Культура европы в средние века

КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

"Средние века" — обозначение периода в истории Западной Европы между Античностью и Новым временем - с V по XVI вв., и в социально-экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. Соответственно выделяют этапы раннего (V—IX вв.), зрелого (X—XIII вв.) и позднего (XIV—XVI вв.) Средневековья.

Черты средневекового общества:

— феодальная форма собственности, основанная на личной и поземельной зависимости крестьян от вассалов-землевладельцев, присваивающих себе их труд (или продукты труда) в самых разных формах (натурой, рентой, на договоре и т. п.);

—сословно-иерархическая структура общества, пронизанная сверху донизу сословной замкнутостью и отношениями вассального служения сюзерену;

—бесконечные войны, которые несли голод, разрушение, смерть и ощущение трагизма человеческой жизни;

— духовная атмосфера эпохи, где своеобразно переплетались традиции "погибшей" античной культуры, христианства и духовной культуры варварских племен, чей героический эпос сохранил свою привлекательность и влияние.

Христианство освятило иерархическую структуру феодального общества.

В средневековой картине мира центральное место занимали социальные группы, которые являли собой отражение Небесного Престола. Если ангельские существа составляли иерархию из "девяти чинов ангельских", сгруппированных в триаду, то соответствующий земной распорядок — 3 главных сословия феодального общества: духовенство, рыцарство, народ, каждое из которых имело свое иерархическое членение.

За каждым из этих сословий средневековое сознание признавало не просто полезную для общества функцию, но, что значительно важнее в богоустановленном мире, священную обязанность.

Высшие государственные задачи ("дела земные") — поддержание церкви, защита веры, упрочение мира, защита народа от насилия и т. д." - оказывались священной обязанностью рыцарства, а все заботы о духовной жизни ("дела небесные") — удел духовенства. Поэтому духовенство считалось первым высшим сословием, а рыцарство — вторым.

Третьему же сословию, т. е. простому народу, Господь повелел трудиться, возделывая землю или торгуя плодами своего труда, и тем обеспечивая существование всех.

Естественно, что выполнение всех перечисленных обязанностей в реальных исторических условиях требовало соответствующего образа жизни и деятельности.

В связи с этим христианский образец человека трансформировался в сословные идеалы, которые, так или иначе, учитывали реальные возможности сословного человека.

Рыцарская культура и идеал.

Для рыцаря главное – служение (сеньору, Богу, Прекрасной Даме). Две формы служения – пассивная (второстепенная) и активная (главная).

Пассивная форма служения Богу. Несмотря на все неудачи, разочарования, в людах средневековья не исчезало стремление к святости, желание хотя бы увидеть ее, прикоснуться к ней. Вокруг отшельников, духовидцев, юродивых собирались группы учеников и почитателей.

Активная форма служения. Однако предпочтение в средние века все же отдавалось более активным формам служения Богу и ближнему. Рыцарское сословие занималось государственными делами, воинской службой. Образ идеального рыцаря рисуют "шансон де жест" — поэмы о славных сражениях рыцарей "Круглого стола" короля Артура и французские куртуазные (от старофр. "придворный") романы, а также средневековые исторические хроники. И хотя реальная жизнь эпохи никогда не соответствовала идеалам, как известно, идеалы соответствуют эпохе.

Каковы же были те главные рыцарские добродетели, которые лежали в основе кодекса рыцарской чести в средневековой Европе и были зафиксированы в восьмиконечном рыцарском кресте — гербовом символе духовно-рыцарских орденов?

— Желательно, чтобы рыцарь происходил из древнего рода, так как в средневековом обществе духовная жизнь опиралась на авторитеты, и "древность" была гарантией почтенности. Но иногда в рыцари посвящали за исключительные военные подвиги;

— От рыцаря требовалась сила (иначе он не смог бы даже носить доспехи, которые весили 60—80 кг) и храбрость воина — в этом была сословная обязанность рыцаря. Недостаток храбрости — самое тяжкое обвинение. Боязнь быть заподозренным в трусости вела часто к нарушению элементарных правил военной стратегии, что, в свою очередь, кончалось гибелью рыцаря и истреблением его дружины;

— От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Слава требовала неустанного подтверждения воинских качеств, а, следовательно, все новых и новых испытаний и подвигов. "Странствующий рыцарь" был органичным элементом средневековой жизни. Крестовые походы XI—XIII вв. оказались созвучны рыцарской морали, породив духовно-рыцарские ордена "Святой земли". Но из самой обязанности заботиться о славе следовало, что нет смысла делать добрые дела, если им суждено остаться неизвестными, а также то, что гордость совершенно оправдана;

— Важнейшей рыцарской добродетелью была верность — Богу, сюзерену, слову и т. д. В обычай вошли обеты — клятвы, которые не нарушались. Рыцари давали обеты: не стричь волос, не брить бороды, не снимать тяжелые вериги и т. д. до тех пор, пока не будет достигнута поставленная цель. Из исторических хроник известен "Обет цапли", когда многие английские рыцари дали обет не открывать левый глаз до тех пор, пока Англия не победит Францию, и действительно сражались многие годы с повязкой на лице. Конечно, повязка мешала, но верность обету, внутренняя готовность претерпеть неудобство ради высокой цели, вероятно, психологически настраивала, мобилизовала;

— Не взирая на то, что христианство признавало телесность лишь "омерзительным одеянием души", рыцарь должен был отличаться внешней красотой, что соответствовало его принадлежности к атлетически развитому воинству. Однако в духе средневековой культуры эта красота дополнялась красотой костюма, доспехов, сбруи коня и т. д., где все было символично: цвет ткани, блеск золота и серебра, форма и число драгоценных камней в украшениях и т. д. Средневековое общество жестко регламентировало костюм, определяя его для каждого сословия и каждой группы. Рыцарство имело право на роскошь в костюме, что проявлялось в количестве и качестве ткани (это были тяжелые просторные вещи из тонкого сукна, шелка и меха), в количестве деталей одежды (только с XIII в. вошло в употребление нижнее белье), в аксессуарах (только рыцарям подобали шпоры);

— Непременным свойством рыцаря была щедрость. Нужно было, не торгуясь, давать любому (но равному) то, что он просит. Лучше разориться, чем прослыть скупцом: первое — только на время, так как принятие дара обязывает воздать за него сторицею, скупость же ведет к потере чести, звания, положения в обществе;

— Славу рыцарю приносила не столько победа, сколько благородное поведение в бою, великодушное отношение к сопернику. Сражение могло закончиться поражением без ущерба для чести рыцаря. Правила "благородной войны" обязывали предоставить противнику равные шансы, а значит: нельзя бить безоружного, нельзя бить сзади; если противник упал с коня (а в доспехах он не мог взобраться в седло самостоятельно), то рыцарь тоже должен сойти на землю; если выбит из рук меч, то надо довооружить противника и т. д. Нельзя было сражаться чем придется (только простолюдин бил дубинкой — или его били дубинкой), нельзя было ударить в лицо и т. д. Убийство противника вопреки этим правилам великодушия покрывало рыцаря позором;

— Обязанностью рыцаря было и служение Прекрасной Даме. "Сражаться и любить" — таков девиз рыцаря. Эта любовь к женщине должна была возвышать душу и облагораживать нравы, что стало настоятельной потребностью особенно в XI в., когда с целью ограничения наследственных разделов родового имущества вошло в обычай женить только старшего сына в семье, оставляя другим удел завоевателя и насильника (право майората – все имущество только старшему сыну).

Постепенно складывается кодекс куртуазной любви, который описал Андреас Капеланус в трактате "О любви". В центре этой модели "утонченной любви" находится замужняя женщина — Дама. Мужчина, увидев ее, загорается любовью отнюдь не платонической и добивается взаимности, пройдя длительный путь "служения" Даме. Правила куртуазии запрещали проявлять грубость по отношению к женщине из благородного сословия, предполагали "благородный" путь ее завоевания: свершение подвигов в ее честь, победы в рыцарских турнирах, проверка верности в длительной разлуке, а также умение облечь свои чувства в эстетические формы ухаживания. Практика куртуазной любви повышала престиж мужчины, воспитывая у него умение сдерживать свои порывы, проявлять самоотречение и преданность. Одновременно это благотворно сказывалось на отношении к женщине в феодальном обществе, гуманизации его нравов, развитии духовного мира женщины.

Рыцарские ордена.

С 1100 по 1300 г. в Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов. Наиболее мощными и жизнеспособными оказались три: орден тамплиеров, орден госпитальеров и Тевтонский орден.

Тамплиеры. Официальное название ордена - «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона», но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма[2]. Создание ордена было провозглашено в 1118—1119 гг. девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани. На печати тамплиеров были изображены два рыцаря, скачущих на одной лошади, что должно было говорить о бедности и братстве. Символом ордена стал белый плащ с красным восьмиконечным крестом. Целью его членов было «по возможности заботиться о дорогах и путях, а особенно об охране паломников». Устав запрещал любые светские развлечения, смех, пение и т. д. Рыцари должны были дать три обета: целомудрия, бедности и послушания. Дисциплина была жёсткой. Орден становится самостоятельной боевой единицей, подчиняющейся только Великому магистру (им сразу был провозглашён де Пейнс) и Папе римскому.

С самого начала своей деятельности тамплиеры приобретают большую популярность в Европе, благодаря своей посреднической деятельности. Вопреки и одновременно благодаря обету бедности орден начинает накапливать большие богатства. Каждый вступающий безвозмездно приносил в дар ордену своё состояние. Крупные владения орден получил в подарок от французского и английского королей, знатных сеньоров; помимо этого – тамплиеры осуществляли торговлю между Востоком и Западом, используя свою дипломатическую неприкосновенность. В 1130 г. тамплиеры уже располагают владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, а к 1140 г. — и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии и в Святой земле. Помимо этого тамплиеры к XII в. владели не только землями, но и верфями, портами, имели мощный флот (крепость Ла Рошель принадлежала тамплиерам). Они ссужали деньги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственные дела. Именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы и банковские чеки. Рыцари Храма поощряли развитие науки, поэтому многие технические достижения (например, компас) оказывались в первую очередь у них в руках. Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых — это была одна из обязанностей ордена.

Огромные земельные владения, мощные финансовые средства и наличие рыцарей ордена среди высоких сановников заставляло правительства Европы считаться с тамплиерами и часто прибегать к их помощи в качестве третейских судей. В XIV в. король Франции Филипп IV Красивый задолжав тамплиерам огромные деньги, попросил принять его в орден. Но Великий магистр Жан де Моле отказал ему. Тогда Папа римский (которого посадил на престол Филипп) предложил ордену тамплиеров объединиться с вечными соперниками — госпитальерами. В таком случае независимость ордена была бы утрачена. Но магистр опять отказался. В 1307 г. Филипп Красивый обвинил тамплиеров в ереси, в служении дьяволу и в колдовстве. Семь лет длилось следствие. Под пытками храмовники признались во всём, но во время публичного суда отреклись от своих показаний. 18 марта 1314 г. Великого магистра де Моле и приора Нормандии сожгли на медленном огне. Сокровища тамплиеров не были найдены.

Госпитальеры. Официальное название — «Орден всадников госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского» В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основан госпиталь для паломников к святым местам. Постепенно там образовалось братство для ухода за больными и ранеными. В 1113г. братство было официально признано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена. Рыцари принимали три обета; бедности, целомудрия и послушания. Символом ордена стал восьмиконечный белый крест. Первоначально он находился на левом плече чёрной мантии. У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока. Позднее рыцари стали носить красное одеяние с нашитым на груди крестом. В ордене были три категории: рыцари, капелланы и служащая братия. Уже с 1262 г., чтобы вступить в орден госпитальеров, необходимо было иметь благородное происхождение. Впоследствии существовали две категории вступающих в орден — рыцари по праву рождения и по призванию (не надо доказательств благородного происхождения. Им достаточно было доказать, что их отец и дед не были рабами и ремесленниками). Также в орден принимались монархи, доказавшие свою верность христианству. В Мальтийском ордене могли состоять и женщины. Великие магистры выбирались только из рыцарей благородного происхождения. Великий магистр был почти суверенным государем острова Мальта. Символами его власти являлись корона, «кинжал веры» — меч и печать. От Папы римского Великий магистр получил звание «стража иерусалимского двора» и «блюстителя рати Христовой». Сам же орден назывался «Державным орденом Святого Иоанна Иерусалимского». Рыцари имели определённые обязанности перед орденом — они не могли покинуть казармы без разрешения Великого магистра, проводили в общей сложности пять лет в конвенте (казарме рыцарей) на острове Мальта. Рыцари должны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет — эта обязанность называлась «караван».

С 1155 г. во главе ордена становится Великий магистр, которым был провозглашён Раймонд де Пюи. Для принятия важнейших решений собирался генеральный капитул. Первоначально главной задачей ордена был уход за больными и ранеными (госпиталь на 2 тыс. коек). Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам, устраивали для них три раза в неделю бесплатные обеды. Госпитальеры располагали приютом для подкидышей и грудных младенцев. Для всех больных и раненых были одинаковые условия: одежда и пища одного качества вне зависимости от происхождения. С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становятся война с неверными и охрана паломников. Орден уже располагает владениями в Палестине и Южной Франции. Иоанниты начинают так же, как и тамплиеры, приобретать большое влияние в Европе. В конце XII в., когда христиан выбили из Палестины, иоанниты обосновались на Кипре. Затем в 1307 г. переместились на о.Родос, сломив яростное сопротивление местных жителей. Теперь госпитальеры, или, как их стали называть, «родосские рыцари», стали форпостом христиан на Востоке. В 1453 г. пал Константинополь - Малая Азия и Греция полностью оказались в руках турок. В 1480 г. турки атаковали остров Родос, но рыцари сдались только в 1522 г. Султан, уважая мужество противников, отпустил рыцарей и даже помог им с эвакуацией. У иоаннитов почти не было земель в Европе. Император Священной Римской империи Карл V предложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг. Отныне рыцари-госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Мальтийцы продолжили свою борьбу с турками и морскими пиратами, благо орден располагал своим флотом. В 60-х гг. XVI в. Великий магистр Жан де ла Валлетт, имея в своём распоряжении 600 рыцарей и 7 тыс. солдат, отразил нападение 35-тысячной армии янычар. В 1798 г. Бонапарт, отправляясь с армией в Египет, взял штурмом остров Мальта и изгнал оттуда мальтийских рыцарей. В очередной раз иоанниты оказались бездомными. На этот раз они нашли приют в России - императора Павла I провозгласили в знак благодарности Великим магистром. В 1800 г. остров Мальта был захвачен англичанами, которые не собирались возвращать его мальтийским рыцарям. После убийства Павла I заговорщиками у иоаннитов не было Великого магистра и постоянной штаб-квартиры. К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духовно-благотворительную корпорацию, коей остаётся и поныне. Резиденция мальтийских рыцарей сейчас находится в Риме. Крест Мальтийского ордена служил с XVIII в. одной из высших наград в Италии, Австрии, Пруссии, Испании и в России. При Павле I он назывался Крестом Святого Иоанна Иерусалимского.

Тевтонский или немецкий орден (орден Дома святой Марии Тевтонской). В ХII в. в Иерусалиме существовал госпиталь («странноприимный дом») немецкоязычных паломников. Он и стал предшественником Тевтонского ордена. Первоначально тевтонцы занимали подчинённое положение по отношению к ордену госпитальеров. Но затем в 1199 г. Папа римский утвердил устав ордена, а Генрих Вальпот был провозглашён Великим магистром. Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространились все привилегии, которые имели и другие, старшие ордена тамплиеров и иоаннитов. Рыцари ордена давали обеты целомудрия, послушания и бедности. В отличие от других орденов, рыцари которых были разных национальностей. Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей. Символами ордена были белый плащ и простой чёрный крест. Тевтонцы очень быстро оставили свои обязанности по охране паломников и лечению раненых в Палестине. Любые попытки вмешательства тевтонцев в дела мощной Священной Римской империи были пресечены. Раздробленная же Германия не давала возможности развернуться, как это сделали тамплиеры во Франции и Англии. Поэтому Орден стал заниматься «благой деятельностью» — огнём и мечом нести слово Христово в восточные земли, предоставив сражаться за Гроб Господень другим. Земли, которые завоёвывали рыцари, становились их владением при верховной власти ордена.

В 1198 г. рыцари стали основной ударной силой крестового похода против ливов и покорили страны Прибалтики, в начале ХIII в. основав город Ригу. Так образовалось государство Тевтонского ордена. Далее, в 1243 г. рыцари покорили пруссов и отобрали у Польского государства северные земли. Существовал ещё один немецкий орден — Ливонский. В 1237 г. Тевтонский орден объединился с ним и решил двинуться на завоевание северных русских земель, расширяя свои границы и укрепляя влияние. В 1240 г. союзники ордена — шведы потерпели сокрушительное поражение от князя Александра Ярославича на Неве. А в 1242 г. та же участь постигла и тевтонцев - погибли около 500 рыцарей, а 50 были взяты в плен. План присоединения русской территории к землям Тевтонского ордена потерпел полный крах.

Реализация рыцарского идеала. Идеал рыцаря далек от христианского образца человека, но он преломлял христианские добродетели в соответствии с условиями, жизни рыцарства. Куртуазная любовь, которую осуждала церковь, несомненно, складывалась под влиянием христианского культа любви как страдания, которое очищает душу, и в то же время она отвечала потребности людей реабилитировать "земную" любовь, которую христианство объявило низменной и греховной. Но чаще всего для рыцаря было характерно вместо смирения — гордость, вместо прощения — месть, полное неуважение к чужой жизни. Современники постоянно обвиняли рыцарей в жадности, нападениях на путешествующих, ограблении церквей, нарушении клятв, разврате, битье жен, невежестве, несоблюдении правил поединка, превращении турниров в доходный промысел — охоту за доспехами, оружием, лошадью побежденного.

Культура "безмолвствующего большинства"

т.е. бесписьменная народная культура. Она малоизвестна. Общественное положение крестьян было приниженным, что отразилось на их названии: на смену позднеантичному "земледельцы" приходят термины "язычники", "бедняки", "мужланы", а позднее, во Франции, "вилланы" (подлые).

В деревне по-прежнему верили в духов, домовых, эльфов, русалок, драконов, поклонялись языческим богам, иногда — под видом католических святых. Сельские и городские праздники, карнавалы, обряды и обычаи также пропитаны духом язычества. В средневековом сознании, как народном, так и элитарном, большое место занимала вера в магию, ведовство. В XI—XIII вв. магия отодвигается на второй план, уступая место ожиданию наступления Царства Божия на земле. Новый расцвет колдовства, демонологии, оккультизма приходится на ХV-ХVI вв.

"Подлый люд" с обыденными заботами о хлебе насущном был социальным "низом", где неизбежно происходило заземление "высокого" и возвышение "низменного", что и проявлялось в нравах. Жизнь простых людей была пронизана религиозностью до мелочей, но сама эта религиозность выглядела богохульством из-за потери дистанции между "божественным" и "человеческим". К Богу относились как к человеку с его грубой натурой, и в церкви плясали под непристойные песенки о евангельских персонажах. Сочетание скабрезности и богохульства не было проявлением развращенности этих людей, но скорее варварской детскости их восприятии и представлений. Этим объясняются и трагические перепады людских эмоций, например, от поклонения святым при жизни к осквернению их праха, чтобы стать обладателем реликвии.

Высшим проявлением такого своеобразия средневековой культуры были народные праздники, в том числе карнавалы, где естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов выливалась в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианской культуре: "литургия наизнанку — богослужение идольское", "праздники дураков" и т. д.

Это причудливое, гротескное мироощущение проявлялось не только в народной смеховой культуре, но и в официальной христианской культуре, к созданию которой непосредственный доступ имел простой человек. Например, в средневековой мистерии (театрализованное жизнеописание Христа), в книжной графике, в скульптуре и росписи храмов в серьезные евангельские сюжеты вплетались "шалости", дьявольские буффонады, сатирические жанровые сценки (эти комедийные сценки так и назывались "фарс" — начинка), фольклорные образы диковинных зверей, вурдалаков и т. д. Церковь пыталась бороться с этим, но оказалась бессильна, так как средневековый ремесленник, крестьянин творил христианское искусство в меру своего "детского" понимания.

До XIII-го века преобладала тяга к общему, воплощением христианской добродетели являлось стремление жить "как все". Средневековый человек выступал как каноническая личность. Личное начало выступало в обособленной форме, но подчинялось всеобщему, надындивидуальному, освященному религией. Важнейшим достижением средневековой мысли стал поворот к осмыслению проблемы становления человека как личности.

Динамика самосознания личности – процесс длительный. Осознание принадлежности человека не только к христианскому миру, но и к своему сословию, цеху, где личные характеристики были возможны постольку, поскольку одобрены коллективом. Человек стал сословной личностью в отличие от родовой (античной). В средневековье человек отождествлялся со своей профессией, т.е. выступал не как личность, а как ее социальная роль.

В античном мире человек ощущал свое единство с государством в повседневной жизни, в средние века существовала определенная иерархия сеньоров и вассалов. С ростом буржуазных отношений личность стала осознавать свое противопоставление коллективу.

Христианство явилось компромиссом духа и плоти: один Бог - один хозяин. Но: для средневековой знати характерно христианство, которое исповедовалось формально, для простонародья - язычество.

Образование

В эпоху раннего Средневековья произошла смена ценностных идеалов: знание и наука как поиск истины были подчинены Божественному Откровению — особому состоянию человеческой души, "открытой" Богу. В христианской культуре знание подчинялось вере. Ученые занятия Докторов (от лат. "ученый") сводились к толкованию символов, чисел, слов Священного Писания, раскрытию его тайных истин.

В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник.

До XI в. крайне немногочисленные школы находились при дворах варварских королей, кафедрах епископов, церквях и монастырях. С ростом городов возникают светские городские частные и муниципальные школы, где учились бродячие школяры — ваганты, или голиарды, происходившие из городской и рыцарской среды, низшего клира. Нередко преподаватель и группа школяров кочевали с места на место.

С XI—XII вв. начинает развиваться система образования, напряженной становится духовная жизнь и в богословской среде. Кроме монашеских школ, возникают светские школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много светских школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.

Это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.

Структура образования

прямо связана с античными образцами. Как и в позднеримских школах, его основу составляли семь "свободных искусств" (артес либералес) — ряд дисциплин, разбитых на две ступени: тривиум (подготовительная) и квадривиум. В тривиум входили: грамматика — умение читать, понимать прочитанное и писать; диалектика — искусство вести спор посредством аргументов и их опровержений и риторика, учившая произносить речи. Квадривиум составляли арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Эти науки мыслились как учения о числовых соотношениях, лежащих в основе мировой гармонии. Обучение велось на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках.

Возникновение университетов

К XII в. кафедральные школы в крупнейших центрах Европы: Болонье, Монпелье, Париже, Оксфорде, Салерно и др. — превращаются в университеты (от лат. "университас" — совокупность, общность).

Развитие университетов с их традициями диспутов к главной формой образования и движения научной мысли, появление в XII—XIII вв. большого количества переводов с арабского и греческого — книг по математике, астрономии, философии, медицине и т. д. — стали стимулом интеллектуального развития средневековой Европы.

Первый университет был открыт в XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы (1088 г.). Он способствовал возрождению норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В XII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы.

В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем - университет в Кембридже (1209). Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160). Он объединял четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран. Преподавание велось на латыни.

Университеты обладали юридической, административной, финансовой автономией, которая даровалась им специальными указами государей и пап. Относительная независимость университета сочеталась со строгой регламентацией и дисциплиной внутренней жизни. Две корпорации — преподавателей и студентов, избирали должностных лиц: ректоров, деканов и т.д.; большую роль в обеих корпорациях играли землячества.

Структура университетского образования. Университет разделялся обычно на четыре факультета: богословский (теологический), юридический, медицинский и факультет семи свободных искусств (артистический). Последний был необходимой приготовительной ступенью к любому из трех других. Чтобы поступить на высший факультет, надо было пройти курс наук на артистическом факультете и получить здесь ученые степени сначала бакалавра, затем магистра. Они присуждались по результатам диспутов, в которых участвовали преподаватели и студенты. На высших факультетах магистру соответствовала весьма почетная степень доктора: теологии, права или медицины. Многие магистры свободных искусств являлись выдающимися логиками, математиками, астрономами. Практически все преподаватели были священниками или монахами. Особым уважением пользовался богословский факультет.

К XV в. существовало уже около 60 университетов. В это же время получают развитие коллегии (отсюда — колледжи). Первоначально так назывались общежития студентов, но постепенно коллегии превращаются в центры занятий, лекций, диспутов. Основанная в 1257 г. духовником французского короля Робером де Сорбон коллегия, названная Сорбонной, постепенно разрослась и так укрепила свое влияние, что ее именем стал называться весь Парижский университет.

Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, соответственно менялся и уровень образования людей. После определенного подъема в VIII - IX вв. развитие умственной жизни в Х - начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество.

Книг было мало и стоили они очень дорого. Например, в начале XI в. "Грамматика" стоила столько же, сколько дом с участком.

В некоторых странах Европы был достаточно высокий уровень преподавания. Так, в Х-ХI вв. в высших школах Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Азии.

Одновременно с этим шел процесс накопления практического знания, которое в форме рецептов для воспроизведения сохранялось в ремесленных цехах. В этих "мастеровых тайнах" было много практических находок, но и много от магии языческих культов, так как для средневекового сознания ремесло сродни колдовству, а ремесленник — магу: оба знают "слово", проникли в секреты, неведомые дилетанту. В такой своеобразной форме шел процесс и технического развития: применение водяных и ветряных мельниц, изобретение хомутов и подков, подъемников для строительства храмов и т. д. Механические изобретения кривошипа и маховика позволили сделать мельницу универсальным двигателем. Благодаря ей работали механические решета для просеивания муки, молоты в кузницах, машины в сукновальнях. Машины получали все большее распространение, подготавливая возникновение "новой" Европы.

Архитектура

Именно архитектура выступила в эту эпоху центральным и синтезирующим видом искусства, объединяющим все другие виды и жанры, подчиняющим их своему замыслу, художественному образу.

Архитектурные формы средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению с античными. В античных храмах классического типа очень большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую - внутреннее пространство. Внутри, в полумраке, стояла статуя божества, а все обряды и празднества происходили снаружи, на площади.

Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище Бога, но как место, где собирается община верующих. Организация внутреннего пространства становится главной задачей зодчих.

Храмысредневековья были своеобразными каменными энциклопедиями универсального знания — "Библиями мирян". Мастера, возводившие их, пытались показать мир в его многообразии и завершенном гармоническом единстве. Сложнейшая система архитектурных, скульптурных и живописных образов является своего рода шифром, с помощью которого записан рассказ о незримой красоте божественного надприродного бытия.

В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная.

Базилика (от греч. "царский дом") — старое название прямоугольного в плане общественного здания, разделенного внутри рядами колонн, столбов на продольные части (нефы). В древних Афинах так называли стоящий на рыночной площади дом базилевса, архонта — главы государства. В Риме это были судебные и торговые здания. Форма базилики оказалась удобной и для христианской церкви благодаря вместительности. В базилике средний неф, более высокий, освещается через окна под крышами боковых нефов. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной - вход. В стенах средневекового храма могло собраться все население города и быть свидетелем и участником и будничных богослужений, и праздничных литургий, и городских собраний, и всенародных празднеств, а в случае необходимости найти защиту за мощными стенами храма.

Христианская базилика — вытянутое прямоугольное здание, разделенное на 3 или 5 нефов и пересеченное поперечным нефом—трансептом, что в плане давало изображение символа христианской веры — крест (в отличие от греческого в латинском кресте одна из сторон длиннее других — неравноконечный крест). Вход в храм находился на узкой стороне здания, удаленной от трансепта. Напротив входа средний неф заканчивался полукруглым выступом — апсидой, где помещался алтарь. Алтарь — самое священное место храма, здесь проходит богослужение, а все здание ориентируется апсидой на восток. Со временем планировка здания становится сложнее: появляются 3 апсиды, башни (колокольни) сливаются с храмом, появляются дополнительные трансепты — в одной базилике сливаются как бы несколько храмов со своими алтарями.

Другой тип конструкции храма - крестово-купольный, по-видимому, имеет восточные корни. Купол не парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют крест, но равноконечный.

В Х в. складывается так называемый романский, т.е. римский, стиль, ориентирующийся на сохранившиеся после всех разрушений образцы античного строительства. Мощные каменные стены и сводчатые перекрытия романских соборов делают их храмами-крепостями. Постройки романского стиля сохранились в Германии, Италии; во Франции — это соборы в Клюни и Отене, замок в Каркассоне (дословно - "Леди зовет". Этот замок выдержал 6-летнюю осаду, которую возглавляла женщина).

Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Романское искусство принадлежит эпохе феодальной раздробленности, наступившей после распада империи Карла Великого, и само распадается на много самостоятельных, даже изолированных друг от друга художественных школ. Всех их пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Основное, что создало романское искусство - это замок-крепость рыцаря или храм-крепость Бога. Романская архитектура развивается в течение двух веков, постепенно приобретая более утонченный вид.

Переход от романского стиля к готическому - условно можно назвать сменой "замкового" (оборонного) образа жизни "дворцовым", когда в силу исторического и культурного развития Западной Европы происходит возвышение городов, расцветает рыцарская куртуазная культура, меняются нравы и моды, возрастае<

Наши рекомендации