Общественные бедствия и войны
«Также услышите о войнах и военных слухах… ибо восстанет народ на народ, и царство на царство»
(Мф. 24, 6-7).
Будут также иметь место и мятежи (смятения) (Мк. 13, 8).
Природные катаклизмы
«…будут глады, моры и землетрясения по местам»
(Мф. 24, 7),
«знамения в солнце и луне и звездах, …море восшумит и возмутится»
(Лк. 21, 25).
Пришествие антихриста
Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигает особое орудие зла — антихриста.
Приставка «άντι» в греческом языке может иметь два значения «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба значения правомочны, потому что антихрист явится и противником Христа «который будет стараться истребить христианство» [[383]], и тем кто попытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании наименование «антихрист» употребляется в двух значениях. В широком значении это — всякий, кто отрицает богочеловечество и богосыновство Иисуса Христа (1 Ин. 2, 22; 4, 3). В этом смысле «появилось много антихристов…» (1 Ин. 2, 18). В строгом смысле это наименование употребляется в отношении определенного лица. Господь говорил иудеям:
«…иной придет во имя свое, его примете»
(Ин. 5, 43).
Ап. Павел называет антихриста
«человеком греха, сыном погибели»
(2 Фес. 2, 3).
Антихрист будет теснейшим образом связан с сатаной, его
«пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными»
(2 Фес. 2, 9).
Имя антихриста неизвестно, известно только его число — «666». По объяснению сщмч. Иринея Лионского, имя его неизвестно
«потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого» [[384]].
По словам св. Иоанна Дамаскина, антихрист
«рождается… от блудодеяния, тайно воспитывается, внезапно восстает, возмущается и делается царем» [[385]].
Антихрист,
«превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею»
(2 Фес. 2, 4),
«приидет во имя свое»
(Ин. 5, 43), то есть будет бороться против всех религий, будет отрицать все предметы религиозного чествования как в христианском, так и в языческом понимании. Характерной его чертой будет богохульство (Откр. 13, 5–6), он усвоит себе Божественное достоинство и потребует себе Божеского поклонения:
«в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога»
(2 Фес. 2, 4).
Антихристу будут помогать лжепророки, которые
«дадут великие знамения и чудеса…»
(Мф. 24, 24). Он будет обладать огромной силой, ибо сатана даст ему
«силу свою и престол свой и великую власть»
(Откр. 13, 2). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью. Скорее всего, эта власть будет единоличной, царской, потому что власть сатаны по существу своему есть власть монархическая. Царствование антихриста будет всемирным,
«над всяким коленом и народом, и языком и племенем»
(Откр. 13, 7) и будет продолжаться три с половиной года (Деян. 7, 25) или 42 месяца (Откр. 11, 2; 13, 5) или 1260 дней (Откр. 12, 6), то есть будет равняться продолжительности общественного служения Иисуса Христа.
Особо жестоко антихрист будет преследовать христиан. Он издаст декрет,
«чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя»
(Откр. 13, 15).
Для христиан в царстве антихриста будет невозможно пользоваться гражданскими правами (Откр. 13, 16-17). Церковь в это время вынуждена будет скрываться в пустыне (Откр. 12, 1-6), однако
«врата ада не одолеют ее»
(Мф. 16, 18) и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26).
Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. Однако победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно:
«И дано ему вести войну со святыми и победить их…»
(Откр. 13, 7).
Сокрушит силы зла непосредственно Сам Господь Иисус Христос. Антихриста
«Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего»
(2 Фес. 2, 8).
Образ Второго пришествия Христова
Второе пришествие Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. После Вознесения Христова Ангелы говорят апостолам:
«Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо»
(Деян. 1, 11).
Если в первый раз Господь приходил на землю в состоянии уничижения, то Второе пришествие Его будет со славой и величием:
«приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими»
(Мф. 16, 27) и
«…сядет на престоле славы Своей»
(Мф. 25, 31). Явление Спасителя будет всеобщим и явным для всех:
«как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого»
(Мф. 24, 27).
ОБРАЗ И СОДЕРЖАНИЕ БУДУЩЕГО СУДА ХРИСТОВА
Совершителем последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо
«Отец … весь суд отдал Сыну»
(Ин. 5, 22),
«Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых»
(Деян. 10, 42).
В осуществлении суда будут участвовать также
а) Ангелы, которые
«соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие»
(Мф. 13, 41) и
«отделят злых от среды праведных»
(Мф. 13, 49);
б) апостолы, которым Господь сказал:
«сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых»
(Лк. 22, 30);
в) вообще святые —
«разве вы не знаете, что святые будут судить мир?»
(1 Кор. 6,2).
В качестве подсудимых будут выступать:
а) все люди, ибо
«всем нам должно явиться пред судилище Христово»
(2 Кор. 5, 10);
б) падшие ангелы, которых Господь
«соблюдает в вечных узах на суд великого дня»
(Иуд. 6).
Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (1 Kop. 6, 3) с участием святых. Предметом суда и основанием для осуждения будут
а) добрые и злые дела,
«чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое»
(2 Кор. 5,10);
б) слова, ибо
«за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда»
(Мф. 12, 36-37);
в)^#160;
«намерения сердечные»
(Евр. 4, 12), которые Господь обнаружит, осветив
«скрытое во мраке»
(1 Кор. 4, 5).
Суд будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (Лк. 12, 48) и с учетом внешних условий жизни (Мф. 11, 21-23), ибо
«нет лицеприятия у Бога»
(Рим. 2, 11).
Приговор (Мф. 25, 32-4б) будет приведен в исполнение Ангелами (Мф. 13, 42, 50).
Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей:
а) исследование правоты или виновности подсудимого;
б) произнесение над ним приговора.
Бог как всеведущий Судия не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния.
«Совесть каждого человека откроется пред всеми, и обнаружатся не только все дела…, но и все сказанные слова, тайные желания и помышления» [[386]].
Приговор нельзя понимать в смысле только объявления судебного решения, так как изволение Божие вместе есть и действие Его воли, либо вводящее в блаженное состояние, либо отвергающее от царства вечной жизни.