Труженики Фессалоникийской церкви
Хотя в Первом послании к Фессалоникийцам не употребляется термин пресвитер, те люди, к которым обращается Павел, были либо назначенными пресвитерами, либо фактически исполняющими функции пресвитеров и впоследствии получившими от апостолов право занимать эту должность. Вполне вероятно, что Павел еще не назначил официальных руководителей в этой только что основанной церкви, которая существовала всего несколько месяцев.
Павел пробыл в Фессалонике очень недолго, может быть, всего около месяца (см.: Деян. 17:2), но планировал вскоре вернуться туда (см.: 1 Фес. 2:17, 18). В соответствии с другими отрывками (см.: Деян. 14:23 и Тит. 1:5) Павел мог назначить пресвитеров после своего возвращения в Фессалонику или спустя какое-то время. Похоже, что способные братья спонтанно взяли на себя исполнение обязанностей пресвитеров во время отсутствия Павла. Совершенно очевидно, что не нужно никаких назначений для того, чтобы жертвенно служить Божьему народу. Ясно, что Павел понимал, насколько важно для собрания верующих осознать свою потребность в руководителях, даже если официально никто не назначен на эту должность.
Знайте своих руководителей. Греческий текст Первого послания к Фессалоникийцам (5:12) звучит следующим образом: «Просим же вас, братия, знать (В русской синодальной Библии — «уважать». — Примеч. ред.) трудящихся у вас…» Просьба «знать» своих руководителей кажется несколько странной. Разве христиане могут не знать людей, которые руководят ими и назидают их? Из-за необычности этой просьбы многие переводчики и комментаторы полагают, что Павел использует слово «знать» (греч. oida) с непривычным оттенком значения, а именно «уважать», «признавать», или, как предлагается в английском переводе Библии 1960 г. (NASB), «ценить». Такая интерпретация предполагает признание важного значения пресвитеров и уважительное к ним отношение. Перевод знать, однако, будет вполне приемлемым, если мы рассмотрим ситуацию в Фессалонике.
• Когда было написано Первое послание к Фессалоникийцам, церковь существовала всего три — максимум шесть месяцев. Павел пробыл с верующими около трех недель (см.: Деян. 17:2). Все было непривычным, и уверовавшие сами были младенцами во Христе, только что обращенными «к Богу от идолов» (см.: 1 Фес. 1:9; 4:1 и дал).
• Не существовало разделения на духовенство и мирян, не было официальности в отношениях, не было священнических одежд, которые могли бы отличить одних членов церкви от других. Также трудно предположить, что в общине были профессиональные служители, получающие за свою работу денежное вознаграждение. Поэтому вполне вероятно, что верующие просто не обращали внимания на смиренно служащих руководителей, которые помогали другим членам общины духовно возрастать.
• Судя по тому, что слово «трудящиеся» стоит во множественном числе, руководство осуществлялось несколькими братьями, а не одним человеком.
• Как сказано в посланиях, некоторые одаренные мужи или пророки могли быть окружены большим вниманием со стороны членов общины, чем те, чей труд был менее заметен (см.: 1 Фес. 5:19, 20). Более того, лукавые люди, ничего не делающие, но создающие видимость работы (2 Фес. 3:6–15), были весьма активны. Поэтому церковь должна была приложить определенные усилия для того, чтобы узнать настоящих тружеников, которые действительно руководили церковью и назидали Божий народ.
• Людям свойственно проявлять равнодушие и неблагодарность по отношению к тем, кто истинно служит и заботится о других (см. Лк. 17:11–19). Но такого не должно быть среди христиан. Поэтому Павел призывает каждого члена церкви (а не только некоторых) знать и ценить тех, кто в смирении берет на себя руководство церковью и назидание ее членов.
В свете этих рассуждений вполне вероятно, что Павел призывал верующих в Фессалонике приложить определенные усилия, чтобы узнать и признать своих руководителей. Это было необходимо для того, чтобы руководители церкви смогли почувствовать вполне заслуженные уважение и любовь членов своей общины. Этот призыв весьма актуален и для современных церквей, которыми руководят пресвитеры.
Самоотверженный труд. Стоит отметить, что руководящие братья в Фессалонике трудились, и трудились усердно. Павел говорит о них как о «трудящихся». Слово «труд» (греч. kopiao) — сильное слово, обозначающее напряженную работу, от которой человек испытывает усталость и утомление. Тренч утверждает, что усердный труд «не столько напряжение, которое человек ощущает в процессе работы, сколько утомление, или усталость, которые возникают в результате предельного напряжения всех человеческих сил»5. Поскольку этот термин использовался для описания физического труда (см.: 1 Кор. 4:12; Еф. 4:28), можно считать этот случай еще одним примером новозаветного употребления обычных, использовавшихся по отношению к слугам слов для характеристики духовного служения.
Павел говорит здесь о служении братьям («трудящихся у вас»), а не о работе по найму. Братья из Фессалоникийской церкви напряженно трудились, не щадя сил ради благополучия общины. Действительно, забота о детях Божьих —самоотверженный труд, и наши церкви остро нуждаются в преданных людях, которые жертвенно служили бы Божьему народу.
На первый взгляд может показаться, что этот отрывок касается трех различных категорий людей: тех, кто прилежно трудится на благо прихода, тех, кто руководит церковью, и тех, кто назидает церковь. Однако структура предложения указывает на то, что Павел имеет в виду одну категорию людей, которые выполняют все три функции. А. Л. Мур в своем комментарии пишет следующее: «…поскольку здесь стоит один определенный артикль и три причастия, Павел говорит об одной группе людей, а не о трех должностных лицах. Сначала он сообщает об их „напряженном труде“, а затем, употребляя два соответствующих причастия, поясняет, в чем состоит этот труд»6. Не следует упускать из виду множественное число этих трех причастий. Руководство и назидание осуществляла группа мужей. Джеймс Денни замечает по этому поводу: «В Фессалонике не было одного руководителя в современном значении этого слова или служителя, который бы обладал исключительными полномочиями, но руководство церковью осуществляла группа верующих»7.
Фраза «трудящихся у вас» проясняет очень важный аспект библейского типа руководства церковью: такое руководство — это тяжелый труд. Библейский совет пресвитеров — это не церковный совет, который занимается делами час или два в неделю, это напряженно работающая пастырская группа! Именно потому сегодня так мало пресвитеров или хороших христианских руководителей, что люди стали духовно ленивы.
Духовная леность — очень серьезная проблема христианских общин во всем мире. Именно по причине духовной лености во многих церквах так никогда и не будут осуществляться библейские принципы руководства. Люди вполне согласны позволить кому-нибудь выполнять их духовные обязанности. Руководство церковью в соответствии с библейскими принципами не может осуществляться без преданных, дисциплинированных и трудолюбивых людей, которые любят паству и готовы жертвовать собой ради нее. Слава Богу, в Фессалонике были люди, которые добросовестно работали на благо церкви: они руководили общиной верных так, как повелел им Бог.
Многие говорят: «Трудно предположить, что кто-то может уделять время своей семье, работать целый день и еще руководить поместной церковью». Но это не так. Многие люди имеют большую семью, работают и тем не менее находят время для служения своей общине, посещения клубов или для участия в деятельности религиозных организаций. В нетрадиционных религиозных объединениях сильно развито служение рядовых членов, и эти группы живут практически за счет активности добровольцев. Мы, евангельские христиане, превращаемся в ленивых и мягкотелых прихожан, желающих получить все даром. Просто поразительно, как много может сделать человек, когда ему что-то нравится или когда он в чем-то заинтересован. Я знал людей, которые в свое свободное время строили и переделывали собственные дома. Я также знал людей, которые, соблюдая строгую дисциплину, добивались феноменального знания Священного Писания. Какая это радость для христианского сердца! Более того, Божья сила проявляется в наших человеческих немощах и слабостях. Бог не стал бы просить людей уделять время своей семье, зарабатывать на жизнь и руководить домом Божьим, если бы это причиняло вред церкви, семье или самим людям. И помните, руководство церковью должно осуществляться группой верующих, а не одним человеком. Поэтому истинная проблема заключается не в том, что время и силы человека ограничены, а в неправильных представлениях о работе, христианской жизни и особенно о христианском служении.
Так как же могут верующие служить церкви, не оставляя при этом свою семью и работу? Это возможно, если они будут жертвовать собой, соблюдать строгую дисциплину, искренне верить, проявлять долготерпение, самоотверженно трудиться и полагаться на силу Духа Святого. Прислушайтесь к мудрому совету Пола Стивенса:
Чтобы «делатели палаток» находили время и для работы, и для семьи, и для служения церкви, им следует научиться жертвовать собой. «Делатели палаток» должны жить просто и буквально находить отдохновение и покой в служении Христу (см.: Мф. 11:28). Они должны изъявить готовность отказаться от карьеры и личных удовольствий ради «почести вышнего звания» (см.: Флп. 3:14). Многие согласились бы стать «делателями палаток», если бы в результате приобрели богатство и смогли вести легкую и полнокровную жизнь. Но истина заключается в том, что настоящее служение церкви и общине невозможно без жертвенного отношения к этому делу8.
Осуществление руководства.Упоминаемые в данном отрывке братья добросовестно трудились, осуществляя руководство церковью. Слова «предстоятели ваши» в греческом тексте переданы одним словом (prohistemi), которое означает руководство, управление, водительство или заботу. В соответствии со значением корня этого слова и его обычным употреблением наиболее удачным переводом будет следующее: «те, кто руководят вами в Господе», или «направляют вас», или «ведут вас». Вот что пишет об этом Артур Мур:
Греческий глагол, использованный здесь, prohistemi, имеет много значений, но основный его смысл передает выражение «поставить над». Он может использоваться, когда речь идет о добровольном и неформальном руководстве (именно таким образом трактуют употребление этого слова в данном контексте некоторые ученые, которые считают, что в то время пресвитеров как таковых не было). Но это слово также обозначает официального руководителя или человека, исполняющего его обязанности. В этом смысле слово не лишено оттенка превосходства, и, вероятно, поэтому Павел добавляет «в Господе», придавая этому обыкновенному слову уникальное значение9.
Павел использует слово «предстоятель» в широком, общем смысле. В глагольной форме оно представляет то, что делали эти братья, т. е. их деятельность. Соответствующее греческое существительное, prostates, здесь не употребляется, поэтому «предстоятель» в данном контексте не используется в качестве официального титула.
Однако нам важнее помнить, что благодаря учению нашего Господа обычное слово, означающее руководство, должно иметь четкое христианское значение. Как часто повторял наш Господь, те, кто руководит в Его Царстве, не должны уподобляться светским или религиозным вождям Его времени, которые в своих корыстных интересах властвовали над людьми. Христианских руководителей должны отличать смирение, желание служить другим, любовь и умение жертвовать собой. Вот почему в Фессалонике трудно было сразу определить руководителей. Смиренные, подобные Христу руководящие братья не носят особых одежд и не домогаются высоких постов и званий. Для предстоятелей в Господе первостепенное значение имеет польза и благополучие других людей.
Умение руководить — это духовный дар. Используя те же слова, что и в рассматриваемом нами отрывке, Павел пишет в Послании к Римлянам (12:6–8): «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то… начальник ли, начальствуй [prohistemi] с усердием…» Несомненно, некоторые из фессалоникийцев имели дар руководства и использовали его во благо всей церкви.
Особенно важным для нашего исследования представляется тот факт, что Павел употребляет здесь для выражения понятия руководства тот же термин, который использует в Первом послании к Тимофею (5:17) для описания работы пресвитеров: «Достойно начальствующим [prohistemi] пресвитерам до?лжно оказывать сугубую честь…» Поскольку пресвитеры призваны начальствовать (prohistemi), фессалоникийские руководители либо уже были пресвитерами, либо являлись потенциальными пресвитерами, которых Павел назначил на эту должность позже.
Поскольку фраза «в Господе» относится только к существительному «предстоятели», нам нужно кое-что пояснить. Мы должны понять, что речь идет об очень деликатной сфере служения. Некоторые люди призваны «в Господе» осуществлять руководство Божьим народом. Эта фраза определяет сферу деятельности руководителей — сферу, где все общее, и радости, и заботы, но которая принадлежит только Богу (а не какому-нибудь одному человеку) и где все должно происходить в согласии с Его учением.
Вразумление (наставление). Руководящие братья также усердно трудятся, вразумляя церковь. Греческое слово noutheteo, переводящееся как «вразумление», в английском языке не имеет точного эквивалента. (На самом деле «наставление» представляется более удачным вариантом перевода, чем «вразумление».) Чаще всего Павел употребляет слово noutheteo в значении «наставление» или «предупреждение», как в Книге Деяний (20:31), где апостол говорит следующее: «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил [наставлял] каждого из вас». Вразумление в смысле «наставление» означает своевременное обращение с целью исправить или изменить неправильное поведение, мысли или направление в работе при помощи соответствующих указаний. В нашем грешном мире наставление совершенно необходимо как на индивидуальном уровне, так и на уровне всей церкви для правильного духовного роста и защиты людей от лжеучений.