Вопрос: где географически имел место этот случай (Матфей говорит, что в Гадаре, в то время как Марк и Лука говорят о Герасе)? Это должно быть, согласно Лук. 8:26, на восточной стороне озера.

Имеются четыре главные представления о том, где это имело место.

1. Гадара (Матф. 8:28), 9 км к юго-востоку от Галилеи (Десятиградие).

За:

(1) "Иосиф Флавий ("Жизнь" 9:42) говорит, что Гадара обладает территорией "которая лежит на границе с Тивериадой. То, что эта территория доходила до моря, можно вывести из факта, что монеты, носящие название Гадары, часто изображают корабль". [Брюс Метцгер "Комментарий текста греческого Нового Завета", 23.]

(2) Текст не говорит, что Иисус пошел в город Гадара, но в "страну Гадаринскую". Поэтому, исходя из того, что данная территория, возможно, достигала моря, это очень хорошо соответствует названию "страна Гадаринская".

Против:

Девять километров - это слишком далеко, чтобы свиньи могли добежать; и эта местность была отделена от моря Галилейского глубоким потоком Ярмук. Возражение: вопрос не в городе, а в "стране Гадаринской" (Матф. 8:28).

2. Гераса (Марк 5:1; Лук. 8:26) - современный Ерас, 55 км к северо-востоку от моря Галилейского и город Десятиградия.

За:

1. Это самое лучшее чтение и Марка, и Луки. Против:

2. Это наименее вероятный выбор, потому что расстояние от моря, длиной приблизительно 34 мили, слишком большое для свиней!

3. Гергеса (на восточной стороне моря Галилейского; отождествляется с Кеса или Курси). [Бломберг "Историческая достоверность Евангелий", 149-150; там же Матфей, 150; Карсон, 8:217, 219; Макрей "Археология и Новый Завет", 166; Ориген "Толкование на Иоан. 6:24", приводится по АССС, Марк, 67.]

За:

1. Это отвечает Библейским данным - "на склоне прилегающего холма находятся древние могилы" (Карсон, 8:217); есть круто спадающий холм, есть гавань (Макрей, 166), где лодка Иисуса могла причалить к берегу, и это очень плодородная область, совершенная для выпаса свиней (Файнген "Арх. НЗ", 116).

2. Это мнение имеет долгую древнюю традицию, начинающуюся с Оригена, Евсевия (в его "Ономастиконе", с. 325) и Бухарда Сионского (1283 г. Р.Х.) (Файнген, Арх. НЗ,116). [Ориген сказал, что это место было "на высоте, откуда свиньи были бесами сброшены вниз" (Брюс Метцгер "Комментарий текста греческого Нового Завета", 23); Ориген говорит, что "Гергеса - это старый город в районе озера, которое ныне называется Тивериадское. На краю его есть крутой склон рядом с озером, с которого свиньи могли быть сброшены демонами" ("Толкование на Иоан. 6:24", приводится по АССС, Марк, 67.]

Против:

На основании мозаик в церкви Эль-Курси, Г. Франц предполагает, что эта церковь была фактически построена в ознаменование насыщения 4-х тысяч (Матф. 15:32-39) (Места Библии, 138). Возражение: Евтихий в 940 году написал, что церковь в Курси несет свидетельство как об исцелении одержимого бесами человека, так и о насыщении 4000 (Файнген "Арх. НЗ, 115). Поэтому оба события отмечены, как происшедшие здесь, а не одно или другое.

4. Тель-Самра (Юго-восточный берег моря Галилейского). [Г. Франц "Археология и Библейское исследование" 4:4, 1991. Стр. 111-121, приводится по "Библейские места", 136.]

За:

Имеется близлежащее кладбище, и очень большая гавань, которая, возможно, обслуживала город Гадара, что в 55 км к юго-востоку (Места Библии, 136).

Против:

Входящий воду крутой склон - "10 км к юго-западу" - слишком далеко, чтобы соответствовать этой истории ("Места Библии", 136).

Выводы о географическом местоположении:

1. Если Гергеса (Курси) - то место, где произошло описанное событие, то Матфей дает более широкое региональное название (то есть, "страна Гадаринская"), а у Марка и Луки следует читать Гергеса или Керса. [Место, похоже, находится в районе, контролируемом городом Гадара, вблизи села Гераса, которое расположено по середине восточного берега озера" (Карсон, Матфей, 8:217). Этого мнения также придерживается Бломберг ("Историческая достоверность Евангелий", 150).] Это соответствует Библейским данным о крутом холме и пропасти, гавани, могилах, и, начиная со времени Оригена, имеет давнюю традицию, что это именно то место. (Против: у Марка и Луки нужно внести поправку, чтобы читать Гергеса. А, во- вторых, не ясно, включала или нет Гадаринская область город Гергесу, или Курси.) "Территория Гадары, кажется, включает город Керса. Керса на греческом языке могла легко быть записана точно так же, как и Гераса, что вызывает двусмысленность. ... Марк просто дает греческое написание названия города, а Матфей дает название области" (Бломберг, "Историческая достоверность Евангелий", 149-50). "Гадара было названием города, лежащего в 9-ти км от моря, а также области, граница которой подходила к озеру. Марк и Лука вместо Гераса говорят о другом городе в той же самой области. Вероятно, имеется в виду город Керса, находящийся близко к берегу" (Бломберг, 150).

2. Если Тель-Самра - именно то место (юго-восточный угол моря Галилейского), тогда Марк и Лука, возможно, указывают на крупный региональный центр Гераса - Ерас; или же они также говорят о городе Гадара, название которого было искажено при передаче; в то время как Матфей указывает на гавань (в юго-восточном углу моря), которая обслуживала город Гадара. [Гейслер и Хау говорят: "Марк и Лука давали, пожалуй, более общее указание на страну Герасинскую, которая представляла собой обширную местность, в которой произошел этот случай", в то время как Матфей указывал на более узкий район ("Когда критики спрашивают", 337). Пентекост, похоже, придерживается близкого к этому мнения. Он говорит: "Гадара была городом в Гераса, примерно в 10 км к юго-востоку от моря Галилейского" ("Слова и дела", 221).] Это мнение отвечает самому лучшему прочтению во всех трех текстах в том виде, в котором они есть, и не требует никаких исправлений при более слабом прочтении. Против: Г.Франц, главный сторонник этого взгляда, признает, что поблизости нет никаких холмов с крутыми склонами, они находятся за 10 км к юго-западу ("Библейские места, 136). Далее, это мнение очень недавнее и не имеет долгой традиции или поддержки.

План Матф. 8:28-34

I. Фон.

А. Географическая местность: страна или область Гадаринская (8:28).

Б. Описание двух одержимых бесами (8:28).

II. Чудо.

A. Вопрос бесов: "Что Тебе до нас? ... Пришел Ты сюда прежде времени" (8:29).

Б. Просьба бесов: возможность войти в свиней (8:31).

B. Повеление Христа: "Идите" (8:32).

Г. Результат повеления Христа: "И они, вышедши, пошли в стадо свиное" (8:32).

III. Реакция.

А. Свинопасы: "побежали" и "рассказали" о происшедшем (8:33).

Б. Весь город прибыл и просил Его уйти (8:34).

Иисус - Мессия, потому что только Бог может прощать грехи (9:1-8) ** (ср. Марк 25:1-12; Лук. 5:17-26)

Наши рекомендации