И пришел царь с Аманом пировать у Есфири царицы.
2 И сказал царь Есфири также и в [этот] второй день во время пира: какое желание твое, царица Есфирь? оно будет удовлетворено; и какая просьба твоя? [хотя бы] до полуцарства, она будет исполнена.
3 И отвечала царица Есфирь и сказала: если я нашла благоволение в очах твоих, царь, и если царю благоугодно, то да будут дарованы мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей!
Ибо проданы мы, я и народ мой, на истребление, убиение и погибель. Если бы мы проданы были в рабы и рабыни, я молчала бы, хотя враг не вознаградил бы ущерба царя.
И отвечал царь Артаксеркс и сказал царице Есфири: кто это такой, и где тот, который отважился в сердце своем сделать так?
6 И сказала Есфирь: враг и неприятель - этот злобный Аман! И Аман затрепетал пред царем и царицею.
(Есф.7:1-6)Фразы достаточны и определенны, речь идет об ущербе царя. Здесь не вся речь передается Есфири. Но сказана она была так, что замысел Амана раскрылся. В итоге сам Аман был повешен на той виселице, на которой он хотел повесить Мардохея. Мардохей занял его место. Но был издан указ против иудеев, а указы персидских царей не отменяются, был лишь издан указ, что евреи могут защитится. В сущности им была дана власть действовать против врагов.
Неканонические места книги Есфирь.
Когда вы открываете синодальную, и издания Патриархии, то есть разница. Повествование по Сптуагинте начинается с повествования сна Мардохея, тогда получается, что раскрытие заговора двух евнухов повторяется дважды.
Есть неканонические места в книге. Начало 1 главы – в квадратных скобках целая вставка. Целый отдел идет без нумерации строк, описание сна Мардохея.
3 глава, аналогичная вставка после 13 стиха. Указ Амана об истреблении иудеев.
4 глава, после 17 стиха. Совместная молитва Мардохея и Есфири.
5 глава, с самого начала – описание того, как Есфирь самовольно пришла к царю. Подробности речи, диалога царя с царицей.
8 глава, с 12 стиха. Указ Мардохея.
10 глава, с 3 стиха. Истолкование сна Мардохея и сообщение о доставке этого послания в Александрию. Разумеется, это дописка, т.к.Александрии в это время не было.
Трудно объяснить содержание книги, и то, что содержится в Септуагинте, объясняется попыткой совмещения двух редакций.
Что касается остальных вставок, то и без них есть цельное стройное повествование. С этими вставками появляется иногда отсутствие этой цельности. Можно предполагать, что был не один рассказ об этих событиях, были разные рассказы и разные редакции. Любое событие обрастает всегда подробностями легендарного плана. В Септуагинте, видимо, была сделана попытка объединить все эти повествования в одной редакции на базе того материала, который был в то время в Александрии, создать более подробное повествование.
НЕКАНОНИЧЕСКИЕ КНИГИ
Об их достоинстве. Достоинство неканонических книг – это спорный вопрос, на который нет однозначного церковного определения. Также и нет единого правила, которое бы объявляло общий объем неканонических книг. Перечисляются все книги, кроме книги Неемии, это дает повод понимать под книгой Неемии вторую книгу Ездры. Обычно делается ориентир на 85 апостольское правило.
85-е правило перечисляет все известные нам новозаветные книги, а также два послания и еще 8 неизвестных нам книг свмч Климента Римского. Перечисляет все канонические книги Ветхого Завета без Плача Иеремии. Три канонические книги и книгу Иисуса сына Сирахова для юных. Нельзя делать вывод, что правило считает книгу Плача неканонической, т.к.эта книга считается приложением к книге Иеремии.
Ни в одном каноническом правиле не упоминается книга Неемии, но упоминаются две книги Ездры. Вполне очевидно, что в данном случае имеется в виду именно книга Неемии, а не вторая Ездры, тем более что в Вульгате она так сейчас и называется.
60-е правило Лаодикийского собора перечисляет все известные нам новозаветные книги, а также канонические книги Ветхого Завета, а также книгу Варуха и послание Иеремии.
33-е правило Карфагенского собора также перечисляет все известные нам новозаветные книги без Плача Иеремии и канонические книги Ветхого Завета. Среди них – не три, а четыре книги Соломоновых, а также книги Товита и Иудифь.
Правило св.Афанасия Александрийского – упоминаются также все новозаветные книги, а также канонические книги Ветхого Завета без книги Есфирь. Книги Соломона, Иисуса сына Сирахова, Иудифи и Товита предназначены для чтения вступающим Церковь. Упоминаются книга Варуха и Послание Иеремии.
5-е правило св.Григория Богослова упоминает известные ветхозаветные канонические книги без книги Есфирь и без плача Иеремии.
6-е правило св.Амфилохия Иконийского Перечисляет канонические ветхозаветные книги, кроме Плача Иеремии, «к сим прилагают некоторые Есфирь».
В неканонических книгах есть назидательные моменты, но и – например, курение печени рыбы, у Соломона – описание невинных страданий и т.д. В значительной мере некоторые из этих книг претендуют на каноничность.
Относительно к этим моментам, не значит принимать как абсолютную истину.
ВТОРАЯ КНИГА ЕЗДРЫ
В латинском она стоит на третьем месте.
По содержанию.
Можно разделить на три части:
1. Глава 1, повествование от царя Иосии до Вавилонского плена.
2. Главы 2-7 – возвращение из плена и восстановление храма; благополучный период при царе Кире Персидском и Дарии.
3. Главы 8-9 – описание трудов священника Ездры.
Авторство.
Это компиляция. Из 4кнЦарст, 2Паралепоменон и 1Ездр. Добавлением туда сомнительного качества преданий. Скорее написана для александрийских евреев. Относительно недостоверных мест следует обратить внимание на 1 и 4 главы.