Семинар «Социальные институты и социальные организации»

(формы обучения очная)

(проводится в форме диспута)

1. Виды социальных институтов и их функции.

2. Особенности становления и развития социальных институтов в России.

3. Типология социальных организаций.

Задания для самостоятельной работы

1. Рассмотрите понятия «социальный институт» и «институционализация», выясните социальные последствия институционализации общественной жизни.

2. Выясните условия нормального функционирования социальных институтов.

3. Охарактеризуйте традиционные и современные социальные институты.

4. Изучите функции семьи как социального института.

5. Проследите главные тенденции развития современных социальных институтов.

6. Рассмотрите понятие и признаки социальной организации.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к семинару

Изучение темы начните с повторения вопроса о сущности и видах социального взаимодействия. Социальный институт целесообразно рассматривать как один из видов социального взаимодействия, имеющий свою специфику. Характеризуя институционализацию как процесс упорядочения и формализации социальных связей и отношений, следует уяснить социальные последствия институционализации общественной жизни. При изучении условий нормального функционирования социальных институтов необходимо учесть, что основой их взаимодействия с социальной средой служит реализация главной функции социального института – удовлетворение значимых общественных потребностей. Далее покажите, что история развития социальных институтов – это, по сути, постепенное превращение институтов традиционного типа в современные социальные институты. Подробнее остановитесь на характеристике семьи как социального института, рассмотрите социальные функции и типологию семьи. Затем рассмотрите понятие и признаки социальной организации, сравните социальные организации с социальными институтами и определите их специфику. Целесообразно рассмотреть внутреннюю среду организации, ее основные элементы: цели, структуру, задачи, технологию, людей как центральный элемент организации.

При подготовке первого вопроса семинара целесообразно обратиться к истории проблемы и рассмотреть основные положения учения о социальных институтах Г. Спенсера. Следует понять, что каждый социальный институт характеризуется целевой природой, конкретными функциями, набором социальных позиций и ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения. Виды социальных институтов целесообразно рассмотреть в зависимости от выполняемых ими функций. При характеристике функций социальных институтов следует выделить как сознательно поставленные цели, достигаемые в рамках функционирования данного института (функция-задача), так и объективные последствия такого функционирования (функция-результат).

При изучении особенностей становления и развития социальных институтов в России необходимо учитывать, что протекающие в обществе процессы меняют потребности индивидов, групп, слоев общества, а, следовательно, и характер отношений социальных институтов с социальной средой. Рассматривая политические институты, следует выяснить социальные условия возникновения и развития гражданского общества в России, показать, от каких социальных условий зависят возникновение и развитие в стране правового государства. Далее целесообразно изучить особенности становления и развития в России институтов экономики, образования, науки, религии.

Изучение третьего вопроса следует начать с рассмотрения основных форм социальных организаций: деловых организаций, общественных союзов, ассоциаций, поселений и др. Особого внимания заслуживают формальные и неформальные организации, разделение которых основывается на степени формализации связей, статусов и норм. При этом следует показать роль бюрократии в неформальной организации и стремление последней трансформироваться в бюрократическую систему (М. Вебер). Кроме того, целесообразно рассмотреть исторические формы хозяйственных организаций (община, корпорация, ассоциация), а также их основные типы по способам подчинения своих членов, утверждения авторитета и осуществления внутреннего контроля.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что такое социальный институт? Каковы его признаки?

2. Что такое институционализация и каков ее механизм?

3. Охарактеризуйте семью как социальный институт. Каковы социальные функции семьи?

4. Что такое социальная организация? Сравните социальные организации с социальными институтами, определите их специфику.

5. Чем различаются формальные и неформальные организации?

6. Назовите и охарактеризуйте исторические формы и типы хозяйственных организаций.

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

И иные источники

8.1.1, 8.2.1, 8.2.2, 8.2.3

Наши рекомендации