Тема 9. социальные институты и социальные организации.

План семинарского занятия


1. Социальные институты: понятие, классификация и функции.
2. Социальные институты и социальные организации - соотношение понятий.
3. Семья как социальный институт.
4. Экономика как социальный институт, особенности формирования экономических отношений.
5. Политика как социальный институт. Суть, специфика и особенности функционирования.
6. Особенности трансформации религии как специфического социального института.
7. Место и роль науки в системе социальных институтов.
8. Образование как социальный институт. Особенности и направленность современного образования.


Контрольные вопросы


1. Дайте определение понятию «социальный институт».
2. В чем заключается основное назначение социальных институтов?
3. Как происходит процесс институционализации?
4. Виды социальных институтов.
5. Основные функции социальных институтов.
6. Социальные организации: назначение, типы, инновационная активность.

ТЕМА 10-11. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ.

План семинарского занятия

1. Понятие личности в социологии. Соотношение понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность».
2. Социальные статусы и социальные роли личности. Особенности ролевых конфликтов.
3. Проблемы социализации личности.
4. Девиантное поведение: причины, типы, формы социального контроля.
5. Социальная активность личности.


Контрольные вопросы
1. Дайте определение личности (социологический аспект).
2. Что составляет структуру личности?
3. Дайте определение социальному статусу личности.
4. Что такое «социальная роль личности»?
5. Каковы основные характеристики социальной роли?
6. В чем суть ролевого конфликта?
7. В чем заключается процесс социализации личности?
8. Охарактеризуйте различные теории социализации личности
9. Дайте определение девиантного поведении.
10. Понятие «социальная активность», ее критерии.

ТЕМА 12-13. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО.

План семинарского занятия

1. Суть культуры общества. Основные элементы и функции культуры.
2. Культура в системе социологического анализа.
3. Типы культур: цивилизационные, региональные, этнические, локальные.
4. Соотношение понятий культура и природа, культура и общество, культура и личность.
5. Массовая культура: особенности функционирования и механизмы распространения.
6. Культурная идентификация в социуме.

Контрольные вопросы


1. Дайте определение понятию «культура».
2. Культура в системе социологического знания.
3. Основные элементы культуры.
4. Функции культуры.
5. Ценности и ценностные установки как определяющие элементы культуры.
6. Социальные нормы и культура.
7. Обычаи и традиции: их значение для культуры.
8. Перечислите типы культур.

ТЕМА 14-15. МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

План семинарского занятия


1. Прикладное социологическое исследование: основные этапы и их краткая характеристика.
2. Программа социологического исследования.

3. План социологического исследования.

4. Основные типы выборки.
5. Особенности обработки социологической информации. Анализ данных социологического исследования.

Контрольные вопросы


1.Дайте определение « Социологическое исследование – это…».

2. Основные этапы социологического исследования.

3. Приведите структуру программы социологического исследования.
4. Объясните сущность понятий «проблемная ситуация» и «гипотезы исследования».
5. Что такое «генеральная» и «выборочная» совокупности?
6. Репрезентативность - это…

ТЕМА 16-17. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СБОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

План семинарского занятия

1. Сравнительный анализ основных видов сбора социальной информации.

2. Анализ документов как метод сбора социальной информации. Контент- анализ.

3. Основные виды опросов.

4. Интервью как специфический вид опроса.

5. Метод наблюдения в социологии.

6. Социальный эксперимент как метод сбора социальной информации.

7. Метод фокус-групп.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные методы сбора социальной информации.
2. Проанализируйте сущность основных методов опроса.
3. В чем заключается особенность интервьюирования?
4. Назовите основные виды наблюдений.
5. В чем заключается различие между включенным и включенными наблюдением?
6. В чем заключается метод социального эксперимента и его этапы.
7. В чем заключается сущность метода фокус-групп.

ЛИТЕРАТУРА

1.​ Бершадская М.Д., Чепуренко А.Ю. Новые образовательные стандарты по социологии и учебно - методические задачи социологических вузов // Социологические исследования.- 2012. - № 9. - С. 122–130.

2.​ Волков Ю.Г. Социология: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 667 с.

3.​ Зырянов В.В. Мониторинг основных образовательных программ по направлению "Социология": проблемы и тенденции /Зырянов В.В., Темнова Л.В., Сайко Е.А. // Социологические исследования.- 2014. - № 5.- С. 139-143.

4.​ К вопросу о разработке методик преподавания социологии. В.Тарасенко, В.Чепак // Социология: теория, методы, маркетинг.- 2012.- № 2.- С. 170-182.

5.​ Краткий курс по социологии: учеб.пособие. - М.: Окей-книга, 2015.- 125 с.

6.​ Лобовикова Е.А. Чернов А.Ю. Проведение семинарских занятий по социально-гуманитарным дисциплинам методом «малых групп» // Сборник материалов региональной конференции аспирантов и преподавателей «Актуальные проблемы гуманитарных наук в контексте современных реформ». – Донецк: Дон-НУЭТ, 2016.- С.93-98.

7. Маерчик М. Интерактивные практики на страницах учебника // Социология: теория методы, маркетинг.- 2014. - № 3.- С.195-196.

8.​ Малес Л. Социокультурные контексты преподавания социологии// Социология: теория методы, маркетинг.- 2014. - № 3.- С.188-191.

9.​ Марценюк Т. Оценивание студентов на социологических курсах как вызов студентоцентрированного преподавания // Социология: теория методы, маркетинг.- 2014. - № 3.- С.193-195.

10.​ Нетрадиционные методы преподавания социологии / А.Н. Горбач, И.Д. Ковалева, О.А. Редько, Ю.Г. Сорока: Учеб. пособие; под ред. И.Д. Ковалевой – Харьков, 2001. – 328 с.

11.​ Оганян К.М. Общая социология. Учеб пособие с грифом УМО вузов по классическому университетскому образованию. 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 236 с.

12.​ Оганян К.М., Оганян К.К. Методика преподавания социологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / К.М. Оганян, К.К. Оганян. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 225 с.

13.​ Селиверстова Н.А. Социологическое образование: обеспеченность учебной литературой и ее качество// СОЦИС.- 2015.- № 1.-С.128-133.

14.​ Сорока Ю. Смыслы преподавания социологии: студентоцентрированное образование // - Социология: теория методы, маркетинг.- 2014. - № 3.- С.186-187.

15.​ Танчер В. Актуальные проблемы социологической науки (вступительная лекция к одноименному курсу)// - Социология: теория методы, маркетинг.- 2014. - №2 .- С. 180-189.

16.​ Ткаченко А.В. Методика преподавания социологии. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - Москва: Юрайт, 2015.- 369 с.

17.​ Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 Социология (квалификация (степень) "бакалавр"). [Электронный ресурс]: Режим доступа : http://bazazakonov.ru/doc/?ID=2673904

Учебное издание

СОЦИОЛОГИЯ

Методические указания

к семинарским занятиямдля студентов

направления подготовки «Менеджмент»

(специализация «Реклама и связи с общественностью»)

Составитель Лобовикова Елена Александровна

Подписано в печать ________. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная.

Гарнитура Times New Roman. Печать RISO. Ус. печ. лист. 1.

Тираж ___. Заказ. № ___

Издательство

Луганской государственной академии

культуры и искусств имени М.Матусовского

91055, ЛНР, г. Луганск, Красная площадь, 7.

Наши рекомендации