Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 3 страница. «Кто не обладает достатком, чтобы жениться на верующих целомудренных женщинах, пусть женится на верующих девушках из числа невольниц

«Кто не обладает достатком, чтобы жениться на верующих целомудренных женщинах, пусть женится на верующих девушках из числа невольниц, которыми овладели ваши десницы» (4:25). Если же рабыня является мусульманкой, то свободному мусульманину разрешается жениться на ней только при наличии двух условий: если он не обладает достатком и если он опасается того, что безбрачие навредит ему или подтолкнет его к прелюбодеянию.

Если же женщина не является целомудренной и совершает прелюбодеяния, то мусульманам запрещается жениться на ней, независимо от того, является она мусульманкой или принадлежит к людям Писания, поскольку Всевышний сказал:

الزَّانِي لَا يَنكِحُ إلَّا زَانِيَةً أَوْ مُشْرِكَةً وَالزَّانِيَةُ لَا يَنكِحُهَا إِلَّا زَانٍ أَوْ مُشْرِكٌ وَحُرِّمَ ذَلِكَ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ

«Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено» (24:3).

Затем Аллах сообщил о том, что жениться на женщинах разрешается после выплаты им приданого, и если мужчина вознамерился не выплачивать ей приданого, то ему не позволяется жениться на ней. Аллах приказал выплачивать приданое самой женщине, если она достигла совершеннолетия. В противном случае муж должен выплатить приданое опекуну невесты.

Упоминание о том, что приданое является вознаграждением жен, указывает на то, что приданое целиком является собственностью женщины.

Никто не имеет права присвоить его себе, если только женщина по доброй воле не передаст его своему мужу, опекуну или любому другому человеку.

Затем Аллах приказал мужьям заботиться о целомудрии своих жен, избегая половой близости с другими женщинами. Наряду с этим Аллах запретил распутствовать, совершая прелюбодеяния с любыми женщинами, и сожительствовать с любовницами. Это объясняется тем, что среди невежественных людей есть распутники, которые готовы совершить прелюбодеяние с любой женщиной, и такие, которые совершают прелюбодеяния со своей подругой или возлюбленной. Всевышний Аллах сообщил, что все подобные поступки несовместимы с целомудрием и что вступающий в брак мужчина не должен быть прелюбодеем.

Затем Аллах сообщил, что если человек отказывается уверовать во Всевышнего Аллаха, священные писания или посланников, в которых обязан уверовать каждый человек, если он намеренно отвергает какой-либо из религиозных законов, то все его деяния окажутся тщетными и бесполезными. Однако это произойдет в том случае, если он умрет неверующим. В похожем откровении Всевышний сказал:

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الشَّهْرِ الْحَرَامِ قِتَالٍ فِيهِ قُلْ قِتَالٌ فِيهِ كَبِيرٌ وَصَدٌّ عَن سَبِيلِ اللّهِ وَكُفْرٌ بِهِ وَالْمَسْجِدِ الْحَرَامِ وَإِخْرَاجُ أَهْلِهِ مِنْهُ أَكْبَرُ عِندَ اللّهِ وَالْفِتْنَةُ أَكْبَرُ مِنَ الْقَتْلِ وَلاَ يَزَالُونَ يُقَاتِلُونَكُمْ حَتَّىَ يَرُدُّوكُمْ عَن دِينِكُمْ إِنِ اسْتَطَاعُواْ وَمَن يَرْتَدِدْ مِنكُمْ عَن دِينِهِ فَيَمُتْ وَهُوَ كَافِرٌ فَأُوْلَـئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ وَأُوْلَـئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Пос­ледней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (2:217). В Последней жизни такие люди окажутся среди потерпевших урон. С наступлением Дня воскресения они потеряют самих себя, лишатся своего богатства и своих семей и навечно останутся несчастными.

6. О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток. А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь. Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле и оботрите ею ваши лица и руки. Аллах не хочет создавать для вас трудности, а хочет очистить вас и довести до конца Свою милость по отношению к вам, – быть может, вы будете благодарны. يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِذَا قُمْتُمْ إِلَى الصَّلاةِ فاغْسِلُواْ وُجُوهَكُمْ وَأَيْدِيَكُمْ إِلَى الْمَرَافِقِ وَامْسَحُواْ بِرُؤُوسِكُمْ وَأَرْجُلَكُمْ إِلَى الْكَعْبَينِ وَإِن كُنتُمْ جُنُبًا فَاطَّهَّرُواْ وَإِن كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاء أَحَدٌ مَّنكُم مِّنَ الْغَائِطِ أَوْ لاَمَسْتُمُ النِّسَاء فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيدًا طَيِّبًا فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُم مِّنْهُ مَا يُرِيدُ اللّهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ وَلَـكِن يُرِيدُ لِيُطَهَّرَكُمْ وَلِيُتِمَّ نِعْمَتَهُ عَلَيْكُمْ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

Этот великий аят содержит в себе множество предписаний, из которых мы постараемся перечислить те, которые нам позволит перечислить Аллах.Во-первых, выполнение всех перечисленных в этом откровении предписаний относится к обязательным требованиям веры, потому что этот аят начинается с обращения к уверовавшим. Это значит, что верующие обязаны поступать в соответствии с требованиями своей веры и выполнять то, что им приказано.

Во-вторых, мусульманин обязан совершать намаз, поскольку Аллах сообщил о том, что следует делать, когда встают на намаз.

В-третьих, для совершения намаза необходимо намерение, потому что вставать на намаз можно только сознательно и с твердым намерением.

В-четвертых, очищение является обязательным условием правильности намаза, потому что Аллах приказал очищаться перед намазом, а известно, что любое повеление считается обязательным предписанием, пока не доказано обратное.

В-пятых, для очищения необязательно, чтобы наступило время обязательного намаза, а достаточно намерения совершить намаз.

В-шестых, очищение является обязательным условием любого обряда поклонения, который можно назвать намазом, будь то обязательные или добровольные намазы, или намазы, которые возложены на мусульманскую общину в целом, или заупокойные молитвы. Многие богословы считают, что даже земные поклоны во время чтения Корана и поклоны благодарности можно совершать только в состоянии ритуального очищения.

В-седьмых, во время омовения обязательно мыть лицо, т.е. переднюю часть головы от места обычного роста волос до края челюсти и подбородка в длину и от одного уха до другого в ширину. К мытью лица также относится полоскание рта и носа, что подтверждается Сунной, и мытье бороды. Если борода редкая, то вода обязательно должна коснуться кожи лица. Если же борода густая, то достаточно помыть ее снаружи.

В-восьмых, мусульманам приказано мыть руки до локтей. Большинство толкователей Корана считает, что арабский предлог "иля" ("до") здесь означает "вместе с". В таком же значении он использован в следующем откровении:

وَآتُواْ الْيَتَامَى أَمْوَالَهُمْ وَلاَ تَتَبَدَّلُواْ الْخَبِيثَ بِالطَّيِّبِ وَلاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَالَهُمْ إِلَى أَمْوَالِكُمْ إِنَّهُ كَانَ حُوبًا كَبِيرًا

«Не пожирайте их имущества вместе со своим имуществом» (4:2). Это подтверждается тем, что омовение не засчитывается, пока совершающий его не помоет оба локтя целиком.

В-девятых, мусульманам приказано обтирать голову.

В-десятых, обязательно обтереть голову полностью, поскольку арабский предлог "би" здесь не означает того, что можно ограничиться обтиранием части головы. Он означает, что при обтирании необходимо касаться головы руками и охватить всю поверхность головы.

В-одиннадцатых, обтереть голову можно любым способом: обеими руками, одной рукой, лоскутом материи, куском дерева или другим похожим предметом, потому что Аллах упомянул обтирание в самом широком смысле. Аллах не установил определенную форму обтирания головы, из чего следует, что обтирать голову можно любым способом.

В-двенадцатых, во время омовения обязательно именно обтереть голову, и если человек помыл голову, не проведя по ней рукой, то этого не достаточно, потому что он не выполнил того, что приказал Аллах.

В-тринадцатых, Аллах приказал мыть ноги до щиколоток, и по этому поводу можно сказать то, что было сказано по поводу мытья рук.

В-четырнадцатых, согласно наиболее распространенному чтению, арабское слово "арджул" ("ноги") стоит в винительном падеже. Это опровергает воззрения рафидитов и означает, что обтирание обнаженных ног во время омовения не засчитывается.

В-пятнадцатых, в этом аяте содержится указание на законность обтирания кожаных носков, поскольку существует чтение, в котором слово "арджул" ("ноги") стоит в родительном падеже. Каждое из двух чтений следует истолковывать в соответствии с его смыслом. Если ноги обнажены, то их необходимо помыть, согласно чтению, в котором это слово стоит в винительном падеже. Если же на ноги надеты кожаные носки, то их достаточно обтереть, согласно чтению, в котором это слово стоит в родительном падеже.

В-шестнадцатых, во время омовения приказано соблюдать последовательность действий, поскольку Аллах перечислил их в определенной последовательности. Обтирание головы в этом откровении упоминается между мытьем других частей тела, и единственным объяснением этому может быть необходимость соблюдения указанной последовательности.

В-семнадцатых, соблюдение последовательности относится только к четырем действиям, упомянутым в этом аяте. Что же касается последовательности между полосканием рта и носа и мытьем лица, а также между мытьем правых и левых рук и ног, то соблюдать ее необязательно. Но желательно полоскать рот и нос перед мытьем лица, мыть правую конечность до левой и обтирать голову перед обтиранием ушей.

В-восемнадцатых, мусульманам приказано повторять омовение перед каждым намазом, дабы они в точности выполняли кораническое повеление.

В-девятнадцатых, после полового осквернения мусульманин обязан искупаться.

В-двадцатых, при купании обязательно помыть все тело, потому что Аллах приказал очистить все тело и не связал это повеление с его отдельными частями.

В-двадцать первых, при купании после полового осквернения приказано мыть не только поверхность, но и основание волос.

В-двадцать вторых, малое осквернение входит в большое осквернение, и для очищения от обеих форм осквернения достаточно утвердить намерение и помыть все тело, потому что Аллах приказал после полового осквернения очиститься и не приказывал совершить после этого омовение.

В-двадцать третьих, человек оказывается в половом осквернении после семяизвержения, если оно произошло во время сна или бодрствования, и после полового акта, даже если не было семяизвержения.

В-двадцать четвертых, если человек помнит, что ему приснилось эротическое сновидение, но не видит выделения спермы, то он не обязан купаться, поскольку он не оказался в состоянии полового осквернения.

В-двадцать пятых, Всевышний Аллах оказал Своим рабам великую милость, когда позволил им очищаться песком.

В-двадцать шестых, одним из обстоятельств, при которых разрешается очищаться песком, является болезнь, при которой использование воды может навредить здоровью. В таких случаях больным разрешается очищаться песком. Поступать так разрешается и во время поездок, и после отправления большой или малой нужды, если человек не может найти воду. Во время болезни очищаться песком разрешается даже при наличии воды, поскольку использование воды может навредить здоровью. Во всех остальных случаях очищаться песком разрешается только тогда, когда воды нет. Это относится даже к тем, кто находится в месте постоянного проживания.

В-двадцать седьмых, выделения из мочеиспускательного канала и заднего прохода делают омовение недействительным.

В-двадцать восьмых, опираясь на этот аят, некоторые богословы утверждают, что омовение становится недействительным только после мочеиспускания и дефекации и не становится недействительным после прикосновения к половым органам и некоторых других действий.

В-двадцать девятых, при упоминании о неприятных и скверных вещах желательно пользоваться намеками, поскольку Всевышний назвал отправление естественной нужды возвращением из уборной.

В-тридцатых, прикосновение к женщине с возбуждением и удовольствием делает омовение недействительным.

В-тридцать первых, отсутствие воды является обязательным условием законности очищения песком.

В-тридцать вторых, очищение песком становится недействительным, если появилась вода, даже если человек в это время совершает намаз, потому что Аллах позволил прибегать к нему только в отсутствии воды.

В-тридцать третьих, при отсутствии воды после наступления времени намаза человек обязан отправиться на поиски воды поблизости, потому что не найти воду можно только тот, кто ее искал.

В-тридцать четвертых, если воды не хватает для очищения полностью, то ее необходимо использовать, и только после этого можно очищаться песком.

В-тридцать пятых, очищаться водой, качества которой изменились в результате попадания в нее чистых инородных вещей, предпочтительнее, нежели очищаться песком. Такая вода остается чистой и пригодной для очищения, потому что, несмотря на изменение своих качеств, она остается водой, а Всевышний Аллах позволил очищаться песком только при отсутствии воды.

В-тридцать шестых, при очищении песком необходимо иметь твердое намерение, потому что арабский глагол "тайаммама" означает "намереваться", "стремиться".

В-тридцать седьмых, для очищения песком разрешается использовать песок или любой другой земляной грунт. Согласно этому толкованию, повеление обтирать землей лицо и руки объясняется тем, что чаще всего на поверхности земли имеются песок и пыль, которыми можно обтереть лицо и руки. Это можно объяснить также тем, что Аллах указал на наиболее предпочтительный поступок, и если есть возможность очиститься песком или пыльной землей, то лучше сделать это.

В-тридцать восьмых, очищение нечистым песком является недействительным, поскольку очищаться следует только чистым песком.

В-тридцать девятых, при очищении песком следует обтирать только лицо и руки и нельзя обтирать остальные части тела.

В-сороковых, обязательно обтирать все лицо целиком, но нет необходимости брать песок в рот, вдыхать его в нос и касаться им основания волос, даже если борода является редкой.

В-сорок первых, обтирать руки следует до запястий, поскольку при упоминании о руках без дополнительных разъяснений имеются в виду только кисти рук. Если бы была необходимость обтирать руки до предплечий, то Аллах разъяснил бы это, как это сделано при описании порядка совершения омовения.

В-сорок вторых, очищение песком избавляет человека от малого и большого осквернения и даже замещает удаление нечистот с тела, потому что Аллах позволил очищаться песком вместо очищения водой в самом широком смысле и не установил дополнительных условий. Однако большинство богословов считало, что удаление нечистот с тела нельзя возместить очищением песком, потому что в кораническом откровении речь идет только о различных формах осквернения.

В-сорок третьих, при очищении песком от большого и малого осквернения необходимо обтирать одни и те же участки тела, т.е. только лицо и кисти рук.

В-сорок четвертых, для очищения от обеих форм осквернения достаточно один раз очиститься песком с соответствующим намерением, поскольку обсуждаемый нами аят имеет самый широкий смысл.

В-сорок пятых, обтирать лицо и руки разрешается руками или каким-нибудь предметом. Аллах приказал обтирать эти части тела и не упомянул то, чем их следует обтирать, из чего следует, что обтирание их любым способом будет засчитано.

В-сорок шестых, как и во время омовения, при очищении песком обязательно соблюдать последовательность, потому что Аллах упомянул обтирание лица перед обтиранием рук.

В-сорок седьмых, Всевышний Аллах не сделал ниспосланные законы тяжелыми и обременительными для нас. Напротив, Аллах смилостивился над своими рабами и пожелал очистить их и довести до конца свою милость к ним.

В-сорок восьмых, материальное очищение водой и песком дополняет духовное очищение посредством единобожия и искреннего покаяния.

В-сорок девятых, очищение песком не приносит чистоты, которую можно ощутит или увидеть глазами. Это очищение является духовным и исходит из того, что человек выполняет повеление Всевышнего Аллаха.

В-пятидесятых, рабу следует размышлять над мудростями и таинствами законов Аллаха, связанных с ритуальным очищением и остальными предписаниями, поскольку благодаря этому он может приумножить свои познания, лучше благодарить Аллаха и сильнее возлюбить Его за то, что Он установил законы, позволяющие рабам достичь больших высот.

7. Помните о милости Аллаха к вам и завете, который Он заключил с вами, когда вы сказали: «Слушаем и повинуемся». Бойтесь Аллаха, ведь Аллаху известно о том, что в груди. وَاذْكُرُواْ نِعْمَةَ اللّهِ عَلَيْكُمْ وَمِيثَاقَهُ الَّذِي وَاثَقَكُم بِهِ إِذْ قُلْتُمْ سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا وَاتَّقُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ عَلِيمٌ بِذَاتِ الصُّدُورِ

Всевышний приказал Своим рабам поминать сердцем и устами духовные и мирские блага, которыми их одарил Аллах. Если человек постоянно помнит о них, то это побуждает его благодарить и любить Всевышнего Аллаха и переполняет его сердце осознанием Его добродетели. Благодаря этому он приобретает духовное богатство, избавляется от самодовольства и удостаивается еще большей милости Аллаха.

Всевышний также приказал помнить о завете, который Аллах заключил с верующими, т.е. обещании, которое они дали Ему. Это не означает того, что они произнесли это обещание устами. Суть этого завета заключается в том, что, уверовав в Аллаха и Его посланника, они взяли на себя обязательство повиноваться им. Они сказали: "Господи! Мы услышали то, к чему Ты нас призываешь. Мы услышали коранические аяты и познали знамения, которые разбросаны по вселенной. Мы вняли им так, что осознали их смысл и покорились им. Мы повинуемся Твоим приказам и не нарушаем Твоих запретов. Мы выполняем все предписания религии душой и телом".

Правоверные всегда помнят о том обещании, которое они дали Аллаху, и стремятся выполнять Божьи повеления самым совершенным образом, не делая никаких упущений. Им велено бояться Аллаха, поскольку Аллаху известно обо всех мыслях, тайнах и помыслах, которые таятся в человеческих сердцах. Пусть же они остерегаются того, что Аллах обнаружит в их сердцах то, чем Он останется недоволен, и пусть они остерегаются поступков, которые могут вызвать Его гнев. Они должны отстраивать свои сердца благодаря познанию Аллаха, любви к Нему и доброму отношению к Его рабам, ибо если им удастся добиться этого, то Аллаху непременно станет известно о том, что их сердца преисполнены праведности, и тогда Он простит им прегрешения и приумножит их праведные поступки..

8. О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُونُواْ قَوَّامِينَ لِلّهِ شُهَدَاء بِالْقِسْطِ وَلاَ يَجْرِمَنَّكُمْ شَنَآنُ قَوْمٍ عَلَى أَلاَّ تَعْدِلُواْ اعْدِلُواْ هُوَ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَى وَاتَّقُواْ اللّهَ إِنَّ اللّهَ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

О правоверные, уверовавшие во все, во что приказал уверовать Аллах! Выполняйте требования своей веры и будьте стойкими душой и телом, когда вы отстаиваете справедливость. Поступайте таким образом искренне ради Аллаха и не преследуйте корыстных мирских целей. Будьте справедливы и беспристрастны, не излишествуйте и не проявляйте халатности в своих словах и поступках. Относитесь так к близким и посторонним людям, к друзьям и врагам.

Пусть ненависть людей не подталкивает вас к несправедливости, поскольку так поступают только беззаконники. Если вы готовы беспристрастно свидетельствовать в пользу своих близких и друзей, то поступайте таким же образом, когда вам приходится свидетельствовать против них. И если вы готовы беспристрастно свидетельствовать против своих врагов, то будьте так же беспристрастны, когда свидетельствуете в их пользу. И если даже они являются неверующими или еретиками, вы обязаны относиться к ним справедливо и принимать истину, которую они приносят, ведь вы принимаете ее, потому что она является истиной, а не ради этих людей. Вы не имеете права отвергать истину только потому, что ее произнес ваш недруг, поскольку такой поступок является несправедливым отношением к истине.

Наши рекомендации