Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

- 1 Петра 4:8

Судить – это тогда грех, когда мы в сердце осуждаем других за их ошибки и неудачу, презираем, лишаем своей любви и при этом тайно наслаждаемся, что мы лучше их.

Этот грех показывает, что нам недостает любви: как той любви, которую мы переживаем от Господа сами, так и той Божьей любви, которая должна течь через нас к другим. Тайно мы все еще живем, оправдываясь делами, когда любовь нужно заслуживать, и она не является бесплатным да­ром благодати. Мотивом наших обличающих и обвиняю­щих слов является не столько желание помочь людям исправиться, сколько стремление сознавать свое превосходство. И это действительно подло и отвратительно!

Мы все склонны судить, ибо такое поведение свойственно нашей плоти, нашей ветхой природе. Мы все нуждаемся в Господе и друг в друге, чтобы избавиться от этого греха.

Но означает ли предостережение «не судить», что мы вообще ни в мыслях, ни в словах не вправе задаваться во­просом о грехах других? Говорит ли Писание, что давать оценку греховным поступкам и реакциям человека вообще неправильно, и поэтому нельзя? Ответ на этот вопрос мы опять-таки найдем в Слове Божьем, если спросим себя:

Как относились апостолы к преднамеренному греху?

В случае с Ананием и Сапфирой, которые обманули Святого Духа, Петр под водительством Духа Божьего не то­лько прямо назвал их грех, но и произвел над ним суд Божий.

Когда Петр сделал резкое замечание Симону, бывшему волхву, а сейчас брату в Господе, он сильно воспроти­вился его греху и открыл состояние его сердца:

…ибо сердце твое не право пред Богом; Итак покайся в сем грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустит тебе помысл сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

- Деяния 8:21-23

В 13 главе Деяний Павел разоблачает волхва, ясно называет его грех и выносит Божий приговор.

Павел и другие Апостолы знали, что в задачу апостоль­ского служения также входило и установление Божьего порядка в церкви посредством правильной реакции на преднамеренный грех, от которого не хотят отказаться. Это совершалось обличением тех людей, которые крепко держались за свой грех.

Однажды Петр свернул с прямого пути истины, впав в грех лицемерия, и поэтому Павел призвал его к ответственности в присутствии других (Гал. 2:11-14).

Известный своей любовью апостол Иоанн писал, используя резкие слова, о самовластном брате, ведомом честолюбием:

Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

- 3 Иоанна 1:9-10

Напомню о его делах! Но постой, Иоанн! Кто так гово­рит, тот показывает, что не простил по-настоящему и все еще злопамятен. Кто простил, тот и забыл. Оставь в покое этого бедного Диотрефа! Не нужно же все его слова воспринимать всерьез! Господь усмотрит, как посту­пить с ним! Бог ему судья, не ты!

Точно так же, как и Иоанн, не постеснялся и Павел предостерегать от тех людей, которые не живут по истине, и назвал их даже по именам:

Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.

- 2 Тимофею 4:14-15

Судить или не судить? Все зависит от мотивов. Это можно сравнить с той разницей, которая существует между застольной компанией и заседанием суда. Застолье приятелей или коллег по работе абсолютно не решает проблемы нечистоплотности политика, совершающего денежные махинации и таким образом преступающего закон. Коротающая вечер громкая застольная болтовня вообще ничего не даст и имеет только одну цель: сорвать злость и окунуться в собственную правду под предлогом: «Если бы это зависело от нас, то все было бы иначе!».

Но судебное заседание обязано разобраться с этим делом и вынести заключительный, законный вердикт, чтобы сохра­нялись справедливость и порядок. В церкви Господь возлагает ответственность на соответствующих духовных лидеров за обеспечение Своего порядка в общине, поручая им разбираться с проблемами. Они вправе, обязаны и вынуждены судить.

Священное Писание полно примеров, когда исполнен­ные Духом люди по поручению Господа проверяли ситуа­ции, испытывали поведение и мотивы человека.

Иисус особенно хвалит ефесскую церковь за это и не порицает ее за то, что она «судит»:

Наши рекомендации