Послала слуг своих провозгласить

с возвышенностей городских:

“кто неразумен, обратись сюда!”

И скудоумному она сказала:

“идите, ешьте хлеб мой

и пейте вино, мною растворенное;

Оставьте неразумие, и живите,

и ходите путем разума”» (Прем 9:1-6).

Но люди, по своему обыкновению, выбирают не лучшее, а худшее. И вот вместо Премудрости

«Женщина безрассудная, шумливая,

Глупая и ничего не знающая

Садится у дверей дома своего на стуле,

На возвышенных местах города,

Чтобы звать проходящих дорогою,

идущих прямо своими путями:

“кто глуп, обратись сюда!”

и скудоумному сказала она:

“воды краденые сладки,

и утаенный хлеб приятен”» (Прем 9:13-17).

Да, людям исполнение Закона казалось тяжким бременем. Но во времена Иисуса Христа было еще хуже: под Законом понимался даже не собственно данный Моисею Закон, а то невероятно большое количество толкований Закона, которые регулировали едва ли не каждый шаг человека. Соблюсти все эти бесчисленные ритуальные нормы поведения было практически невозможно. Но именно их соблюдение считалось праведностью. И вот «праведные» фарисеи насчитывали 613 заповедей! Попробуй-ка не только исполнить их, но хотя бы запомнить! Здесь важное и ничтожное перемешиваются, не отделяются друг от друга. О таких блюстителях Закона Иисус скажет: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф 23:24). Книжники и фарисеи, претендующие на праведность, на плечи людям взваливали «бремена тяжелые и неудобоносимые» (Мф 23:4). Сам же Иисус предлагает верующим в Него «легкое бремя», Самого Себя и Свои заповеди, которые можно свести к одной основной – заповеди любви к Богу и ближнему. Всем поведением Иисуса Христа в Его земной деятельности двигало не стремление формально соблюсти заповеди Моисеева Закона, но двигала Им любовь и сострадание к «труждающимся и обремененным». В этом – истинная праведность. В этом – истинная Премудрость, которая «оправдана делами ее» (Мф 11:19).

12-я глава, которую мы теперь начнем читать, дает прекрасные иллюстрации к этой мысли.

Христос и суббота (12:1-8).

1 В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. 2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. 3 Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? 4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? 5 Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? 6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; 7 если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, 8 ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

Недавно мы читали о том, что Иисуса упрекали за поведение Его учеников. Упрек исходил от учеников Иоанна Крестителя, которые говорили: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф 9:14). Но пост не был обязательным: речь шла о демонстрации добровольного благочестия. Теперь следует более серьезный упрек: фарисеи обвиняют Иисуса в том, что Его ученики нарушают важнейшее постановление иудейской религии – закона о субботе: «Вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу». Нарушить субботу – большой проступок.

Вся 12-я глава Евангелия от Матфея повествует об очень важных событиях в жизни Иисуса Христа. От этих событий, которые нам могут казаться незначительными, – ну что такое срывание колосьев в субботу? – от этих событий на самом деле зависела дальнейшая земная судьба Иисуса. Мы видим, что современные Ему иудейские религиозные авторитеты приняли окончательное решение относительно Иисуса: они решили окончательно уничтожить Его. Беседа о субботе и срывании колосьев была не просто спокойной дискуссией, но она несла в себе то внутреннее напряжение, которое в конце концов разрядится осуждением Иисуса на крестную смерть.

Итак, речь идет о том, как «взалкавшие», то есть проголодавшиеся ученики Иисуса, проходя полями, стали срывать и растирать ладонями колосья, чтобы поесть хотя бы немного спелых зерен. И это было в субботу! Откуда ни возьмись появились фарисеи, которые стали упрекать Иисуса, что Он дозволяет Своим ученикам столь греховное, с их точки зрения, поведение. Учитель ответствен за своих учеников. Следовательно, бóльшая вина лежит на учителе, чем на учениках. С них какой спрос?! Они – просто невежественные ам-хаáрец, деревенщина, как называли фарисеи плохо обученных Закону людей. Итак, речь сводится к нарушению субботы. Стоит немного поговорить о субботних установлениях.

Каков смысл споров о субботе, которые Иисус вёл с фарисеями, и которые чаще всего провоцировал Он Сам. Так было в случае субботнего исцеления сухорукого (Мф 12:9-14), согбенной женщины (Лк 13,12), парализованного при купальне Вифезда (Ин 5,6). Все это происходило в субботу. А субботние постановления были важнейшими в Законе Моисея, в том Законе, который был центром, ядром, вокруг которого формировался и существовал Израиль. Чтобы это понять, следует обратиться к истории Израиля.

После своего возвращения из Вавилонского плена в конце VI века до РХ (539 год) иудеи некоторое время еще питали надежды на восстановление величия своего царства (в общем-то, величия мнимого, скорее легендарного, чем реального). Но после того как спустя почти половину тысячелетия Иудея вошла в состав Римской империи, они поняли, что их надежды на политическое величие беспочвенны. Тогда созрело религиозное убеждение, что истинное величие в очах Божиих иудеи могут обрести только верностью Закону Божию и соблюдением заповедей.

В основе Закона, как все мы знаем, лежат Десять заповедей. Но они подобны пунктам Конституции, которые требовали толкования, расшифровки применительно к конкретным жизненным ситуациям. Так постепенно складывался кодекс «устной Торы», правил поведения при любых обстоятельствах жизни.

Например, в четвертой из Десяти заповедей сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой –суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх 20,8-11). Но спрашивается: Что значит «не делай никакого дела»? Что есть «дело», и что не есть«дело»? И вот начинаются толкования. Сначала заповедь уточняют, развивая понятие «дела». Потом каждый из этих пунктов подробно расшифровывается и детализируется.

Всякое «дело» было разделено на тридцать девять видов, и среди них были четыре, имеющие отношение к нашему случаю: в субботу нельзя жать, веять, молоть зерно и, разумеется, готовить пищу. Своими действиями срывания колосьев ученики нарушили практически все эти четыре правила и должны были считаться нарушившими Закон. Поэтому фарисеи сразу же выступили со своими обвинениями и заявили, что ученики Иисуса нарушили Закон: «вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу».

Вообще говоря, срывание колосьев руками на чужом поле само по себе было разрешено самим Законом. Вот постановление об этом из книги Второзакония: «Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего» (Втор 23,25). Но ученики делали это в субботу и таким образом – страшно сказать! – нарушили субботние запреты жать, молотить, веять и готовить пищу. Срывая колосья, они собирали жатву, растирая их ладонями и сдувая шелуху, они молотили и веяли, а раз они ели это зерно, они готовили пищу! И все это в субботу! Нам все это может представиться каким-то абсурдом, нелепостью. Но ведь мы живем совсем в другое время. А тогда, 2.000 лет назад, в глазах благочестивых иудеев, каковыми были фарисеи, это было страшным грехом.

Фарисеи стремились быть благочестивыми (в их понимании) и старались соблюдать все нормы и уставы устной Торы, традиции их отцов. Для них это было очень важно, ибо они искренне считали соблюдение правил вопросом жизни и смерти. Таково было представление о благочестии – религия Закона! С фарисейской точки зрения, ученики Иисуса совершили «смертный грех», и Учитель при этом не реагировал! Он не только был свидетелем «неблагочестивого» поведения Своих учеников, но и терпел их «неблагочестие». А ведь Он, как Учитель должен был нести за них ответственность.

Иисус принес совершенно новое, невиданное и неслыханное ранее отношение к Богу и новое понимание воли Божией. Он видел в Боге любящего Отца, а не калькулятора, который скрупулезно подсчитывает человеческие нарушения правил, которые люди сами же для себя и выдумали. С точки зрения Иисуса нужда человека (голод, болезнь, всякая нужда) стояла неизмеримо выше всех этих правил и уставов вместе взятых. Естественно, для книжников и фарисеев Он был нарушителем Закона и очень опасным человеком. Вот почему они ненавидели и, в конце концов, распяли Его. Удивительно: именно те люди, которые серьезнее всех относились к религии, те люди, которые в народе считались самыми благочестивыми, образцами богобоязненности, в конце концов и привели Спасителя к распятию.

Но почему суббота для иудеев была так важнá? Какой ей придавался смысл? В Писании на этот вопрос есть два разных ответа. Один находится в книге Исход: «Помни день субботний, чтобы святить его; … ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20,8-11). Итак, согласно книге Исхода Бог освятил (то есть взял Себе) седьмой день, то есть субботу. И произошло это в конце творения, после того как в шестой день Бог сотворил человека. И человек сотворен для того, чтобы войти в субботу, быть участником Божественного покоя (ведь слово суббота, шабат, означает покой). Помня об этом, Израиль должен святить субботу (то есть помнить, что суббота – день святого Божественного покоя).

Другой ответ о субботе дан в книге Второзакония:

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; … и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор 5,12-15). Здесь речь идет уже не просто о святости субботнего покоя, но о повелении Божием, которое было связано с избавлением Израиля из египетского рабства. Поскольку Израиль на самом себе испытал, что Бог желает Своему творению свободы от рабского труда, сам Израиль отныне должен до конца своих дней хотя бы раз в неделю давать и людям и животным отдых и свободу от труда. Иначе говоря, книга Исхода говорит о том, что суббота создана для покоя Бога и человека, а книга Второзакония – о том, что человек и даже животные обязаны соблюдать субботу. Иными словами: не суббота для человека, а человек для субботы.

Между этими двумя местами Писания существует принципиальное различие.

После возвращения из Вавилонского плена понимание субботы все более и более склонялось, как мы упоминали, к законничеству, и в частности к пониманию субботы в смысле книги Второзакония. Человек существует для соблюдения субботы! – В субботу Израиль полностью посвящен Богу. Поэтому все человеческие нужды и потребности должны быть отодвинуты. Все просьбы о земных благах, как бы важны они ни были, в субботу должны умолкнуть. Если Бог шесть дней для человека, то пусть человек хотя бы один день будет полностью для Бога. Как минимум один раз в неделю человек обязан предоставить место Богу во всем. И для человека нет ничего более великого и благословенного.

Нам, живущим спустя две тысячи лет после описанных в Евангелиях событий, трудно понять значение субботы для современников Иисуса. Суббота называлась Днем Господним и являлась знаком избранности народа Израиля, знаком Завета, то есть Договора с Богом. Один из уважаемых учителей Израиля сказал, что если бы весь избранный народ смог полностью соблюсти субботу хотя бы один день, то наступило бы Царствие Божие.

Но люди склонны и в субботу думать о себе и о своем благе. Вот и ученики Иисуса, проголодавшись, стали срывать колосья и есть зерно, совсем забыв о том, какой это «страшный грех».

Фарисеи несомненно ожидали, что Иисус немедленно остановит Своих учеников, но Он, зная Писание не хуже фарисеев, ответил им в их манере – сославшись на Писание. Иисус указал на эпизод, рассказанный в Первой книге Царств (1 Цар21:1-6). Там речь идет о том, как великий царь Давид, герой и образец святости, бежал от преследования и, спасая свою жизнь, пришел в скинию (прообраз будущего Храма). Будучи голоден, он потребовал хлеба и еды. Но в скинии не было ничего, кроме священных «хлебов предложения». Об этих священных хлебах предложения повествуется в книге Исхода (Исх25:23-30). Это были двенадцать хлебов на золотом столе в скинии перед Святая святых. Раз в неделю их заменяли новыми, и лишь священники могли есть их: двенадцать хлебов предложения «будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте, ибо это великая святыня для них из жертв Господних: это постановление вечное» (Лев24:9). Тем не менее в момент нужды священник позволил Давиду взять хлебы и вместе со своими воинами съесть их, то есть сделать нечто запретное. Однако, Писание не осудило ни Давида, ни священника за этот поступок. Таким образом Иисус показал фарисеям, что и в Священном Писании есть пример того, что человеческая нужда стоит выше всех человеческих и даже божественных «вечных постановлений». Он не оправдывает нарушение субботы, но предлагает принцип более важный, чем соблюдение ритуальной нормы. В основу этого принципа положено милосердие, забота о нуждающемся человеке. И это принцип чисто Божественный, ибо Бог – любящий Отец, Который не даст голодным детям вместо хлеба камень мертвого Закона.

Иисус приводит и другой, еще более принципиальный и абсолютно всем известный пример из Писания, когда санкционировано нарушение закона субботнего покоя. Ведь «в субботы священники в храме нарушают[1]субботу, однако невиновны». Служение в храме всегда связано с работой: надо было разводить огонь, забивать животных и обрабатывать их туши, надо было подносить и укладывать их на жертвенник и делать множество других дел. В субботу объем работы даже удваивался, потому что в субботу приносили жертвы вдвойне. Все эти действия считались бы беззаконными, осквернением субботы. А для священников исполнение всех этих действий было совершенно законно, и никому в голову не приходило их обвинять. Ибо служение Богу, как оно понималось в Израиле, выше субботних постановлений.

А далее Иисус произносит пророческие слова: «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма!» (в другом варианте, следующем критическому тексту: «Но говорю вам: то, что здесь, – больше храма!»[2]. Вряд ли фарисеи, которым это было сказано, поняли, о чем речь. Но нам мысль Иисуса понятна. Ведь кто как не Он со Своими учениками совершает истинное богослужение, неизмеримо более высокое и значительное, нежели храмовые жертвоприношения. Ведь «приблизилось Царство Божие», и Сам Иисус готовит людей к вхождению в это уже ощутимое Царство, в котором будут важны не ритуальные жертвы в храме, но милосердие, как сказано от имени Бога у пророка Осии: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос 6:6). Если заповедь любви есть самая важная заповедь Закона, на которой держится всё остальное, то она превосходит субботние запреты. Ученики Христовы, знающие о любви Бога Отца и благодарно принимающие эту любовь, – «невиновны». И фарисеи, «если бы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».

Нет, разумеется, фарисеи знали Писание и эти слова пророка Осии, но не понимали их истинного смысла. Их разум и чувства были заняты правилами и заповедями. Они ощущали себя работниками у Бога и на Бога, но никак не возлюбленными детьми Божиими.

Заканчивает разговор с фарисеями Иисус трудными для понимания словами: «ибо Сын Человеческий есть господин и субботы». Кто Он – Сын Человеческий? Имеющий уши слышать, да услышит. Судя по контексту Евангелия от Матфея, Сыном Человеческим здесь назван Сам Иисус Христос как истинный истолкователь Закона и новый Законодатель, как Премудрость Божия. Иисус больше, чем Давид. Он как Господь свободен. Он стоит над субботней заповедью и вообще над всей Торой, над Законом.

Если фарисеи в своем «благочестии» полагают, что люди ради Бога обязаны отказываться от блага для себя, от блага для других, что ради соблюдения надуманных правил они должны голодать, якобы ради Бога, и что Богу это угодно, – они жестоко ошибаются. Бог не ждет жертв, Он желает людям блага и ждет, что люди будут творить благо друг другу. Но разъяснение всего этого стало возможным только от лица Сына Человеческого, то есть Мессии, Божественного Посланника.

Согласно Иисусу, человек был сотворен не для того, чтобы стать рабом норм и правил. Они появились как следствия грехопадения и были установлены для ограничения человеческого греховного произвола, для упорядочивания жизни, для того, чтобы сделать жизнь человека лучше и чище. Это в полной мере касается субботы. Она, как и прочие нормы Закона должна служить человеку, чтобы сделать его жизнь лучше. Человек не должен быть рабом субботы, но суббота создана для него: «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы»(Мк 2:27).

Во всем этом урок и для нас:

Для фарисеев заповеди Закона и их толкования были дубинками, которыми они готовы были бить тех, кто отступает от их, фарисейского, представления о богоугодном поведении. Они хорошо знали букву Священного Писания, но были очень далеки от постижения его смысла. Но то, что с исторической точки зрения можно понять в отношении фарисеев, живших, воспитанных и учившихся до Христа, то трудно понять в отношении христиан. Ведь всем известно, что и сейчас многие фарисействующие христиане почитают Писание и Предание как нормативный Закон, а не как живое Слово Божие, исполненное Божественного Духа свободы, а не принуждения. Христианство не является сводом норм, канонов и правил, которых в Церкви скопилось, как в фарисейские времена, великое множество. Как только люди начинают забывать о любви, прощении, служении и милосердии, которые являются сутью христианства, и заменяют их соблюдением норм и правил, вере грозит упадок. Сам свободный, Иисус Христос сделал свободными и нас, верующих в Него! Решающее значение во всех наших поступках имеет любовь, свободный Дух, а не мертвая буква закона или канона.

Беседа № 44.

12-я глава Евангелия от Матфея, открываясь спорами Иисуса Христа с фарисеями, как мы видели в прошлой Беседе, иллюстрирует революционно-новое понимание Иисусом воли Божией, выраженной в Законе Моисея. Собственно, этому важнейшему и принципиальному религиозному вопросу была посвящена вся Нагорная проповедь Иисуса Христа. Жизнь не в рабском следовании букве Закона, как письменного, так и устного, передающегося в форме предания, а жизнь в свободе Духа – вот то главное, что нам открыл Иисус Христос. Сам свободный, сознавая Себя Сыном Отца Небесного, а не наемным работником у Бога, Иисус стремился сделать свободными и всех, кто общался с Ним. Это было показано на примере рассказа о том, как проголодавшиеся ученики Иисуса срывали на поле колосья и ели зерна, ими из этих колосьев добытые. Поскольку все это происходило в субботу, поведение учеников вызвало осуждение фарисеев, ибо чисто формально противоречило постановлениям о субботе и запрету работать в этот день покоя.

Непосредственно к эпизоду с колосьями примыкает еще один рассказ о формальном нарушении субботы. Иисус Христос посмел совершить греховный, с точки зрения праведных фарисеев поступок – исцелить больного человека! Грех не в том, что Он исцелил кого-то, а в том, что Он сделал это в субботу! Нет, Бог такое оскорбление субботы простить не может. Ну, если не Сам Бог, то уж праведные фарисеи, конечно, такое не прощают. Итак, новый эпизод:

Наши рекомендации