Глава 1 современные религиозные организации, как социальные институты
1.1 ТИПЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Социологи чаще всего определяют религиозную культовая система как систему определенных коллективных действий. Особенностью таких действий становится выступает их невозможность происходить самопроизвольно или стихийно. Причем наблюдается необходимость в их строгом упорядочении и систематизации, организации их проведения. Культовые действия выступают в данном случае как основа отношений, на базе которых, формируется религия как устойчивый социальный институт. Термин социальный институт можно определить как «исторически сложившаяся устойчивая форма упорядочивания совместной деятельности людей. Становление религии как социального института представляет собой процесс институционализации религиозных культовых систем» [Радугин, 2000. С. 26].
Первым звеном в цепочке религии как общественного института выступает прежде всего религиозная группа. Она возникает на базе коллективного исполнения определенных религиозных обрядов, то есть строго регламентированных действий, сутью которых является воплощение символических религиозных представлений.
По свидетельству историков, в первобытном обществе такие действия были встроены в процесс материального производства и и жизни социума того времени. На данном этапе сложно выделить их в самостоятельный вид религиозной деятельности. Спектр участников культовых действий и спектр участников, включенных в социальную деятельность, был представлен одними и теми же людьми. Поэтому религиозная группа по своему объему не имела отличий с племенами, родом, соседской общиной и с другими общностями, внутри которых она была представлена. Одним из основных признаков, отличавших одно племя от другого, стало коллективное отправление членами внутри своего рода религиозных обрядов.
Первоначально в таких действиях принимали участие все члены внутри первобытной общины. Причем каждый участник отпраления религиозного обряда обладал равными правами. Разграничение функционала при исполнении обрядов происходила тогда лишь по половому или возрастному признаку, то есть была незначительна. Здесь в зависимости от степени развития первобытного общества главенствующую роль в культовой деятельности занимали либо женщины, либо мужчины. Однако со временем, в процессе качественного развития жизни общества из общего числа постепенно выходят специальные люди, которые начинают играть главенствующую роль в обрядах. Таким образом в религиозных группах происходит вычленение своего рода специалистов по организации культовых действий. (колдуны, шаманы). Именно они становятся на данном этапе специфической группой профессионалов, занятой таким видом деятельности, как курирование или управление обрядовых действий, а также их организация с последующим применением.
Эти специалисты, по-видимому, у самых истоков своего зарождения избирались общиной и не имели никаких особенных преимуществ. Однако, в процессе монополизации данного рода деятельности, происходит превращение этот немногочисленного слоя в особую группу внутри общины и становление его, таким образом, одной из частей родовой элиты. Дальнейшее развитие процесса институализации религии приводит к становлению определенной системы отношений, внутри которой члены, задействованные каким-либо образом в ее управлении, вместе с тем берут на себя также ведущую роль в жизни общины. Как отмечает немецкий историк И. Г. Бахофен, в Древней Греции на стадии разложения родового строя военный руководитель являлся одновременно и верховным жрецом. Это, в первую очередь, можно связать с тем фактом, что вся жизнь социума на данном этапе его развития была сакрализована. То есть любое важное событие внутри общины, а также ряд отношений между общинами в обязательном порядке сопровождались отправлением ее членами культовых действий. Здесь мы все еще наблюдаем наложение религиозной жизни общества и социальной. [Левада, 2011].
Становление феодального общества ведет за собой к существенному изменению общественной жизни, в том числе и религиозной его составляющей, а именно к усложнению роли религии в жизни социума. На передний план ставится выдвижение на данном этапе функции регулирования посредством религии общественного поведения в первую очередь в интересах правящих классов через неопровержимое определение сверхъестественного происхождения правителей. Именно тогда зарождается относительно сформированная самостоятельная системы действий внутри культа— богослужение и вместе с ним организация культовых служителей в виде жреческих корпораций. Жреческая корпорация — это отнюдь не только группа людей, своего рода специалистов по проведению религиозного обряда, занятых трудом, который может быть охарактеризован по сути набором одних и тех же действий. Теперь это определенное общественное сословие. В различных странах и становление данного типа сословия проходило не одинаково. Например, в некоторых странах сословие жрецов оформляется внутри сословия знати, из которой можно в свою очередь выделить группу семей, уже профессионально специализирующихся в этой области, и перенимающей свои умения, знания, навыки и свое положение в социуме наследсвенным путем. В других странах это сословие образуется по принципу замкнутой касту, которая занимает элитарное, господствующее положение в жизни социума (например, брахманы в Индии).
Но и на раннеклассовом этапе общественной жизни вряд ли можно по полному праву сказать об образовании религиозной организации того времени как всецело самостоятельного социального института. Здесь все еще имеет место взаимосвзь экономической, государственной и культовой практики, а также их совместное правовое регулирование общественно жизни. В раннеклассовых обществах храмы были закреплены за государством как его собственность и служили источником и, вместе с тем, хранилищем богатств. Жреческое сословие в какой-то степени выступает здесь одной из частей государственного аппарата. Однако, в последствии экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого богатства дают возможность говорить об их основе автономноти. Так несмотря на то, что оно все еще фактически находится в рамках государства, жречество превращается в специфическое «государство в государстве» [Радугин, 2000. С. 27-28].
В исторической, социологической и философской научной деятельности довольно широко представлена основополагающая роль жрецов в становлении государственной и правовой системы общества. Однако эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюркгейм убедительно показали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самыми образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассового общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культовой системы. Идеологическое регулирование носило синкретическую форму, включающую в себя, наряду с моральными, характер религиозного и государственно-правового регулирования.
По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного сознания и социальных институтов, связанное также с усложнением религиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синтетических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопределением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием религиозных отношений.
Одной из основных целей религиозных организаций здесь служит нормативное воздействие на общество внутри них, а также образование у них целей и идеалов. Претворение этих целей может быть охарактеризовано достижением путем выполнения определенных функций, а именно: выработка системы вероучения с последующей системой защиты; руководство и его процесс последовательного осуществления характерной деятельностью или культом; контроль и определение и дальнейшее применение ряда санкций, которые бы следили за неисполнением религиозных норм; поддержка тесных связей взаимоотношений со прочими, в частности светскими, организациями и особенно с государственным аппаратом.
Становление религиозных организаций часто связывают с объективным процессом институционализации, а именно его развитием, где таким образом, одним из важнейших следствий можно отметить усиление качеств религии как системы, возникновение собственной формы её деятельности, а именно опредмечивание её отношений внутри этой самой деятельности. Главенствующую роль в данном процессе здесь сыграло выделение по этому основанию социального слоя, служителей культа, противостоявшему стержневой массе верующих, становящихся у основания религиозных институтов и собравших у себя всю деятельность по контролю религиозного сознания и, тем самым, регулированию последующего поведения подавляющего большинства верующих.
В развитой форме религиозные организации представляют собойсложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов, В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Первая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выработкой и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем за поведением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью.
Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.
Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию.Церковь — это тип религиозной организации со сложной строго централизованной и иерархизированной системой взаимодействия между священнослужителями и верующими, осуществляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятельности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви определяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе определенного обряда индивид автоматически включается в данную религиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго контролируемое членство.
Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно небольшое количество последователей, добровольное постоянно контролируемое членство, стремление отгородиться от других религиозных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избранничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.
Харизматический культ — можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характеристики. Особенность же харизматического культа связана с процессом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личности, которая признает себя сама и признается другими в качестве носителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руководитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ, как правило, малочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на исключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.
Деноминация это промежуточный тип религиозной организации, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимствует относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добровольности, постоянства и строгой контролируемости членства, претензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества.
Необходимо иметь в виду, что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Реально в обществе постоянно продолжают идти церковнообразовательные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы, секты в процессе своей эволюции могут превратиться в церкви. Так, например, возникли и христианство, и ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы и образуют секты [Основы религиоведения, 2005; Радугин, 2000].
Таким образом, развитые религии представляют собой довольно сложное структурированное образование, включающее в себя три основных элемента - религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации. Тесным образом связанные и взаимодействующие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществляется в процессе их функционирования.