Понятие «Средние века»; периодизация истории искусства Средних веков Западной Европы. Специфика культуры и искусства Западной Европы и Византии

Понятие «Средние века»

Термин "Средневековье" впервые возник в Италии в эпоху Возрождения. Для итальянских гуманистов XVI века основу понятия "Средние века" составляло противопоставление их, с одной стороны, "античному миру", а с другой - "Новому времени". Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за свое несоответствие нормам идеальной классической формы, культура — примитивной, доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви. Сегодня Средние века рассматриваются как эпоха зарождения, развития и разложения феодальных отношений.

Для ослабевшей римской цивилизации варвары явились неукротимой, разрушительной силой, и в 476 году Западная Римская империя закончила свое существование. По контрасту с организованной, упорядоченной государственной системой Рима новые хозяева Европы представляли собой полудикую стихию, они были совершенно чужды античному миру и этнически, и духовно. Но варвары именно своим «варварством», своими родовыми отношениями «омолодили» одряхлевшую европейскую цивилизацию. Они несли более мягкую по сравнению с рабовладельческой форму зависимости, феодальную, и локальную общность. Появление чувства общности и, с другой стороны, сознания права сильного, которое завоевывалось личным мужеством и отвагой, сопровождали рождение нового общества. Западная Римская империя распалась на экономически и политически самостоятельные феоды: княжества, герцогства, графства, которые еще долгое время враждовали между собой, создавали непрочные государства, которые вновь распадались, пока к X веку не утвердился окончательно феодальный строй с его строгой иерархией подчинения, где на вершине сословной лестницы стоял король — крупнейший феодал. Ниже — герцоги, графы, бароны, рыцари. Каждый из них был подчиненным — вассалом своего непосредственного патрона — сюзерена.

Периодизация истории Искусств Средних веков Западной Европы.

Начало европейского Средневековья можно отсчитывать от нескольких дат: падения Западной Римской империи, нашествия варваров и образования первых варварских государств на территории Европы; важнейшим рубежом, конечно, является рождение христианской цивилизации, пришедшей на смену греко-римской античной, т. е. языческой. Европейский мир принимает христианский облик, начиная с IV в.

Концом средневековой эпохи обычно принято XVII в., век Английской революции, коренных изменений в области науки и техники, промышленного производства, некоторые историки продлевают его до 18 в. (до Великой Французской революции), или наоборот, переносят в более раннюю эпоху — XIII и XIV вв., эпоху Данте, Джотто и св. Франциска Ассизского.

Средневековая история делится на три периода:

· VI - XI века - раннее Средневековье, период становления феодализма;

· XII - XV века - классическое средневековье, развитой феодализм;

· XVI - первая половина XVII века - позднее Средневековье, период упадка феодализма.

Исторические рамки средневекового искусства несколько иные. Термин "средневековое искусство" охватывает лишь ранние этапы истории искусства феодальной эпохи: для стран Западной Европы - с V до XV века - до эпохи Возрождения.

Историки искусства пытаются классифицировать средневековое искусство по историческим периодам и преобладающим стилям, однако все эти классификации носят условный характер. Общепринятой считается следующая периодизация: кельтское искусство, раннехристианское искусство, искусство периода переселения народов, византийское искусство, дороманское искусство, романское искусство и готическое искусство. Каждый из этих стилей в свою очередь подразделяется на отдельные периоды. Кроме того, каждый регион в период формирования собственной нации и культуры имел свой особенный стиль, например, англо-саксонское или древнескандинавское искусство.

Мы будем придерживаться следующей периодизации:

  • Дороманское искусство (конец V века - X век). В дороманском искусстве выделяют в свою чередь:
    • Искусство эпохи Меровингов
      • К памятникам меровингского искусства относят главным образом искусство северных и центральных областей Франции. В памятниках меровингского периода явственно заметны позднеантичные традиции, галло-римские и варварские стили.
    • Каролингское возрождение
      • В кон. 8 в. крупнейшей державой становится империя Карла Великого, опиравшегося на предания о могуществе Рима. В искусстве Каролингского возрождения возродился интерес к античности. На развалинах империи Каролингов образовались основные современные государства Европы. Для каролингской культуры характерно решительное обращение к античному наследию («семь свободных искусств», фигуративное и повествовательное начало в изображениях).
    • Оттоновское возрождение
      • Оттоновским возрождением называют культурный подъем 919-1038 гг. в восточных областях бывшей Каролингской империи, где правили короли Саксонской династии. В отличие от Каролингов, империя Оттонов не имела единого культурного центра, развитие литературы и искусства было связано главным образом с монастырями и епископскими городами. В искусстве Оттоновского возрождения ощутимы протороманские тендеции, стремление возродить легендарное римское великолепие подчас в варварской его интерпретации. Ряд исследователей рассматривает оттоновское искусство как раннюю стадию романики.
  • Романика или Романское искусство (XI - XII вв., в некоторых странах до XIII в.)
    • Так называют стиль средневекового искусства Западной Европы в период укрепления и зрелости средневекового общественного строя. Термин введен французскими археологами XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой, считавшими его испорченным вариантом позднеримского искусства. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако, он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
  • Готика или датское искусство (с конца XII - XVI вв.)
    • Так называют художественный стиль искусства Западной Европы завершающий развитие средневекового искусства. Термин введен итальянскими теоретиками XVI в., считавшими искусство Средневековья порождением варварского племени готов, разрушивших Рим в 410. Поздний архитектурный готический стиль (XV - XVI вв., т. н. «пламенеющая готика») в некоторых странах (Франция) сосуществовал с искусством Ренессанса. Возрождение, отнесясь с пренебрежением к варварским наследникам Рима, не заметило значимости искусства Средневековья, объявив его варварским. Лишь в XX в. открылась ценность его художественных исканий, появился интерес к духовному миру Средневековья.

Специфика культуры и искусства Западной Европы и Византии

Общее в искусстве Западной Европы и Византии:

1. Стремились излагать се и обо всем;

2. Религиозное. Теологическое. В центре искусства и культуры – Бог;

3. Наличие множества символов. Высоко ценится духовное;

4. В основе искусства лежит текст. «В начале было слово»;

5. Приверженность к традициям и канонам.

Отличия:

1. Запад забывает об античности;

2. Запад: Король- 1- ый среди равных.

Византия: Император - приемник Бога на земле;

3. Запад: экстравертен.

Византия: интроверта;

4. Византия более образованна, чем Запад;

5. Искусство Византии более сложное, аристократичное, рациональное;

6. Икона для Византии: литургический объект, ускоряет контакт с Богом.

Для Запада: иллюстрация Библии или Евангелие. Рассказа для неграмотных людей;

7. В Византии не была особо распространена скульптура.

На Западе же наоборот;

8. Идея греха и наказания. Византия: страшный суд совсем не страшный. Господь искупил грехи человека еще при жизни, когда он (человек) искренне раскаялся. Страшный суд – начало новой жизни. Мало внимания уделялось наказанию, грешникам.

Запад: ярко расписывались грехи, уделялось много внимания наказаниям, постоянные запугивания. Придет страшный суд и всем воздастся по заслугам;

9. Смерть Христова в Византии: спокойствие, счастье, победа жизни над смертью.

Запад: переживания.

Искусства Варварских королевств.

Франки - Франция (Коренное население Галлы). Вандалы - Северная Африка. Карфаген. Англы, саксы - Британия ( Коренное население Бриты). Вестготы и остготы (Западные и восточные готы) – Испания( Коренное население Иверы) и Северная Италия)

Искусство анти антропоморфное – не стремится к натуральному изображению. Абстрактное, геометрическое, плоскостное, не пластично. Экспрессивность, первобытная выразительность

Наши рекомендации