Предварительный опыт приходской жизни

ЧАСТЬ 1

Вступление

Во все времена пастыри Церкви толковали Священное Писание, объясняли церковные правила, каноны, обряды, писали нравственные поучения для своих современников. Учение Христово до кончины мира останется неизменным, но меняются положение Церкви в обществе, отношение общества к христианским ценностям, меняются люди, их понятия, язык, условия жизни, а главное – «душевная начинка» человека. Поэтому время от времени неизбежно возникает потребность и даже необходимость взглянуть на учение Христово глазами современника, соотнести с ним новые условия жизни, донести его смысл до изменившихся людей.

Цель этой книги – помочь современному христианину, избравшему путь монашества, найти ответы на трудные вопросы современной духовной жизни.

Что приводит людей в монастырь?

Общество всё более и более снижает нравственные планки для своих членов, и человеку с христианской совестью становится в нём всё неуютнее. Мир крайне настойчиво диктует ему свои условия жизни: пьянство, разврат, аборты, курение, связь с криминалом, сквернословие, право сильного, власть денег. В одиночку выдержать этот натиск трудно, а порой и невозможно. Необходимостью для христианина становится жизнь в христианской общине, совет священника, православная школа для детей, православная больница, православный коллектив на работе, православная семья, в которой детей столько, сколько Бог пошлёт, а посты, посещение храма и совместные вечерние молитвы не вызывают постоянных изнурительных скандалов.

Однако не все этим удовлетворяются. Некоторые, по особому складу души или по стечению обстоятельств, часто прискорбных (несправедливость, жестокость, предательство, потеря семьи, неожиданная смерть близких людей, утрата надежды на земное счастье), настолько разочаровываются в мирской жизни, что её блага теряют в их глазах привлекательность, а испорченность человеческих отношений становится более непереносимой. Верующий человек нередко видит в этих обстоятельствах призвание к монашескому пути. Но выше их те, кто не по причине мирских скорбей, а по влечению души желает всю жизнь без остатка посвятить служению Богу и спасению.

Не стоит, однако, сразу же собирать вещи, увольняться с работы и выписываться из квартиры. Мысль об уходе в монастырь должна созреть и выдержать проверку временем. Возымев желание уйти в монастырь, необходимо получить благословение родителей и духовника, или священника, у которого мы постоянно исповедуемся. Только недоумение может вызвать ситуация, когда духовник отправляет человека в монастырь без его особого желания и благословляет жить там «пока не выгонят». Можно благословить человека пожить в монастыре и присмотреться к монашеской жизни, но как только он поймет, что желания жить по-монастырски у него нет, ему надо удалиться. Эту мысль мы находим и у свт. Игнатия Брянчанинова: «Пребывание в монастыре без искреннего желания вести жизнь монашескую, и потому устраняя от себя то поведение, которое требуется правилами св. Отцов, может служить только вредом и поведет насилуемого к такой жизни к самым печальным последствиям» («555 писем о подвижнической жизни», № 470).

Не все люди способны к монашеству. По-настоящему способны те, кто чувствует к нему внутреннее призвание, видит указание к тому жизненных обстоятельств и в состоянии соблюдать монашеские обеты. «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 11).

Какая же правильная цель должна быть у приходящего в монастырь? Принести себя, свою личную жизнь в жертву Богу, зная, что на этом пути ждут в первую очередь скорби и трудности, а отнюдь не духовные наслаждения. Не погрешим, если ответим и так: «Спасаться». Но спасаться не тем путём, каким спасаются в миру, а в условиях монастырской жизни, которая делает возможным более полное исполнение Закона Божьего. Заслуживает уважение также желание послужить Богу в монашеском чине или искупить монашеской жизнью свои прежние грехи.

Обычно человек делает свой выбор между двумя путями спасения, когда задумывается о вступлении в брак. Связав себя узами брака и обязательствами перед женой и детьми, он не может уже по своей воле пойти монашеским путем, разрушив при этом семью, разве что особый Промысл Божий освободит его.

Предварительный опыт приходской жизни

Весьма часто монастырь в духовном отношении сравнивают с высшим учебным заведением, куда не принимают людей, не окончивших среднюю школу, и это справедливо. Монастырский уклад требует от человека определенных знаний и опыта церковной жизни, которые приобретаются им заранее в его бытность прихожанином.

Посещая приходской храм, он узнает содержание Евангелия, знакомится с Православной верой, привыкает правильно вести себя в церкви, выучивает наизусть основные молитвы: «Отче наш», «Святый Боже», «Верую», «Царю Небесный», «Достойно», «Богородице Дево», соблюдает посты, исповедуется и причащается. Здесь же прихожанин приобретает начальный опыт исполнения заповедей Божиих. Он должен оставить вредные привычки, такие как сквернословие, курение, блуд, пьянство, бродяжничество, тунеядство.

Новоначальным, которые еще не понимают церковно-славянского языка и смысла богослужения, бывает трудно выстаивать службы. Но и они могут понять прошения ектений, «Господи помилуй», «Аллилуия», прокимны, отдельные слова и предложения из Священного Писания, рассматривать изображения на иконах, и этим первое время питать свой ум. Идя на богослужение, надо настраиваться на труд и даже на подвиг, а не на получение удовольствия. После грехопадения все доброе дается человеку с трудом, и богослужение не является исключением из этого общего правила.

Если решение идти в монастырь уже окрепло, то следует научиться читать по-славянски, при этом достаточной мерой является свободное чтение Псалтири. Требуется также заранее испытать свое воздержание: привыкнуть обходиться без мясной пищи, телевизора, современной музыки, компьютерных игр, – ведь в монастыре всего этого не будет. Молодым людям, не имеющим препятствий для рукоположения, можно посоветовать перед поступлением в монастырь окончить духовное училище или семинарию. Желательно изучить какое-либо дело, нужное в богослужебной или хозяйственной монастырской жизни. Подготовивший себя таким образом имеет надежду на успех, а не подготовивший, скорее всего, пожалеет о своем легкомыслии.

«Ты» и «вы»

Некоторые говорят, что поскольку мы к Богу обращаемся на «ты», тем более друг к другу надо так обращаться, невзирая на возраст и положение человека в обществе. Такое мнение нельзя считать правильным. Наше обращение к Богу не может служить образцом для общения между собой. В настоящее время, в согласии с принятыми в обществе этическими нормами, принято обращаться на «ты» к родственникам, к добрым знакомым, к несовершеннолетним, к подчиненным по службе. В последнем случае начальник сам выбирает форму обращения – «ты» или «вы». Подчиненный же должен обращаться к начальнику на «вы». Такие же правила действуют в церкви и в монастыре. Не следует обижаться на это выражение иерархического преимущества со стороны старших по чину и званию.

В некоторых случаях обращение на «ты» могут счесть проявлением невоспитанности, а иногда – наглостью и дерзостью. Может быть в давние времена, до XVIII века, было по-другому, но сейчас сложились иные нормы поведения. Вспомним, что прп. Серафим Саровский обращался к Мотовилову: «Ваше боголюбие». Обращение на «вы» мы находим в письмах святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника. Не надо спешить с переходом на «ты» при общении с малознакомым человеком. Обращение на «вы» создает необходимую дистанцию между людьми и предохраняет от излишне свободного обращения и безцеремонного вторжения в нашу личную жизнь. Переход же снова на «вы» после «ты» воспринимается обычно болезненно, как оскорбление.

Наши рекомендации