Православное учение о Церкви: христологический и пневматологический аспекты Церкви

Давыденков О. «Догмат. богословие–2013»: Часть 4, Раздел 2, Глава 2.

В современной богословской литературе о Церкви говорится главным образом как о Теле Христовом. Однако в Предании Восточной Церкви экклезиология уходит корнями в равной степени и в христологию и в пневматологию. Бог... все покорил под ноги Его и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф.1:22-23). Эти слова содержат указание на два аспекта Церкви: 1) она – есть Тело Христово, 2) она – полнота Наполняющего все во всем (т.е. полнота Божественной благодати, достигающей нас в Ипостаси Святого Духа).

Миссия двух Лиц Пресвятой Троицы, Сына и Духа Святого, различна, хотя Они и совершают на земле одно и то же дело – созидают Церковь. И чтобы уяснить это различие, следует рассмотреть, каково место и назначение в Церкви каждого из вышеназванных Лиц.

Господь Иисус Христос — Глава Церкви

Господь Иисус Христос Сам невидимо пребывает в Церкви (Мф.28:20). Он не только ее Основатель, но и Источник новой жизни, которую верующие получают от Него как от нового Адама – родоначальника нового человечества. Он есть Лоза, по отношению к которой верующие суть ветви, питающиеся Его благодатными соками (Ин.15:1-6). Он есть Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Него (Ин.14:6).

По отношению к Церкви Он есть Глава, а Церковь – Его духовное Тело, в котором действуют силы Христовы. Христос есть прежде всего Основатель и Архитектор Церкви, Он определяет законы жизни Церкви и ее внутреннюю структуру. В Священном Писании отмечается, что различные служения в Церкви возникают не только из практических нужд церковного общества, но имеют Божественное установление, существуют по воле Самого Христа. Блаж. Феодорит Кирский: «Владыка Христос как Глава разделяет духовные дарования и через то сочетает члены Тела в единое стройное Тело».

Святой Дух в жизни Церкви

Исходя из текста Священного Писания, можно говорить о двух различных сообщениях Святого Духа Церкви: 1) дунул и говорит им: примите Духа Святаго (Ин.20:21-22); 2) в день Пятидесятницы (Деян.2:1-5). Два сообщения Святого Духа соответствуют двум аспектам бытия Церкви.

2.1. Христологический аспект Церкви.Первое сообщение Святого Духа относится к Церкви в целом как к единому Телу: Святой Дух преподается не каждому из апостолов в отдельности, а всей совокупности апостолов как единому целому. В данном случае Святой Дух выступает как сила, осуществляющая связь единства Церкви и дается апостолам совокупно как связь и власть священноначалия.

Господь управляет Своей Церковью посредством Святого Духа. Различные служения, определенную структуру в Церкви установил Христос – поставляет же на служение Святой Дух. Таинства и священнодействия установил в Церкви Господь – совершаются же эти таинства и священнодействия силой Духа Святого. Полнота единения со Христом достигается через участие в таинстве Евхаристии – преложение Даров в таинстве совершается силою Святого Духа.

Такое энергийное присутствие Святого Духа в Церкви: 1) придает независимую от намерений и лиц объективность богослужебным действиям духовенства, 2) сообщает объективный и обязательный характер постановлениям церковной власти, 3)дает церковным Соборам способность определять, выражать и заключать в точные догматические формулы непостижимые для человеческого ума тайны. С древнейших времен постановления церковных Соборов предваряются формулой «изволися Святому Духу и нам», по образцу Апостольского собора в Иерусалиме (Деян.15:28).

2.2. Пневматологический аспект Церкви.Церковь есть Тело Христово, как бы заключенное в Ипостаси Христа, но при этом она также является и образом Пресвятой Троицы. Троица представляет собой Три Ипостаси, существующие в единстве природы. Именно к такому единству по образу Лиц Пресвятой Троицы люди призываются в Церкви, в которой единство таинственным образом сочетается с множественностью.

Церковь – это единое тело, организм. Тем не менее соединение в одно тело не устраняет личностного многообразия Церкви. Церковь имеет пневматологический аспект – аспект домостроительства Духа Святого по отношению к человеческим личностям. Пневматологическому аспекту соотвтетствует сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы. В день Пятидесятницы Святой Дух является как самостоятельное Лицо Пресвятой Троицы. В данном случае Святой Дух не выполняет функцию единства и сообщается не всей Церкви как единому телу, но каждому члену Тела Христова в отдельности. Святой Дух сообщает Себя личностям, отмечает каждого члена Церкви печатью личного и неповторимого отношения к Пресвятой Троице, присутствуя в нем и делая его чадом Божиим.

Цель жизни человека в Церкви – «стяжание Святого Духа»: именно Святой Дух в Церкви сообщает верующим благодать, делая их святыми. Благодать, подаваемая нам в Церкви, имеет ипостасный Источник, независимый от Сына. Этим Источником является Дух Святой, исходящий от Отца. Именно в силу этого, хотя наша человеческая природа включена в Тело Христово, наши человеческие личности не вовлечены в некий «механический» и принудительный процесс обожения, который упразднял бы нашу свободу и наше личностное бытие.

Наши рекомендации