Продолжайте в том же духе на протяжении 9 минут, затем поменяйтесь со своим партнером местами (и ролями) и продолжайте в том же духе еще в течение 15 минут.

Если задаете вопросы вы, не пытайтесь критиковать или оценивать ответы своего партнера. Просто выслушайте его ответ, выдержите небольшую паузу и снова задайте вопрос.

Если вы отвечаете на вопросы своего партнера, подберите, не торопясь, ответ, а затем отвечайте. Если вы не можете найти ответ и в течение нескольких секунд не знаете, что сказать, просто помолчите. Вы можете заволноваться или смутиться, вскрикнуть или заплакать или просто впасть в глубокое спокойствие и неподвижность.

Вбирайте в себя все ощущения, которые возникнут у вас, расслабляйтесь по ходу дела - и продолжайте выполнять упражнение. Даже краткий проблеск понимания того, кем вы являетесь на самом деле, может полностью преобразить вашу жизнь.

5. Завершив упражнение, посидите спокойно в течение нескольких минут, сохраняя в себе свои ощущения, а затем встаньте и переходите к выполнению своих повседневных дел.

Как найти учителя и зачем это нужно

Как вы поступаете, если хотите играть в теннис, но не умеете? Можно, конечно, понаблюдать за тем, как играют в теннис другие. Можно даже купить книгу-другую, а затем отправиться на корт и приступить к самостоятельному практическому освоению техники игры в теннис. По после того как вы освоите основы теннисного мастерства, у вас, возможно, возникнет потребность поступить в группу начинающих или брать индивидуальные уроки игры в теннис. В процесс таких групповых или индивидуальных занятий вы сможете отрабатывать технику подачи или удара по мячу и избавляться от недостатков, приобретенных вами в ходе самостоятельных занятий. Конечно, талантливым самоучкам иногда удается достичь вершин профессионального мастерства, но подавляющее большинство игроков в теннис может добиться существенных успехов лишь под руководством квалифицированного тренера.

Продолжайте в том же духе на протяжении 9 минут, затем поменяйтесь со своим партнером местами (и ролями) и продолжайте в том же духе еще в течение 15 минут. - student2.ru То же самое можно сказать о медитации. Вы можете неделями, месяцами и даже годами отрабатывать упражнения, описанные в этой книге, и добиться определенных успехов без дополнительных инструкций. Но в какой-то момент вы можете столкнуться с трудностями, с которыми не сможете справиться самостоятельно (см. главы 11 и 12). Бывает и так, что медитатор начинает получать духовные ощущения, которые вызывают у него проблески более значительной реальности и разжигают его аппетит к дальнейшим исследованиям. Чтобы продолжить это движение вперед и еще больше усовершенствовать свою практику медитации, зачастую бывает необходимо найти для себя учителя.

Как выбрать для себя подходящего учителя

Однако прежде чем вы сможете найти для себя подходящего учителя, вы должны уяснить, какой именно учитель вам необходим. Большинство учителей медитации принадлежат к тому или иному духовному направлению - например, они могут быть йогами, дзен-буддистами или христианскими мыслителями, - и предлагаемые ими инструкции, поучения и терминология могут отражать соответствующее духовное направление. В этом нет, конечно же, ничего плохого, если это именно то, что вам требуется. Но если вам требуются инструкции, так сказать, в чистом виде, без каких-либо духовных примесей, задача поиска подходящего учителя может существенно затрудниться.

Продолжайте в том же духе на протяжении 9 минут, затем поменяйтесь со своим партнером местами (и ролями) и продолжайте в том же духе еще в течение 15 минут. - student2.ru Некоторые из учителей хатха-йоги предлагают базовые курсы обучения медита­ции с минимальным количеством слов на санскрите. Многие из них достаточно хорошо знакомы с медитацией и могут оказать вам в этом деле реальную помощь, если вы того пожелаете. Все большее число программ образования для взрослых, а также многие из местных колледжей и местных церквей предлагают базовые курсы обучения медитации или снижения стресса, однако в таких случаях жела­тельно, прежде всего, ознакомиться с аттестатом или дипломом об образовании вашего будущего учителя, то вполне возможно, что вы сами могли бы многому нау­чить кое-кого из таких учителей).

Если вы практикуете медитацию на основе максимальной включенности в текущую ситуацию, которая излагается в этой книге (см. главу 6 или прослушайте дорожку 4 на компакт-диске, прилагаемом к этой книге), тогда вас, наверное, могла бы заинтересовать буддийская традиция Випассана, известная также как медитация, основанная на проникновении в суть вещей. Ион Кабат-Зинн, автор бестселлера Wherever You Go, There You Are («Куда бы вы ни направлялись, вы уже там»), давний преподаватель Вигтссаны и основатель Клиники снижения стресса (Stres- Reduction Clinic) при Медицинском центре Массачусетсского университета (методы, используемые в этой клинике, базируются на максимальной включенности в текущую ситуацию), разработал программу, которая предполагает основательную подготовку потенциальных инструкторов базовых методов максимальной включенности в текущую ситуацию. Как альтернативный вариант, вы можете пройти курс изучения Випассаны, воспользоваться тем, что покажется вам интересным и полезным, и проигнорировать все остальное. Многие из учителей медитации упоминают о буддизме лишь вскользь - особенно во вводных курсах.

Продолжайте в том же духе на протяжении 9 минут, затем поменяйтесь со своим партнером местами (и ролями) и продолжайте в том же духе еще в течение 15 минут. - student2.ru Если же вы склоняетесь к какой-либо определенной духовной традиции или какому-то духовному пути, тогда проблему поиска подходящего учителя решить будет гораздо проще. Однако и в этом случае вам придется заранее решить, какой именно тип учителя вам необходим. Ниже перечислены четыре основные категории учителей. Эта классификация базируется на содержании их наставлений и их отношениях со своими учениками. (Термины, которыми я пользуюсь здесь, вовсе необязательно будут использоваться в резюме или брошюре, которую вам вручит учитель; это не более чем мой собственный способ классификации разных ролей, которые играют те или иные учителя. Правда, некоторые из учителей могут представлять собой сочетание тех или иных - и даже всех четырех - категорий.)

- Инструктор. Обучает вас тем или иным методам, дает полезные советы, как реализовать эти методы на практике, помогает справиться с проблемами или скорректировать свои действия. Может быть вашим товарищем или коллегой.

- Наставник. Ободряет и поощряет вас, обеспечивает вам поддержку в занятиях медитацией, помогает вам избавиться от навязчивых стереотипов и служит ролевой моделью человека, который овладел искусством медитации раньше вас. Кроме того, обычно обучает методам медитации.

- Специалист. Передает знания путем формулирования и пояснения духовных методов и текстов. Это может быть ученый, а также медитатор.

- Мастер. Воплощает в себе сущность духовных учений. Помогает вам преодолеть определенные трудные места и облегчает вам процесс расширения или растворения вашего собственного «я». Иногда у такого учителя могут складываться прочные духовные отношения со своими учениками. Подчас такие учителя оказываются чрезвычайно требовательными к своим ученикам.

Для чего вам может понадобиться учитель

Как я уже указывал выше, инструктор по медитации может помочь вам усовершенствовать ваши занятия медитацией и ответить на основные вопросы, которые могут возникнуть у вас в ходе овладения искусством медитации. Но если вы желает е углубить свою практику и использовать ее как средство для достижения каких-то духовных целей (как описывалось выше в этой главе), тогда вам, безусловно, нужно подыскать для себя духовного наставника или мастера.

Прежде всего, вы можете столкнуться с трудностями и проблемами наподобие тех, которые описывались в главах 11 и 12. Например, у вас могут возникнуть проблемы с преодолением сильных повторяющихся эмоций, таких как гнев или страх. Возможно, вы натолкнетесь на «дорожные завалы», такие как сомнения или отсрочивание, и не сможете двигаться дальше без посторонней помощи. Возможно, вы начнете ощущать мощные токи энергии, пробегающие вверх и вниз по вашему позвоночнику, и не будете знать, как остановить эти токи. Внезапно вы можете почувствовать потребность в учителе - и, желательно, как можно быстрее!

Продолжая овладевать искусством медитации, вы можете испытать подлинные духовные прозрения и ощущения, которые вы хотели бы повторить или продлить, но не знаете, как этого добиться. В сущности, процесс духовного развертывания зачастую напоминает не столько «путь», как его обычно называют, сколько извилистую, нередко вообще теряющуюся из вида тропинку в темном лесу. Интенсивно медитируя, вы, по сути, никогда не знаете, что может встретиться вам на этом «пути». Например, экспериментируя в процессе медитации с расширением или растворением вашего собственного «я», вы можете столкнуться с мощным противодействием со стороны своих психических сил, которые будут противиться переменам, происходящим с вами. В конце концов, мы говорим здесь о радикальной трансформации, а ведь большинство из нас сопротивляется даже самым незначительным переменам в своей жизни.

Продолжайте в том же духе на протяжении 9 минут, затем поменяйтесь со своим партнером местами (и ролями) и продолжайте в том же духе еще в течение 15 минут. - student2.ru Ваш духовный учитель может руководить вами и оказывать вам поддержку посредством соответствующего процесса трансформации - и даже ускорять этот процесс, помогая вам преодолеть свое внутреннее сопротивление или нежелание двигаться дальше и совершенствовать свою практику. Некоторые учителя действуют в большей степени подобно духовным товарищам, рассматривая вас как своего друг а и равною себе, щедро делясь с вами своим пониманием и обширными знаниями. Другие же действуют в большей степени подобно традиционным гуру, передавая свое понимание непосредственно вам и в то же время активно помогая вам справляться с препятствиями, возникающими на пути овладения вами искусством медитации. (Разумеется, многие учителя представляют собою нечто среднее между этими двумя крайностями, сочетая в себе черты, присущие обоим этим с гилям.)

Однако каким бы ни был конкретный подход, исповедуемый учителем, каждый хороший учитель помогает своему ученику - посредством особых отношений с ним - создавать и поддерживать священный сосуд или пространство, в котором нелегкий, удивительный и, в конечном счете, освобождающий процесс духовного преображения может происходить внутри вас.

Какие качества следует искать в учителе

Прежде чем я перейду к и изложению тех качеств, которые следует искать в учителе, я хотел бы предложить вам внимательно проанализировать свои ожидания и предубеждения. Какие образы и идеи приходят вам в голову, когда вы размышляете о духовном учителе? Возможно, вы представляете себе монаха, облаченного в черную рясу, который тихим и торжественным голосом излагает вам свои духовные наставления, а затем возвращается в свою келью, чтобы продолжить свои молитвы. А может быть, вы рисуете в своем воображении жизнерадостного и экспансивного человека, который ведет самую обычную жизнь, но, где бы он ни появился, этот человек дарует окружающим его людям любовь и свет.

Некоторые люди идеализируют духовного учителя, ожидая увидеть перед собой идеал и образец, достойный подражания. Обычно таких людей ждет глубокое разочарование, когда они сталкиваются с реальностью. Другие же впадают в противоположную крайность: каким бы совершенным ни был их духовный учитель, им бывает подчас нелегко демонстрировать свое уважение к этому человеку или отказаться от глубоко укоренившихся в них предубеждений и воспринимать мудрость своего учителя. Представители западной культуры не склонны считаться с авторитетами и верить, подобно первым переселенцам, появившимся на американском континенте, что все следует делать самим, собственными руками. Однако, можете сказать вы, посмотрите на всех этих святош и новоявленных гуру, многие из которых время от времени становятся героями скандальной хроники! Конечно, здоровая доля скептицизма еще никому и никогда не вредила, однако это вовсе не повод для того, чтобы полностью отказаться от услуг духовных учителей (и, следовательно, от духовной практики в целом).

Прислушайтесь к советам гуру, который находится внутри вас

Прежде чем отправиться на поиски духовного учителя, возможно, вам следует обратиться к своему внутреннему источнику наставлений и мудрости. В конечном счете, именно ему вы можете полностью доверять, а хороший учитель поможет вам найти в себе этот внутренний источник наставлений и мудрости. Да, вы не ослышались: даже внутри вас скрывается ваш собственный гуру. Как говорится, «ищите - и обрящите; стучитесь - и вам откроют». Ниже описано упражнение, с помощью которого вы сможете найти гуру, который находится внутри вас.

Это вариант медитации такой же древний, как письменное слово, - а возможно, еще более древний, поскольку люди хранили в своей памяти духовные тексты еще задолго до того, как эти тексты были изложены в письменном виде.

1. Сядьте поудобнее, успокойтесь, закройте глаза и сделайте несколько медленных, глубоких вдохов и выдохов, все больше расслабляя свое тело с каждым очередным выдохом.

2. Вообразите себя на несколько минут в каком-либо безопасном, удобном, способствующем расслаблению и укромном месте, используя все свои чувства для того, чтобы это ощущение стало как можно более явственным.

3. В ходе исследования этого укромного места у вас может возникнуть ощущение присутствия там некого мудрого и сопереживающего вам существа.

Осознайте, что это существо представляет ваше высшее собственное «я», или глубочайшую истину. (Для обозначения этого существа вы можете использовать любые слова, какие покажутся вам подходящими.) Вы можете ощутить присутствие этого существа где-то в своем теле или просто почувствовать внутренним чутьем, что оно находится там. Если вы не ощутите тотчас же это присутствие, продолжайте наслаждаться своим пребыванием в этом укромном, тихом месте и вызывать у себя ощущение присутствие такого существа.

4. Вообразите, что вы устроились в этом месте, уставились перед собой, расслабились и открыли свою душу.

5. Постепенно это мудрое и сопереживающее существо материализуется перед вами.

Обратите внимание, каким кажется, вам это существо Оно может принять облик мудрого старца, мудрой пожилой женщины, дзен-мастера или христианского монаха. Оно может также принять форму розы, дерева или (если у вас не очень богатое воображение) или просто какого-то чувства у вас в животе или в сердце. Наконец, в вашем воображении может возникнуть некая более зрелая и мудрая версия вашей собственной персоны.

6. Какую бы конкретную форму ни приняло это существо, примите его как должное и отнеситесь к нему со всем возможным уважением и почтением, с какими вы отнеслись бы к своему духовному учителю.

Примечание. Если это существо кажется вам строгим или критически настроенным по отношению к вам, значит это вовсе не то, что вам требуется. Попросите его убраться восвояси и пригласите того, кто вам действительно подходит.

7. Помолчите в течение нескольких минут в присутствии этого мудрого и сопереживающего вам существа.

Попытайтесь, например, представить, что это существо излучает по всем направлениям свет и любовь, а вы молча впитываете в себя все, что исходит от этого существа.

8. Уделите несколько минут (или больше) тому, чтобы задать этому существу любые вопросы, которые интересуют вас и получить от него ответы.

Не беспокойтесь, если это упражнение поначалу покажется вам несколько странным или противоестественным: в результате его многократного повторения вы убедитесь в том, что у этого существа постепенно вырабатывается собственный голос.

9. Прежде чем вы попрощаетесь с этим существом, попросите его подарить вам что-либо, олицетворяющее именно те качества, в которых вы так нуждаетесь в данный момент.

10. Когда почувствуете, что пришла пора завершать упражнение, поблагодарите это существо за то время, которое оно сегодня уделило вам.

Скажите ему, что вы будете рады еще не раз встретиться с ним, а пока попрощайтесь с ним.

11. Постепенно переключите свое осознание на полученные вами ощущения и откройте глаза.

12. Уделите несколько минут размышлениям над ощущениями, которые вы испытали при выполнении этого упражнения, а также над ответами и подарками, полученными вами.

Продолжайте в том же духе на протяжении 9 минут, затем поменяйтесь со своим партнером местами (и ролями) и продолжайте в том же духе еще в течение 15 минут. - student2.ru Какими бы ни были ваши ожидания, вам, возможно, следует забыть о них на то время, пока вы будете подыскивать для себя учителя, поскольку ею подлинная личность может скрываться за совершенно неожиданной для вас маской или личиной. В то же время вы можете сравнить своего потенциального учителя с приведенным ниже перечнем качеств, которыми, как мне представляется, должен обладать хороший учитель. (Этот перечень я составил на основе собственных наблюдений, которые накопились у меня на протяжении более чем 35-летней духовной практики.) Разумеется трудно рассчитывать, что вам встретится учитель, обладающий всеми этими качествами, но чем больше у него будет таких качеств, тем лучше.

- Это скромные, непритязательные люди, которым чужды такие черты характера, как заносчивость, высокомерность и надменность. В дзен-монастырях главный монах занимается уборкой туалетов.

- Это честные, бесхитростные и чистые люди, которым чужды такие черты характера, как склонность к уловкам и стремление обвести партнера вокруг пальца. По мере того как люди приобретают духовную зрелость, они все больше освобождаются от психологического балласта.

- Они культивируют в своих учениках независимое мышление и любознательность, а не слепое повиновение догме или идеологии.

Они заинтересованы в духовном развитии и совершенствовании своих учеников, не стремясь к славе, могуществу, влиятельности, а также к расширению организации, которую они представляют.

- В своей повседневной жизни они твердо придерживаются правил и норм, которые стремятся привить своим ученикам, отнюдь не считая себя исключением из моральных и этических правил, которым должны следовать другие люди.

- Они воплощают в себе высшие духовные качества, такие как доброта, терпение, самообладание, миролюбие, жизнерадостность, любовь и сострадание.

Как найти учителя

Процесс поиска учителя может быть не менее интригующим и захватывающим, чем сам по себе путь духовного развития и совершенствования. Для одних людей поиск учителя напоминает поиск любимого или друга, и в этом процессе не обойтись без везения, широкого круга более или менее подходящих кандидатов, а также ряда других факторов. Для других это просто вопрос точного следования рекомендациям кого-либо из своих знакомых или возможности появления в нужном месте в нужное время. Я познакомился со своим первым учителем, заглянув в местный телефонный справочник и отыскав там слово дзен. Другие известные мне люди сначала встречали своих учителей во сие и лишь после этого - в реальной жизни. Как гласит популярная индийская поговорка, «был бы готов ученик, а учитель появится».

Продолжайте в том же духе на протяжении 9 минут, затем поменяйтесь со своим партнером местами (и ролями) и продолжайте в том же духе еще в течение 15 минут. - student2.ru В конечном счете, при выборе учителя вам следует положиться на свою интуицию, свое собственное внутреннее знание - это единственный надежный инструмент, с помощью которого вы сможете ориентироваться среди огромного числа кандидатов. Могу поделиться с вами советом, который я услышал от одного тибетского ламы. Этот лама коснулся моей груди в области сердца и сказал: «Истинный гуру находится внутри тебя». (Инструкции о том, как встретиться со своим внутренним учителем, приведены во врезке «Прислушайтесь к советам гуру, который находится внутри вас».)

Откройте для себя небо разума

Ниже приведено описание краткого варианта медитации, которую вы можете выполнить в любое время на открытом воздухе. Выполнив это упражнение, вы ощутите безбрежность своей подлинной природы, которую дзен-монахи называют «большим разумом».

1. Выйдите в погожий и солнечный летний день на открытый воздух, сядьте (или лягте) поудобнее и взгляните в небо.

Отмежуйтесь на время от своего аналитического ума, а также от всего, что, как вам кажется, известно вам о небе.

2. В течение нескольких минут поразмышляйте о бескрайности неба, раскинувшегося перед вами во все стороны до горизонта.

3. Постепенно предоставьте возможность своему сознанию расшириться и заполнить собою все небо вверх и вниз, на север и на юг, на восток и на запад.

Заполняя небо своим сознанием, попытайтесь полностью освободиться от чувства личных границ.

4. Полностью станьте небом и в течение нескольких минут оставайтесь в этом состоянии.

5. Постепенно вернитесь к обычному для себя чувству собственного «я».

Как вы чувствуете себя? Изменилось ли ваше осознание? После того как вы ощутите вкус этого упражнения, вы выполняйте его сокращенный вариант в любое время дня - например, когда выгуливаете утром свою собаку, смотрите в небо из окна своей квартиры или во время перерыва на работе, - напоминая себе, кто вы такой на самом деле.

Продолжайте в том же духе на протяжении 9 минут, затем поменяйтесь со своим партнером местами (и ролями) и продолжайте в том же духе еще в течение 15 минут. - student2.ru Мне кажется, что меня интуитивно тянет к учителям по причине замечательных качеств, которые они излучают (во всяком случае, именно такое впечатление складывается у меня). С другой стороны, иногда я наталкивался на учителей совершенно неожиданно, в результате счастливого стечения обстоятельств. Будьте открыты - но не легковерны, будьте скептиком - но не циником. Не бойтесь задавать вопросы, рассчитывайте на хорошие ответы и используйте свой шанс. По словам далай-ламы, тибетские ученики иногда затрачивают годы на поиск подходящего учителя; они хотят быть уверены в том, что их будущий учитель является живым воплощением учений, которые он проповедует. Разумный человек никогда не вступит в брак, не взвесив предварительно все доводы за и против. Точно так же, не следует проявлять чрезмерную поспешность в решении столь деликатной и тонкой проблемы, как выбор духовного учителя.

Глава 15

Как заниматься медитацией в повседневной жизни

В этой главе...

- Рекомендации по переносу медитации на повседневную деятельность человека

- Обратите внимание, как вы реагируете на те или иные ситуации, и скорректируйте соответствующим образом свою жизнь

- Попытайтесь сделать так, чтобы занятия медитацией приносили пользу не только вам, но и вашему партнеру, а также вашей семье

- Тайные удовольствия медитативного секса

В своей книге я многократно сравниваю медитацию с лабораторией, в которой проводятся эксперименты но концентрации внимания на ваших ощущениях и по овладению искусством воспитания в себе таких важных качеств, как миролюбие, любовь и способность к счастью. Итак, открытия, которые вы совершили в контролируемой обстановке такой «лаборатории», представляют для вас лишь ограниченную ценность. Важно, чтобы вы научились применять эти открытия в ситуациях, возникающих в реальной жизни, а также для решения проблем реальной жизни. Важно также, чтобы навыки, прозрения и мирные чувства, которые вы испытали во время занятий медитацией, не увлекли вас слишком далеко от реальной жизни, если, конечно, целью этих занятий не является достижение именно такого результата. По сути, конечная цель медитации в том и заключается, чтобы помочь вам жить более счастливой и полной жизнью, в которой нет места стрессам и прочим негативным эмоциям.

Когда же вы добьетесь значительных успехов на пути овладения методом максимальной включенности в текущую ситуацию во время формальной медитации, вы естественным образом научитесь концентрировать свое внимание на всем, что встречается вам не только во время сеансов медитации, но и в реальной жизни. Тем не менее вам, наверное, следует ознакомиться с рядом рекомендаций относительно использования метода максимальной включенности в текущую ситуацию в повседневной жизни, что даст вам возможность оставаться открытым, включенным в текущую ситуацию и внимательным в каждый отдельный момент своей жизни - даже в условиях неблагоприятных внешних обстоятельств, таких как управление автомобилем на оживленной автотрассе в час пик, выполнение ответственных поручений, тяжелая рутинная работа, уход за маленькими детьми или преодоление стрессовых ситуаций на работе. Кроме того, вы узнаете, как использовать медитацию для улучшения качества своей семейной жизни и интимных отношений, в том числе сексуальных.

Ниже приведена цитата, которая, на мой взгляд, выражает дух «медитации в действии» лучше, чем любые другие слова. Эта цитата взята из книги и Peace I- Every Step («Мир везде и во всем»), автором которой является вьетнамский буддийский монах Фич Нат Хан.

- Каждое утро, когда мы просыпаемся, перед каждым из нас открывается перспектива прожить очередные двадцать четыре часа своей жизни. Какой замечательный подарок! У нас есть возможность прожить эти двадцать четыре часа так, чтобы они принесли мир, радость и счастье не только нам, но и другим людям. ... Каждый наш вдох, каждый шаг можно наполнить миром, радостью и спокойствием. Для этого нужно лишь постоянно пребывать в состоянии бодрствования, с полным осознанием переживать каждый момент своей жизни.

Человек, который написал эти строки, практиковал метод максимальной включенности в текущую ситуацию в чрезвычайно трудные времена. Во время Вьетнамской воины он неустанно пытался примирить две воюющие части своей страны. Он создал и возглавил Буддийскую мирную делегацию на Парижских мирных переговорах. Мартин Лютер Кинг выдвинул Фич Нат Хана на Нобелевскую премию мира за усилия по восстановлению мира во Вьетнаме. С тех пор Фич Нат Хан активно проповедует концепцию единства осознанного способа жизни и высокой социальной ответственности. Где бы ни появился этот человек, везде он является живым воплощением миролюбия, столь страстно проповедуемого им.

Как учит Фич Нат Хан, нужно постоянно пребывать в состоянии бодрствования, с полным осознанием переживать каждый очередной момент своей жизни, памятуя о том, что этот момент уже никогдане повторится в вашей жизни. Даже воспоминания о прошлом и мысли о будущем возникают у вас именно сейчас, в данный момент. Если вы не пробудитесь и не вдохнете запах этих цветов, не ощутите вкус поглощаемой вами еды и не увидите свет в глазах любящею вас человека, вы безвозвратно потеряете красоту и драгоценность своей жизни, развертывающейся перед вами в пространстве и во времени. Вот что говорит по этому поводу Фич Нат Хан: «Каждая мысль, каждое действие в солнечных лучах вашего осознания становятся поистине священными».

На практическом уровне избавился от стресса можно, лишь очистив свое сознание и полностью открывшись навстречу тому, что происходит с вами и вокруг вас прямо сейчас, в данный момент. После того как в процессе медитации вы научитесь полностью осознавать себя в настоящем времени, вам необходимо будет научиться поддерживать в себе это осознание постоянно, в каждый момент своей повседневной жизни - иначе ваши старые стереотипы вновь дадут знать о себе. Между прочим, постоянное осознание того, что вы делаете и ощущаете, способно принести вам огромную пользу, в том числе и перечисленные ниже преимущества.

Более высокая сконцентрированность, эффективность и точность всех ваших действий.

Ощущение, что все дается вам легко, ощущение свободного потока и гармонии.

Снижение стресса вследствие освобождения вашего сознания от привычных забот и тревог.

Ярко выраженное и сильное чувство богатства и полноты жизни.

Более отчетливое осознание вашего присутствия в окружающей жизни, большая способность открыть свою душу навстречу другим и самому почувствовать любовь, исходящую от этих людей. Чувство более глубокой связи с друзьями и близкими.

Открытость духовному измерению жизни.

Из сказанного вам должно быть понятно, что для успешной практики метода максимальной включенности в текущую ситуацию вам вовсе необязательно быть буддийским монахом. Даже самый обычный человек способен пробудиться и начать полностью осознавать все, что происходит с ним и вокруг него в каждый момент его жизни. Но вы, конечно же, можете с успехом воспользоваться некоторыми методами и приемами, изобретенными великими учителями медитации. Эти методы и приемы я описываю в следующих разделах.

Регулярно возвращайтесь к отслеживанию своего дыхания

Иногда у вас будет возникать чувство что, пытаясь разобраться в тонкостях метода максимальной включенности в текущую ситуацию (как овладеть этим методом, в какой обстановке его можно практиковать и т.п.) вы слишком быстро продвигаетесь вперед и слишком многое пытаетесь охватить одновременно. У вас может возникнуть вопрос, на чем сосредоточить внимание в столь быстро меняющейся ситуации. Если вы начали формальное практикование метода максимальной включенности в текущую ситуацию с подсчета своих вдохов и выдохов или с отслеживания своего дыхания (см. главу 6), то всегда можете вернуться к этим методам в любой момент, особенно когда вам приходится действовать в максимально неблагоприятной обстановке. Чем бы вы ни занимались на том или ином отрезке времени, дышите вы в любом случае - и физическое ощущение вдыхания и выдыхания может служить для вашего внимания надежным якорем даже в самые напряженные периоды времени. Переключив внимание на свое дыхание, вы сможете постепенно расширить сферу охвата своего осознания, включив в нее все остальные свои действия.

Между прочим, мягко сосредоточивая внимание на своем дыхании, вы можете постепенно успокоить свои разум, плавно уводя осознание от мыслей, тревожащих ваше сознание, замедляя работу разума и приводя его в соответствие с темпом и ритмами своего тела. Когда ваш разум и тело будут синхронизированы, вы почувствуете внутреннюю гармонию и уравновешенность.

Продолжайте в том же духе на протяжении 9 минут, затем поменяйтесь со своим партнером местами (и ролями) и продолжайте в том же духе еще в течение 15 минут. - student2.ru Для начала приостановите на мгновение-другое свои текущие занятия и настройте

внимание на собственные вдохи и выдохи. Сосредоточьте внимание на том, как с каждым вдохом и выдохом поднимается и опускается ваш живот, или на том, как воздух проходит через ваши ноздри с каждым вдохом и выдохом. Сконцентрируйтесь на этих ощущениях в течение четырех-пяти циклов дыхания, наслаждаясь простотой и непосредственностью своих ощущений. Отслеживая, таким образом, свое дыхание, вы бодрствуете в полном сознании и отчетливо осознаете каждый момент своей жизни. Затем вы можете вернуться к прерванным делам, продолжая отслеживать дыхание. (Если это слишком сложно, попытайтесь, хотя бы не забывать, как можно чаще возобновлять отслеживание своего дыхания.)

Прислушивайтесь к звоночкам, которые подает вам осознание, максимально включенное в текущую ситуацию

Колокольчики и гонги традиционно используются в монастырях для напоминания монахам о том, что они должны прекратить свою текущую деятельность, отставить в сторону свои мысли и мягко переключить внимание на текущий момент. Поскольку мы с вами живем не в монастыре, Фич Нат Хан предлагает использовать повторяющиеся звуки нашего окружения в качестве приятного и ненавязчивого напоминания о том, что мы должны пробудиться и переключиться на осознание каждого очередного момента своей жизни.

Продолжайте в том же духе на протяжении 9 минут, затем поменяйтесь со своим партнером местами (и ролями) и продолжайте в том же духе еще в течение 15 минут. - student2.ru Как повысить удовольствие от еды путем осознанного поглощения пищи

Не приходилось ли вам, завершив трапезу, обнаружить, что вы совершенно не помните, что и как вы ели? Возможно, вы вспомните, что поначалу еда показалась вам вкусной, а потом у вас наступил провал памяти, который закончился тем, что вы увидели перед собой уже пустую тарелку. Что происходило в промежутке между этими двумя мгновениями, вы забыли напрочь. Возможно, в это время вы разговаривали с приятелем, читали газету, с тревогой думали о состоянии своего банковского счета или о своих отношениях с кем-либо из ваших близких.

Ниже описано упражнение, которое поможет вам полностью осознавать свои действия во время каждого приема пищи. Подобный подход не только поможет вам получить невероятное удовольствие от еды, но и будет способствовать перевариванию пищи, и избавит вас от напряжения и стресса, с которыми вы приступаете к поглощению пищи, (Возможно, у вас нет потребности всегда принимать пищу столь «медитативным» образом, однако в небольших дозах такое осознание следует применять при каждом приеме пищи.)

1. Прежде чем приступить к еде, постарайтесь оценить блюда, которые вам предстоит отведать.

Вы можете поразмышлять в стиле дзен над той почвой и солнечным светом, которые помогли взрастить продукты, использованные для приготовления этих блюд, а также над трудом других людей, вложенным в приготовление этих блюд. Вы можете поблагодарить Бога, который наградил вас этой пищей, или просто посидеть в молчании и почувствовать признательность за все, что у вас есть. Если вы едите в компании с другими людьми, можете пожать друг другу руки, улыбнуться друг другу или какими-то иными способами выразить свои взаимные добрые чувства.

2. Поднося первый кусочек пищи ко рту, переключите внимание на свою руку.

Поэкспериментируйте с замедленным вкушанием пищи, принятым в некоторых монастырях. Впрочем, можете есть в своем обычном темпе - важно лишь, чтобы процесс приема пищи был максимально осознанным.

3. Полностью отдавайте себе отчет в происходящем, когда отправите себе в рот первый кусочек пищи и когда этот кусочек пищи наполнит ваш рот новыми ощущениями.

Обратите внимание на склонность своего сознания анализировать вкусовые ощущения, возникающие у вас во рту: «Эта пища чересчур острая (или слишком соленая)» или «Я ожидал совсем другого». Обратите внимание на эмоции, которые у вас возникнут при этом: разочарование, облегчение, раздражение, радость. Обращайте внимание на малейшие приливы удовольствия, теплоты или других физических ощущений. Наслаждайтесь едой!

4. Если вы разговариваете во время еды, обратите внимание на то, как эти разговоры влияют на вас.

Может быть, определенные темы заставляют вас напрягаться или вызывают у вас нарушение пищеварения? Может быть, разговор не дает вам возможности сполна насладиться едой? Может быть, происходит и то, и другое?

5. Продолжая есть, старайтесь полностью отдавать себе отчет в каждом кусочке пищи, который вы отправляете себе в рот, пережевываете и глотаете.

Эта самая трудная часть, поскольку большинство людей утрачивают контроль над процессом поглощения пищи сразу же после того, как почувствуют вкус первого куска. Но вы должны наслаждаться каждым кусочком. (Если что-либо отвлекает вас от этого осознанного процесса поглощения пищи, остановитесь, передохните минуту-другую, а затем возобновите еду.)

6. Чтобы облегчить себе задачу осознанного поглощения пищи, постарайтесь есть в полной тишине.

Не исключено, что поначалу это покажется вам непривычным и даже странным, но, в конце концов, вы придете к выводу, что так вы получаете благотворную передышку от суеты нашей повседневной жизни.

Например, настройте будильник в своих наручных часах таким образом, чтобы он подавал сигнал каждый час. Услышав очередной такой сигнал, остановитесь, прислушайтесь к своему дыханию в течение минуты-другой, а затем вернитесь к прерванному занятию (с большим осознанием, конечно же). Сигналом о необходимости включить свое осознание может послужить звонок телефона, звуки загрузки вашего компьютера, шум вашего автомобиля. Любой из этих звуков напомнит вам о том, что надо остановиться, прислушаться к своему дыханию и возобновить прерванные занятия с большим вниманием и осознанием.

Продолжайте в том же духе на протяжении 9 минут, затем поменяйтесь со своим партнером местами (и ролями) и продолжайте в том же духе еще в течение 15 минут. - student2.ru Напоминать о необходимости включить свое осознание могут не только звуки, но и световые сигналы. Например, всякий раз, когда перед вами загорается красный свет светофора, вместо того чтобы дать волю своему нетерпению и раздражению, вспомните о необходимости включить свое осознание, прислушайтесь к своему дыханию и освободитесь от стресса и забот. Мгновения, когда вы встречаетесь с прекрасным (например, красивый цветок, улыбка на лице ребенка, луч солнца на вашем подоконнике, чашка горячего чая), также помогут вам пробудиться. В конце концов, вы всегда можете купить обычный колокольчик для медитации и звонить в него время от времени, напоминая себе о необходимости включить осознание.<

Наши рекомендации