Триединство — Бога и человека

Ключ к дальнейшему раскрытию природы человека можно увидеть в триединой природе Бога. Существует только один Бог, но «личнос­тей» в нем три — Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Поэтому неудивительно, что человек, созданный по образу и подобию Божьему, должен иметь отражение этого триединства в своей собственной сущности.

Павел, когда писал Фессалоникийцам, наиболее ясным образом определил это триединство человека. Он молился о том, чтобы они сохранили в полноте дух, душу и тело (1 Фессалоникийцам 5:23). Этим он прямо подразумевал, что человек не только имеет три различных измерения своей сущности, но для падшего человека возможна утрата этой целостности (то есть здоровья) в одном (и более) из этих трех измерений.

Даже ангелам, как существам духовным, не была дана эта способ­ность «войти во плоть» и быть одновременно духом, душой и телом. Такая способность «быть во плоти» является уникальной, предназна­ченной только для Бога и для того, кто создан по Его образу. Поэтому, выражение «Бог явился во плоти» занимает такое важное положение в главных христианских символах веры. Это утверждение несет в себе сокрушающую власть и значение для всех сил тьмы.

В Священном Писании содержатся многочисленные примеры, когда ангелы появлялись в человеческом виде. Но существует громадное различие между появлением в виде человека и становле­нием подлинным творением во плоти. Падший ангел, сатана, имеет силу, подобно ангелам когда им позволено, являться в виде челове­ческого существа. Однако, ни одно духовное существо, будь то ангел или демон, не может реально стать плотью. Эта способность принад­лежит исключительно Богу и Его особенному творению — человеку.

Мы видели бесчисленное количество случаев, когда данное бесам приказание: «Во имя Иисуса Христа из Назарета, пришедшего во плоти», — обладало особенной силой. Эти последние три слова перед нашими собственными глазами раскрывали истину из Иакова 2:19, где сказано, что и бесы трепещут от страха, так как они тоже верят в Бога. Они знают, кто есть Бог и знают о власти верующих, служащих в освобождении во имя Иисуса, напоминающих бесовским силам, что их окончательный приговор произнесен в Откровении и их время истекло.

Относительно ангелов Павел заявляет (1 Коринфянам 6:3), что мы будем судить их, и, добавляет автор послания к Евреям (Евреям 2:5- 10), что только временно человек поставлен ниже ангелов. Псалмо­певец (Псалом 8:4-8) провозглашает, что человек создан по своему положению ниже только лишь Самого Бога. Чудом воплощения было то, что Иисус, Сын Божий, на предписанный срок в 33 года подчи­нился воле Отца стать ниже ангелов, и появился на земле, как человек, имеющий тело, душу и дух.

Есть много такого, что мы не знаем или не понимаем, но в Священном Писании достаточно очевидных утверждений о том, что однажды все верующие будут восстановлены в своем положении над ангелами в созданном Царстве. Способность «быть во плоти» становится отличительным признаком вершины Божьего творения.

Дух

Иисус до Своего явления во плоти существовал в духе (Иоанна 1). При воплощении, с момента зачатия младенца во чреве Марии, Иисус был ограничен рамками физической структуры человека. При зачатии Он принял на Себя природу человека и стал плотью. Дух Иисуса существовал до появления плоти Иисуса.

Точно таким же образом, одно из измерений каждого человека, рождающегося на свет, является духовным и в человеке первична не плоть, но дух, дух, созданный Богом, чтобы радоваться общению во взаимоотношениях с Ним.

Говоря в общих чертах, сегодня мы живем в западном полушарии, в обществе, где главенствует плоть. Восточная культура была более чувствительна к «духовному миру», где главенство духа. Обе концепции неправильны. Господствующая западная философия жизни, к сожалению, заблуждается в этом вопросе, постоянно игнорируя духовную природу человека. Однако, господство восточ­ной культуры в такой же мере неверно, ибо вводит в страх и поклонение сфере духов, бунтующих против Бога.

Сатана не боится людей, знакомых с духовной сферой действия, потому что эта духовная сфера — сфера духов, находящихся в его распоряжении! Таким образом, обе крайности, отражающие восточ­ное и западное восприятие духовной сферы, являются ложными, которые сатана насаждает в мир. И только когда человек осознает свою подлинно духовную природу и восстановит правильные отношения с Отцом через покаяние и прощение, у сатаны появится причина для страха. И только тогда мы, как человеческие существа, сможем реально получать и использовать кое-что из тех возможнос­тей, которые Бог в Своей любви запланировал и приготовил для нас. Человек поистине является существом духовным.

Болезнь духа не является условием, которое может определить и оценить медицинская наука, но последствия такой болезни ежеднев­но проходят через руки медиков. Ибо там, где дух находится вне Божьей гармонии с Божьим Духом, там неизбежно появляются последствия, часть которых будет проявляться психологически или физически в ясно измеряемых симптомах.

Павел провозглашает, что вне Христа наш дух по причине греха мертв для Бога (Ефесянам 2:1). Как я понимаю, если кого-то объявляют мертвым, то воистину это состояние можно определить, как крайняя форма болезни! Единственным лекарством мертвому духу может быть рождение свыше — поэтому важность евангелизма так тесно связана со служением исцеления и освобождения.

За время служения в Эллел Грейндж мы видели многие сотни людей, которые обрели Царство Божье через рождение свыше от Духа Божьего. Многие из них может быть не имели бы другой возможности стать христианами, если бы мы не объяснили им всей важности исцеления, которое каждый из нас еще может пережить, приняв в свою жизнь Иисуса, как личного Спасителя и Господа. Само слово «спасение» на греческом языке в Новом Завете означает здоровье и исцеление и переводится оно в различных вариациях в соответствии контексту. Спасение, это есть исцеление, а исцеление является частью спасения.

В добавление к болезни духа, истекающей из духовной смерти, означающей быть мертвым для Бога, существует также болезнь, являющаяся результатом общения со сложной духовной сферой — сверхъестественным миром, находящимся под контролем сатаны, миром, бунтующим против Бога. Сатана не смотрит на личность и кем бы мы ни были, если мы склоняемся перед врагом и отвечаем на его приглашения, то мы будем пожинать последствия — об этом мы поговорим позже.

Плоть — душа и тело

В некоторых переводах Священного Писания существует некоторые непонимания в отношении правильности перевода слов «душа» и «дух», несмотря на то, что в греческом языке слова, означающие душу и дух, делают различие между ними достаточно ясным. В различных местах одно и то же греческое слово оказывается переведено, как душа или дух, согласно пониманию переводчика.

Автор послания к Евреям (4:12) подчеркивает это различие следующими словами: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделе­ния души и духа...». Дух и душа — это совсем не одно и то же. Душа занимает наибольшую часть нашей плотской жизни. Неумение понять это, а также понять различие между ними, ведет многих людей к осуждению и оставляет их широко открытыми для доступа сатане, который приходит как «клеветник на братьев» и подрывает уверенность, которую люди должны иметь в Боге.

Без такого понимания люди, имеющие жизнь в духе для Бога после своего обращения, подвергаются искушению не принимать в расчет реальность их новой жизни во Христе из-за проблем, переживаемых ими в душе. Сатана любит вводить нас в замешательства такого рода и держать нас в поражении.

Тело

Тело — наиболее легкая для нашего понимания и определения часть нашего сотворенного существа, прежде всего потому, что она обладает явной и видимой реальностью. Лица, занимающиеся медицинской практикой, достигли огромных успехов в обращении с физическими нарушениями. Однако тело имеет настолько сложную структуру, что даже при всех огромных успехах, достигнутых наукой, в нашем понимании тела остаются большие пробелы. Только лишь абсолютный Божий гений мог задумать и собрать вместе сотни взаимозависимых и в совершенстве сбалансированных органов, чтобы создать человеческое тело.

Мы не будем вдаваться в споры по вопросу об эволюции и сотворении, за исключением того, что я хотел бы сказать, что чем больше я занимался изучением всех лабиринтов сотворенной сферы, чем больше я видел разлагающийся мир второй половины двадцатого века, тем менее достоверными представлялись мне весьма теорети­ческие и абсолютно недоказанные аргументы эволюционистов.

Они спокойно утверждают, что эволюционный процесс явился результатом постепенного усовершенствования мира путем естественного отбора. Тем не менее, эта теория эволюции за последние 10 лет подверглась жестокой критике как изнутри, со стороны ученного мира, который первоначально дал ей рождение, так и со стороны ученых, чьи комментарии не являются предубежде­нием, вызванным какой-либо специфически религиозной точкой зрения.

Например, расхождение между ранней датой сотворения мира, предположенной геологами, и тем сроком, который требуется по утверждению эволюционистов для эволюционного развития челове­ка, настолько огромно, что делает сейчас всю теорию эволюции еще менее жизнеспособной, чем это было тогда, когда ее предложил Дарвин.

В отношении естественного отбора история показывает, что самые приспособленные в смысле силы и богатства, только лишь в редких случаях были действительно личностями^ которым можно было доверить такую силу. Естественный отбор очень часто подразумевал собой преследование и даже покушение на геноцид со стороны тех, кто оказался на вершине эволюционной лестницы!!

Это человеческое учение не выдерживает в контрасте со служени­ем Иисуса, Который служил угнетенным и бедным и резко выступал против злоупотребляющих своей силой и влиянием. Суд, исполнен­ный ангелами на Иродом (Деяния 12:22), когда он был изъеден червями и умер, мог бы послужить интересным комментарием к тому, как Бог воспринимает возвышающих себя и злоупотребляющих своей властью над людьми.

Независимо от различных теорий или интерпретаций происхожде­ния человека, в конечном итоге Создателем является Бог, и я стою на том, что, как утверждает Писание: «Вначале сотворил Бог...». Тело, которое имеет каждый из нас, само служит неоспоримым доказательством чуда из области творения. Тем не менее, каждый из нас знает, что тело не всегда функционирует совершенным образом, и независимо от того, как Бог создал человека, сейчас тело подверга­ется болезням, слабостям, уродствам, и несчастным случаям, и часто нуждается в исцелении.

Тело само создано таким образом, чтобы защищать себя от вторжений и исцеляться самостоятельно. Оно имеет собственные защитные функции, встроенные защитные системы, такие как антитела в потоке крови, которые борются против вторгшихся организмов, или системы скорой помощи, например когда человек поранится, немедленно некая субстанция в крови, которая называет­ся фибриногеном, в реакции с кислородом воздуха изменяет свою природу и формирует сначала сгусток крови, а затем корочку, которая со временем опадет, когда под ее защитным покровом образуется новая плоть.

И только лишь когда встроенные защитные системы не справляют­ся, или повреждение настолько серьезно, что становится крайне необходима посторонняя помощь, тогда большинство людей думают об обращении к медицине. К сожалению, только тогда, когда не помогает и это, большинство христиан ищут личного служения со стороны тех, кто верит в исцеление и освобождение. Как это обычно бывает, Бог становится последним прибежищем!

Именно в таких случаях те, кто занимается служением исцеления, должны быть особенно чувствительны к Богу в духе, ибо большин­ство болезней, вызывающих страдания людей, имеют корни, лежащие в нефизической сфере. До тех пор, пока не будет ясного понимания о сотворении Богом человека, не всегда легко точно указать на источник проблемы и принести исцеление или освобождение страждущему.

Душа

Когда мы говорим о душе, то мы берем на себя смелость вторгаться в такую сферу, которая не может быть измерена учеными, но понять которую можно лишь в свете Священного Писания и опыта. Когда Бог создал человечество, каждому человеку Он дал живую душу. Душа является тем измерением нашей плотской жизни, которое живет вечно. Когда наше тело умирает, оно или разложится или будет кремировано. Физическая часть нашей сущности бесспорно является временной, ограниченной и сжатой во времени в короткий срок — временную капсулу внутри царства вечности.

Когда тело умирает, заканчивается период его полезности. Тем не менее, душа не ограничена измерением времени и семидесятилетним сроком. И это наше вечное предназначение простирается далеко за пределы могилы, что определяет необходимость евангелизации и указывает на разговор Иисуса с Никодимом о необходимости рождения свыше. Каждый из нас является духовным существом, которому Бог дал душу, и они вместе (душа и дух) обитают внутри тела и образуют личность, каковой мы и являемся.

Большинство комментаторов согласились бы с тем, что сама душа содержит три главных измерения — разум, чувства и волю, каждое из которых должно быть ясно понято, если мы хотим иметь некото­рую доктрину и понимание о человеке, что явилось бы твердым основанием для построения теологии исцеления и освобождения. Есть несколько хороших книг, которые рассматривают эти стороны глубоко, но в изучении нашей темы важно понимать, что разум, чувства и воля не являются физическими органами (им нельзя дать таблетку или вырезать при операции!), хотя ясно, что тело может быть подвергнуто лечению и иным воздействиям, которые в свою очередь могут оказать глубокое влияние на душу.

Разум

Разум является такой частью души, которая обрабатывает всю информацию, поступающую через физические органы чувств, мысли, и обеспечивает некое рациональное основание, на котором изо дня в день принимает решения по вопросам текущей жизни. Сознание — это не мозг. Мозг является просто большим физическим органом, который действует очень похоже на некий компьютер, сохраняющий большое количество информации и выполняющий множество мелких функций, управляющих телом без участия разума, которому не нужно обязательно обдумывать всегда, что следует сделать в следующий момент.

Тем не менее, разум может перехватывать некоторые из стандар­тных команд мозга, управляющих телом (таких, как дыхание — на ограниченный отрезок времени можно задержать дыхание, прекра­щая потребление кислорода), но к счастью большинство функций мозга, управляющих телом, абсолютно непроизвольны — мы не можем, например, заставить сердце прекратить биться. Произволь­ное управление такими жизненно важными механизмами не запро­граммировано в компьютере его Создателем!

При помощи разума мы можем решить — хранить в памяти важную информацию или нет, и затем можем восстановить (вспомнить) эту информацию, когда она нам понадобиться. При помощи разума мы можем обдумывать идеи, создавать картины, генерировать замыслы и вырабатывать планы действий, ни на один сантиметр не двигая никаким своим физическим органом нашего тела. Эта способность концептуализации и созидания является одним из сильнейших доказательств того, что человек действительно сотворен по образу Божьему, ибо Бог является Творцом.

Когда разум человека и его мозг расстроены, и там уже не протекают разумные мыслительные процессы и не обеспечивается логически здоровое поведение тела, то мы говорим, что человек психически болен. Хотя в действительности определить — что означает быть психически больным, может быть дано только в свете подлинного понимания духовной истины. Без такого понимания человек постоянно ограничен в возможностях наблюдения иоценки.

Вопреки греческому происхождению слова «психиатр», которое означает «доктор души», современная психиатрия главным образом опирается на медикаментозное лечение, воздействующее на химические процессы мозга (то есть тела). Несомненно, они эффективны для подавления антисоциального поведения, которое может причинить вред как самому больному, который и так доста­точно страдает, так и всем тем, кто заботится о нем и живет с ним рядом. Однако, некоторая часть психиатров готова пойти дальше, и такое пичкание лекарствами провозгласить подлинным лечением, и многие легко соглашаются, что плохо представляют себе, почему эти химикалии действуют таким образом!

К несчастью, побочные эффекты многих лекарств весьма значи­тельны и психиатрии приходится поддерживать равновесие между ущербом, причиняемым пациенту, и тем, кто так или иначе вынужден мириться с причудливыми крайностями человеческого поведения.

Я ни коим образом не сомневаюсь в честности и преданности психиатров. Я верю, что большинство из них являются самоотвер­женными врачами, отдающими делу все свои способности в преде­лах, заложенных в их профессии. Но эти пределы неминуемо исключают духовное и демоническое измерение душевных болезней. Действительно, мы знаем некоторых пациентов, о которых нам говорили, что для получения медицинской помощи от психиатров, им необходимо отложить в сторону их религиозные вероисповедания.

Вне сомнения, что как может быть больным тело человека, также может быть больным его разум, и В любом служении исцеления или освобождения нам необходимо знать, что корни болезни человека могут лежать в этой области своего существования. Симптомы, имеющиеся в наличии и корни болезни могут существенным образом различаться. Когда кто-то приходит помолиться о симптомах болезни, как я это называю «приходят со своим планом лечения для Бога», то «Божий план лечения для них» в первую очередь касается корней болезни.

Пока мы не рассмотрим внимательно Божий план, любое служе­ние, оказываемое человеку, будет неполным, и, в конечном итоге, может даже отвратить человека от поисков исцеления и освобожде­ния и даже от Самого Бога. Я верю, что наиболее общей единой причиной, почему человек не получает исцеления через молитву, является то, что служитель молится не о том, о чем нужно молиться — он молится о человеческом плане лечения, а не о Божьем.

Эмоции

Эмоции — это чувства, которые мы переживаем внутри себя, как реакцию на события, происходящие вокруг нас. Эти события могут воздействовать на нас через наши телесные органы — например, на внезапный громкий шум нашей реакцией может стать страх; через наш разум — удовлетворение от созидательной мысли может доставить нам удовольствие; через нашу волю — плохое решение может привести к страданию и недомоганию; или через наш дух — существует множество духовных переживаний, результатом которых может быть глубокая и продолжительная радость. Действительно, высочайшим переживанием наших эмоций является, как я считаю, переживание, когда наш дух, душа и тело действуют в совершенной гармонии и во взаимоотношениях с Богом.

Многие члены Церкви презирают эмоциональные переживания, как неуместные в реальной духовности. Однако, такая позиция отрицает сам факт того, что Бог снабдил нас эмоциями для определенных целей. Вместо того, чтобы отрицать наличие столь тонкой сферы Божьего творения, было бы значительно более честным признать эмоциональную реальность и вынести эмоции Господу для исцеле­ния. Действительно, если поврежденные эмоции не исцелены, они накапливают огромный потенциал, вызывающий крушение нашей жизни, а также заставляет страдать находящихся с нами в повседнев­ном общении. Эмоции нуждаются в исцелении точно также, как и физические раны.

Против всех евангельских действий неоднократно выдвигалось обвинение, что они играют на эмоциональной чувствительности и ранимости некоторых людей. Но существует громадная разница между действительной реакцией в эмоциональной сфере, которую человек переживает в Божьем присутствии, и возбужденными чувствами, не имеющими никакого отношения к реальности. Для большинства людей переживание обращения к Богу, рождение свыше, по полному праву включает эмоциональный момент, и я ни в коем случае не хотел бы отказать людям в привилегии ответить Богу всеми своими чувствами, когда Он входит в их жизнь или в любом другом случае их прохождения через духовные переживания.

Подобные оценки применимы ко многим переживаниям, которые может испытать христианин на своем личном опыте. Вред, причинен­ный бесчисленному количеству христиан, вынужденных похоронить свои эмоции в трясине боли, оставил нас с поколением, покрытым шрамами и ранами в этой области. Очень немногие люди, кому мне приходилось служить за последние годы, не нуждались в глубоком эмоциональном исцелении в дополнение к молитве об очевидно явленных симптомах, которые явились главной причиной обращения за помощью.

Существует много различных источников эмоциональной боли — такие переживания, как половое насилие или физическое оскорбле­ние, что наносит такой вред в сферу эмоциональных реакций, что люди предпочитают скрывать свои действительные чувства, и становятся эмоциональными инвалидами. Человек достиг удивитель­ного мастерства носить маски, скрывающие их действительные чувства. И так уж сложилось в Теле Христа, что ты всегда должен выглядеть так, чтобы все думали, что у тебя «все хорошо», атак как действительная ситуация в корне иная, то эти маски служат отличи­тельным клеймом определенных кругов христианства!

Я благодарю Бога, что Он не только исцеляет большинство очевидных болезней у людей, но также и приносит исцеление эмоциям — той области нашей жизни, которая страдает от жестокости, отсутствия внимания или даже простого невежества со стороны всех тех, с кем мы были в прошлом близки.

Ясно, что эмоции могут быть больны и очень больны. Равным образом, ясно, что Бог не хочет оставить Своих людей больными ни в одной из сфер их жизни. Иисус умер не только для того, чтобы вы могли наследовать вечную жизнь, но также и для того, чтобы мы могли получить спасение, что означает как исцеление, так и освобождение. Это очень, очень хорошая весть для многих, многих людей, залечивающих свои эмоциональные раны и страстно желаю­щих избавления от них.

Воля

Третий главный элемент души — тот, с помощью которого мы принимаем решения. Писание говорит о том, что дух обладает волей, то есть силен, но плоть немощна. Значение этой фразы, которая вошла в обиход в связи с понятием об искушениях, заключается попросту в том, что если плоть не распята, воля выходит из-под контроля.

Сатана будет использовать любую уловку, чтобы заставить нашу волю подчиняться плоти, вопреки установленному Богом порядку. Человек, переживающий целостность и здоровье и ходящий в послушании перед Богом, содержит свою волю под господством Иисуса Христа, и чья плотская жизнь, как следствие, находится под Его контролем. Эта сторона нашей жизни не из тех, о которых принято говорить открыто, так как если бы действительная истина, касающаяся всех сторон нашей жизни, стала известна публично, некоторые люди были бы очень смущены и сидели бы каждое воскресенье в Церкви с красными лицами!

Распинать свою плоть — самая непопулярная фраза из всех тех, какие Павел когда-либо писал в своих посланиях, но она служит путем к полноте и здоровью (святости), что принесет чудесный плод во всех измерениях нашей жизни. Ключом служит контроль воли.

Многие люди настолько больны в этой сфере своей жизни, что они не способны принимать правильные решения — искушения слишком сильны для них. Один из главных тактических ходов сатаны по отношению ко всем христианам — заполучить контроль над этой областью. Если он выиграет здесь, он выиграет везде. Исцелить больную волю можно и часто может оказаться необходимым освобождение, но это требует решительности и послушания со стороны христиан, которые им может дать только Святой Дух.

В заключение

Человек в своем сотворении состоит из трех главных измерений, и одно из них — душа, имеет также три особых аспекта. Так как ясно, что человек — это одно неделимое целое, а различные измерения не могут быть отделены одно от другого, совершенно ясно, что человек может оказаться больным в любом из этих измерений.

Так как человек является одним неделимым целым, то вполне вероятно предположить, что если он оказывается больным в одном из своих измерений, то страдать будут также и другие. Например, человек, физически болеющий длительное время, может оказаться также больным эмоционально, что будет являться результатом физической болезни, а может также переживать недовольство против Бога, если из-за болезни будет поражен дух. И наоборот, человек, больной духом в результате озлобления или непрощения, в результа­те может оказаться больным и физически. Например, я видел много людей, которые физически исцелялись, как только они приходили к необходимости простить других!

Наконец, человек может оказаться больным в любой из этих областей, указанных выше, в результате присутствия в нем нечисто­го духа, освобождение от которого и является главной темой этой книги.

Глава 3

Сфера ангелов

Ангелы являются реальностью! Западному человеку, привыкшему к рационализму, трудно принять идею духовных существ, наполняю­щих сферу, находящуюся вокруг физического мира, что невозможно ни увидеть, ни услышать, но авторы Священного Писания не видели этой трудности. Для них ангелы были естественной и реальной частью духовной жизни. В Писании содержится около 300 упомина­ний об ангелах.

Люцифер, до того как он был переименован в сатану, был членом ангельского воинства. Он был одним из высших ангелов по рангу и по власти равнялся только архангелу Михаилу. Чтобы лучше понять, как действует сатана, полезно ознакомиться с силой, реальностью и способностями ангелов, о чем в Писании содержится довольно большое количество информации.

Демонический мир прямо противоположен Божьей работе, и если вы видим, как под Божьим управлением действуют ангелы, то определив контраст, мы можем кое-что понять из того, как бесы исполняют дело сатаны. Представляется, что демонический мир организован и развернут во многом под тем же самым принципом, как и ангельский.

Приступая к изучению подобным образом, я не хочу сказать, что сатана равен и противоположен Богу (в чем состоит суть ереси учения дуализма). Сатана является существом сотворенным, который пал из своего места славы, но обманом пытается навязать людям мысль, что он является альтернативой Богу и, когда люди принимают на веру этот обман, они открывают себя демоническому вторжению, влиянию бесов, вовлекающих их в узы ложной веры.

Первая глава к Евреям, основной темой в которой является природа и характер Иисуса, как существа высшего, чем ангелы, заканчивается вопросом, на который автор дает немедленный ответ: «(Кто же такие ангелы?) Не все ли они суть служебные духи,, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евреям 1:14). Иными словами, ангелы — это духовные существа, чьей главной обязанностью в настоящее время является служение Богу посредством помощи христианам! Это означает, что она на нашей стороне!

Иерархия ангелов

В Священном Писании по именам упоминаются только ангелы высшего ранга. Михаил, архангел (или главный ангел, начальник ангелов) и Гавриил (который появляется как главный ангел по посланиям или особым поручениям), единственные ангелы, чьи имена и роли проиллюстрированы или описаны. Ангел Рафаил упоминается в Апокрифических книгах, как один из семи святых ангелов (Товит 12:15).

Множество упоминаний содержится в Писании о небесном сонме духовных существ, подразумевающих, что ангелы имеют различную степень силы и власти. Павел устанавливает что: «Ибо Им (то есть Богом) создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли...» (Колоссянам 1:16; также смотри Ефесянам 1:21 и 1 Петра 3:22).

В Писании имеются также упоминания о других крылатых ангельских существах — херувимах (Бытие 3:24; Иезекииль 1 и Откровение 4:6-9) и серафимах, которых видел Исайя в присутствии Божьем и осознании собственной нечистоты (Исайя 6:1-8).

Наши рекомендации