Христианское братство — Первое, Второе и Третье послания Иоанна
Послания Иоанна имеют много общего с четвертым Евангелием. В Первом послании неоднократно затрагиваются несколько тем. Миссионерская цель Послания особая: Христос есть «умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (2:2, курсив авт.). Чистота учения является главной заботой в Первом послании Иоанна. Темой этого Послания является Евангелие, пишет Додд, а цель его состоит в том, чтобы подчеркнуть значимость христианского братства (Dodd 1946:5-8). Непосредственной задачей Послания было «справиться с критической ситуацией, которая сложилась в результате провозглашения искаженной формы христианства» (Dodd 1946:xxvii). Возникли еретические учения. Иоанн пишет свое Послание, чтобы исправить их. Кроме сохранения учения в чистоте, Послание также делает упор на христианском братстве.
«Христиане не живут в изоляции», — пишет Типпетт (Tippett 1975:133). Koinonia является неотъемлемой частью христианского опыта. Евангелизм Нового Завета по природе не индивидуалистичен, хотя Евангелие всегда обращено к конкретной личности. Обращенный в христианство не остается в одиночестве; он становится частью христианского сообщества. «Если обращение ко Христу мужчин и женщин имеет какое-то значение, то и результат его также должен быть значимым: обращенные должны быть включены в общины или братства» (Tippett 1975:131). «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами» (1 Ин. 1:3). «Приведение людей ко Христу должно сопровождаться для них принятием нового статуса и роли koinonoi в koinonla» (Tippett 1975:133). В этом случае обязательно должно быть участие в опыте христианской общины.
В четвертом Евангелии миссия была определена как «акт посылания» (Ин. 20:21). Вначале Иоанн указывает на результат, ради которого посылают: образование братства новых учеников. «Если христианская община должна быть hoinonia, то послание и провозглашение Евангелия жизни должно привести к включению новых христиан в братские группы» (Tippett 1974:275). Евангелизм, который не преследует цели создать братство, отходит от библейской модели. «Любая идея миссии без насаждения церквей или образования христианских групп противоречива» (Tippett 1974:275).
С самых ранних времен существования новозаветной Церкви мы узнаем, что koinonia означает общность (Деян. 2:42,44). Это подразумевало общее владение материальными благами и, по убеждению Дюпона, общее духовное начало (Деян. 4:32), «общность душ» (Dupont 1979:87, 95). Иоанн также выделяет эти два измерения: братство и общение «с нами» и «с Отцом» (1 Ин. 1:3). Такое братство, подчеркивает Типпетт, необходимо здесь и сейчас. «Евангелизм, который вытаскивает людей из привычной им обстановки и не предлагает взамен ничего нового, является неполноценным и может больше навредить, чем принести благо» (Tippett 1974:276). Обращенные нуждаются в поддержке. Как бы они не назывались, но потребность в таких группах будет всегда. «Одной из обязанностей христианской миссии является объединение тех, кто идет за Христом, в общины и братства, которые имеют общее служение в мире» (Tippett 1974:276).
Не каждый согласится с подобным мнением. Некоторые будут утверждать, что в Индии верующим во Христа не нужно объединяться в христианские группы, а поклоняться Богу индивидуально в своем доме, находя общение в светском мире (Hoefer 1982). В этом случае трудно понять, каким образом это предположение согласуется с библейским требованием и потребностью верующих в общем свидетельстве, обучении, возрастании в вере и силе, которые можно обнаружить в христианской группе (Murphy 1982). Неудивительно поэтому, что Додд ссылается на центральное место 1 Ин. 2:29 — 4:12 как на «жизнь в семье Бога» (Dodd 1946:65). Важное значение имеет то, что некоторые из ключевых учений Послания, которые касаются опасности лжеучений, также вписываются в эту схему. Христианская община является самым подходящим местом «испытания духов» (1 Ин. 4:1). Одной из задач «семьи Божией» является защита от обольщения (3:7). Христианская община предлагает новую жизнь, которая в первую очередь характеризуется любовью (4:7 и сл.) в отличие от ненависти, царящей в мире (3:13 и сл.). В христианском братстве мы учимся любить Бога и своих ближних, прилагая эту любовь к практической деятельности (3:17-18).
Церковная миссия включает создание подобных христианских групп. Индийская модель Церкви должна учитывать тот факт, что многие существующие церкви далеки от библейского идеала и им следует вернуться к нему, как к братству верующих, воплощающих жизнь и служение Тела Христова в местном контексте. Первое послание от Иоанна предлагает ряд важных обязанностей для Церкви: наличие христологии (2:22-23), стремление к истине (2:21) и святости (1:8-10; 2:1); она должна исповедовать действенную любовь (4:7-8,11-12,19-21), оживленную христианской надеждой (3:1-3; ср. 2:28), в уверенности победы Христа над грехом и смертью (5:4-5,11-14). Мы можем не принимать иностранную модель церкви, но мы не можем отказаться от идеи христианского братства, которая является основной в новозаветной концепции Церкви и миссии.
Во Втором и Третьем посланиях Иоанна приводятся примеры церковной практики как семьи Бога. Во Втором послании разбирается вопрос о еретиках; в Третьем послании речь идет о странноприимстве по отношению к возвестникам Евангелия. Христианская община является тем местом, где можно исправлять ошибки (2 Ин. 7-11), а также основой для утверждения миссии язычникам (3 Ин. 6-8). Третье послание представляет «классический аргумент в пользу материальной поддержки миссионеров» (Goerner 1979:140). Тот, кто их поддерживает, становится «споспешником истине» (3 Ин. 8), полноценным участником христианской миссии. Третье послание также осуждает диктаторскую власть в Церкви (3 Ин. 9-10).