Проблема праздника и проблема поста
То, что Иисус ел и пил с мытарями и грешниками (в предыдущем контексте - Матф. 9:10), вызывает как у фарисеев, так и у учеников Иоанна Крестителя вопрос о том, почему Иисус и Его ученики праздновали, вместо соблюдения поста (Лук. 5:33; Матф. 9:14). [В Лук. 5:33 показано, что вопрос был не только в посте, но в несоблюдении поста наряду с "едой и питьем", что произошло в предыдущем контексте во всех синоптических Евангелиях (Матф. 9:10-11; Марк 2:15-16; Лук. 5:29-30).] Для понимания поставленного Иисусу вопроса нужно понять то важное место, какое занимало соблюдение поста в 1-ом столетии. Это высоко ценилось и рассматривалось ключевым элементом в жизни набожного еврея. Пост регулярно практиковался фарисеями (два раза в неделю, по понедельникам и четвергам; Лук. 18:12) и учениками Иоанна (9:14; Лук. 5:33). Поэтому для них Иисус и Его ученики кажутся нерелигиозными и ненабожными, особенно, когда отсутствие этой практики было заменено праздником с грешниками!
Однако присутствие Иисуса на земле принесло новую эру или диспенсацию, которую характеризует радость (подобно брачному пиру), и ее невозможно втиснуть в форму старого века без того, чтобы не разрушить его (подобно новому вину в старых рвущихся мехах). Рассматривая ответ Иисуса более детально, мы видим, что Он отвечает на их жалобу с помощью трех наглядных примеров. Первый - свадебный пир. Свадьбы - это празднования, в которых все друзья жениха или помощники отмечены слишком большой радостью и счастьем, чтобы держать пост, который связан с печалью и усиленной молитвой. ["Друзья жениха" на греческом буквально означает "сыны". Это слово, вероятно, "указывает на тех, кто помогает жениху на брачном пире" (Бок "Лука", 517). То есть, это "свидетели", которые действуют, как слуги и "прислуга"; но это слово может указывать на "родственников" или (что менее вероятно, потому что они менее всего будут грустить после свадьбы) "гостей" на свадьбе. Вопрос Иисуса "Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?" содержит греческую вопросительную частицу mh ("не"), и этот вопрос требует отрицательного ответа.] Присутствие Иисуса - время радости. Лишь после того, как Он уйдет, и брак закончится, друзья могут испытывать некоторое чувство печали и потери; тогда пост будет соответствующим, но не теперь. [Некоторые приводят аргумент, что слова "и тогда будут поститься" (9:15) указывают на совершение поста в короткий период времени между смертью и воскресением Иисуса (Маршал "Лука", 226). Скорее всего, здесь общая ссылка на то время, когда Иисус физически покинет землю. Тогда пост опять будет чем-то соответствующим (раннехристианская Церковь постилась в Деян. 13:2-3; 14:23). В этом месте Св. Писания Иисус допускает возвращение поста, но не регулирует его и не делает из него испытание духовности (Бок "Лука", 518).] Эта мысль христологична: одним Своим присутствием Иисус как Жених делает пост и траур чем-то несоответствующим для Своих учеников. Второй и третий наглядные примеры Иисуса ведут дальше к более глубокой проблеме, показывая, что Иисус начал что-то новое, и пробовать втиснуть это в старую форму иудаизма - значит разрушить это (9:16-17), так как старое не может содержать новое. Точно так же, как пришивание новой, не вымоченной заплаты на старую одежду приведет к разрушению этой заплаты (Лук. 5:36), и одежда "будет еще хуже" (9:16). Точно так же действия Иисуса (подобно воздержанию от поста) и Его учение несовместимы со старыми путями иудаизма. Новое к старому "не подойдет" (Лук. 5:36), и молодое вино (Иисус) должно быть помещено в новые мехи (новые пути выполнения всего; 9:17). [Конечно же, между христианством и иудаизмом есть непрерывная связь в некоторых отношениях (спасение по вере), но Иисус здесь фокусирует внимание на прерывании и на том факте, что возникающее христианство будет решительным образом чем-то новым.]
План Матф. 9:14-17
I. Вопрос: "Почему мы постимся, и фарисеи постятся, а вы нет?" (9:14).
II. Ответ: (9:15-17).
А. Печаль не свойственна брачному пиру: с присутствующим Мессией теперь не время для строгого поста (9:15).
Б. Иисуса (Его действия и учение) невозможно втиснуть в старую форму иудаизма.
1. Никто не помещает новую, не вымоченную заплату на старую одежду (9:16).
2. Никто не помещает молодое вино в старые мехи (9:17).