Занятие 18 рождественский праздник
Участники: Батюшка, родители, учителя, воспитатели, ребята, приглашенные.
ЗАНЯТИЕ 19
Нечестивым нет мира, говорит Господь (Ис. 48:22)
Тема урока: НАШЕСТВИЕ
Хорошо ли поступали князья, когда заставляли свои дружины воевать друг с другом?
Хорошо ли, когда на русской земле русские люди убивают русских?
Долго ли ждал Господь, что русские князья одумаются?
Какая страшная беда настигла землю русскую за то, что ее правители немудро правили?
Как началась битва на реке Калке?
Сколько русских князей погибло в этой битве?
Смогло ли русское воинство защитить Русь от нашествия татар?
Как стали вести себя захватчики в русских городах, деревнях?
Как поступали с женщинами, детьми?
Почему Великий князь из Владимира отказался помочь Рязанскому князю в битве с врагами?
Что случилось с городом Рязанью?
Что стало с городом Владимиром?
Что стало с Киевом?
Как звали главного начальника у татар? [
Где построил себе хан Батый себе город на реке Волге?
Зачем русские князья возили дань в город Сарай?
Кто были захватчики по вере?
Знали ли они Бога Истинного?
Как заставляли князей проходить через костер очищения и поклоняться каким богам?
Практическое задание:
Поразмышлять, для чего нужно быть внимательным к своим словам, почему так страшно ругаться матом. Посоветоваться с родителями.
ЗАНЯТИЕ 20
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Петр. 5:8)
Тема урока: УСЕРДИЕ
Были ли враги у русского народа кроме Золотой Орды?
Почему шведы стали требовать от князя Александра, чтобы он стал их слугой?
Как поступил князь Александр?
Захотели ли новгородцы подчиниться шведам?
Какое чудное явление было князю Александру?
Почему князья Борис и Глеб назвали князя Александра своим братом?
Победил ли князь Александр со своей дружиной шведов на реке Неве?
Почему князь Александр стал называться Невским?
Каким в детстве был князь Александр?
Как он стал тренировать свое тело, чтобы вырасти храбрым воином?
Как он заботился о своей душе, почему часто по ночам со слезами просил Господа?
О чем просил маленький князь Господа?
Услышал ли Бог молитвы юного христианина? А мы можем просить Бога вырасти истинными христианами?
А где мы можем об этом просить Бога?
Так с Богом можно говорить всегда и везде?
А о чем мы можем просить Бога?
А кто будет это просить Бога?
Почему мы должны вырасти "родителям на утешение. Церкви и Отечеству на пользу"?
Практическое задание:
Искать добрые дела и делать их, чтобы родители утешались, что у них растут такие милые сердцу дети.
ЗАНЯТИЕ 21
Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной
(Мк. 8:24)
Тема урока: МУЖЕСТВО
Кто вслед за шведами пришли на Новгород с мечем?
Где встретились Новгородцы с немцами?
Кого о помощи просили русские люди?
Услышала ли Матерь Божия их просьбу?
Какое чудо свершилось на Чудском озере?
Что такое чудо?
Человек может сам своей волей делать чудеса?
Как закончилась битва русских с немцами?
Услышал ли хан Батый о подвиге Александра Невского?
Как поступил князь Александр Невский, когда ханские послы привезли ему приказ хана явиться в Золотую Орду?
Хватило ли у князя мудрости поступить благоразумно?
Как поступил хан Батый с князем?
Как стал князь Александр Невский заботиться о всем русском государстве после того, как хан сделал его Великим князем?
Умел ли он словом убеждать хана не разорять русские земли?
Почему слово князя Александра было "со властью"?
Практическое задание:
Вспймнить, были ли в нашей личной жизни случаи, когда мы чудом остались живы или были избавлены от какой-то беды. Поблагодарили ли мы тогда Бога за наше спасение?
ЗАНЯТИЕ 22
Жизни ваша сокрыта со Христом в Боге;
когдй же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним во славе (Кол. 3:3-4)
Тема урока: ПОСТРИГ
Готовятся ли благоразумные люди к смерти?
Как подготовился к смерти князь Александр Невский?
Зачем он обратился с просьбой, чтобы его посвятили в монахи?
Почему раньше большинство благочестивых людей перед смертью старались уйти в монастырь и там принять постриг?
Зачем люди строят монастыри?
Почему монахи надевают черные одежды?
Кто-нибудь когда-нибудь из вас был в каком-нибудь монастыре?
Много ли монастырей на земле?
Разговаривают ли между собой монастыри через паломников, которые приносят им духЬвную весточку с других святых мест?
В каждом ли монастыре есть святыни:
чудотворнее иконы, нетленные мощи?
Почему Батюшка Иоанн Кронштадтский говорил: "Русский, благодари Бога, что ты русский, потому что Россия является подножием Престола Божия"?
Почему Россию называют сердцем планеты? 1
Почему именно в России с 1917 года хотели уничтожить памятование о Боге?
Можно ли бороться с Богом?
Можно ли победить Бога?
Кто хочет жить с Богом?
Кто знает, как жить по-Божьи?
Практическое задание:
С родителями вспомнить все 10 заповедей Божиях.
ЗАНЯТИЕ 23
Господь крепость моя и щит мой;
на Него уповало сердце мое, и святых Его (Пс. 115:6)
ПОСЕЩЕНИЕ ХРАМА
Перед поездкой рассказ о Прощеном воскресении, какой обычай был на Руси.
ЗАНЯТИЕ 24
Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! Кто устоит? (Пс. 129:3)
Тема урока: ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ - СОБИРАТЕЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Была ли Русь разделена на множество удельных княжеств?
Кто управлял Московским княжеством?
Все княжества платили дань хану?
Почему князь Дмитрий решил вступить в борьбу с воинами Золотой Орды?
Кто дал благословение князю Димитрию на это сражение?
Зачем православные люди берут благословение перед каждым важным делом?
Кого в помощь князю Димитрию дал Угодник Божий Сергий Радонежский?
С какой иконой шло русское воинство на Куликово поле?
Рядом с какой рекой была битва?
Какое чудо было явлено русским людям после битвы?
Почему князя Димитрия стали называть Донским?
Почему перед сражением все русские князья объединились вокруг московского князя?
Какой город стал главным городом Руси после победы на Куликовом поле?
Какой подвиг совершили монахи Пересвет и Ослябя?
Как во время битвы молилась братия монашеская в Троицкой обители вместе со святым Сергием?
Есть ли памятник об этой битве сейчас на Куликовом поле?
Зачем люди ставят памятники?
Как князь Димитрий увековечил всех погибших в этом сражении?
Установил Димитриевскую субботу.
Практическое задание:
Расспросить своих родителей, как они поминают усопших сродников.
ЗАНЯТИЕ 25
Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык и при нем ненависть (Притч. 15:17)
Тема урока: ПОСТ
Рассказ о посте. Сколько постов в году? Зачем надо воздерживаться от зла? Что такое посты в среду и пятницу? Чем отличается пост от диеты? Как была устроена жизнь на Руси, когда все жили по Церковному календарю:
- все князья равно со своими слугами отстаивай ежедневные многочасовые службы;
- к&кую пищу вкушали в пост;
- По скольку поклонов отбивали еженощно?
Каждый крестьянин (от слова христианин) ежедневно вычитывал всю псалтирь в течение дня (большинство наизусть, во время работы)
Школы были, в основном, при монастырях, учились грамоте по часослову и псалтири.
Рукоделие, как и все народные ремесла, было на таком уровне, что современному человеку сейчас сложно предположить, как это все можно исполнить.
Воем этим занимались, в основном, в зимнее время, при лучинах.
Практическое задание:
Продумать и изготовить своими руками поделки для детей-сирот из детского дома.
ЗАНЯТИЕ 26
Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем (2 Кор. 4:9)
Тема урока: ЕДИНЕНИЕ В ВЕРЕ
Сколько лет длилось татаро-монгольское иго на Руси?
Как поступил московский князь Иоанн III с портретом хана Ахмата?
Как поступил хан Ахмат?
Где встретились русские и татарские войска?
Была ли битва?
Чем закончилось великое противостояние на реке Угре?
Как в 1480 году закончилась власть Золотой Орды над Русью?
Все ли князья подчинились московскому князю Иоанну?
Почему Марфа Борецкая приказала звонить в большой колокол и собрать всех новгородцев?
Как поступил московский князь Иоанн, когда узнал, что новгородцы стал служить польскому королю Казимиру?
Как поступил с непокорными новгородцами князь Иоанн?
Что он сделал с большим колоколом, который всегда собирал новгородцев на вече?
Как Великий князь Иоанн победил старых врагов-литовцев?
Стала ли Русь при князе Иоанне сильным государством?
Как русские люди встретили невесту Великого князя - греческую принцессу Софию?
Как отблагодарила принцесса София русских людей за теплую встречу?
Практическое задание:
Утром, еще не встав с кровати, первым делом говорить: "Господи, дай здоровья моим маме и папе и всем родным".
ЗАНЯТИЕ 27
Господь за меня, не устрашусь: что сделает мне человек? (Пс. 117:6)