Продолжайте усиленно молиться.

В непрестанной молитве и руководствуясь принци­пами, записанными в Мф. 18:18-20 и Мк. 11:22-25, просите Бога о том, чтобы Дух Святой совершал рабо­ту по следующим направлениям:

1. Укрепить, защитить, исцелить, благословить и уполномочить своих служителей и лидеров этой местности, прося Бога о даровании им безопасности и защиты, об излитии Его благодати и наделении си­лой в служении (Еф. 6:18).

2. Дать понимание греха и побуждение к раская­нию. Только Святой Дух может «обличить мир о гре­хе, и о правде, и о суде» (Ин. 16:8-11).

3. Устранить влияние нечистых духов на неверу­ющих, чтобы они могли откликнуться на Благую Весть: подавить их власть, заставить их замолчать, отвести их силу от людей, чтобы они имели возмож­ность откликнуться на истину (Деян. 26:17-18).

4. Работать в соответствии с Деян. 4:29-30, прося Бога дать силу Своим слугам возвещать Слово с дерз­новением и, простирая руку Свою, творить чудеса че­рез них во имя Иисуса, таким образом утверждая ис­тину и силу Его слова.

В любой момент этого процесса может произойти схватка сил либо под водительством Бога, либо по причине сопротивления сатаны. Когда противостоя­ние спровоцировано дьяволом, помните, что пораже­ние возможно, если верующие не подготовлены, не достаточно натренированы или действуют «по пло­ти». Господь предоставляет нам свободу быть людь­ми, делать ошибки и учиться на собственном опыте.

Этап 2: выработка стратегии (один год)

Продолжайте церковное служение. Регулярно встречайтесь поместной церковью или межденоминационной группой, чтобы служить друг другу в любви и милосердии. Будьте в курсе личных нужд и уязвимых мест. Следите, все ли благополучно. Раз­бирайтесь с любыми проявлениями зла. Собирайтесь вместе и молитесь за тех, кто просит или нуждается в молитве.

Собирайте данные, полученные в процессе служе­ния. Записывайте о случаях столкновения с силами, о том, что открылось во время изгнания бесов, о том, какого рода духовные узы можно было обнаружить во время бесед.

Развивайте дар «различения» через диалог. Вы­делите время для анализа полученных данных, об­суждения прочитанных материалов и сравнивайте духовные впечатления. Задайте два вопроса: «Что мы воспринимали и правильно ли это?»

Начинайте определять источники сил. Определите сначала людей, организации, явления культуры, ко­торые кажутся вам источниками отрицательной ду­ховной силы. Затем попытайтесь найти общее назва­ние силе, предположительно действующей в них и че­рез них. Сравните эти наблюдения с впечатлением, по­лученным от Духа Святого и из разговоров с руководи­телями местных церквей и миссий. Поработайте неко­торое время над этими данными: попросите водитель­ства Духа, чтобы подтвердить или отвергнуть данную информацию. После личной молитвы соберитесь сно­ва, чтобы убедиться в точности ваших выводов.

Начните активные тренировки. Определите тех, кто явно наделен дарами и призван для такого рода служения, и обеспечьте возможность их участия в упражнениях. (Избегайте набирать добровольцев. Такого рода служения притягивают тех, кто увлечен властью, или тех, кто хочет быть частью чего-либо «большого и важного» для удовлетворения своего собственного «Я»). Мы должны довериться Самому Господу, чтобы поднять на дело тех, кто призван и наделен соответствующими способностями Им Са­мим. И те, кто только начинают использовать необ­ходимую власть и дары, будут идти рядом с искушен­ными в молитве, различении и методах изгнания бе­сов. Тренировка в духовной борьбе будет успешнее при участии в самой битве, а не в изучении дидакти­ческих инструкций.

Начинайте использовать стратегию «определи и используй». Что нам делать со всеми этими данны­ми? Ниже предлагаются стратегические действия:

1. Регулярное ходатайство. Всегда есть те, кто яв­но призван к молитве в уединении, к битве с дьяво­лом один на один и кому Богом дарована реальная власть и сила для деятельности в видимом плане и для служения. Исторические модели в конце этой главы иллюстрируют природу и функции истинного ходатайства.

2. Создавайте команду молитвенной поддержки.Пусть в другой местности у вас будет сеть сотрудни­ков в качестве духовного «сторожа» для интенсив­ ной молитвы и для того, чтобы был источник «рас­познавания на расстоянии» тех сил, которым вы про­тивостоите. Наилучшим вариантом будет молитвен­ная группа в церкви, столкнувшаяся с различными аспектами духовной борьбы в миссионерской работе. Бог может таким образом руководить, предупреж­дать и ободрять.

3. Походы веры. Ввиду того, что Авраам должен был «пройти по земле» и заявить права на владение ею (Быт. 13:14-17), а Иисус Навин дал указание обой­ти Иерихон, возможно, Господь направит небольшие группы подготовленных праведников пройти по горо­ду и объявить о правах на него во славу Божью. В та­ких походах ожидайте, что Дух Святой обострит ваш дар «различения», даст новый стимул вашей вере и укажет на то, что у вас есть сила для наступления на тьму. Но помните, что такое турне — лишь часть долгосрочного духовного подвижничества.

4. Вершить справедливость. Из Писания ясно, что Бог одобряет и благословляет дела, направленные на заботу о бедных, удовлетворение нужд беспомощных и сирот и на служение угнетенным. Таким образом, зло может быть обличено и ослаблено посредством участия в служении по тюрьмам, в миссионерской ра­боте в городе, в приютах, в работе против абортов, в реабилитационных центрах по устранению алкоголь­ной и наркотической зависимости. Ничем не заме­нить тяжелый труд и жертвенное послушание Богу.

5. Благовествование. Позвольте Святому Духу на­учить вас, как в сотрудничестве с Ним связывать ду­ховные силы, препятствующие людям принять исти­ну, ведущую к спасению. Нам нужно полнее исполь­зовать власть подавлять, закрывать уста и отводить сатанинское влияние от людей, которых Дух Святой влечет к Иисусу. Когда мы приводим человека ко спа­сению, нам нужно быть как можно более безупречны­ми в разрушении и оставлении тех особых областей, где дьявол имел преимущества. Это обеспечит челове­ку больше непосредственной практической свободы дополнительно к позиционной свободе от врага.

6. Марши или ралли прославления. Это положи­тельное и видимое провозглашение господства Иисуса Христа. И хотя их целью не является прямая конфронтация со злом, такие марши и ралли демон­стрируют радость и единство верующих, признаю­щих Иисуса своим Царем. Примерами могут слу­жить также концерты в парках, шествия или специ­альные дни молитвы. Недавно, во время моего суб­ботнего визита в Кембриджский университет, я с ра­достью наблюдал парад прославления с музыкальны­ми инструментами, праздничным пением и флагом с надписью: «Иисус — Господь». Я почувствовал, что это было прекрасное и соответствующее духу време­ни выражение веры.

7. Применение служения освобождения. В идеале оно должно происходить хотя бы в одной из помест­ных церквей. Служение освобождения не обязательно проводится в пределах этой церкви, но люди, занима­ющиеся освобождением, должны быть подотчетны од­ной из поместных церквей. Молитва освобождения должна сопровождаться знанием психологии и медицины, наличием даров относительно душевного исцеления.

8. Будьте готовы вступить в борьбу в одиночку. Вы можете быть вовлечены в битву в любой момент. В Колумбии переводчица Библии, которая посетила дальнюю деревню, проснулась среди ночи от удушья, чувствуя чьи-то руки на своей шее. Она призвала вслух имя Иисуса. Через два дня эта женщина встре­тила шамана племени, который изумленно взглянул на нее и сказал: «Я не смог причинить вам вреда. По­чему?» Через неделю он пришел ко Христу. Сила ду­хов, посланных уничтожить ее, была разрушена ее ответом веры.

9. Специальные семинары. Это информационные семинары для верующих на тему аспектов духовной борьбы, позволяющих открыть глаза людям на ре­альность битвы. На семинарах для профессионалов и руководителей могут рассматриваться вопросы раз­личения духов, ходатайственной молитвы, утеше­ния обездоленных, сатанизма, поклонения предкам, сексуальных злоупотреблений и другие.

10. Полное послушание.Некоторые могут быть призваны активно противостоять силам зла в юриди­ческой сфере. Примерами этому могут служить дей­ствия протеста против практики абортов, разоблаче­ние продюсеров порнопродукции. Сюда может вхо­дить контрабандный ввоз Библий в закрытые стра­ны, личное решение китайского верующего нару­шить закон о воинской повинности или участие в движении демократизации жизни общества.

11. Писательская деятельность. Эффективным ме­тодом разоблачения зла является создание высокока­чественных литературных произведений. Ручка — это сильное оружие для объяснения христианской ис­тины. Статьи в местных газетах и других периодиче­ских изданиях и книги могут служить для наставле­ния верующих, а также бросать вызов неверующим. Примером могут служить работы доктора Джеймса Добсона, разоблачающие индустрию порнографии. Также могут быть эффективно использованы запи­санные свидетельства, соответствующие каждой от­дельно взятой культуре.

Этап 3: мобилизация (один год)

Поддержание и настройка практической жизни церкви. Руководству группы необходимо регулярно встречаться для диалога, обмена мнениями и мысля­ми касательно Слова Божьего и служения друг дру­гу. Идеальным вариантом была бы местная группа пасторов и руководителей, посвятивших себя регу­лярной молитве и поклонению. В свете призыва Пав­ла в Послании к Ефесянам (6:18) «И старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» очень важно, чтобы мы помогали друг другу в нашей личной борьбе и любых возможных духов­ных столкновениях. С помощью Духа Святого на ме­сто уныния, разочарования и замешательства долж­ны прийти вера, радость и ясность мыслей. Особенно это необходимо для ядра группы, вовлеченной в та­кого рода стратегическую духовную борьбу.

Старайтесь избежать ужасного распространения «греха в лагере», особенно в форме грехов, возника­ющих в процессе общения: гордости, зависти, ревно­сти, критицизма и обиды. На ранней стадии данного этапа я предлагаю двухдневный пост, чтобы «приго­товиться к сражению» через покаяние и исповеда­ние. Слишком часто жизненно важные служения бы­ли сорваны через грех, использованный или спрово­цированный лукавым.

Привнесите также шутку и отдых в тяжелый труд ведения битвы. У вас всегда будет такой инициатор, целеустремленный человек, направленный на духов­ную борьбу. Неплохо было бы иногда воспринимать себя и бремя битвы не слишком отчужденно. Это по­лезно с духовной точки зрения и необходимо для ук­репления духа воинства. В молитвенном движении моего города мы благословляем моменты «святого отдыха», исцеляющей силы радости.

Продолжать тренировку. В этом пункте должно быть задействовано четыре основных группы по­движников, посвятивших себя наступлению на «твердыни»: группа руководителей, обеспечиваю­щая общее видение и принятие административных решений; группа ходатайственной молитвы; группы освобождения и различные функциональные мисси­онерские группы (уличное свидетельство, работа со средствами массовой информации, писательская де­ятельность, молодежное служение, консультирова­ние в кризисных ситуациях). Те, кто уверенно чувст­вуют себя в противостоянии сил, могут обучать уче­ников и помощников, демонстрируя нужное упова­ние на Святого Духа, Его власть и дары.

Предвидение Царства. В Евангелии от Марка (11:22-25) мы читаем слова Иисуса о том, что молит­ва с верой может «ввергнуть в море» горы. В вере мы можем предвидеть установление Царства на месте нашего служения. Просите Духа Святого, чтобы Он пришел, как свет, обличающий и рассеивающий тьму, как очищающее присутствие, устраняющее тление, как Дух истины, бросающий вызов лжи. И Бог изольет Свою силу и приблизит Свое Царство до тех пределов, до каких простирается наша вера. Продолжайте просить Господа отвечать на молитву из Деяний святых Апостолов (4:29-30).

Нацеливайтесь на определенные «твердыни».Сконцентрируйте свои стратегические усилия на двух-трех «твердынях», подтверждая их существо­вание вашим даром «различения». Ими могут быть отдельная личность (политическая фигура, сторон­ник движения «Новый век», нетрадиционный цели­тель), общественное учреждение (местный орган уп­равления, религиозная организация, организация социальной службы) или проявление дьявольских «твердынь» сверх конкретной сферы (сексуальные извращения, колдовство, азартные игры, насилие).

Здесь нужно задать серьезный вопрос: как узнать, где источник духовного влияния, загрязняющий данную среду? Проистекает ли это из небесных «глу­бин», или исходит из испорченных человеческих сердец? Прежде чем мы ввяжемся в активное сопро­тивление и ослабление «территориальных духов», нам нужно рассмотреть вопрос, не является ли при­чиной испорченность человеческого сердца. Сверхъ­естественный обман был бы безуспешным, если бы не человеческая уязвимость для его силы. Как мы мо­жем быть столь уверены, что чрезмерная склонность к жадности, похоти или насилию, несомненно, ука­зывает на сверхъестественное их происхождение? Несколько лет назад я видел карту, на которой были помечены правящие духи городов и округов района Сан-Франциско Бей. Над Сан-Хосе и Кремниевой до­линой было указано: «эгоистические интересы». Я нисколько не сомневаюсь, что там существует на­званная проблема, не потому ли, что действительно такой дух парит над этой территорией? Или это всего лишь выражение сущности падшего человечества?

Независимо от того, эти «твердыни» человеческо­го происхождения или дьявольского, я твердо убеж­ден в том, что мы должны быть очень чуткими к дви­жению Духа и не начинать наступательную молитву против «твердынь» до тех пор, пока нас не «подни­мет» Господь и поставит на место неизбежных дейст­вий. История свидетельствует, что лишь у несколь­ких верующих отмечено побуждение на такие дейст­вия. Это позволяет предполагать, что стратегическая борьба не должна быть популистским явлением.

Одно мы знаем достоверно: молитва всегда нужна. И когда мы молимся, основное внимание нужно уде­лить тому, чтобы открылись «твердыни» в церкви (неверие, горечь, разобщенность), препятствующие покаянию и возрождению. И параллельно этому мы должны просить Бога излить силу Святого Духа, да­бы открылись глаза неспасенных на их грех и на не­избежность суда (Ин. 16:8). Если молитва истинно вдохновляема и ведома Самим Господом, по ее хода­тайству рука Божья изобличит и уничтожит влияние сатанинских твердынь в церквах и приведет к их воз­рождению и искуплению заблудших.

Используйте эффективные методы ходатайства.Мы применяем власть Христа для расширения Его Царства, веруя и моля Бога действовать через Духа Святого и ангелов, чтобы пресечь влияние нечистых сил, увеличить количество плодов святости и рост Церкви.

Молитва на этом уровне зрима, смела и убедительна.

Образец молитвы: Господь, Ты один Всемогущий. Мы подтверждаем, что_____ находится под Твоей суверенной властью. Верой начертаем мы победное имя Иисуса над этой (церковью, городом, народом) и заявляем об этом во славу Твою. Жезл нечестивых да не останется над землей, которую Ты даровал Своему народу (Пс. 124:1-3). Эта битва не наша, но Твоя (2 Пар. 20:15). Мы просим Тебя войти и ослабить «твердыни» лукавого (назовите их, если знаете). Мы благодарим Тебя за то, что Ты рассеял вражьи силы. Мы прославляем Тебя за Твою верность.

Мы должны следовать побуждению Духа молить­ся «в непосредственной близости» от таких заведе­ний, как клиники, где проводят искусственное пре­рывание беременности, магазины с порнопродукци­ей или с книгами «Нового века». Мы должны быть готовыми под водительством Святого Духа столк­нуться лицом к лицу с человеком, который является источником силы в общине.

Внимательно наблюдайте за оппозицией. Оче­видно, вы можете рассчитывать на «ответный удар» из дьявольских сфер. Это может быть очевидное со­противление со стороны какой-нибудь личности или местного учреждения вплоть до нападок на группу, до атак в области эмоциональной слабости или легко пристающего греха. Чем быстрей будут обнаружены эти происки, тем легче с ними покончить. Наша цель — «обнаружить, встретить лицом к лицу и уничтожить» их с помощью святой полновластной молитвы. Отразите предполагаемые проклятия с по­мощью крови Христа и благословите тех, кто, как вы предполагаете, послал проклятие (Рим. 12:21). На­блюдайте, в частности, за симптоматичными инди­каторами угнетения: неконтролируемым страхом, унынием в экстремальных условиях, отношениями между членами группы на грани обид или недове­рия, недиагностируемыми недомоганиями или бо­лезнями, неспособностью иметь четкое руководство от Бога, нарушением сна и особыми искушениями в сфере постоянно преследующего (привязчивого) гре­ха. Только не забываете важного предупреждения: не переусердствуйте. Не приписывайте проблемы, возникающие в нормальной жизни, дьявольским проискам. Ожидайте, что Святой Дух укажет вам, когда потребуется духовное сопротивление. Он бу­дет верен в этом.

Этап 4: оценка и передача опыта (шесть месяцев)

Оценка. Поскольку в такого рода деятельности мы имеем дело со сверхъестественным, то весьма трудно дать оценку успехам. Весьма опасно полагаться на субъективные впечатления, отвечая на вопрос «како­вы наши успехи?» Здесь должны быть объективные критерии, помогающие определить, в том ли направ­лении мы движемся. Задавайте трудные вопросы, ра­дуйтесь успехам и честно признавайте свои неудачи.

Вопросы для оценки:

♦ Где нас подвела способность различения?

♦ Не делаем ли мы доктринальных ошибок? Можем ли мы подкрепить наше служение Писанием?

♦ Не получил ли кто назначения, которому не соответствует?

♦ Есть ли потери? Какой урок мы можем из этого извлечь?

Оценка служения.

♦ Наблюдается ли значительный рост единства сердец и общности цели среди верующих наших общин или нашей команды?

♦ Создана ли команда освобождения для данного служения и функционирует ли она? Освобождены ли пленники, следуют ли они за Господом и дисциплинированны ли они?

♦ Есть ли видимые признаки разрушения «твердынь» (закрытие магазинов порнопродукции, уменьшение проявлений безбожия, развал организаций, противостоящих Евангелию, юридические и политические победы)?

♦ Наблюдаем ли мы значительный рост церквей в нашей области? Можем ли мы честно сказать, что Царство Божье приближается и Бог прославляется?

♦ Чего у верующих больше: любви к Иисусу или озабоченности борьбой с сатаной?

Передача опыта. На этом этапе, несомненно, мно­гие будут в курсе вашего опыта в данной области. Члены вашей группы свидетельствовали и пропове­довали в других областях, рассказывая об элементах модели и обучая принципам и практике стратегиче­ского сопротивления. Я бы дал несколько рекоменда­ций:

1. Изложите свой опыт в разработанном виде на бумаге, чтобы это можно было перенести в подобного рода группы других общин.

2. Попросите у Господа назначить и благословить тех членов группы, кто обладает даром научения и проповеди, на переезд в другие общины и области (включая и иные страны), чтобы воспроизвести принципы и практику стратегической молитвы.

Исторические модели

Я уверен, что на протяжении столетий были оди­нокие души и малые группы верных подвижников, которые вели духовные битвы за Царство в уедине­нии своих молитвенных келий. Большинство из этих молитвенных воинов останутся неизвестными до Ве­ликого Дня. Мы склонны оценивать успех по челове­ческим меркам. Господь знает тех первопроходцев с всепобеждающей верой в Него, которые боролись с лукавым, и открыли дверь для распространения Бла­гой Вести.

Недавно в одной сельской местности, в Индии, я сидел за обеденным столом с человеком лет пятиде­сяти. Его звали Августин. Он не ел, мало разговари­вал, и, сидя в уголке веранды пасторского дома, тща­тельно изучал Слово Божье. Позже мне сказали, что Августин путешествует пешком по Индии, моля Бо­га использовать Его силу и спасти этот народ. Он рас­кладывает карты различных областей Индии и мо­лится о каждой территории. Этот человек ходит по улицам Пенджаба, провинции воинствующего исла­ма, провозглашая мир во имя Иисуса. Я славлю Бога за таких «тайных агентов!»

Ниже я привожу пример христиан, живших до нас и осмелившихся выступить против дьявола с не­поколебимой верой в обещания Бога.

Пастор Иоган Кристоф Блюмхардт. Хотя его имя не является широко известным в христианской среде, он может служить примером отважного воина Христа. В служебном отчете, поданном Лютеранскому Синоду Германии («Битва Блюмхардта: конфликт с сатаной», переведенная Фрэнком Босхолдом), Блюмхардт опи­сывает свой опыт, когда он встретился с молодой не­мецкой женщиной по имени Готтлибин, которая в со­стоянии полной безнадежности впервые пришла к не­му в 1841 году. Она родилась в семье, вовлеченной в практику черной магии, и впоследствии должна была принять колдовские силы. Сложности возникли, ког­да Готтлибин узнала о Евангелии и ответила желани­ем последовать за Иисусом. Узнав об этом, пастор Блюмхардт вступил в странную борьбу со сверхъесте­ственным, которая длилась два года. Он прибегнул к помощи профессионального врача, чтобы докумен­тально зафиксировать странные эффекты, производи­мые колдовством. Наряду со своей обычной деятель­ностью, он взывал к Богу с верой, моля и надеясь на победу для этой терзаемой души. Из-за того, что втор­жение сверхъестественного было неожиданным и неизвестным Иогану Блюмхардту, его теология часто грешит неточностями, но целеустремленность и на­стойчивость достойны восхищения:

«Если пастор Блюмхардт был не прав в выводах, которые сделал, исходя из своего опыта, или в интер­претации событий, все же его вера имела правильное направление — обессилить врага оружием, которое Бог дал верующему: вера и еще раз вера, молитва, пост и четкое следование Слову Божию. Блюмхардт был первопроходцем в прямом смысле слова. Он еще раз прорвал линию фронта для истинных верующих, линию фронта, которая увеличивается за счет проис­ков дьявола и его сверхъестественных планов против человечества»2.

После двух лет битвы с адом, Рождество 1843 г. принесло победу. Произошло необычайное: сильный дух объявился и заговорил с Блюмхардтом через сест­ру Готтлибин, Катарину. Это существо назвало себя «знаменитым ангелом сатаны, главенствующим над всей магией» (с. 55). Он был ужас­но сердит, так как из-за крепкой веры Блюмхардта магии по всей Европе был нанесен сокрушительный удар. В два часа утра дух покинул ее с криком «Иисус-Победитель, Иисус-Победитель». Битва за человече­скую душу и большая битва за Евангелие в Европе были выиграны.

Сам Блюмхард идентифицировал три фазы своего опыта: 1) сама битва, прошедшая в испытании веры; 2) покаяние и пробуждение в его регионе, сразу же последовавшее за прорывом и 3) получение власти в молитве, что позволило ему проводить служение ис­целения. В отчете Блюмхардта часто встречается описание «особой милости», которую Бог даровал ему для этой битвы. Как и в случае с библейскими персонажами, он был избран и послан на битву. Господь даровал Блюмхардту Свою милость, чтобы укрепить его и обеспечить успех. Пастору были при­сущи собственные слабости и случайные ошибки. Но Господь для Своих предопределенных целей дал ему силу победить в сражении с самым могущественным оружием в арсенале дьявола.

Евангелист Чарльз Финней. Лишь немногие кни­ги на тему пробуждения являются такими волную­щими и вдохновляющими, как «Автобиография Чарльза Финнея». Некоторые считают, что для очи­щения американского континента от сил зла, этот проповедник и богослов середины XIX столетия сде­лал больше, чем любой другой человек. Его теологи­ческие взгляды были правильными, сердце чистым, а способности проповедника превосходными. Но главный секрет его пробуждений заключался в прак­тике торжествующей молитвы:

«Я не однажды говорил, что все те пробуждения характеризуются особым духом молитвы... Не толь­ко возросла посещаемость молитвенных собраний, не только они характеризовались большой торжествен­ностью, но также присутствовал сильный дух тайной молитвы»3.

У Финнея был случайный партнер в его работе по пробуждению, почтенный Даниил Нэш, который «посвятил себя постоянной молитве». Они часто ухо­дили вдвоем в лес и часами взывали к Богу за город или за какую-либо душу, особенно отвергавшую Евангелие. Мы можем доподлинно предположить, что дьявол был в сильной оппозиции к этим духов­ным пробуждениям. Это несомненно. Но Финней редко упоминает о непосредственных столкновениях с дьяволом. Основное ударение он делает на веру в бо­жественные обещания и на провозглашение их. Чи­тая эту книгу, приходишь к мысли о сильном упова­нии на действие Духа Святого в Его способности убеждать и взращивать урожай. Успех обеспечивает­ся всемогущей рукой Бога. Это примечательно, что Финней и другие, ему подобные труженики, вместо того, чтобы делать упор на непосредственную борьбу с дьяволом, полагаются, в основном, на послушание истине, труд в молитве и упование на Святого Духа.

Финней дает следующее описание своей подготов­ки к одной из акций пробуждения в Антверпе (штат Огайо):

Проходя по селению, я слышал богохульные речи... Я вспоминаю то ужасное ощущение, которое испытал во время прогулки по селению в субботу. Сама ат­мосфера казалась мне ядовитой; и меня объял ужас»4.

Для меня это звучит очень знакомо, когда я вспо­минаю некоторые из своих миссионерских команди­ровок за последние пять лет. Но ответные действия Финнея были более эффективными и быстрыми, чем мои. Несомненно, он встал против «твердынь». Он сразу же начал молиться, пока страх не отступил и мир Святого Духа не снизошел, и он получил нужное слово для того города. На следующий день было сломлено сопротивление конфронтационной пропо­ведью, и многие души пришли ко Христу. Для Фин­нея основным было исполненное веры принятие Божьих обещаний через молитву и уверенное провоз­глашение Слова Божьего.

Риз Хауэллз. Говоря о людях, служащих приме­ром хождения в Духе, сразу вспоминаешь о Риз Хау­эллз из Англии. После многих лет, посвященных хо­датайству, он в конце 1930-х годов ощутил особое бре­мя — судьба евреев. Риз Хауэллз сразу увидел огром­ное зло, носителем которого был Гитлер, и поставил себе целью противостоять силам нацизма в молитве. В своих статьях и речах он часто утверждал, что если Великое Поручение должно быть исполнено, то Бог должен уничтожить Гитлера. В последних главах книги Нормана Грабба «Риз Хауэллз — Ходатай» описана битва за Восточную Европу, которая велась в молитвенном зале колледжа Хауэллза в Англии. Го­воря его словами: «Мир стал нашим приходом, и нас призвали к ответственности быть ходатаями за стра­ны и народы»5. Ввиду угрозы вторжения нацистов в Англию в 1940 г., Хауэллз записал следующее:

«Я думаю, как это великолепно, что нам не нужно ничего менять в наших молитвах, несмотря на теку­щее развитие событий. Я так рад, что все это время впереди нас ждало Царство, и я ни о чем не сожалею. Господь сказал: «Я собираюсь покончить с нациста­ми». Четыре года мы принимаем участие в битве между Святым Духом и дьяволом»8.

В свете наших исследований о жизни Моисея, Илии, Даниила и Павла, нужно отметить, что Бог чет­ко сказал Хауэллзу, что он участвует в битве и одер­жит победу. Хауэллз был уникально подготовлен и по­лучил побуждение участвовать согласно воле Божьей в битве на стратегическом уровне. Мы видим из его от­чета, что иногда его предсказания и утверждения бы­ли неправильны или несвоевременны. Он оставался человеком. Хауэллз признал существование битвы между Святым Духом и дьяволом, но он и его коллеги были вовлечены в сотрудничество с Ним в этой битве за выживание свободного мира. На пороге очевидного поражения Англии от нацистов 18 мая 1940 года этот человек записал важное замечание: «это не вы боре­тесь, но Бог, и вы узнаете, что Бог делает»7.

Во всех наших современных человеческих попыт­ках разрушить «твердыни» врага, противостоять движению «Новый век» или разрушить стену исла­ма, мы должны помнить: это дело Бога, и только Его Божественные действия приведут нас к победе.

Эти великие человеческие души показывают нам необходимость ясно слышать Божий призыв к битве и уповать на присутствие Бога для поддержки в каждой битве. Слова Иисуса звучат ясно и громко: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Если Господь строит здание Церкви, мы не можем потерпеть поражение. Но если Церковь движется впереди своего Главы, нам суждено упасть. И пусть среди нас будет все больше мужчин и женщин, кото­рые могут быть примером такого уровня зрелости и Истинной духовной силы.

Прощальный взгляд

Вы можете встретить дорожный знак: «Неровная дорога. Будьте осторожны». И я вам так советую. Это может показаться непоследовательным: с одной сто­роны — «не делайте этого, т.к. имеются весьма подо­зрительные библейские прецеденты, и это опасно», а с другой — «вот вам модель, как это делается».

Ходатайство в стратегической борьбе является до­статочным и могущественным, если в нем Бог. Царст­во Божье — это пшеница, растущая среди плевел. Да­вайте уразумеем, что нам не избавиться от зла, пока Господь не расправится с сатаной. Помните, что даже города и страны, в которых наблюдалось значитель­ное пробуждение, через несколько поколений снова впадали в непокорность. У Царства нет постоянной географической привязки, пока Царь не придет.

Если Бог готовит и побуждает человека или груп­пу людей на стратегическое ходатайство против «твердынь», прочтите предупреждение на своей «по­вестке в призывной пункт»: «Опасно: обращаться с молитвой». И если есть группы, уже готовые для та­кой миссии, тогда я скажу: «Дерзайте!». Будьте от­ветственны и открыты для поправок. Не упускайте из виду своей цели. Это не охота за ведьмами, а дан­ное Богом средство увеличить добрую жатву.

Несколько лет тому назад я был в Тайване, где за­нимался обучением пасторов изгнанию бесов и хода­тайству. Однажды вечером около пятидесяти чело­век изъявили готовность к наступательной молитве, и мы определили главное божество материализма, властвующее над Тайванем. После прославления и поклонения, группа слушала Господа в тишине. За­тем один за другим мы молили Его вступиться и ос­лабить хватку алчности над страной. Вскоре произо­шла очень странная вещь. Молитва в этом направле­нии продолжалась около пятнадцати минут. Затем я заметил, что некоторые люди были вовлечены в на­пряженный личный диалог, уводящий в сторону и уничтожающий нашу цель. Я думал про себя: «О нет!

Мы же добиваемся здесь некоторого стратегического содержания». Я спросил своего переводчика, что же происходит. Он немного послушал и сам втянулся в диалог. Позже он рассказал, что там присутствовали коренные жители и тайваньские китайцы, и на по­верхность вышли чувства обиды и ненависти, восхо­дящие ко времени борьбы за независимость Тайваня. Неожиданно отрицание, ненависть и недоверие из­лились в исповеди. Честный и болезненный обмен мнениями длился несколько часов. Были слезы про­щения и примирения. Дух выполнил самую важную задачу — соединил разобщенное Тело Христово. Вна­чале у меня было чувство поражения. «Тело Христо­во слишком занято собой и разобщено, чтобы мо­литься такой молитвой». Но чем больше я размыш­лял о вечере, тем яснее видел истинное значение По­слания к Ефесянам (3:1-13). Здесь была одержана подлинная победа, чудо примирения. Именно это должно «сделаться известным начальствам и влас­тям на небесах» и миру, т.е. превосходство любви, которая показывает благость и славу Бога. Если бы мы могли любить друг друга с такой силой и жаром, с каким пытаемся решить проблемы и реализовать проекты, то мы нанесли бы дьяволу больший урон, чем все рьяные кампании против него вместе взятые.

И пусть стратегическое обнаружение и разрушение «твердынь» не станет другим видом фанатизма, лож­ным приоритетом. Напротив, пусть это будет попыт­кой здоровых церквей, у которых верная система цен­ностей и которые готовы платить определенную цену пребывания в силе и власти Всемогущего Бога, чтобы участвовать в приближении Царства Небесного.

Часть 4.

Наши рекомендации