Руководство церковью, основанное на принципе священства всех верующих
Тот факт, что церковью не должны руководить исключительно представители особого священнического класса служителей, вовсе не означает, что церковь должна отказаться от руководства. Это не означает также, что все верующие имеют одинаковые дарования, способности, желания или в равной мере преданы Богу. Все христиане — священники, святые и служители, но не все апостолы, учителя, руководители, пастыри и пресвитеры. У всех разная степень зрелости, мудрости, и все по-разному любят Бога.
В Библии нет и намека на ложное равенство. Бог избрал только определенных верующих, чтобы они могли видеть и слышать Его Сына. Только им Он решил открыть Свою истину (см.: Рим. 14:24; Гал. 1:12, 15, 16; Еф. 2:20; 3:3, 5; Евр. 2:3, 4; 2 Пет. 3:2, 15). Христиане постоянно пребывали в учении этих людей, как сказано в Писании (см.: Деян. 2:42). Некоторые братья были отделены на особое и очень деликатное служение, связанное со сбором пожертвований и попечением о вдовах (см.: Деян. 6). Других Дух поставил блюстителями пасти поместную церковь (см.: Деян. 20:28). Некоторые полностью посвятили себя учению или распространению Евангелия, и за свой труд получали от своих братьев денежное вознаграждение (см.: 1 Кор. 9:3–14; Гал. 6:6; 1 Фес. 2:6; 1 Тим. 5:17, 18; Тит. 3:13; 3 Ин. 5–8). Одни сеяли, а другие пожинали (см.: Ин. 4:37). Одни насаждали, а другие поливали (см.: 1 Кор. 3:6–8).
Поскольку многие христиане слабы и незрелы и поскольку вокруг такое множество лжеучителей и враждебных сил, Бог по Своей любви и милости дал Своей Церкви средства, способные защитить и наставить Его народ на путь истинный. Поэтому чтобы подготовить людей к служению, их нужно учить и направлять (см.: Еф. 4:11–16), и избранные братья берут на себя эту большую ответственность. Однако такое руководство ни в коем случае не оправдывает появления особого класса священнослужителей, господствующих над домом Божьим.
Основная ошибка клерикальной системы заключается в том, что она извращает учение Иисуса о смирении и служении людям, что, в свою очередь, изменяет весь характер христианской общины. Клерикализм ложно возвышает и отделяет людей с даром учительства и управления от остальной части христианского братства. Горстка избранных наделяется высокими титулами (например, преподобный), им предоставляются исключительные права, никак не связанные с их духовными дарами. С самого начала сторонники клерикализма были одержимы жаждой власти. Таким образом, эта система стала продолжением гордой, высокомерной и эгоистичной религиозной структуры, которую Иисус сурово осудил в Свое время (см.: Мф. 23:1–12).
Иисус Христос, наш великий Учитель и Господь, не искал для Себя высокого положения или титулов. Напротив, всей своей жизнью Он явил пример смирения, кротости и готовности служить людям. Он показал образец смиренного служителя для всех, кто готов следовать за Ним, особенно для учителей и руководителей Своего Царства (см.: Ин. 13:16). Поэтому христианские учителя и руководители никогда не должны стремиться возвыситься над братьями или отделиться от них. Напротив, с Божьей помощью они должны стать ярким примером смирения, кротости, готовности служить людям и жертвовать собой.
Учитывая, что ранние христиане следовали примеру Иисуса, трудно в новозаветной церкви увидеть разницу между людьми, которые все свое время посвятили благовестию, наставлению других и руководству церковью, и теми, кто исполнял библейское повеление, адресованное всем христианам (см.: Рим. 12:11; 1 Кор. 15:58; 16:15, 16; Кол. 3:23, 24; 1 Пет. 2:16; 4:10). В новозаветном христианском братстве не было даже намека на разделение общины на священников и народ, духовенство и мирян, официальных и неофициальных лиц, что наблюдается практически в любом религиозном течении. Павел — самая большая загадка, ибо он тяжелым физическим трудом зарабатывал себе на жизнь и в то же время успевал благовествовать и учить церковь (см.: Деян. 18:3; 20:34; 1 Кор. 4:12; 9:6), не забывая о том, к чему призвал его Бог. Поэтому пресвитеры, которые берут на себя ответственность за наставление верующих и руководство церковью, — это не какие-то особые священники или духовные лица. Говоря словами священного Писания, это «…начальствующие между братиями…» (Деян. 15:22).
Примечания
1 Kenneth Chafin, Help, I’m a Layman (Waco: Word Books, 1966), page 1.
2 Ibid., page 9.
3 Bonaventure Kloppenburg, The Ecclesiology of Vatican II, trans. Matthew J. O’Connell (Chicago: Franciscan Herald Press, 1974), page 313 ff. Клоппенбург утверждает, что учение II Ватиканского собора «положило конец отрицательному отношению к мирянам как к пассивному большинству в церкви и категорически отвергло клерикализм (концепцию Церкви как территории священства и мира как территории мирян)».
4 Robert C. Girard, Brethren Hang Together (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1979), page 123.
5 John Stott, One People (Old Tappan, New Jersey: Fleming H. Revell Co., 1973), page 25, 26.
6 Ibid., page 34.
7 Ibid., page 47.
8 Lawrence O. Richards and Gilbert Martin, A Theology of Personal Ministry (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1981), page 122.
9 Alfred Kuen, I Will Build My Church (Chicago: Moody Press, 1971), page 253.
10 Alexander Rattray Hay, The New Testament Order for Church and Missionary (St. Louis: New Testament Missionary Union, 1947), page 291.
11 Robert B. Munger, Training of the Laity for Ministry, cited by Richards and Martin, page 13.
12 Интересно отметить, что Стотт использует стихи, относящиеся к пресвитерам (которые в Новом Завете не были рукоположенными служителями или священниками), чтобы защитить свою концепцию священства. Например, он утверждает, что prohistemi (руководить, направлять, вести) и hegeomai (руководить, вести) — это два глагола, которые использованы в Новом Завете для обозначения священства (One People, pages 41, 42). Однако эти слова были обычными терминами, употреблявшимися, когда речь шла о руководстве ранней церковью (см.: 1 Тим. 5:17; Евр. 13:17). Они лишены дополнительного значения, связанного с понятием священства. Невозможно использовать термин священство для описания практики и структуры церковного руководства I века, не вкладывая в это слово сопутствующих значений, которые возникли намного позже. Защищая клерикализм и обращаясь к стихам, в которых действительно говорится о пресвитерах, Стотт делает то же, что делает на протяжении многих веков Римско-католическая церковь, пытаясь защитить институт священства. Но новозаветные пресвитеры ни в коем случае не могут рассматриваться как представители духовного сословия.
К началу страницы
<< Глава 16 | Содержание | Глава 18 >>