Слепота «белой» американской церкви
А теперь держитесь крепче, потому что я хочу сделать некоторые веские заявления. Порабощение афроамериканцев в течение 250 лет и их последующая социальная, политическая и экономическая дискриминация остаются одним из величайших наследственных грехов Америки. Исповедание и покаяние в этом зле вдвойне важно для нас, белых американских христиан, потому что «белая» церковь Америки часто сотрудничала с рабовладельцами, сначала в легализации рабства, а после — в сохранении расовых стереотипов и сегрегации. Мы остаемся виновными!
Одна из причин, по которой так много белых американцев принимали рабство столь долго, состоит в том, что многие церкви поддерживали его в своем учении. Были, конечно, явные исключения. Квакеры твердо противостояли рабству на духовной и нравственной основе так же, как и меннониты и другие группы верующих. Вообще люди и церкви из северных индустриальных штатов были менее склонны поддерживать рабство, чем те, кто жил на Юге. Сельскохозяйственная экономика южных штатов во многом зависела от рабского труда. Рабство связывало в узел социальную, экономическую и религиозную основу культуры Юга. Южные церкви признавали необходимость данного института. Южные проповедники поддерживали рабство на якобы библейских основаниях. Типичные «библейские» аргументы были следующие:
• Рабство было общепринятой реальностью как в Ветхом, так и в Новом Завете. Иисус Христос, апостолы Павел, Петр, Иоанн и другие библейские вожди, учителя и авторы имели явную возможность осудить рабство, если оно уж такое зло, но они этого не сделали. Следовательно, это приемлемая практика.
• Африканцы по природе своей ниже белых, они созданы Богом конкретно как раса рабов. Среди прочего, это базировалось на проклятии Хама, одного из Ноевых сыновей, от которого произошла раса чернокожих.
• Поскольку они низшая раса, чернокожим нужны, для их же собственного блага, регуляция, контроль и руководство высшей и более просвещенной белой расы.
Многие южане смотрели на рабство не только как на приемлемое и необходимое явление в обществе, но и как на институт, установленный и освященный Самим Богом. Во время своей инаугурационной речи президент конфедератских штатов Америки Джефферсон Дэвис сказал:
«Рабство было установлено повелением всемогущего Бога. Оно санкционировано Библией, обоими Заветами, от Бытия до Откровения... оно существовало во все века, и его можно было наблюдать среди народов с высочайшей цивилизацией, и в странах с высокоразвитой культурой».
Преподобный Александр Кемпбелл сказал: «Нет ни одного стиха в Библии, запрещающего рабство, но есть много стихов, регулирующих его. Следовательно, оно не безнравственно».
Преподобный Р. Фурман, баптист из Южной Калифорнии, сказал следующее: «Право держать рабов ясно установлено Священным Писанием, и в теории и на примере».
Эти цитаты типичны для большинства южных американцев, включая многих, многих христиан. Да, часто наша «культурная призма» влияет на то, как мы читаем книгу Божьих назиданий. Рабство основательно проникло в южное общество. Расизм, усвоенный по наследству и из окружения, ослепил людей (теперь я должен сказать «нас», так как сейчас я живу в южном штате), и они не видели великую безнравственность и несправедливость рабства так же, как и несостоятельность учений защитников рабства и несоответствие их истинному Евангелию.
В годы после Гражданской войны многие части «белой» американской церкви продолжали поддерживать расовые предрассудки и поощрять расовое разделение даже в церкви. Доктор Мартин Лютер Кинг-младший как-то сказал, что час самой большой сегрегации в Америке — это 11 часов утра в воскресенье. Хотя сейчас наблюдается большой прогресс, но во многом и ныне, спустя тридцать лет, слова доктора Кинга так же справедливы, как и тогда, когда они были сказаны.
Если смотреть поверхностно, картина расовых отношений в Америке сегодня выглядит совершенно иначе, чем даже 50 лет назад. Десегрегация и равные возможности стали законом в сфере образования, домовладения, работы, общественных удобств, да и фактически во всех других областях жизни, но расовый конфликт между черными и белыми все же нарастает. Афроамериканские церкви сжигают до основания. Проблема, как мы видим, не решена. Почему? Одна из причин заключается в том, что «интеграция» касается только поверхности, а не сути расовой проблемы. Истинная расовая гармония не может быть достигнута никакими законами или предписаниями. Это не может быть достигнуто также через воспитание чуткости или через курсы культурного разнообразия. Расовая гармония требует примирения различий, которые разделяют нас, а примирение — это вопрос сердца. Это также служение истинной церкви. Сегодня есть только один ответ на расизм: освобождающее Евангелие Иисуса Христа.
Трудная дорога к примирению
Дорога к примирению нелегка, она никогда не была и не будет легкой. Есть большой багаж, с которым надо разделаться с обеих сторон. Белые американские христиане несут последствия действий церкви, которая много лет и различными путями была препятствием на пути у черных, как поддерживая рабство, так и мешая полному духовному, социальному и экономическому развитию черных граждан Америки.
В ранние годы рабства существовала практика не одобрять евангелизацию рабов, так как считалось, что необращенный язычник будет более хорошим рабом, чем если бы он был христианином. Многие рабовладельцы, занимавшие эту позицию, были христианами, которые часто имели высокое положение. Некоторые даже считали, что черные — это нелюди и у них нет души, которую нужно спасать. Также была моральная проблема: как может рабовладелец-христианин держать в рабстве своего брата- христианина? По мере того как возрастала забота о душах рабов, Благая весть среди черных стала более приемлемой, но сохранились законы, выразительно утверждающие, что обращение раба к Христу не является автоматическим основанием для его освобождения. Для многих это сняло и моральную проблему, и экономический риск в приведении рабов к Христу.
С течением лет многие афроамериканцы как рабы, так и свободные, стали настоящими христианами. Бог касался их во время тех многих пробуждений, которые захватывали белую Америку (это первое Великое пробуждение 1730 -1740 годов, второе Великое пробуждение 1790-х и начала 1800 года и последующие движения). Хотя вначале афроамериканцы в основном были неграмотны (образование рабов также было запрещено), верующие рабы проявляли живую веру с уникальным стилем поклонения и выражением чувств, и Евангелие легко распространялось через общины рабов. Однако из страха перед беспорядками во многих местах рабам было запрещено собираться вместе в любом количестве, даже для поклонения. Часто хозяева просто брали рабов в свои церкви, где они сидели в специально отведенных местах. Однако многие рабы пренебрегали правилами и рисковали получить суровое наказание, собираясь в лесах, чтобы посетить тайное молитвенное собрание и служение поклонения вместе с другими рабами. Представляете — это часть американской истории!
С другой стороны, многие рабы отвергали «веру белых», потому что ясно видели лицемерие и несоответствие между тем, чему христиане учили, и делами белых христиан, которых они знали лично.
По мере того как росло число афроамериканских христиан, многие церкви традиционно «белых» деноминаций, особенно методистов и баптистов, были заполнены черными верующими. Белое руководство церквей пыталось ограничить участие черных членов церкви, запрещая им занимать какие-либо позиции руководства, где требовалось принимать хоть какие-либо решения. Это способствовало не только возникновению «черных» и «белых» церквей внутри одних и тех же деноминаций, но также и формированию совершенно независимых, абсолютно «черных» деноминаций — росла пропасть между «черными» и «белыми» христианами. Эта пропасть остается еще и сегодня, она только начинает понемногу уменьшаться.
Но есть и обратная сторона. Примирение трудно также по причине накопившегося гнева и боли среди черных, из-за многих десятилетий фанатизма и несправедливости (не говоря уже о реактивном чувстве вины и самозащиты у многих белых). В своей книге «Исцеление ран Америки» Джон Досон дает превосходный анализ этого:
«Когда было снято иго с народа, так долго угнетаемого, когда обстоятельства, наконец, изменились, освобождение их душ не произошло мгновенно. Первое поколение — те, кто уже свободен, но несет память о боли, — пока еще разгневано. Ужас прошлого не выразить словами, и они неохотно говорят о нем...
Это значит, что второе поколение часто бывает в относительном неведении о страданиях, которые омрачают недавнее прошлое. Но именно третье поколение натыкается на ужасную правду в своих поисках самосознания: о невыраженном словами начинают говорить, и гнев и горечь выливаются на поверхность. Это также означает, что внуки угнетателей часто видят больше враждебности со стороны представителей оскорбленной группы людей, оказываются в замешательстве и начинают бороться за должное отношение».
Разрушая узы расизма
Один из ключей к расовому примирению — это понимание, что за расизмом стоит ложная предпосылка: расы генетически различны, и некоторые расы изначально выше остальных. Это полный и совершенный вымысел, уходящий корнями в те времена, когда еще не было современных знаний биологии, и поддерживаемый поколениями людей, которым нужно было оправдать порабощение и преследование людей, внешне отличных от них. Хорошо сказал об этом Джон Досон:
«Биологически рас не существует. Так называемые расовые черты настолько сильно разнятся от индивида к индивиду, что все попытки установить различные биологические "единицы", которые заслуживали бы отдельной классификации, весьма произвольны. У каждого человека имеются десятки тысяч различных генов. То, что мы называем расой, есть классификация культуры, больше связанная с принадлежностью к племени или стране, чем к любому реальному генетическому различию.
По каким-то причинам цвет кожи стал определяющей чертой в межкультурных отношениях. Никакая личная физическая черта, кроме пола, не произвела такого воздействия на судьбы отдельных личностей и групп людей, хотя пигментация — это относительно внешнее явление».
Если есть какой-либо вопрос, который мешает американской церкви достичь своего величайшего потенциала,
то это расизм. Если мы не разрешим эту проблему на уровне сердца, мы не увидим полноты Бога среди нас и в нашем служении. Как говорит Досон: «Если расизм больше, чем что-либо друїюе, высвечивает нашу духовную нищету, то обозначим эту проблему, как вопрос номер один для национального исповедания». И я от всего сердца говорю «аминь».
Расовое примирение взывает не только к исповеданию греха, но также требует мужества и готовности пойти на диалог друг с другом на более глубоком уровне. Нам необходимо научиться говорить друг с другом честно и открыто о боли и гневе, страхе и обидах, горечи и непонимании, которые разделяют нас.
Попытки к этому уже предпринимаются в разных частях страны. Группы «Исполнителей обетования» сделали значительные шаги в этом направлении, проводя по всей стране собрания, посвященные этническому разнообразию. Несколько лет назад, когда я жил в Канзас-Сити, белые пасторы и другие церковные лидеры собрались вместе со своими черными братьями для примирения. Во время этого собрания белые лидеры исповедовали грехи «белой» церкви против черных и просили прощения. Подобные собрания проводились и в других городах.
В некоторых случаях имело место признание ответственности со стороны целой деноминации. Например, Южная Баптистская конвенция, самая большая протестантская деноминация Америки (она отделилась от северных баптистов в 1845 году из-за несогласия по вопросу рабства), недавно приняла несколько резолюций, выражающих сожаление и просьбу о прощении за расистскую политику и практику прошлого. Следует также заметить, что рамки Южной Баптистской церкви включают также и афроамериканцев, а также маленькую, но быстро растущую группу межрасовых церквей.
Смелый шаг
В 1992 году два баптистских пастора в Сент-Поле, Миннесота, — один белый, другой черный, — начали говорить о том, как их церкви могут сотрудничать в деле против расового разделения. Побудительной причиной было то, что Дейв Джонсон, белый пастор, увидел по телевизору мятежи и расовые беспорядки в Лос-Анджелесе, которые последовали за обвинением четырех офицеров полиции в избиении черного автомобилиста Родни Кинга. Джонсон не чувствовал себя способным в одиночку решить задачу удовлетворения духовных нужд расово смешанного населения вокруг его церкви. У пастора Рона Смита были подобные проблемы.
По мере того, как эти два человека встречались и молились вместе, они начали понимать и ценить друг друга на более глубоком уровне. Джонсон, как никогда, понял, каким преимуществом является его белая кожа, а Смит пережил глубокий страх перед предательством со стороны белого. Они периодически менялись кафедрами. Наконец, в августе 1993 года, две конгрегации — конгрегация Джона Парковая Баптистская церковь и конгрегация Смита Баптистская церковь «Открытые двери» — поклонялись вместе несколько раз. Члены обеих церквей встречались и общались.
В конце 1994 года церкви начали четырехмесячный эксперимент — совместное служение каждое воскресенье. Они столкнулись со многими проблемами: стиль поклонения, тип музыки, украшение помещения. В феврале 1998 года церкви соединились в Объединенную Баптистскую церковь формально, в которой Джонсон и Смит стали со- пасторами. Один важный факт состоял в том, что, хотя люди из обеих церквей чувствовали себя некомфортно в комбинированной' церкви, подавляющее большинство из них одобрило слияние. Вот мнение пастора Джонсона: «Они чувствовали, что Бог хочет, чтобы мы были вместе.
Это новый путь. Вместе». Этот путь временами еще бывает каменистым. Пастор Рон Смит говорит: «Мы еще не там, где мы хотим быть. Но мы на пути. Бог соединил нас вместе. Мы преодолеем это».
Создание Объединенной Баптистской церкви вышло за пределы простой интеграции и достигает истинной силы расового примирения во Христе. Это большая разница. В расовом примирении отдельные личности сознательно стремятся преодолеть пережитки расизма, прежде всего, завязав искренние тесные отношения хотя бы с одним человеком другой расы.
В современной Америке есть вопиющая нужда расового примирения. Мы можем вырвать другие страницы истории и рассматривать вопросы, касающиеся китайцев, ирландцев, поляков, японцев и многих других национальностей. Но чтобы исцелить раны Америки, мы должны начать с одного из наших величайших национальных грехов — страха, предубеждения и гордости между белыми и черными христианами. Ужасная тень рабства и его последствий (расовая вражда и насилие) должна быть уничтожена на этой земле.
Как христианин европейского происхождения я прошу моих афроамериканских братьев и сестер простить нас за то, что мы отказывали вам в любви Христа, на которую претендовали сами и которой делились друг с другом. Простите нам нашу слепоту, наши предрассудки и нашу духовную гордость. Простите наше презрение к вашей культуре, вашему самосознанию и вашей индивидуальности. Простите нас за то, что мы часто отказывали вам в вашем достоинстве перед Богом и людьми. Простите нас, друзья! Вы нужны нам!
Мы согрешили! Отец, прости нас! Прости нас, Твоих белых детей, за наш фанатизм и нашу несправедливость к братьям и сестрам африканского происхождения — людям, также созданным по Твоему образу и подобию и драгоценным в Твоих глазах. Прости нас за нашу надменность и за нашу гордость. Очисти наши сердца от малейших следов предрассудков и обнови правый дух в нас. Господи, дай нам смело войти в примирение и единство со всеми верующими, чтобы мы могли, как Твоя Невеста, быть готовы к Твоему пришествию — без пятна и порока, святые и не разделенные в нашей любви. Пусть всегда будет так! Исцели наши раны. Аминь! Гряди, Господи Иисусе!
Вопросы для размышления:
1. Что заставляло европейских поселенцев в Северной Америке порабощать народы Африки?
2.Что значит слово «предрассудок» для вас, и что предрассудки разжигают, по вашему мнению?
3. Каково было одно из величайших исторических преступлений, совершенных в Соединенных Штатах, которое вы могли бы исповедать как грех перед лицом Отца во имя Иисуса?
Глава 10