Церкви готовится страшный бич».

Эразм Роттердамский

Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайоне, что во французской Пикардии. Его подлинная родовая фамилия Ковэн (Cauvin), но в соответствии с правилами того времени он в последствии латинизировал ее, превратившись в Кальвина (Calvinus – лат. Лысый).

В Париже Жан изучал филологию и схоластическую философию под руководством педагогов, принадлежавших к религиозно-обновленческому движению «Нового благочестия», через школы которого прошли в своё время Эразм Роттердамский и Лютер.

И.Л.Григорьева

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА НИДЕРЛАНДОВ XIV-XV ВВ.

Оп.: Григорьева И.Л. Эразм Роттердамский и духовная культура Нидерландов XIV-XV вв. // Вестник Новгородского государственного университета. 2000. №15.

Быстрое развитие Северных Нидерландов в XIV-XV вв. сделало их родиной движения «Нового благочестия», частично подготовленного потребностями поднимающегося бюргерства с его идеалами труда, умеренности и простоты в новой реформированной церкви [2]. Идейные корни движения связаны с мистическим учением Яна Рейсбрука (1293—1381), противопоставившего моральному упадку клира и засилью обрядности в практике официальной церкви возврат к канонам раннехристианской общины, идею самосовершенствования и погружения в мистический экстаз [3]. Кроме Рейсбрука влияние на выработку идейных принципов «Нового благочестия» оказала немецкая неоплатоническая мистика конца XIII — середины XIV вв., в первую очередь в лице ее крупнейшего представителя Мейстера Экхарта (1260—1327) [4]. Своим возникновением движение обязано нидерландскому священнику Герту Грооте (1340—1384), создавшему его идейную основу. В городах Северных Нидерландов возникли общины последователей Грооте — «братьев общей жизни». В 1395 г. была образована Виндесгеймская конгрегация реформированных Грооте и его единомышленниками августинских проповеднических монастырей, устав которых содержал обязательства интенсивной деятельности в области духовной культуры.

Главное теоретическое сочинение «Нового благочестия» — приписываемый Фоме Кемпийскому трактат «О подражании Христу» покоится на принципах спиритуалистической и дуалистической мистики с ее имеющим неоплатоническое происхождение противопоставлением духовного и материального, «внутреннего» и «внешнего» [5]. Он содержит учение о человеке «внутреннем», «духовном», преданном духовным ценностям, и «внешнем», «плотском», приверженном ценностям земного мира. Положения этого учения обусловили принципиально низкую оценку всего внешнего, статуарного также и в области религии: паломничества, поклонения мощам, церемониала, монашеского обета. Дуалистическая мистика «Нового благочестия» имеет ярко выраженную этическую ориентацию. На первом плане его религиозно-этического учения — мысль о нравственной борьбе. Истинный христианин, «христианский воин» — miles christianus, находится в состоянии постоянной борьбы со страстями, неуклонно идя по пути самосовершенствования, стремится стяжать чистую совесть и добродетели. При этом самосовершенствование понимается как индивидуальный акт. Так в идеологии нидерландских «набожных» зародилась идея индивидуального благочестия, которая вела к возникновению гуманистического движения в системе основанных Гертом Грооте организаций. Учение «Нового благочестия» христоцентрично. Подражание Христу делает излишним подражание жизни святых, их культ становится, таким образом, ненужным. Ярко выраженный христоцентризм «Нового благочестия» найдет всеобъемлющее воплощение в «философии Христа» Эразма, сформулированной в 1503 г. в его трактате «Руководство христианского воина» («Enchiridion militis christiani»).

(от меня: далее важны указанные лица)

Однако, несмотря на отдельные точки соприкосновения с гуманизмом, сама по себе система «Нового благочестия» гуманистической не была. Многие ведущие темы «О подражании Христу»: самопознание, влекущее за собой самопрезрение и самоуничижение, крайний антиинтеллектуализм имели еще чисто средневековое содержание.

Последователем Агриколы был Александр Гегий (ок. 1430—1498), осуществивший связь «Нового благочестия» и гуманизма [16]. Именно с него начинается история гуманистического образования в Нидерландах и Германии. Гегий оказал на Эразма самое непосредственное и значительное влияние, поскольку в 1483—1498 гг. являлся ректором Девентерской школы, в которой учился будущий гуманист. Девентерская школа была одной из самых крупных и, пожалуй, самой знаменитой в Северных Нидерландах. Из ее стен вышли виднейшие деятели «Нового благочестия», а также Николай Кузанский. Ученики Гегия на рубеже XV-XVI вв. создали настоящую сеть гуманистических школ, питомцами которых были Иос Бадий Аскензий, Мурмелий, Беат Ренан, Мартин Буцер, Иоганн Буш, Лютер, Кальвин и Лойола.

(от меня: далее - важная характеристика движения)

«Новое благочестие» было массовым, ориентированным на среднего бюргера, религиозно-просветительным движением позднего средневековья. Его основатели менее всего думали о новшествах - наоборот, не выходя за рамки традиционных средневековых институтов, пытались восстановить христианскую веру, пришедшую в упадок. Однако в самом их смирении, обычности поведения и мышления была заложена взрывчатая парадоксальность. Они хотели жить как монахи, однако боролись за право не приносить торжественных обетов. Смиренно принимали установленный порядок вещей, но отказывались от личной собственности, соблюдая неукоснительно, впервые после пифагорейцев и первых христиан, принцип общности мужества на протяжении почти двух столетий. Органичное сочетание традиционности и новаторства позволило братьям «общей жизни» и виндесгеймским каноникам спокойно и целеустремленно заниматься религиозным просвещением народа, что исподволь готовило почву для вызревания идей Реформации.

(от меня: для справки)

Мартин Буцер(нем. Martin Bucer или Butzer; 11 ноября 1491, Шлеттштадт - 1551, Кембридж) - церковный реформатор. Первоначально был католическим монахом-доминиканцом (с 1505 года), в 1517 году был переведён в Гейдельберг, что позволило ему обучаться в местном университете. Знаток греческого и еврейского языков. После личного знакомства с Лютером стал ярым последователем Реформации. Оставив орден, женился на бывшей монахине и стал пастором в Эбернбурге. C 1523 года возглавлял проведение реформации в Страсбурге, где в течение многих лет был наиболее авторитетным богословом, так что имя Буцера стало знаменем реформации в этом городе.

По теологическим взглядам занимал промежуточную позицию между Лютером и Цвингли, в том числе пытался примирить их позиции. Однако в вопросе о Причастии и предопределении занимал более радикальную позицию, чем Лютер, так что можно говорить о влиянии взглядов Буцера на теологиию Кальвина. Однако был врагом антитринитариев и публично заявлял со своей кафедры, что Сервета «надо разорвать на куски».

В 1549 году из-за столкновений с властями города был вынужден покинуть Страсбург и по приглашению архиепископа Томаса Кранмера навсегда перебраться в Англию, где и скончался 28 февраля/1 марта 1551 года.

ЛойолаИгнáтий де Лойо́ла (исп. Ignacio (Íñigo) López de Loyola, баск. Ignazio Loiolakoa, ок. [23 октября [ст. стиль] 1491, Аспейтиа — 31 июля 1556, Рим) - католический святой, основатель Общества Иисуса (ордена иезуитов).

Беат Ренан (1485-1547) представитель гуманистический историографии. Важнейшими её достижениями были: секуляризация исторической мысли (история отрывается от богословия и становится светской отраслью знания) и начатое гуманистами систематическое применение исторической критики источников. В центре его внимания – древние германцы и история Германии в раннее средневековье. Главный его труд – «три книги германской истории»: 1 – о древней Германии и великом переселении народов; 2 – о франках; 3 – этюды культурно-исторического и источниковедческого характера. Ренан изображал древних германцев чистыми варварами, занимавшимися грабежами и разрушавшими римскую цивилизацию. Главным мотивом их вторжений он считал нужду в земле. В отличие от большинства немецких историков он не видел в древних германцах важнейшую нацию Европы. «Восстановление империи» Карлом Великим не имело в его глазах никакого значения, т. к. настоящая империя погибла безвозвратно. Империя же Оттона I представляла собой лишь расширение земель. Ренан подвергал тщательному исследованию достоверность каждого используемого источника и каждого приводимого ими факта, не шадя никаких авторитетов, что помогло ему разоблачить несколько фальшивок (Бероз – сочинение гуманиста Джованни Нанни). В качестве вспомогательных источников Ренан широко привлекал данные топонимики, географии, лингвистики, особенно для изучения вопроса о передвижениях варварских племён и народов, предвосхитив кое-где выводы современной науки. Но всё же он, скорее, собиратель и знаток материала, нежели историк. Обобщений он не давал.

1. См.: Post R.R. // Mededelingen der Koninklijke Nederlandse Akademie van Wetenschappen. Afd. Letterkunde. Nieuwe Reeks. Deel 16, 1953, № 8. S. 17.

2. Логутова М.Г. // Вестн. ЛГУ. Сер.: История, языкознание и литературоведение. 1974. №14. С.50-56. См. также: Она же. Значение «Devotio moderna» («Нового благочестия») для Северного Возрождения и Реформации // Культура Возрождения и средние века. М., 1993. С. 63-72; Она же. Автореф. дисс. ... канд. ист. Наук. СПб., 1997.

3. Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979. С.32, 33, 42; Чистозвонов А.Н. Лютеранство в Нидерландах (1517—1533) // Средние века. М., 1983. Вып. 46. С.81. 2000 ВЕСТНИК НОВГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА №15

4. Немилов А.Н. Указ. соч. С.27-31,44.

5. Фома Кемпийский. О подражании Христу. СПб., 1869.

6. Mestwerdt P. Die Anfange des Erasmus. Humanismus und «Devotio Moderna». Leipzig, 1917. S. 98.

7. Spitz L.W. The Religious Renaissance of the German Humanists. Cambridge (Mass.), 1963. P. 8.

8. Post R.R. The Modern Devotion. Confrontation with Reformation and Humanism. Leiden, 1968. P. 33.

9. См.: Henkel J.S. An Historical Study of the Educational Contributions of the Brethern of the Common Life. University of Pittsburgh. Ph. D., 1962.

10. Логутова М.Г. // Вестн. ЛГУ. Сер.: История, языкознание и литературоведение. 1974. №14. С.55.

11. Ijsewijn J. The Coming of the Humanism to the Low Countries // Itinerarium Italicum. The Profile of the Italian Renaissance in the Mirror of its European Transformations. Leiden, 1975. P. 201-208.

12. Opus epistolarum Des. Erasmi Roterodami / Rec. per P.S. Allen. Т.1-12. Oxonii, 1906-1958. (Далее - Op. ep.) Т. 1. № 23.

13. Немилов А.Н. Указ. соч. С. 106-119.

14. Ijsewijn J. Op. cit. P. 253.

15. Шульц Ю.Ф. Поэзия Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Стихотворения. Иоанн Секунд. Поцелуи. Пер. с лат. М., 1983. С. 82-84,282.

16. Schottenloher O. Erasmus im Ringen um die humanistische Bildungsform. Munster, 1933. S.21.

17. См.: Bursill-Hall G.L. Speculative Grammars of the Middle Ages: The Doctrine of Partes Orationis of the Modistae. The Hague, 1971.

18. Hyma A. The Youth of Erasmus. Ann Arbor, 1930. P. 110.

19. Ibid. P. 109; Mestwerdt P. Op. cit. S. 144.

20. Ijsewijn J. Op. cit. P. 268-270.

21. Desiderii Erasmi Roterodami Opera omnia. Lugduni Batavorum. 1703-1706 (Republ.: L., 1962). T. 1,514F.

22. Op. ep. Т. 1.№№23,26.

23. Woodward W.H. Studies in Education during the Age of Renaissance, 1400-1600. Cambridge, 1906. P. 85.

24. Mestwerdt P. Op. cit. S. 155.

25. Op. ep. Т. 2. № 447.

26. Hyma A. Op. cit. P. 164-165.; Faludy G. Erasmus of Rotterdam. London, 1970. P. 29.

27. Tracy J.D. Erasmus, the Growth of a Mind. Geneva, 1972. P. 3.

28. Op. ep. Т.1. №№ 4-15,23, 97-98.

29. Ibid. №№ 56-59.

30. Ibid. №№ 73-76 etc.

31. См.: Григорьева И.Л. Молодой Эразм в кругу ученых друзей-соотечественников // Общности и человек в средневековом мире. Материалы межресп. конф. М.-Саратов, 1992. С. 167-169.

32. Op. ep. Т.1. №№19,22,23,26, 30.

33. См.: The Poems of Desiderius Erasmus Roterodamus / Intr. and ed. by Dr. С Reedijk.

Leiden, 1956. P. 3-5.

34. Ibid. P. 162-169.

35. См.: Григорьева И.Л. Гуманистическое истолкование монашества в трактате Эразма «О презрении к миру» // Культура Возрождения и Средние века. М., 1993. С. 73-77.

Наши рекомендации