Обращение к людям с увещеванием

Да будет действовать действующий из вас во дни жизни его, покуда не постигла его кончина его, во дни отдохновения его, покуда не настала пора заботы для него, во дни, когда открыта для дыхания грудь его, покуда не сдавила ее печаль его, и да приготовит он душу свою и стопы свои (к путешествию его), и да преуспеет он в собирании поклажи на месте временной стоянки для места постоянного пребывания его. Аллах — помните об Аллахе, о люди, о чем просил он вас заботиться в Книге Своей и чем наделил вас из прав Своих, и, поистине, Аллах — Превелик Он — не сотворил вас для забавы, и не оставил вас на произвол судьбы, и не бросил вас в состоянии невежества и слепоты. Он предписал будущие деяния ваши (т.е. то, что вам надлежит оставить после себя, дабы заслужить Его благосклонность. — Т.Ч.), Он ведает о поступках ваших, и предписал мгновения смерти вашей, и ниспослал вам «Книгу истолкованием для всякой вещи» (Коран 16:89), и воздвиг в вашей среде пророка Своего на определенный срок, покуда не завершил он для себя и для вас — из того, что ниспослано в Книге Его, — религию Его, которой Он удовлетворился для Себя, и обозначил Он для вас — языком его — желательные поступки и порицаемые деяния, запреты и повеления, и представил Он вам оправдание, и явил для вас доказательства, и представил вам Свое обещание, и предупредил вас о грядущем сильном наказании. Так старайтесь исправиться во все оставшиеся дни ваши, и укрощайте на их протяжении терпением души ваши, и, истинно, число их — меньше, чем те многочисленные дни, в которые вы проявляете небрежение и отвлекаетесь от увещевания; так не делайте снисхождения душам вашим, ибо это снисхождение приведет их на путь нечестивцев, и не будьте легкомысленны, ибо толкнет вас легкомыслие ваше на преступление. Рабы Аллаха, поистине, лучший советчик для своей души — самый покорный своему Господу, и более всех вводит душу свою в заблуждение наиболее преступный пред Господом; обманут тот, кто обманул душу свою, и завидна участь того, кто сохранил в чистоте религию свою, и «счастлив, кто увещевался на примере другого», и горе тому, кто обманулся собственными страстями и измышлениями. И знайте, что «легчайшее лицемерие — многобожие», и сидение с людьми суетными есть забывчивость о вере и предстояние пред сатаной. Сторонитесь же лжи, ибо она есть отстранение от веры. Правдивый пребывает на вершине спасения и почета, а лживый — на высшей ступени суетности и бесчестия. И не завидуйте, поскольку зависть съедает веру вашу, «подобно тому как пламя съедает поленья», «и не проявляйте злобы, поскольку она сбривает (праведные поступки)», и знайте, что (пустые) надежды ослабляют разум и делают забывчивой память. Так отрицайте пустые надежды, ибо они — обман, и следующий за ними обманут.

ХУТБА 87

В ней содержатся
описание характера праведных и грешных,
указание на место праведных наследников Пророка
(итрат-ут-тайиба)
и приводятся грешные измышления
некоторых людей

Рабы Аллаха, поистине, самый возлюбленный раб Аллаха тот, кого Он поставил владеть собственной душою, кто проникся печалью и облачился в одеяние страха, и зажег светильник прямого руководства в сердце своем, и уготовил блаженство на тот день, что еще снизойдет на него, и приблизил к себе отдаленное, и облегчил затрудненное. Воззрел — и взором объял, помянул — и (деяниями) приумножил, и пьет он из чистого русла, доступ к которому был ему облегчен, и пил, пока не напился, и прямым путем устремился. Снял он с себя одеяния страстей, и отбросил беспокойства, кроме одного беспокойства, которое он поставил для себя отдельно, — и вышел из числа тех, что подпадают под описание слепоты, и вышел из сообщества людей суетных, и стал он из числа ключей к дверям истинного руководства и из числа замков (закрывающих) к дверям разрушения. Узрел он путь свой и направился дорогой своей, и распознал свой источник света (путеводный), и преодолел впадину глубоководную, и ухватился за корни крепчайшие, и за верви прочнейшие, и он в убежденности своей подобен свету солнечному, назначив себя пред Аллахом на исполнение самых возвышенных задач, — от отражения всего, что обрушивается на него, и вплоть до возведения ответвления к его корню. Лампа для темноты, прозрение для слепоты, откровение для сомнений, устранение усложнений, проводник в пустыне, говорит — и его понимают, замолкает — и в мире пребывает. Был он искренним с Аллахом, и принял Аллах его в число Своих рабов искренних, он — источник Его религии и укрепление на Его земле. Он предписал себе справедливость, и первой справедливостью его было устранение суеты из своей души, он описывает Истину и поступает по ней, не предписывает для добра верхнего предела, которого бы он не достиг, или мысли, которой бы не постиг, и сделал он Коран для себя уздою, вождем своим и лидером, останавливаясь там, где уместно это для ноши его (Корана) и поселяясь в означенном местопребывании его.

Описание неверия

И другой, назвавшийся ученым, но он не таков, он подобрал (крохи) невежества у невежественных и (крохи) заблуждения у заблудившихся, и расставил для людей тенёта из вервей хитрости и речений фальши, Коран он пронес по жизни согласно мнению своему и воспринял Истину сквозь предрассудки свои, так что людям внушает безопасность от больших прегрешений и представляет им незначительность больших преступлений. Он говорит: я останавливаюсь, дабы обойти сомнительные моменты, а на самом деле он стоит, обуреваемый ими, и говорит: я сторонюсь нововведений, а на самом деле он за­путался между ними, лицо его — лицо человека, а сердце его — сердце животного, не ведает врат правого руководства, чтобы устремиться к ним, и не ведает врат слепоты, дабы отвратиться от них, и это — мертвый среди живых!

Дом Пророка (С)

«Так куда же вы устремляетесь?» (Коран 81:26) и «Как же вы (тогда) отвращаетесь?» (Коран 6:95, 10:34, 35:3, 40:62), когда признаки — явные, и знамения — ясные, и минарет — установлен, так куда же вас ведут! И как же вы в слепоте пребываете, когда среди вас — люди Дома Пророка вашего (С)! Они — опоры Истины, и знаки Религии, и языки праведности! Так придавайте им такое же высокое достоинство, как придаете вы Корану, обратитесь к ним, как жаждущий верблюд обращается к источнику!

О люди, возьмите себе (за правило) изречение Печати Пророков — да благословит Аллах его и род его: «Истинно, умирает умирающий среди нас, но он — не мертв, и распадается распадающийся среди нас (по плоти), но он — не распадающийся», и не говорите о том, чего не знаете, и, истинно, большая часть Истины — в том, что вы отрицаете, и не судите того, против кого у вас нету доводов, — и я — этот человек — неужели я не поступал среди вас по величайшей ценности (т.е. Священному Корану. — Т.Ч.), и неужто я не оставил среди вас меньшую ценность (т.е. продолжил среди вас род Пророка (С). — Т.Ч.)! Я водрузил средь вас знамя веры, и удержал вас на границах между разрешенным и запрещенным, и облачил вас одеянием безопасности по моей справедливости, и расстелил для вас ковер из деяний одобряемых путем своих изречений и поступков, и явил вам благородные манеры своим примером, и не поступайте по собственному мнению там, где не проникнет взор и чего не объемлет разум.

Грешное измышление

(об Омейядах)

(В продолжение данной хутбы): И хотя будут думать измышляющие, что мир задуман ради Омейядов, им ниспосланы его блага и и путь к чистому источнику, и не будет ни кнут, ни меч убран от этой общины, ложно подобное измышление. Есть лишь крупица от сладости жизни, которой дано будет им вкусить на время, а после они отрыгнут полностью (все, что вкусили ранее).

ХУТБА 88

В ней содержится описание причин,
ведущих людей к гибели

И вот, поистине, Аллах не сокрушал притеснителей эпохи, кроме как предоставив им отсрочку и отдохновение, и не воссоединял сломанных костей никого из народа, кроме как после трудностей и испытания, и даже меньшего числа лишений, чем те, которые обрушились на вас, и препятствий, с которыми вам предстоит встретиться, было бы достаточно для поучения! Но не всякий, обладающий сердцем, — внимающий, и не всякий, обладающий слухом, — слышащий, и не всякий, обладающий взором, — видящий. И — о диво! А как мне не удивляться грехам этих сект в их разногласии между приводимыми ими доводами о религии! Не передают они речью наследие Пророка, и не поступают согласно действиям Наследника, и не веруют в Сокровенное, и от зла не отстраняются, согласно сомнительному поступают, и страсти их одолевают, повелеваемое для них — то, чтó они таковым считают, и запретное — то, чтó они для самих себя отрицают, при решении проблем на самих себя лишь полагаются, при разрешении спорных вопросов — на собственное мнение опираются, будто каж­дый из них — имам для собственной души, извлекая из нее то, что он сочтет необходимым, и выдавая его за обоснованные мысли и доказательные доводы.

ХУТБА 89

О Величайшем Посланнике —
да благословит Аллах его и род его —
и о передаче Его воли имамом (А)

(Аллах) послал его в эпоху, когда истек срок посланничества (т.е. когда в мире не было посланников), и дремота людей затянулась, и ереси укрепились, и споры участились, поглощаемые пламенем войн, и мир стал терять свет и являть тьму во время, когда пожелтели листья его, и не осталось надежды на обретение плодов его, и утекли под землю воды его. Тогда исчез минарет прямого ведения, и явлены были знаки разрушения, и мир сурово взглянул на своих обитателей и нахмурился, глядя на его благ искателей, плод его — порочность, пища его — мертвечина, нижняя одежда его — страх, а верхняя — меч. Так возьмите себе это уроком, о рабы Аллаха, и вспомните (то зло), в котором отцы ваши и братья ваши пребывали и за которое они получат расчет! Жизнью своею клянусь, не предшествовали вам после них эпохи, и не прошли между вами и между ними века, и вы сегодня недалеки от того дня, когда пребывали вы в их чревах. Клянусь Аллахом, не донес до вашего слуха посланник таких вещей, которые бы и я до него не доносил, и слух ваш сегодня — таков же, каким был и вчера, и не было отверстых очей и приготовленных сердец в то время, подобных которым не было бы дано вам сегодня. Клянусь Аллахом, не открыли вам сегодня очи на то, что для них было закрыто, и не расписано для вас то, что для них было сокровенно, но ниспослано было вам испытание, ноздря которого вздернута, а поводья отпущены, — так пусть не затемнит (ваш взор) то состояние, в котором оказались темные люди, и, поистине, это — тень, распростертая до срока отмеренного.

ХУТБА 90

Включает в себя
описание предвечности Создателя
и величия Его творений
и завершается увещеванием

Хвала Аллаху, Который известен без созерцания и является Творцом без размышления, Который пребывает вечно, когда нет даже ни небес, созвездиями Зодиака обладающих, ни покрывал с дверьми возвышающимися, ни ночи, тьмою сгущающейся, ни моря, мирно плещущегося, ни горы, глубокие проходы сокрывающей, ни дороги извивающейся, ни земли простирающейся, ни творения, уверенностью обладающего: таков Формирующий творение и наследующий его, Бог творения и благодетель его. И солнце, и луна движутся по соизволению Его: все новое старят и все далекое приближают.

Он распределил блага для них и исчислил их поступки и деяния, и сосчитал их души, и мигания очей их, и что скрывают сердца их, и их начальное местопребывание и конечное предназначение, от чрева до чресел, покуда не исполнятся сроки их и не окончатся дни.

Он — Тот, Чья месть Своим врагам сильна и в широте милости Его и Чья милость широка для Своих преданных и в силе мести Его, Одолевающий тяжущегося с Ним и Уничтожающий схватывающегося с Ним, Унижающий противящегося Ему, и Побеждающий враждующего с Ним. Кто положился на Него, тому Его достаточно, и кто просил Его, тому Он воздает, и кто дал Ему в долг, тому выплачено будет, и кто благодарил Его, того Он вознаградит.

Рабы Аллаха, взвешивайте души ваши прежде, нежели будете вы взвешены, и рассчитывайте их прежде, нежели вы сами будете рассчитаны, и дышите, пока горло не одолела узость, и дайте себя вести, покуда не повели вас с жестокостью, и знайте, что у того, кто не помогает собственной душе, став самому себе по поводу ее советником и увещевателем, не будет никого, кроме самого себя, советника или увещевателя.

ХУТБА 91

Известна также как «хутба призраков»
и относится к числу наиболее возвышенных речей
Его Светлости (А)

Описание Всевышнего Аллаха

Хвала Аллаху, Кого не обогащает скаредность и скупость, и Кого не обедняет милостыня и щедрость, когда любой отдающий убывает, кроме Него, и всякий другой скупец порицаем за то, что сокрыто у него, а Он — Наделяющий благами в виде пользы благодатной, даров, обильно распределенных, на Него полагаются все твари, и для Них Он предписал милости и распределил средства пропитания, и предначертал путь для стремящихся к Нему, и ищущих того, что у Него, и в том, о чем у Него спрошено, Он не щедрее, нежели в том, о чем у Него не спрашивают. Он — Первый, Которому не было самого предшествования, дабы какая-то вещь могла предшествовать Ему и Он — Последний, Которому нет и самого последования, чтобы какая-либо вещь могла последовать Ему. Он предотвращает возможность видящих лицезреть Его и охватить взором своим, Вечность не изменилась при Нем и не дала измениться его состоянию, и не был Он в каком-то определенном месте, дабы допустить Его перемещение. И если Он одарит всем, чем разродятся ископаемые горные и что извергают раковины морские из золота и серебра, жемчугов и кораллов, не повлияет это на Его щедрость, и не убудет от того Его широты, и останутся у Него сокровищницы благодати, которые не преуменьшат просьбы Его творений, поскольку Он — Щедрый, Кого не обедняет просьба просящих и Кого не делают жадным мольбы умоляющих.

Наши рекомендации