Идеологи тринитаризма вели ожесточенную борьбу за обожествление духа святого
*******О личности Афанасия…
Обратите внимание на то, как сильно меняется смысл через изменение всего лишь ОДНОГО слова (вернее предлога) в формулировке учения о Духе Святом, которая была предложена церкви Афанасием Великим, считающийся отцом христианского тринитаризма: «Дух Святый от Отца есть НЕ сотворен, НЕ создан, не рожден, но исходящ...» ---> и мы получаем культ "Бога Духа Святого", а точнее - культ поклонения ангелам. Вот так просто рождаются великие ереси!
Сам факт того, что Афанасий заостряет внимание на том, что Дух Святой (как третье Лицо Бога) – «НЕ сотворён…», красноречиво свидетельствует о том, что в данном вопросе не было единства. Мое личное изучение данного вопроса убеждает меня в том, что основное ядро раннего христианства не разделяла точки зрения Афанасия. Следовательно, учение о том что «другой Утешитель» представляет собой определенное творение, несущее откровение о Боге и от Бога, было широко распространенным в то время пониманием. Так понимало этот вопрос раннее христианство, в особенности те его направления, которые имели мало контактов с Римом и Александрией, а также с теологией ранних отцов церкви, впитавших в себя греческую философию и терминологию, что не могло не отразиться на их богословии. Вот как об этом пишет профессор Киевского и Софийского Университетов М. Э. Поснов:
«[…] в 20-ых годах II в. среди христианских писателей появляются апологеты, стоявшие в уровне с просвещением своего времени, некоторые из них, как св. Иустин, до своего обращения к христианству принадлежали к философскому классу. Все они знали языческую мифологию, изучили современные им науки, в частности философию, имели широкий взгляд на государственную и гражданскую жизнь. От них ведет свое начало христианская наука, древнейший вид которой — апология и тесно связанная с нею полемика… Тогда появились первые опыты христианской богословской науки; к сожалению, нельзя сказать, чтобы они были вполне удачны. Апологеты стремились сблизить Логоса-Христа с логосом греческой философии, который выступает в системах Гераклита, Платона, стоиков и иудея Филона.» (М.Э. Поснов, «История Христианской Церкви», Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1964, стр. 170).
Итак, ранние отцы церкви, вскоре после смерти апостолов, привнесли в христианское вероучение систему языческой философской науки и даже терминологию, что не могло не отразиться на их теологических взглядах, на которой впоследствии и выстроилось учение государственной церкви о «триединстве божества».
Однако, параллельно им, существовало и другое крыло христианства, свободное от греческой философии и поэтому более простое, хранившее чистоту и простоту апостольского учения. Поэтому именно среди них и могло сохраниться апостольское понимание учения о Духе Святом как «другом Утешителе».
Когда в 532 году император Юстиниан начал проводить политику всеобщего подчинения имперскому христианству, благочестивая, образованная и трудолюбивая часть населения уже покинула эти места, дабы найти убежище в пределах восстановленной Персидской империи22 (триумф истины)
Гностицизм вкрадывался в те общину, которые шли на компромисс с язычеством. (триумф истины)
третье Лицо Бога явлено в творении, венцом которого является ангельское воинство, посланное Христом для Церкви как Его представитель, утешитель, наставник и хранитель, было широко распространенным в то время пониманием, так что идеологам тринитаризма пришлось приложить сверхчеловеческие усилия, чтобы искоренить это древнее христианское понимание «другого Утешителя», как следующим откровением о Боге после Сына.
«[…] в 20-ых годах II в. среди христианских писателей появляются апологеты, стоявшие в уровне с просвещением своего времени, некоторые из них, как св. Иустин, до своего обращения к христианству принадлежали к философскому классу. Все они знали языческую мифологию, изучили современные им науки, в частности философию, имели широкий взгляд на государственную и гражданскую жизнь. От них ведет свое начало христианская наука, древнейший вид которой — апология и тесно связанная с нею полемика… Тогда появились первые опыты христианской богословской науки; к сожалению, нельзя сказать, чтобы они были вполне удачны. Апологеты стремились сблизить Логоса-Христа с логосом греческой философии, который выступает в системах Гераклита, Платона, стоиков и иудея Филона.» (М.Э. Поснов, «История Христианской Церкви», Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1964, стр. 170).
Когда на втором вселенском соборе (381 г. н. э.) государственная Церковь, находившаяся под покровительством цезарей, приняла положение о Духе Святом как – «Господе животворящем», это вызвало бурю протеста, так что закреплять это новое учение пришлось силой закона и меча. Многие исследователи Писаний не могли увидеть этой концепции в Слове. Они видели множество противоречий. Из истории мы знаем, что к протестующим относились не только рядовые верующие, но и епископы, пользовавшиеся большим влиянием и положением:
Так «Македоний, епископ Константинопольский, приблизительно между 341 и 360 годами выражал мнение, будто Дух Святой «слуга и служитель одного уровня с ангелами», и что Дух Святой – создание, подчиненное Богу-Отцу и Сыну… и он был осужден на экуменическом соборе в Константинополе в 381 году» (Эрл Кернс, «Дрогами Христианства» – М.: «Протестант», 1992, с. 106).
«На Александрийском соборе о Святом Духе постановлено: предать анафеме лиц, «утверждающих, что Дух Святой есть тварь…» (М.Э. Поснов, «История Христианской Церкви», Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1964, стр. 359).
Все эти данные не оставляют никаких сомнений в том, что отождествление «другого Утешителя» с ангельским воинством, являющимся следующим после Сына откровением о Боге и Его силе, было весьма распространенным в ранней христианской церкви. Однако, новое учение о Троице сумело стереть его из исторической памяти христианства, так что понадобилось, чтобы Бог напомнил об этом через возникновение Церкви Остатка.
ПОНИАНИЕ ДРУГОГО УТЕШИТЕЛЯ В ТЕОЛОГИИ ПИОНЕРОВ АСД
С самого начала, пионеры АСД, исповедуя чисто арианские взгляды, под влиянием духа пророчества постепенно росло в своем понимании сыновства Христа, что также отразилось и на белее глубоком понимании учения о Духе Святом. Получив весть о «третьем Лице Божества» они по началу были в недоумении, но за тем, видя явные параллели между миссией «другого Утешителя» и служением Ангельского воинства, они постепенно начали постигать данное духом пророчества откровение. В адвентистских периодических журналах начали появляться статьи, касающиеся этого вопроса. Прежде чем мы рассмотрим одну из них, я хотел бы пояснить следующее…
************************
Так как статья написана на английском языке, я бы хотел представить ниже основные мысли из этой статьи:
1. Личностность Духа представлена не сама по себе, а в связи с ангельским служением, которые являются «агентами» Духа и силы Божьей.
2. Представительство и вездесущность Христа в великой Борьбе осуществляется посредством Ангельского воинства. Автор показывает, что подобно тому, как Христос был представителем Отца на земле, так и Ангельское воинство является Его личным представителем в на земле.
3. Сопротивление злу и греху в контексте великой борьбы осуществляется не мистическим «богом Духом Святым», а реальным противостоянием Анельского воинства во главе которого стоит Христос, посольству злых ангелов, во главе которого стоит сатана.
4. Представительство и вездесущность сатаны также осуществляется посредством его ангелов.
5. Таким образом, показан Дух Божий и дух сатаны, в личностных категориях, посредством агентства ангелов.
************************
Предвидя возражения о том, что в Библии присутствует концепция о Духе Святом – как о божественной природе Бога (1Кор. 2:10-11), и об Утешителе, как лично об Отце и о Сыне, я бы хотел сделать следующее пояснение.
Концепция о Духе Божьем, как об агентсве ангелов, ни в коем случае не отвергает концепцию о Духе, как о Божественной природе Отца и Сына. Эти две концепции не являются одним и тем же, но при этом, они обе присутствуют в Писаниях и в духе пророчества. Они сосуществуют вместе... и нам не стоит отстаивая одну из них, отвергать другую. Мы должны принять обе, и молясь, пытаться понять их взаимосвязь между собой, и место, какое каждая из них занимает в плане искупления.
Безусловно, Утешителем является наш Господь Иисус Христос (2Кор. 1:5). но в первую очередь нашим Утешителем является Отец (2Кор. 1:3-4). Однако, когда речь заходит о «другом Утешителе», как о "Третьем лице Божества", то трудно не заметить, что в этом случае он представляет Ангельское воинство, не в пресловутом "тринитарном" смысле, а как откровение Отца о Самом Себе, и как представитель Отца и Сына на земле. Ангелы не имеют тот опыт Христа, о котором пишет ап. Павел в Евр. 2:17-18, поэтому они как утешители, являются следующими после Сына. Творение является следующим по силе откровением об Отце после Сына, а также следующим после них утешителем. В связи с этим дух пророчества пишет, что «В то время как Библия должна занимать первое место в воспитании детей и молодежи, книга природы является ВТОРОЙ ПО ЗНАЧИМОСТИ. (Особые свидетельства относительно воспитания, c. [58]). Следовательно, ангелы (являющиеся венцом небесного творения) являются третьим, после Отца и Сына утешителем. Не поэтому ли Христос говорил о «ДРУГОМ Утешителе», чтобы показать, что это не Он и не Отец? Кто же он? Те, кто представляют Отца и Сына на земле, кто посланные Ими, ЯВЛЯТЬ ЛЮДЯМ БОЖЕСТВЕННУЮ СИЛУ И БЛАГОДАТЬ, ПОЛУЧЕННУЮ ОТ ОТЦА И СЫНА. Эту миссию на практике осуществляют ангелы, как «агенты» Духа Христова, Духа жизни. Именно так и понимала этот вопрос ранняя христианская Церковь, а также к этому пониманию подошли и пионеры АСД. Так, например, Андервуд в 1898 году написал в журнале Ревью энд Геральд статью, озаглавленную «Дух Святой – личность», в которой он излагает, основываясь на Библии и на духе пророчества, концепцию отождествляющую третье Лицо Божества с Ангельским воинством, показывая последнее как «агента» Духа и жизни, исходящего от Отца и Сына, и как представителя Отца и Сына на земле. Андервуд показывает, что Ангельское воинство, будучи «Ангелами силы Его…» (2Фес. 1:7), являет СИЛУ Божественной благодати падшим жителям земли, и таким образом являющейся единственной силой, с помощью которой люди могут сопротивляться злу и греху в этом мире:
«Греху можно сопротивляться и противостоять только благодаря могущественному влиянию Третьей Личности Божества, Духа Святого, которая проявляет себя не в видоизмененной энергии, но во всей полноте БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЫ, очищающей сердце». {Желание Веков, с. 671.2}.
«Утешитель, Которого Христос обещал послать после Его вознесения на небеса, является Духом во всей полноте Божества, являющим СИЛУ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ каждому, кто принял Христа и уверовал в Него как в личного своего Спасителя». (Особые свидетельства, серия Б, No 7, с. 62, 63). {Ев 615.1}.
Из следующей цитаты обратите внимание на то, кто же на практике осуществляет вышеизложенную миссию «другого Утешителя» и «третьего Лица Божества» :
«Без благодати Христовой мы не можем делать ничего… Мы нуждаемся в той помощи, которую может дать только Бог, и эта помощь не придет непрошеной. … Серьезные, искренние молитвы придали бы СИЛУ и БЛАГОДАТЬ, чтобы противостоять силам тьмы. Бог желает благословлять. … Но многие не осознают своей нужды. Они не понимают, что без помощи Иисуса они ничего не могут делать. МНЕ БЫЛИ ПОКАЗАНЫ АНГЕЛЫ БОЖИИ, ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ГОТОВЫЕ УДЕЛИТЬ БЛАГОДАТЬ И СИЛУ ВСЕМ ТЕМ, КТО ЧУВСТВУЕТ СВОЮ НУЖДУ В БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЕ. … ОНИ ОЖИДАЛИ ЗОВА ДУШ, АЛЧУЩИХ И ЖАЖДУЩИХ БЛАГОСЛОВЕНИЙ БОЖЬИХ, ОДНАКО ЧАСТО ОНИ ОЖИДАЛИ НАПРАСНО. Действительно, были молитвы по случаю, однако не серьезные прошения из смиренных, сокрушенных сердец». — Рукопись 39, 1893 г.. {Живи как Енох, с. 17.1}.
Ниже приводятся данные на статью Андервуда, вместе с ссылкой не неё:
THE HOLY SPIRIT A PERSON..
R. A. UNDERWOOD
https://yadi.sk/i/XV8QONXvjtDxY
статья расположена на стр. 310
Следовательно, это НЕ НОВОЕ УЧЕНИЕ, а забытое, доброе, верное представление о другом Утешителе, как о третьем Лице Бога, как о Его представителе и агенте на земле. Ибо согласно плану спасения Бог установил линию связи между небом и землей – только через Христа и небесных ангелов, что и было ясно показано во сне Иакова, а также выражено Иисусом в беседе с Нафанаилом.
Следующая группа цитат показывает миссию Ангельского воинства, как «другого Утешителя» :
«Через Иисуса Христа служение ангелов в любви, в утешении, в исправлении, в просвещении достигает нас. О, благодарите Господа, ибо Он благ и милость Его пребывает вовек!» (Письмо 152, 1896 г.). {Дабы мне познать Его, с. 328.4}.
«Неужели эти два ангела не стремились присоединиться к тем, кто приветствовал Иисуса? Нет, из сочувствия и любви к покинутым Им ОНИ ОСТАЛИСЬ НА ЗЕМЛЕ, ЧТОБЫ УТЕШАТЬ ЛЮДЕЙ. "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение" (Евр. 1:14)» (Желание Веков, гл. 87, с. 832 ориг.).
«Но ангелы небесные пересекают землю из конца в конец, стремясь УТЕШИТЬ страждущих, защитить находящихся в опасности, ПРИВЛЕЧЬ ЛЮДЕЙ КО ХРИСТУ. Они никем не пренебрегают и никого не оставляют. Бог нелицеприятен, Он в равной мере заботится о каждой душе, которую сотворил... Они приносят святую атмосферу радости и мира.» (Желание Веков, гл. 70, с. 639 ориг.).
«Эти повествования о чудесном вмешательстве ангелов призваны укреплять служителей Божьих. И сегодня, как и во дни апостолов, небесные вестники заглядывают в каждый уголок земли, чтобы УТЕШАТЬ скорбящих, защищать нераскаявшихся, направлять сердца ко Христу. Мы не видим их воочию, однако они напутствуют, защищают и направляют нас». {ДА 152.4}
«Эти небесные существа суть ангелы-служители, и они часто принимают облик людей, в виде странников беседуя с теми, кто совершает дело Божье. В пустынных местах они под видом путников сопровождают людей в опасных путешествиях. В бурном море они УТЕШАЮТ пассажиров корабля, успокаивая и вселяя надежду в час опасности. Многие при разных обстоятельствах слышали голоса жителей других миров… » (Сыновья и дочери Бога, c. [37]). {ОПД 52.3}
Обратите внимание на то, как показан сам механизм утешения Духа:
«ПОСТОЯННОЕ ОБЩЕНИЕ СВЯТОГО ДУХА С ЦЕРКОВЬЮ представлено пророком Захарией в ином образе, который содержит замечательный урок для нас и служит к нашему ободрению... Из двух маслин золотой елей изливался через золотые трубочки в чашечку наверх светильника, и далее в золотые лапмады, освящающие святилище. Подобным же образом и ОТ СВЯТЫХ, ПРЕДСТОЯЩИХ ПРЕД БОГОМ, ЕГО ДУХ ПЕРЕДАЕТСЯ ЛЮДЯМ, посвященным на Его служение... НЕБЕСНЫЕ ВЕСТНИКИ СТРЕМЯТСЯ ПЕРЕДАТЬ НАМ ВСЕ, ЧТО ОНИ ПОЛУЧАЮТ ОТ БОГА.» (Вы примите силу, за 9 января).
Вот как работает Утешение Отца и Сына. Оно исходит от Отца и в Сыне достигает нас через служение небесных посланников:
«Если вы поверите в Меня как в Сына Божьего, ваша вера возродится. Вы увидите небо отверстым, и оно никогда не затворится. Я открыл небо для вас. Ангелы Божьи восходят к небу, чтобы ПЕРЕДАВАТЬ МОЛИТВЫ НУЖДАЮЩИХСЯ и скорбящих Отцу Небесному; СПУСКАЯСЬ, ОНИ ПРИНОСЯТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ, НАДЕЖДУ, ВООДУШЕВЛЕНИЕ, ПОМОЩЬ И Ж И З Н Ь сынам человеческим… КАЖДОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ приходит к нам от Бога благодаря Христу, С ПОМОЩЬЮ НЕБЕСНЫХ ПОСЛАННИКОВ.» (Желание Веков, с. 143 ориг.).
«Ведь за Христом следуют все искренние, честные, истинные, верные, смиренные, кроткие и чистые люди, которых СВЯТЫЕ АНГЕЛЫ, облаченные в небесную одежду, ОСВЯЩАЮТ, ПРОСВЯЩАЮТ, ОЧИЩАЮТ И ОХРАНЯЮТ, ибо они стремятся к небесному" (Свидетельства для Церкви, том 2, с. 514).
«Если перед беседой с собратьями он попросит помощи свыше, то может быть уверен, что ангелы небесные будут вместе с ним. Временами он может стремиться к человеческому состраданию, но в одиночестве можно быстрее найти утешение и ободрение через общение с Богом. Пусть утешают его слова Спасителя: „Се, Я с вами во все дни до скончания века“» (Служители Евангелия, c. [469]).
Так что Отец и Сын являют Себя в Ангельском воинстве в любви, в утешении, в силе, в освящении, в просвящении, в истине. Еще раз задумайтесь над следующей цитатой:
«Через Иисуса ХРИСТА служение ангелов в любви, в утешении, в исправлении, в просвещении достигает нас. О, благодарите Господа, ибо Он благ и милость Его пребывает вовек!» (Письмо 152, 1896 г.). {Дабы мне познать Его, с. 328.4}.
"ЧЕРЕЗ ИИСУСА ХРИСТА"!!! т.е. ангельское служение утешения осуществляется ЧЕРЕЗ ИИСУСА. Что это значит? Задумайтесь. Разве это не указание на то что источником утешения, которое нам приносят ангелы, являются не они сами, а ИИСУС. Какова же роль ангелов в этом процессе? Они являются каналами, «агентами» Духа Христова. Вот в этом смысле они и являются "Третьей силой" исполняющей волю Отца и Сына, являясь линией связи от Источника Утешения к нам.
КАК ХРИСТОС ПРЕБЫВАЕТ В НАС?
«Иисус Христос становится для нас всем; где бы мы ни были и что бы мы ни делали — Он всё во всём. ЕГО ДУХ И ХАРАКТЕР наполняют каждую частицу нашего естества. Слова Христа суть Дух и жизнь. В таком случае мы не можем думать только о себе. И уже не мы живём, а Христос, живущий в нас, упование славы. Наше «я» умерло, а на его месте поселился Христос — жизнь наша… ОН ПРЕБЫВАЕТ В НАС ПОСРЕДСТВОМ СЛОВА ИСТИНЫ». — (Свидетельства для проповедников, c. [387—390]).
Так как Христос "пребывает в нас посредством слова истины". Из открытого нам духом пророчества света, мы можем знать, что это достигается только под влиянием небесных сил - т.е. через служение ангелов "в любви, в утешении, в исправлении, в просвещении". «Если есть у него АНГЕЛ-НАСТАВНИК, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, — Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление» (Иов 33:23,24). В то время как Христос на небе, кто от Его имени наставляет человека на истину? Ангел-наставник. Вот так и пребывает Христос в нашем сердце (см. вышеизложенную цитату "Свидетельства для проповедников, с 387-390).
Еще по этому поводу цитаты о том, как ангельское служение содействует "пребыванию Христа в нас посредством слова и истины:
«Ангелы Божьи приближаются к тем, кто в смирении сердца ищет Божественного руководства. И Святой Дух дан им для того, чтобы открыть неисчерпаемые сокровища истины» (Наглядные уроки Христа, c. [59]). {Мол 225.1}
«Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых». Рядом с исследователем Священного Писания находятся ангелы для того, чтобы ПРОСВЕЩАТЬ их разум и ЗАПЕЧАТЛЕВАТЬ В НЁМ ДРАГОЦЕННЫЕ ИСТИНЫ.» — Ревью энд Геральд, 11 января 1881
«Когда Слово Божье мы делаем своим учителем и ищем в нём свет истины, тогда ангелы небесные приходят к нам, чтобы ПРОСВЕТИТЬ и УКРЕПИТЬ НАШ УМ, как сказано: «Откровение Слов Твоих просвещает, вразумляет простых». {White, E. G. (1994). Вести для молодежи. 426.2}.
«Небесные Ангелы ГОТОВЯТ СЕРДЦЕ к восприятию Слова божьего, заботясь о том, чтобы его красота покоряла нас, его предостережения вразумляли, а обетования - поощряли и укрепляли... Но тех, кто с готовностью принимает Божественные наставления, окружают агнелы, и во время великой скорби ОНИ НАПОМНЯТ им истины, в которых те болье всего будут нуждаться. Поэтому, "если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его" (Ис. 59:19). Иисус общеал Своим ученикам: "Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и НАПОМНИТ вам все, что Я говорил вам" (Ин. 14:26). Но поучения Христа должны сначала запечалеться в нашем разуме, для того чтобы ДУХ БОЖИЙ в миг опасности мог бы НАПОМНИТЬ ИХ НАМ." (Великая Борьба, с. 599-600).
Ибо служение ангелов - «ЭТО — ЛИНИЯ СВЯЗИ, КОТОРУЮ ГОСПОДЬ УСТАНОВИЛ С СЫНАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ» (Рукопись 1, 1890).«Человек был лишён возможности общения со своим Творцом, но Бог через Христа и ангелов нашёл путь к людям.» (Е.Уайт «Патриархи и пророки», с. 57 ).
Дорогой Читатель. Конечно же нам не дано в полноте понять процесс утешения (да это и ни к чему). Но очевидно одно - этот процесс, исходит от Отца и Сына и достигает нас через служение ангелов. В этом смысле ангельское воинство и является "Третьим Лицом Божества"... но только как откровение об Отце, а не в тринитарном смысле. Только так и понимается изучаемый термин.
Такое уникальное представление о другомУтешителе, имела только Церковь Остатка. Это представление связывало Церковь Остатка с ранней христианской Церковью, наравне с субботой, с верой в буквальное сыновство Христа и с понимание того, Кто есть Живой Истинный Бог. Сегодня, когда в мире набирает ход харизматическое движение, акцентирующее внимание на Утешителе как на «боге Духе Святом», и являющая «силу» этого бога в знамениях и чудесах, насколько же актуально для нас, как Церкви Остатка, так и для блага этого мира, возвратиться к нашим корням, и переосмыслить учение о другом Утешителе, как от Третьем Лице Бога, с точки зрения того откровения, которое мы имеем от духа пророчества и того наследия, которое дошло до нас от ранней христианской Церкви.