Прилежность хранит от многих неприятностей

Все, что может рука твоя делать, по силам делай...

Екклесиаста 9:10

Как видите, мы должны делать все не только наи­лучшим образом, но и столько, насколько хватит сил. Пусть скрупулезность, проницательность и усидчивость станут неотъемлемой частью вашего характера. Без этого вы не сможете довести дело до конца, вас начнут обманывать, подводить, потому что вы сами - недостаточно глубокий человек. Вы можете делать много дел, но у вас постоянно что-то не будет получаться.

Если, например, у вас свой бизнес и вы, будучи хозяином, недостаточно проницательны и прилеж­ны, то ваши работники постараются этим восполь­зоваться и разорить вас. Надо уметь поправлять их и побуждать к труду. Чтобы найти людей, которые захотят по-настоящему работать, причем без кон­троля, придется искать всю жизнь. Поэтому нужно научиться все держать под контролем, постоянно всех проверять. Нельзя полагаться на то, что работ­ник выполнит свою часть только потому, что это его работа и он должен ее делать, - не факт. Он может сделать что-то как-нибудь или же сделать вид, что­бы вы подумали, что он уже все сделал... Прилеж­ность спасет и избавит вас от такой массы неприятностей.

Я здесь пишу о том, что сам обнаружил: если вы кому-то что-либо поручили сделать, то нужно три раза проверить, как идут дела, и столько же раз уточнить детали. Конечно, в церкви должно все строиться на доверии, но, как показал опыт, доверие должно быть с проверкой, т.е. доверяй, но проверяй.

Итак, прилежность - это способность быть скру­пулезным до педантичности. Если вы, действитель­но, проворный человек, то будете добросовестно вникать в каждую деталь дела, над которым работа­ете. Прилежному человеку все равно, кто его кон­тролирует, проверяет и какую оценку ему ставят, - он просто добросовестный. Почему я об этом пишу, учу в церкви? - Если нам, как верующим, удастся приобрести эти Божьи качества, то мир за нами будет бегать, мы будем на вес золота, за что бы мы ни взялись на всякой работе.

Прилежность - основание для успеха

Прилежные люди не могут не состояться в жиз­ни, не могут не быть успешными, потому что они видят то, чего другие не видят. Разница между бед­ными и богатыми в том, что богатые привыкли за всем смотреть, все замечать: что и где не так, что на­до поправить, а это - умение вести дела, хозяйство.

Бедный привык, чтобы ему говорили, что делать, сам он даже не задумывается ни о чем. Из-за беспо­рядка он даже не замечает, что у него хлеб уродил, - и урожай гибнет. В Книге Притчей написано: “...держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб”(Притчи 20:13).

Богатые люди - это внимательные люди, кото­рые анализируют все, что видят; они педантичные, скрупулезные, глубокие и добросовестные. Всякая попытка быть успешными без этих качеств, без та­кого характера - это афера. Однако очень многие люди (особенно недостойные) хотят получить все и сразу без надлежащей подготовки и труда. Это мож­но назвать “легкой формой воровства” или “узако­ненной аферой”. Недостойные люди всегда завидо­вали достойным и хотели иметь то же, что и они: почет, уважение, богатство, оставаясь при этом на плотском уровне, т.е. не прилагая ни малейших уси­лий для своего духовного и интеллектуального роста. Мир наполнен этим обманом, но люди научи­лись скрывать свое истинное лицо, надевая маски благочестия и делая вид, будто с ними все в поряд­ке. На самом деле мало кто из богатых людей в настоящее время является глубоким человеком.

Я понял, что очень легко быть успешным. Просто нужно прилагать чуть больше усилий, чем хочется, делать чуть больше, чем удобно делать, и чуточку больше, чем делают другие, потому что все осталь­ные делают только то, что им удобно, двигаясь, как мы уже говорили, по пути наименьшего сопротив­ления. То есть если им где-то чуть-чуть неудобно или что-то тяжеловато, они тут же снимают эту но­шу и выбирают другую - чуть полегче. Именно так по всему миру люди отпадают от призвания. Но че­ловек, который прилагает хоть чуть-чуть усилий, становится главой, - и это благодаря усердию. В Притчах 22:29 говорится о том, что человек провор­ный в своем деле будет стоять перед царями. Цари, т.е. великие мира сего, которые многого достигли, очень ценят проворных, прилежных людей. Каждая фирма, каждая компания ценит и ищет добросовест­ных, прилежных людей. К сожалению, таких людей мало, потому что не многие хотят вставать рано утром, молиться и учиться, копаться в книгах, спра­вочниках, ходить в библиотеку в поисках нужных знаний, изучать проповеди и Слово Божье, - и все это добровольно, по собственному желанию, а не для экзамена или диплома. Но когда находится такой человек, то невозможно, чтобы он был средним или стоял где-то внизу. Человек прилежный - это чело­век, который всегда востребован, проворного чело­века ищут везде.

Давайте осознаем, какого мы рода, Кто наш Отец, и свергнем с себя ношу лени, чтобы стать людьми, достойными Бога. Я постоянно говорю своим де­тям: “Никогда не говорите мне, что вы не можете с чем-то справиться, потому что слишком тяжело”. Если уж начинать что-нибудь делать, то делать нужно хорошо. Если что-нибудь читать, то читать надо внимательно, вникая в каждое слово. Некото­рые люди “пробегают” книгу глазами “по диагона­ли”, пролистывая ее, и считают, что они все прочи­тали. А спросите такого человека: “О чем там? Что ты понял?” - и вы увидите испуганные глаза, а в лучшем случае услышите молчание. Зачем тогда тратить время?! Надо уметь “проникновенно” вчи­тываться, аналитически подходить к изложенному материалу. Если я прочитал книгу, то через 10 лет я вам ее перескажу, потому что я вникаю, задаю себе вопросы, перечитываю важные места. Поэтому одну книгу я могу читать две недели, т.к. тщательно раз­бираю ее.

Итак, прилежный человек озабочен тем, чтобы не просто делать работу, а делать ее наилучшим обра­зом, так как он стремится к наивысшему результату. Все, что вы делаете, делайте, как для Господа, при­мите решение так относиться ко всякого рода труду, и вы всегда будете иметь не просто какой-то ре­зультат, а лучший результат. Вы также удивитесь переменам, которые обнаружите в себе.

Когда Бог меня призвал стать пастором, я сразу Ему сказал: “Быть пастором? Я многих пасторов знаю, их по всему миру великое множество. Что толку быть одним из?.. Если мне нужно быть пас­тором, то только одним из самых лучших в мире. А если нет, то я в миру что-то буду делать и все равно стану лучшим...” Конечно, я делаю теперь все воз­можное (и даже сверх того) со своей стороны, т.е. я стараюсь делать больше, чем делают другие пасторы и проповедники.

Умными не рождаются...

В детстве у меня было неправильное понимание: я думал, что лишь некоторые люди рождаются ум­ными и что я в их число не попал: кому-то Бог дал голову, а мне не повезло. Поэтому поначалу я учил­ся, мягко говоря, без усердия. Но, когда я покаялся, все изменилось. Моя сестра тут же показала мне место Писания, которое перевернуло мою жизнь.

Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Госпо­да, Бога твоего...

Второзаконие 28:13

Прочитав это обетование, я тогда в сердцах вос­кликнул: “Не может быть! Кого Он первым сделает? Я же не отличник!” А сестра говорит: “Вот написа­но: верующих, которые будут исполнять Его Сло­во”. ...И я уцепился за это обетование. Однако сест­ра не успела мне тогда сказать, что надо трудиться и быть прилежным, чтобы оно исполнилось. Посту­пив в университет, я держался за это Слово, я мо­лился этим Словом, а преподаватель мне говорит: “Если ты заговоришь по-русски и сдашь этот экза­мен, я пойду свечку ставить. С тобой бесполезно...” А я все молюсь - Бог же сказал, что я буду первым, а не последним, и... ничего. Надо было что-то де­лать, чтобы выйти из этой ситуации, чтобы хотя бы Бога не позорить. И я решил: если я молюсь и не получается, значит, надо к этому еще что-то доба­вить. И я дал Богу слово, что засяду в библиотеке и каждый день по шесть часов буду учиться. Шесть лет с трех часов дня до девяти часов вечера я зани­мался в библиотеке и все-таки стал первым.

Дорогой читатель, и вместо вас Бог не будет ни учиться, ни трудиться - Он и так все знает и уже все, что мог, сделал. Трудитесь на той ниве своей жизни, где хотите собрать обильный урожай, полу­чить прорыв, молитесь, напоминая Богу соответ­ствующее обетование, и Он исполнит его. Если вы стоите на Божьем Слове и не видите результатов, значит, вы не приложили к этому достаточно уси­лий или не до конца поверили. Но я тогда точно знал, что поверил в это Слово, и чтобы Бога не позо­рить, не сделать Его обманщиком, я решил сидеть и учиться, пока это Слово не исполнится. Этот случай помог мне получить самое главное откровение в моей жизни: все Божьи обетования сбываются только через наш прилежный труд. Оказалось, что умными не рождаются, как я в детстве думал, а становятся. С тех пор у меня всегда все получается, потому что я понял самое главное: если быть при­лежным, дисциплинированным человеком, если научиться полностью отдаваться делу, то нет в мире ничего невозможного.

Конечно, тяжело себя дисциплинировать, осо­бенно поначалу. Но хотя бы с чего-то надо начинать и хотя бы в чем-то надо быть главой, если не полу­чается во всем. В чем-то надо быть первым, в чем-то надо подтвердить Божье Слово своей жизнью. И неважно, в какой области это будет - в церкви, в бизнесе, в науке, в политике, - принципы порядоч­ности, прилежности, добросовестности, проворнос­ти производят везде одинаковый результат: вы ста­нете главой, а не хвостом; первым, а не последним. Через прилежность мы высвобождаем те ресурсы, которые Бог в нас вложил, и становимся такими, какими должны быть по Божьему замыслу. И, ко­нечно же, свою прилежность мы проявляем в труде.

Золотые истины

• Если мы хотим быть детьми Отца Небесного, то нам нужно поменять отношение к труду. Мы должны все делать, как для Господа или хотя бы как для себя.

• Правильное отношение к труду воспитывает в человеке прилежность и созидает правильный характер, помогая человеку сохранить себя в доброй совести, а такие плоды всегда пригодят­ся и принесут благословение, возвышение.

• Пусть скрупулезность, проницательность и усидчивость станут неотъемлемой частью ваше­го характера.

• Если вы стоите на каком-либо Божьем Слове и не видите результатов, значит, вы не приложили к этому достаточно усилий или не до конца поверили.

• Если быть прилежным, дисциплинированным человеком, если научиться полностью отдавать­ся делу, то не будет в мире ничего невозможного для нас.

Глава 15

Наши рекомендации