Христологический и пневматологический аспекты Церкви в их единстве.

Христологический аспект Церкви. Присутствие благодати – объективное. Благодать, присутствующая в таинствах, священнодействиях, иерархии, церковной власти, священных символах – не зависит от личной святости и намерений ее носителя. Святой Дух, подающий благодать, – выступает здесь как сила, подчиненная Христу, обеспечивающая единство церковного тела и функционирование его органов.

Пневматологический аспект Церкви. Присутствие благодати – субъективное (обоснованное избранничеством). Проявление благодати – в мощах святых; в местах, освященных явлением Божией Матери; в целебных источниках; чудотворных иконах; в особых благодатных дарованиях; в чудесах; в человеческих личностях, стяжавших благодать. Святой Дух в данном случае – действует как самостоятельное Лицо, не зависящее от Сына в Своем ипостасном бытии. Помимо разделения духовных дарований, Святой Дух взращивает в членах Церкви духовные плоды (любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание). Изливаясь в самое существо верующих, Святой Дух сообщает им Божественную благодать и, по мере усвоения ими благодати, соделывает их храмами Божиими.

Церковь – это не только единое Тело в Божественной Ипостаси Христа, но также и множество тварных ипостасей в благодати Святого Духа. Обожение человеческой природы, которое совершилось в Ипостаси Христа, в наших личностях должно совершиться посредством действия Духа Святого и нашей свободной воли. Отсюда и два аспекта Церкви.

Христологический аспект – аспект завершенности и непоколебимости, поскольку искупление и спасение человеческой природы уже совершилось. Пневматологический аспект – аспект становления, которому соответствует усвоение плодов искупления каждым членом Церкви, совершающееся действием Святого Духа.

Очевидно, что второй аспект зиждется на первом как на своем объективном основании. При этом два аспекта теснейшим образом связаны между собой. Чтобы освобождаться от греха и возрастать в благодати, необходимо все более и более соединяться с Телом Христовым, как бы врастать в Него, подобно тому, как ветвь прирастает к лозе. Чем теснее это соединение, тем в большей степени человек становится способным воспринимать и усваивать обоживающую его благодать. И наоборот, чем больше мы исполняемся Духа Святого, тем полнее можем соединяться с телом Церкви.

С этими двумя аспектами бытия Церкви человек встречается с самого момента вхождения в Церковь: в таинствах крещения и миропомазания. В крещении, которое есть таинство по преимуществу христологическое, Святой Дух как «служебная» по отношению ко Христу сила соединяет нас со Христом и делает членами Тела Христова. А в таинстве миропомазания тот же Дух, но уже как Лицо Пресвятой Троицы, независимое от Сына в своем ипостасном бытии, сообщает нам дары обоживающей благодати, доступ к которой мы получили через крещение.

Церковная иерархия

Давыденков О. «Догмат. богословие–2013»: Часть 4, Раздел 2, Глава 4.

Согласно учению Православной Церкви, церковная иерархия есть Божественное установление, позволяющее сохранять – через благодатные дары учительства, священнодействия и управления – преемство апостольского учения и благодатного освящения. Наличие иерархического служения – необходимое условие бытия Церкви. В Священном Писании говорится о нескольких иерархических степенях: апостолы, епископы, пресвитеры, дьяконы.

Апостолы

Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:19-20). При поставлении учеников на служение Спаситель дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин.20:22-23).

Согласно приведенным словам Господа, апостольское служение предполагает: 1) учительство (научите); 2) священнодействие (крестя); 3) служение управления (уча их соблюдать). Слова «примите Духа Святаго»указывают на то, что данное служение связано с особыми дарами Святого Духа.

Это тройственное служение (учительства, священнодействия и управления) называется общим словом «пастырство». Первоначально служение пастырства было уделом только двенадцати апостолов, а также ап. Павла, апостольское достоинство которого приравнивалось к достоинству двенадцати. У меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов (2Кор.11:5).

Апостолы обладали властью и силой определенным образом, через священную хиротонию, передавать свое служение и необходимые для его исполнения дары другим лицам.

Епископы

Епископы (греч. ἐπίσκοπος от ἐπισκοπέω – наблюдать, блюсти, хранить) – непосредственные преемники и продолжатели служения апостолов. На тесную связь апостольского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании называется не только апостолом (Евр.3:1), но и епископом (1Пет.2:25).

Несомненно, образ служения апостолов и епископов различен: апостолы совершали свое служение в масштабах Вселенской Церкви, в то время как служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. Несмотря на различия в образе служения, апостолы передали епископам все необходимые для прохождения пастырского служения полномочия.

Служение епископов – пастырское служение во всей полноте. В служении, которое исполнял Тимофей, ученик ап. Павла, можно различить все три составляющие пастырского служения: учительство; священнодействие; служение управления. Благодатные дары передавались апостолами епископам через рукоположение.

Учитывая особую важность епископского служения, Церковь всегда тщательно следила за тем, чтобы сохранялась преемственность епископата, восходящая к апостолам. Поскольку благодатью священства во всей полноте обладают только епископы, то без епископов нет Церкви. По словам сщмч. Киприана Карфагенского, «кто не с епископом, тот не в Церкви».

Пресвитеры

Пресвитеры (греч. πρεσβύτερος – старец, старейшина) – поставлялись на служение либо апостолами (Деян.14:23), либо епископами (1 и 2 Тим. и Тит.). Практически во всех Книгах Священного Писания слово «пресвитеры» употребляется во множественном числе, из чего можно заключить, что пресвитеры составляли особый церковный чин (пресвитериум): иметь в каждой поместной общине нескольких пресвитеров было нормой.

Полномочия пресвитеров по сравнению с полномочиями епископов ограничены. Новый Завет не дает никаких оснований считать, что пресвитеры, т.е. представители второй иерархической степени, сами могли посвящать в священный сан. Церковное Предание также исключает такую возможность.

В своих действиях пресвитеры не вполне самостоятельны, они действуют под руководством епископов. Тем не менее пресвитерское служение так же, как и епископское, называется пастырством, оно предполагает те же три составляющие, которые мы видим у епископов: 1. Учительство. 2. Священнодействие. 3. Служение управления.

Служение пресвитеров предполагает служение управления и связано с определенной властью, которую пресвитеры имеют по отношению к пасомым. Эта власть была настолько велика, что даже в первые десятилетия бытия Церкви уже существовала реальная угроза злоупотребления этой властью со стороны пресвитеров, о чем и предупреждает ап. Петр. Пресвитеры соучаствовали вместе с апостолами и епископами в управлении Церковью.

Служение епископов и пресвитеров – есть пастырство. Это служение занимает в Церкви особое место, и потому епископы и пресвитеры обладают особыми благодатными дарами, однако это не подразумевает «кастовости».

«Епископы и священники не образуют клира как обособленной от остальной массы верующих касты, чье посредничество необходимо для умилостивления Божества. Они воплощают в себе преобразующее жизнь единство общины, они – «отцы», «рождающие» людей для жизни бессмертной и нетленной, единой и в то же время разделенной между всеми, как в лоне семьи. Вовсе не случайно ранняя Церковь уподобила соединяющие общину узы семейному родству».

Из Священного Писания Нового Завета мы видим, что отношения между пастырями и пасомыми строились по образу отношений между отцами и детьми. Для апостолов характерны такие обращения к своим пасомым, как дети мои (1Ин.2:1, 3:18), сын мой (2Тим.2:1).

Диаконы

Диаконы (греч. διάκονος – служитель), прежде всего, – помощники апостолов, а затем епископов. Первое упоминание о диаконском служении – повествование о семи мужах, избранных для того, чтобы служить практическим потребностям Церкви (Деян.6). Изначально диаконы выступали как помощники апостолов в практическом, прикладном смысле. Однако очевидно, что их служение не ограничивалось только этим, иначе трудно объяснить сам критерий, по которому происходит избрание этих мужей – исполненных Святого Духа и мудрости (Деян.6:3).

В середине II в. мч. Иустин Философ писал о богослужебно-благодатном характере диаконского служения.

· Служение диаконов не есть пастырство.

· Диаконы участвуют в совершении таинств, но сами их не совершают.

· Диаконы принимают и некоторое участие в управлении Церковью, в той части, которая касается практической жизни общины: выступают помощниками епископов и пресвитеров в управлении паствой, исполнителями их поручений.

· Что касается учительства, то здесь имеется некоторая неясность. Исторически среди диаконов было достаточно много ученых людей, игравших видную роль в жизни Церкви. Участие диаконов в учительском служении Церковью никогда не запрещалось, но вряд ли можно утверждать, что учительство является необходимой составной частью их служения.

Для жизни Церкви важны все три иерархические степени.

Об этом свидетельствует сщмч. Игнатий Богоносец, муж апостольский, принявший, согласно церковному Преданию, посвящение от ап. Иоанна Богослова:

«Необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа – надежды вашей... И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией... Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа – как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же – как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви».

Наши рекомендации