Развитие личности как антропологическая и педагогическая проблема. Проблема самосовершенствования человека в мире.

Педагогика как наука об образовании человека постоянно соотносит свое содержание с науками о человеке, его происхождении, сущности и свойствах, то есть с антропологическими науками. Антропологический подход является одним из методологических подходов в современной педагогике.

Необходимость этого подхода в педагогике теоретически обосновал К.Д. Ушинский. Он же ввел понятие педагогической антропологии как системы педагогических взглядов, основанных на данных наук о человеке. В своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский доказал, насколько плодотворно для педагогики и воспитания знание законов развития человека. «Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке и болезни. …Только тогда он будет в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного характера – а средства эти громадны» (К.Д. Ушинский).

Помимо К.Д. Ушинского идею природосообразного воспитания высказывали также Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег и многие другие педагоги. Эта идея (принцип) предписывает осуществлять воспитание в соответствии с природой человека.

Как же представляет себе процесс развития человеческой личности современная педагогическая антропология? Как этот процесс взаимосвязан с педагогическим процессом?

Проблема соотношения биологического и социального одна из важнейших проблем антропологии. Вместе с тем это и наиболее сложная проблема. Она (в разных аспектах) решается философией, психологией, возрастной физиологией, социологией и другими науками. С учетом концепций, выводов этих наук решается данная проблема и в педагогике (педагогической антропологии). Педагогика изучает не процесс развития человека и формирования его личности вообще, а выявляет и изучает эффективные условия развития личности, ее индивидуальности. В ходе изучения данной темы будем оперировать следующими понятиями: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «развитие», «формирование», «социализация», «воспитание». Часть из них определена нами ранее (см. тему 1). Другие - определены при изучении вышеназванных наук. Напомним эти определения.

Понятие «человек» - означает представителя вида Homo sapiens как биосоциального существа, обладающего сознанием, мышлением, речью. Человек как живое существо представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек. Понятие «личность»характеризует социальную сущность человека. Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Это понятие интегрирует все качества и свойства человека, которые он приобретает в течение всей жизни в процессе взаимоотношений с другими людьми, и которые характеризуют его как члена общества. К этим качествам и свойствам, например, относятся сознание, речь, отношения к себе и окружающему миру, социальные функции и роли и т.д.

Понятием «индивидуальность» обозначено своеобразие психических, личностных и иных качеств и свойств индивида. Это его особенности, проявляющиеся в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах, в потребностях, интересах, способностях и т.д. Основой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки. Таким образом, биологические качества и свойства человека являются врожденными, а социальные и психические качества – развиваются, формируются прижизненно.

В зарубежной психологии и педагогике по проблеме развития личности выделяются три основных направления:

· Биологизаторские концепции сходятся на том, что человек сугубо природное существо; духовные свойства личности имеют биологическую основу; развитие и поведение человека определяется врожденными потребностями, влечениями, инстинктами, а также внешними требованиями, к которым человек должен приспосабливаться; воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс естественного развития.

· Социологизаторские концепции утверждают, что человек рождается как существо биологическое, но в процессе своей жизнедеятельности социализируется под влиянием среды, прежде всего тех социальных групп, которые составляют его ближайшее окружения. Среда является определяющим фактором формирования личности, ее влияние практически необратимо; воспитание же призвано корректировать характер влияния среды.

· Биосоциологизаторские концепции. Их представители считают, что человек - существо биологическое и социальное. Психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, способности личности формируются в результате воздействий окружающей среды. Вместе с тем, при данном подходе недостаточное значение придается роли деятельности и самовоспитания в формировании личности.

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом.

Психологи (К.К. Платонов и др.) выделяют в структуре личности следующие компоненты: 1) направленность личности (потребности, мотивы, взгляды, ценностные ориентации, идеалы и т.д.); 2) содержание опыта индивида: знания, способности, умения; 3) особенности познавательных, эмоциональных, волевых процессов личности; 4) наследственно (генетически) заданные индивидуальные особенности личности.

Самый низший уровень в структуре личности – биологический, на нем базируются, тесно с ним переплетаясь, психический и духовный уровни. Вместе с там, К.К Платонов подчеркивал, что биологически обусловленная подструктура личности подчинена ее социально обусловленной подструктуре. Кроме того следует учитывать, что соотношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития и в разных жизненных ситуациях.

Развитие личности – это эволюционный процесс количественных и качественных изменений во всех уровнях личности. Все эти изменения происходят либо в результате внешних влияний на человека (среды, воспитания), либо в результате его собственной активности, саморазвития. Саморазвитие – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала. Иначе говоря, личность – не просто результат биологического созревания или специфических условий жизни, но и результат активного взаимодействия со средой. Основное положение теории развития личности состоит в том, что личность существует, формируется и проявляется в деятельности и общении.

В научных исследованиях установлены закономерности развития личности.

Во-первых, развитие личности – внутренне детерминированный процесс, который определяется внутренними противоречиями, а также психофизиологическими особенностями.

Во-вторых, развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, которая представляет собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий» (Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С. 152).

В-третьих, развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной деятельности человека. «Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития» (Б.Г. Ананьев. Избранные психологические труды: В 2 т. - М., 1980. - Т. П. - С. 45).

В-четвертых, развитие личности детерминировано типом ведущей деятельности, под которой понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии» (Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т.1. С. 286).

В-пятых, развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует.

В-шестых, воздействия различных факторов детерминируется половозрастными и индивидуальными особенностями человека.

Наши рекомендации