и клиентам свободно обращаться к Богу.
В Лос-Анжелесе тысячи людей маршировали по улицам, празднуя пришествие Святого Духа. Двести тысяч человек пришло на собрание под открытым небом.
Историки считают, что во время этого возрождения в Америке ко Христу обратилось 20 миллионов человек.
В чем состоит возрождение?
Сегодня церкви объявляют о «возрождении» после проведения нескольких захватывающих церковных служб. Но возрождение — это нечто гораздо большее. Рассмотрим некоторые из его характерных черт.
Во-первых, возрождение - это суверенный акт Господа. Святой Дух использовал Ивена Робертса, чтобы дать в 1904 году импульс возрождению, о котором народ Уэльса возносил искренние молитвы с 1901 года. Молящиеся верующие объединились со Святым Духом, откликнувшись на Его заповеди. Апостол Павел писал:
«А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф. 3:20,21).
Святой Дух делает возможной нашу любовь ко Христу. Мы не можем понять Слово Господне без Святого Духа, который вдохновил писавших его. Мы не можем молиться, если Он не вступится за нас. Мы не можем свидетельствовать о Христе без Его силы. Так что возрождение — это дело Духа, третьей ипостаси Троицы.
Когда Господь послал мне видение о «Кампус крусейд» в 1951 году, это был суверенный Его акт. В этот момент я даже не думал о Господе. Я тогда готовился к последним экзаменам с моим другом из теологической семинарии Фуллера.
Некоторым образом мои переживания были схожи с переживаниями апостола Павла при встрече с живым Христом по дороге в Дамаск. Его спутники не слышали, как Иисус говорит с Павлом, и не видели света, такого яркого, что Павел был ослеплен им. Когда Господь заговорил со мной, мой друг по-прежнему сидел за тем же столом, и у него не было ни малейшего представления о том, что происходит со мной. Я слышал не голос, но Его слова не были бы более реальными, даже если бы их передавали через сотню громкоговорителей.
После того как Святой Дух ниспослал мне видение, я преисполнился возбуждением и энергией, все мое тело пело хвалу Господу. Я сказал моему другу: побежим! Он побежал со мной, но никак не мог понять, отчего я вдруг наполнился радостью и хвалой Господу.
Во-вторых, возрождение - это нисхождение Господа. В конечном счете, вы понимаете, что духовное обновление — это, в первую очередь, — идея Господа. Верующие обнаруживают, что они только откликаются на Его призыв. Иногда Господь овладевает вами, и у вас нет никакого представления о том, что вы говорили или сделали, чтобы вызвать это; иногда это даже может и не быть связано с вашим благочестием.
В 1947 году я был на собрании Христианского центра в «Лесном доме», в Калифорнии. Докладчиком была д-р Генриетта Мейерс, мой близкий друг, руководитель христианского обучения в Первой пресвитерианской церкви Голливуда. Д-р Луис Эванс-младший, сын главного пастора, и я провожали Генриетту в её кабинет. Мы болтали и испытывали удовольствие от нашего общения. Она пригласила нас войти. Мы продолжали разговаривать, как вдруг Святой Дух снизошел на нас. Будучи молодым верующим, я не очень представлял себе действие Святого Духа, так что не понял того, что происходит со мной. Меня переполняло ощущение радости. Д-р Эванс сказал, что у него было чувство, будто огненные угольки перекатывались вверх и вниз по его позвоночнику. Когда мы молились и возносили хвалу Господу, в кабинет вошел д-р Ричард Халверсон. Это был усталый, разочарованный пресвитерианский священник из города Каолин- ги штата Калифорния. Он пришел, чтобы попросить совета, как бы он мог оставить приход и вернуться в мир развлечений Голливуда, из которого он пришел до своего обращения. Когда он входил в комнату, мы молились и ничего не сказали ему. В одно мгновение Святой Дух залечил его раны и избавил от разочарования. Его сердце наполнилось радостью и любовью.
За несколько секунд все мы изменились. Ни один из нас уже не был прежним. Іосподь возложил на нас большую ответственность. Д-р Эванс стал известным всей стране пресвитерианским священником. В течение многих лет он был пастором Национальной пресвитерианской церкви, «церкви президентов». Д-р Халверсон стал капелланом сената Соединенных Штатов. Около тридцати лет он считался международным христианским деятелем. На нас троих снизошел Господь.
В-третьих, возрождение - это время личного смирения, всепрощения и обновления в Святом Духе. Это время, когда Святой Дух призывает человека покаяться в явных грехах и открывает ему глаза на неявные — холод души, утрату первой любви, отказ выйти за пределы «зоны личного комфорта», спокойное пребывание в мире в качестве «секретного агента» Іоспода в обществе, которое испытывает острую нужду в «соли и свете мира». Евангелист Джеймс Варне пишет:
«...[возрождение] сначала ранит, а потом лечит. Оно осуждает священников и людей за их свидетельствование без веры, за их эгоистическую жизнь, за их отказ от креста. Оно призывает к ежедневному самоуничижению, евангельской бедности, глубокой и ежедневной праведности. Вот почему возрождение не пользуется популярностью у большого числа прихожан нашей церкви. Оно ничего не говорит им о могуществе (в мирском смысле), которое они привыкли почитать, об удовольствиях, об успехе. Оно обвиняет их в грехах. Оно говорит, что они мертвы. Оно призывает их проснуться, отречься от мира и последовать за Христом» 4.
В-четвертых, во время возрождения проповеди должны быть бесстрашными, под помазанием Святого Духа - как об этом написано в Деяниях (4:31), когда «говорили слово Божие с дерзновением».
Примером является послание Джонатана Эдвардса, пуританского проповедника, который затем стал президентом Принстонского колледжа. В июле 1771 года он прочел проповедь в городе Энфильде штата Коннектикут, от которой вспыхнуло великое пробуждение Америки. Проповедь «Грешники в руках разгневанного Господа» изобразила ад так красочно, что многие члены его общины вцепились в спинки кресел побелевшими пальцами. В один момент их вера в грех так выросла, что Эдвардсу пришлось некоторое время ждать, пока люди не перестанут обращаться к Богу с мольбами о спасении. Современник Эдвардса Гильберт Теннент отметил:
«Казалось, он не думал о том, чтобы доставить удовольствие глазам паствы приятными жестами, их ушам — манерой говорить, их воображению — языком. Он обращался прямо к их сердцам и совести, обличал их губительные иллюзии, обнажал их многочисленные тайны, лицемерные уклоны в религию и изгонял их из каждого мнимого прибежища, в котором они комфортно устроились со своей бессильной верой... Его проповеди были страшными и пронзительными»5.
До Эдвардса такой же подход был присущ Джону Уэсли, которого Господь могущественно использовал в возрождении Англии и Америки.
Уэсли давал своим евангелистам следующий рецепт выступлений: сначала говорить о любви Господа к людям. Затем со всей возможной энергией достигать самых глубин совести, проповедуя закон праведности. А затем, но не раньше, раскрывать радость прощения и вечной жизни. Сознательно или нет, но его наставления были выдержаны в духе Послания к Римлянам.
В-пятых, присутствие Святого Духа отличается энергией. Часто характерной чертой возрождения являются проповеди — бесстрашные, сосредоточенные на Христе, которые в буквальном смысле «обрушиваются на головы людям». В том возрождении, которое в Англии связывается с именами Джона Уэсли и Джорджа Уайтфилда, благое присутствие Святого Духа было привычным и оказывало сильное влияние на людей. Уэсли записал в своем дневнике относительно служения Уайтфилда делу возрождения:
«Он начал призывать всех грешников уверовать во Христа лишь тогда, когда четыре человека упали на землю рядом с ним почти в один и тот же момент. Один из них лежал без чувств и без движения, второго страшно трясло. У третьего были сильные конвульсии по всему телу. Он не мог издать ни одного звука, кроме рычания. Четвертый, тоже в конвульсиях, обращался к Господу громким голосом и в слезах» 6.
Уэсли и Уайтфилд нашли это поведение странным и удалили нескольких человек со своих собраний. Но леди Хантингтон обратилась к Уайтфилду с советом не трогать этих людей, ибо перерывы для того, чтобы удалить их, мешают службе. «Пусть они кричат, — сказала она, — это принесет пользу вашей проповеди». Уэсли написал в своем дневнике: «С этого времени мы решили позволить Господу творить Свои дела так, как это Ему угодно»7.
Касаясь помазания, которое нисходит на проповедников возрождения, Чарльз Финней говорил:
«Если бы я проповедовал не по вдохновению, я не знаю, как бы я делал это. Вот что я обычно чувствую: предмет проповеди открывается мне так, что это удивляет меня самого; я как будто вижу с интуитивной ясностью, что я должен сказать; целые потоки мыслей, слов, примеров накатываются на меня с той скоростью, с какой я в состоянии произносить их» 8.
Финней пользуется признанием как основатель современного движения за возрождение. Когда он входил в церковь, осуждающая мощь Господа нередко заставляла людей вставать со своих кресел, падать в изнеможении в проходах и со стонами каяться.
Дж. Эдвин Орр, авторитетный специалист по возрождению, говорит о другой реакции верующих на это явление:
«Самые многочисленные собрания были торжественны благодаря глубокой и непривычной тишине. Самое сильное признание вины и страшная взволнованность проявляли себя сосредоточенным размышлением и глубокими подавленными вздохами. Радость надежды и прощения выражалась в увлажненных слезами глазах, которые светились сильнее, чем когда- либо» 9.
Иногда возрождение в Америке сопровождалось чудесами и такими странными, неоднозначными состояниями людей, как дрожь, подергивания, вопли, стоны, обмороки, состояния прострации, приплясывания. Вместе с тем возрождение в 1858