Информационные ресурсы сети Интернет о мире религии

1. Институт религии и политики // http://www.i-r-p.ru/ (сайт целиком посвящён проблеме «ислам и политика» и имеет целью дать пользователю максимально объективную и возможно более точную картину происходящего в исламской религиозно-политической сфере в России и за рубежом).

2. Интерфакс религия // http://www.interfax-religion.ru/ (информационный интернет-портал международной информационной группы «Интерфакс», посвящённый событиям религиозной жизни России и других стран).

3. Мир религий // http://www.religio.ru/ (новости, аналитические материалы, досье на организации и персоналии; словарь терминов, подборка публикаций из СМИ, библиотека; религиозные календари, афиша событий)

4. НГ-Религии // http://religion.ng.ru/ (сайт «НГ-Религии» – приложения к Независимой газете, гл.редактор – Марк Смирнов).

5. Портал Credo.Ru // http://www.portal-credo.ru/ (гл.редактор – Александр Солдатов).

6. Информационно-аналитический центр Сова // http://religion.sova-center.ru/ (проект предназначен для того, чтобы представить информацию и материалы по теме взаимоотношений религии с современным светским российским обществом в достаточно компактном и удобном для использования виде. Главный редактор – Александр Верховский).

7. РЕЛИГИЯ и СМИ // http://www.religare.ru/ (справочно-информационный интернет-портал, содержит справочную, аналитическую, научную информацию, официальные документы, а также ежедневную новостную подборку о мире религии. Главный редактор портала – Александр Владимирович Щипков).

8. Religion Writers // http://www.religionwriters.com/ (англоязычный интернет-портал, где можно найти новые иностранные статьи о мире религии).

Стр. 88.

3.8.4. Методическая литература

К великому сожалению приличных и адекватных публикаций по методике преподавания религиоведения почти нет. Известный многим одноимённый учебник (Религиоведение: Методика преподавания вузовского курса по 40-часовой программе / В.А. Лукашов, Т.О. Омурова, З.П. Трофимова. М.: МПСИ, 2001. 128 с. Серия: Библиотека студента) составлен крайне безграмотно и не выдерживает никакой критики.

Важным подспорьем в данном вопросе может послужить научно-теоретический журнал «Религиоведение», выходящий 4 раза в год в Благовещенске под эгидой Амурского государственного университета (Благовещенск), Объединения исследователей религии (Москва) и при участии философских факультетов Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов. Из других публикаций можно упомянуть методические разработки по преподаванию дисциплины «Религии мира» в общеобразовательных школах, так и личные разработки:

1. Воспитательная деятельность преподавателя вуза: Учебно-методическое пособие № 27 / Р.У. Богданова, А.В. Гайдуков, Е.Н. Глубокова, О.Б. Соболева. – СПб.: Центр информатизации «КИО», 2007. – 117 с.

2. Гайдуков А.В. Мифология. Программа спецкурса // Герценовские чтения 2006. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно-методических трудов / Отв.ред. В.В.Барабанов; Сост. А.Б.Николаев. – СПб., 2006. – С. 376-379.

3. Гайдуков А.В. Потенциалы учебного курса «Религиоведение» в формировании экскурсоводческих знаний и навыков у выпускников туристских вузов по темам «Храмы Санкт-Петербурга» и «Религиозные святыни Ленинградской области» // Проблемы и основные направления развития регионального туристско-рекреационного комплекса: Материалы региональной научно-практической конференции», г. Санкт-Петербург, 1 апреля 2004 / Под общ. ред. Т.И. Власовой. – СПб.: Изд-во «Д.А.Р.К.», 2004. – С. 223-227.

4. Гайдуков А.В. Религии Санкт-Петербурга: Программа спецкурса // Герценовские чтения 2005: Актуальные проблемы социальных наук. – СПб.: ФСН РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – С. 453-456.

5. Гайдуков А.В. Религиоведение: Учебная программа. – СПб.: БИТ, 2005. – 28 с.

6. Гайдуков А.В. Структура модуля «Этноконфессиональный мир и стереотипы поведения» для студентов естественнонауч-ного и физико-

Стр. 89.

математичекого образования // Интеграция научной, прикладной, социокультурной составляющих подготовки студентов естественнонаучных и математических специальностей средствами гуманитарных технологий: Методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – С. 210-215.

7. Гайдуков А.В. Этно-конфессиональная толерантность. Программа курса // Герценовские чтения 2007. Актуальные проблемы социальных наук. Сборник научных и учебно-методических трудов / Отв.ред. В.В.Барабанов; Сост. А.Б.Николаев. – СПб., 2008. – С. 371-375.

8. Гараджа В.И. О преподавании религии // Вопросы философии. 1999. №3. С. 28-31.

9. Геранина Г.А. Методика преподавания религиоведения. Рабочая программа. – Владимир, 2005. – 25 с.

10. Глебов А.Г. Курс «Религии мира» // Обществознание в школе. 1998. №2. С. 55-57.

11. Для преподавания религии необходимо различать катехизацию, богословское и религиоведческое образование // Кифа. – http://gazetakifa.ru/content/view/1455/

12. Корнев В.И., Овчинников В.Г. Школьный курс «Религии мира» // Новая и новейшая история. 1990. №3. С. 201-202.

13. Красников А.Н.Методология классического религиоведения. Благовещенск: Библиотека журнала «Религиоведение». 2004. – 148 с.- http://www.amursu.ru/religio/books/Krasnikov.djvu

14. Курлаков А.Е. Курс «Религии мира» в общеобразовательной школе // Преподавание истории в школе. 2001. №4 С. 68-77.

15. Шубаро О.В. Актуальные проблемы преподавания религиоведения в высшей школе // Сайт прихода иконы Всех скорбящих Радость. – http://sobor.by/prapodananie_shubaro.htm.


Глоссарий

авата́ра (санскр. «нисхождение, сошествие») – в индуизме воплощение бога в новом теле (напр., бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и пр.)

авраами́ческие рели́гии– религии, в основе которых лежит откровение,

Стр. 90.

данное Богом прародителю еврейского народа Аврааму: иудаизм, христианство, ислам.

англика́нская це́рковь, англика́нство – протестантская церковь, возникшая в 16 в.; в Великобритании – государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король.

аними́зм (лат. «душа, дух») – вера в души и духов; одна из ранних форм религии, вера в наличие сверхъестественных двойников у людей (души), у животных и предметов (духов). Анимистические верования связаны с культом камней, растений, животных, душ умерших и пр.

антропоморфи́зм (греч. «человекоподобие») – 1. очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевлённых предметов, явлений природы, животных; 2. представление богов в человеческом образе (напр., греческие боги).

аскети́зм, аске́за (греч. «упражнение, практика») – отказ от мирских благ и удовольствий, посвящение своей жизни служению Богу, существующие в большинстве религий: особенно буддизме, индуизме (йога); в христианстве (монашество) Человек, занимающийся аскетизмом, называется аскет.

атеи́зм (от греч. «отрицание» и «бог») – отрицание бога; разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека, находившие выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современные последователи атеизма (атеисты) рассматривают религию как иллюзорное сознание.

а́тман – одно из центральных понятий индуизма – «душа», перерождающаяся после смерти тела в новое тело (см. сансара).

ахи́мса – (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма и индуизма, отказ от намеренного и случайного убийства, причинения боли и зла живым существам.

баха́и, бахаи́зм– Новая монотеистическая синкретическая авраамическая религия, основанная в 1844 г. в Персии Ба́бом и разработанная его последователями (Баха́-Улла́ и Абду́л Баха́). Сочетает элементы авраамических религий и буддизма.

Би́блия (греч. «книга») – свод текстов, составляющих Священное Писание христиан. Состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.

бог (от санскр. «светлый»), боги, божества – сверхъестественные существа, ответственные за 1) явления природы, 2) занятия людей, 3) психо-эмоциональные проявления людей. В зависимости от количества богов религии разделяют на монотеизм, пантеизм, политеизм, См. пантеон.

богосло́вие – см. теология.

Стр. 91.

бодхиса́ттва, бодиса́ттва (санскр. «существо, стремящееся к просветлению») – в буддизме – человек, решивший выйти из круга перерождений и достичь состояния будды, достигшее нирваны, но сознательно перерождающееся, чтобы помогать людям.

бу́дда (санскр. «просветлённый») – 1. Сиддха́ртха Гаута́ма, Бу́дда Шакьяму́ни, основатель буддизма, живший в 6 в. до н. э. (Сиддха́ртха – личное имя, означающее – «Выполнивший свое назначение», Гаута́ма – родовое имя, фамилия, Бу́дда – «Просветлённый высшим знанием», Шакьяму́ни – «мудрец из племени Шакья»); в махаяне трактуется как высшее существо, единственная безусловная реальность,

будди́зм – мировая религия, в основе которой лежит учение Будды о Серединном пути спасения (учение Дха́рмы); основана Буддой в 6 в. до н.э. в Индии. Вероучительные тексты: Трипитака (Сутра-питака, Винная-питака, Абхидхарма-питака). Вероучение: вера в Будду как высшее существо, возможность достичь состояния нирваны – избавления от жизненных страданий и бесконечной цепочки перерождений; Три драгоценности (Будда, Дхарма, сангха); Четыре благородные истины, Восьмеричный путь спасения, и др. Этические требования: целомудрие, правдивость, чистоты поступков и мыслей, щедрость запрет убийства живых существ, непричинение боли и зла живым существам (как в индуизме). Основные направления буддизма: тхеравада (хинаяна, южный буддизм), махаяна (северный буддизм), в т.ч. тибетский буддизм (устаревшее название – ламаизм), и ваджраяна (тантризм), кроме того, существует масса школ (напр., Цзен-буддизм).

ва́рны (санскр., букв. – качество, цвет), четыре сословия Древней Индии: брахма́ны (жрецы), кша́трии (воины), ва́йшьи (земледельцы и ремесленники, торговцы) и шу́дры (слуги); вне системы варн находятся «неприкасаемые» (чандалы).

ваххаби́зм, ваххаби́ты – религиозно-политическое течение в суннизме, возникшее в 18 в как движение за чистоту ислама.

ве́ра – волевой акт, выражающий согласие с непроверенным. Религиозная вера – вера в сверхъестественное.

веротерпи́мость,– признание права человека на свободный выбор религии, уважительное отношение к представителям всех верований, см. толерантность.

вероуче́ние – систематизированное изложение веры, догматов и положений конкретной религии.

Влади́миров пантео́н – в восточнославянском язычестве – пантеон богов (Перун, Даждьбог, Стрибог, Хорс, Макошь, Симаргл), введенный на Руси князем Владимиром Красное Солнышко в 982 году с целью объединения

Стр. 92.

славянских племен под своим руководством. В 988 (989) г. был отменен с принятием христианства.

Вселе́нские собо́ры– собрания высшего христианского духовенства, поводившиеся начиная с 325 г. для уточнения основ вероучения и обрядности, а также для осуждения ересей. Православие признаёт 7 Вселенских соборов (325-787 гг.), произошедших до разделения церквей, а католическая церковь – 21.

гностици́зм (от греч. «знание») – религиозно-философское эзотерическое дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв. н.э.), ставшее во 2 в. соперником христианства (восприняв некоторые его положения, греческой философии и восточных религий) и оказавшее влияние на средневековые ереси и мистику Нового времени. Вероучение: дуализм доброго и злого начал в мире, света и тьмы, духа и материи, Бога и греховного мира; неприятие Ветхого Завета и искупительной миссии Иисуса Христа; эзотеризм («истинное» знание о боге и тайнах мироздания). Через познание собственного «Я» гностики познают мир и идеальное доброе божественное начало, отрицая злое телесное, материальное.

дала́й-ла́ма (великий как океан) – высший учитель в тибетском буддизме, считающийся воплощением бодхисаттвы.

даоси́зм – философская система и мистическая синкретическая национальная религия Китая, возникшая в 5 в до н.э. Основателем считается Лао цзы, изложивший в трактате «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ») основные принципы даосизма: да́о (естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей; основа их существования), дэ (качество всех вещей; в конфуцианстве – мораль или энергия), у-вэ́й (недеяние, подчинение дао и гармония с ним). Цель даоса – поиск вечного счастья (единства с дао), достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и др.), соблюдение заповедей и обретение бессмертия посредством алхимии и психофизических упражнений.

даца́н (тибет. «монастырская школа») – буддийский монастырь, в которой монахи живут и изучают Учение.

декало́г (греч. – «десять слов») – «десять заповедей», нормы поведения древних евреев, согласно Ветхому Завету, данные Богом Моисею

деномина́ция (лат. «наименование») – 1. общий термин для обозначения типа религиозной организации, ограниченной классовыми, национальными, расовыми и иногда региональными рамками, а также течения или ответвления религии (конфессии); 2. в социологии религии – тип и этап в развитии религиозной организации, переходной от секты к церкви и характеризующийся её частичной социализацией (включением в общественную жизнь).

джиха́д (араб. «усердие, рвение»), предписание ислама, предусматривающее его распространение и утверждение, вплоть до т. н. «священной войны» против иноверцев.

Стр. 93.

до́гмат, до́гма (греч. «мнение») – неоспоримое положение вероучения, неизменное и обязательное для всех верующих.

дуали́зм (лат. «двойственный») – учение о двух равноправных противостоящих началах; в философии обычно – материя и идея; в религиях – постоянное противостояние доброго Бога (богов) и его противника (сатаны, злых богов). См. зороастризм.

ду́хи – бестелесные сверхъестественные двойники объектов природы, представителей флоры и фауны; персонажи низшей мифологии;

духове́нство – священнослужители. В православии различают чёрное (монашествующее) и белое (немонашествующее, брачное) духовенство.

дха́рма (санскр. «учение», «правило», «миропорядок») – кардинальное многозначное понятие всей индийской философии. В буддизме Дхарма – это 1. Безличный мировой Закон и учение Будды (Закон Дхармы); 2. мельчайшие активные элементы, из которых состоит весь материальный, идеальный и психический мир.

епи́скоп (греч. надзиратель, блюститель) – в православной, католической, англиканской церквах высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии), третий чин духовенства. Иерархическое деление епископов (с 4 в.): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископы.

е́ресь (от греч.: «школа», «учение», «течение») – религиозное учение, отклоняющееся от официальной (канонической) позиции церкви в вопросах догматики, культа и церковной организации, напр., монофизиты.

закя́т – один из 5 столпов ислама, предполагающий добровольное пожертвование.

Зарату́́стра, Зарату́штра (иран.), Зороастр (греч.) – пророк и основатель зороастризма, живший около 6 в. до н. э., составил древнейшую часть Авесты.

зороастри́зм (маздеи́зм, авести́зм, огнепокло́нство) – древнеиранская религия, основанная Заратуштрой в 7 – 6 вв. до н.э. Священная книга – Аве́ста. Вероучение разделяет мир на две части (дуализм): земную – мир вещей и духовную – мир душ и предполагает борьбу добрых духов (ахуров) со злыми (дэвами), господство триад (троек) богов – в

Стр. 94.

добром мире (Ахура-Мазда, Арту Вахишта, Воху Мана) и злом (Друдж, Ако Мана и Айшма, возглавляемые Анхра-Майнью). Главную роль в культе зороастризма играет огонь. Численность – около 190,5 тыс. (две территориальные группы: гебры в Иране и парсы на индийском субконтиненте).

индуи́зм – этническая политеистическая религиозная система индийского субконтинента.

исла́м (мусульма́нство) – мировая монотеистическая религия, последователи которой верят в единого бога Аллаха, посланником которого был Мухамма́д (Мухаммед)

иудаи́зм – этническая монотеистическая религия потомков Авраама (евреев).

календа́рные обря́ды или обряды годового цикла – обряды, связанные с солнечным, лунным или климатическим (сельскохозяйственным) циклами.

Кальви́н, Жан – французский богослов, один из лидеров Реформации, основатель кальвинизма. Главное сочинение – «Наставление в христианской вере».

кальвини́зм – направление протестантизма, основано Ж. Кальвином. Для кальвинизма характерны: исключительное значение доктрины предопределения (исходящая от Божьей воли предустановленность жизни человека, его спасения или осуждения; успех в профессиональной деятельности служит подтверждением его избранности), и упрощение церковной обрядности. Современные приверженцы кальвинизма – кальвинисты, реформаты, пресвитериане, конгрегационалисты.

камла́ние – религиозные действия шамана, сопровождающиеся ударами в бубен/барабан, пляской, пением и пр., и направленные на введение себя и окружающих в состояние экстаза (транса) с целью обеспечения общения с духами.

ка́рма – одно из основных положений в индуизме и буддизме – общая сумма совершённых всяким живым существом поступков (в этой и прошлых жизнях) и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. Закон кармы – воздаяние за поступки.

католи́чество, католици́зм – ( от лат. «всеобщий», «вселенский») – одно из основных направлений в христианстве (Западное христианство), возникшее вследствие разделения церквей в 1054 году и находящихся под духовной властью папы Римского (под католицизмом также понимают политику папы и католической церкви).

кита́йские рели́гии (сань цзя́о – кит. «три религии») – китайский термин для определения трёх основных религий Китая (и некоторых стран Юго-Восточной Азии): конфуцианство, даосизм, буддизм.

клерикали́зм (от лат. «церковный») – социально-политическое течение, стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии во

Стр. 95.

всех сферах общественной жизни, противоположное понятию секуляризация. Клерикал – сторонник клерикализма; член клерикальной партии.

конфе́ссия (лат. «признание, исповедание») – термин, обозначающий вероисповедание, религиозное объединение со своим вероучением, культом, организацией; обычно понимается как течение в какой-либо религии (реже – как синоним религия), например, христианскими конфессиями являются православие, католицизм и протестантизм.

конфуциа́нство – философско-этическое учение древнекитайского мыслителя Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н.э. в национально-государственную религию Китая. Конфуцианство отличается от других религий отсутствием официального жречества, мистических элементов и метафизических спекуляций. Оно сводится главным образом к строгому выполнению ритуалов и социально-этических предписаний.

Кора́н – (араб. – чтение) – Священное писание в исламе.

космоло́гия (от греч. «космос» и «слово, учение») – мироустройство, представления об устройстве мира, включая космогонию. Обычно разделяется по вертикали: небеса, срединный мир, преисподняя (см. Ось мировая, мировое Древо); в горизонтальной проекции – по сторонам света, на мир явный и непроявленный. Может изображаться в виде сложных схем, см. мандала.

кришнаи́зм, кришнаи́ты – новое религиозное движение , возникшее на основе вишнуизма, последователи которого поклоняются богу Кришне (аватара бога Вишну), напр. Международное Общество сознания Кришны

ксенофо́бия – (от греч. «чужой» и «страх») – неприязнь ко всему иностранному.

культ (лат. «поклонение», «возделывание») – 1. религиозные действия; общее название для всех видов религиозных действий: вербальные формы (молитвы, мантры), моторные формы (жесты, поклоны), обряды, жертвоприношения и пр.; 2. культ религиозный – социологическое понятие, обозначающее тип религиозной организации на начальном этапе её существования, характеризующийся наличием харизматического лидера, слабой разработанностью вероучения и обрядности, значительной активностью последователей, осознанно выбравших данное религиозное направление в результате убеждения и эмоционального кризиса (напр., Богородичный

Стр. 96.

центр). Культ может перейти в секту.

культ вожде́й – поклонение вождям и правителям в ранних формах религии, ставшее причиной появления небесных (астральных) божеств и небесной иерархии божеств, закрепившей неравенство в обществе и наследование власти вождей, став предпосылками к возникновению государства.

культ плодоро́дия/ сельскохозя́йственный культ – в первобытных и сельскохозяйственных обществах – поклонение силам природы, ответственным за плодородие и урожай.

культ пре́дков–одна из ранних форм религии, поклонение духам умерших предков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков.

ла́ма – монах в буддизме.

лютера́нство – (евангельские христиане, Евангелическо-Лютеранская церковь лютеранство), христианская конфессия 1 волны протестантизма, основанная Мартином Лютером в 1517 г. в Виттенберге, Германия, дав начало реформации.

ма́гия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в таинственные силы, с помощью которых путем определённых символических действий возможно оказать влияние на людей, предметы, ход событий в нужном для человека направлении.

маха́яна (широкий путь спасения) – одно из основных направлений в буддизме возникшее в первом веке. Не требует обязательного принятия монашеского сана для духовного спасения и воспринимает Будду как божество.

месси́я (от др. евр. «машиах» – помазанник) – в авраамических религиях – посланник Бога, который придёт перед Судным днём, чтобы спасти людей.

мировы́е рели́гии – религии, не имеющие этно-национальной привязки, распространённые по всему миру и включенные в культуру разных стран: буддизм, христианство, ислам.

ми́стика, ми́стицизм (от греч. «таинственный») – религиозные вероучения и действия, направленные на переживание в экстазе (трансе) единения с божеством.

митраи́зм, древняя религия, основанная на культе Митры – бога солнца, одного из главных индоиранских богов, бога договора, согласия, покровителя мирных, доброжелательных отношений между людьми. Распространилась в эллинистическом мире и Римской империи; во 2-4 вв. Митраизм – один из главных соперников христианства.

миф – (от греч. «сказание, предание») – архаические (древние) повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире и управляющими им богах и духах. Выделяют мифы космогонические (о происхождении мира), космологические (об

Стр. 97.

устройстве мира), антропогенетические (о происхождении человека), этногенетические (о происхождении этноса, народа), календарные (об умирающих и воскресающих богах), эсхатологические (о конце мира) и пр. Мифы тесно связаны с обрядами. Десакрализация превращает мифы в сказки.

мифологи́ческое мышле́ние – вид мышления, характерный для детей и для ранних этапов человеческой истории, предполагающий одушевление объектов и явлений природы (см. анимизм) и определение их взаимодействий на основе мифических сюжетов.

монотеи́зм (от греч. «один» и «бог») – единобожие, почитание одного Бога: иудаизм, христианство и ислам (см. табл. типологии религий по объекту).

монофизи́тство, монофизи́ты (от греч. «один» и «природа») – течение в христианстве, Древние Восточные церкви отделенные на Халкидонском Вселенском Соборе, за то, что полагали природу Христа единой (Христос – только Бог), в противовес остальным христианам, полагавшим его двойственную природу: Богочеловек (дуофизиты).

мусульма́нство – см. ислам.

нирва́на (санскр. – угасание), центральное понятие буддизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – выход из сансары (прекращение перерождений) и полное успокоение дхарм сознания.

обря́д религио́зный, (ритуа́л) – система символических действий (устанавливаемых обычаем или традицией), в отношении сверхъестественного или между людьми по поводу сверхъестественного. Выделяют три типа обрядов: 1. инициационные, обряды перехода или жизненного цикла; 2. календарные или обряды годового цикла; 3. ситуативные

пантеи́зм (от греч. «все» и «бог» – всебожие) – тип религий и религиозно-философских учений предполагающих единство Бога и мира, идеальной и материальной сущностей.

пантео́н (от греч. «все» и «боги») – 1. иерархическая (или иная) система богов в какой-либо конкретной религии, напр., Владимиров пантеон.; 2. Пантеон – название храма всех богов в Риме.

Стр. 98.

па́стор (лат. «пастырь, пастух») – служитель культа в протестантских течениях, отрицающих институт священства.

полидемони́зм (от греч. «много» и «демон, дух») – поклонение духам, этап в развитии религии, возможно предшествующий политеизму.

поликонфессиона́льность (от греч. «много» и «конфессия») – одновременное наличие разных конфессий/деноминаций в одном регионе.

политеи́зм (от греч. «много» и «бог») – многобожие; тип религий, в которых происходит поклонение многим богам в противовес монотеизму. Боги могут представать в разном виде (зооморфизм, антропозооморфизм, антропоморфизм), находиться в четких иерархических отношениях (см. пантеон) или в противостоянии (см. дуализм). Обычно боги отражают явления или объекты природы (Перун – бог грозы, Ра – бог солнца, Посейдон – бог морей), занятия/профессии людей (Велес – скотий бог, Гефест – бог кузнец, Марс – бог войны) или психосоматические процессы человека (Афродита – богиня любви, Морфей – бог снов, Фобос – бог страха).

правосла́вие – Восточная ветвь христианства, возникшая вследствие разделения церквей в 1054 году. В настоящее время православие представлено 15 автокефальными церквями, крупнейшая из которых – Русская Православная Церковь.

протестанти́зм – одна из трёх основных конфессий в христианстве, возникшая в XVI в. в Европе как движения за реформацию католической церкви. Полагает основным источником вероучения Священное писание, отвергает Священное предание, провозглашает принцип спасения личной верой и принцип всеобщего священства. Первыми основными протестантскими церквами стали лютеранство, кальвинизм и англиканство.

пять столпо́в исла́ма – действия предписанные мусульманину: шаха́да (исповедание веры), саля́т/нама́з (молитва), закя́т (благотворительность), сау́м (пост в месяц рамада́н), хадж (паломничество в Мекку).

религиове́дение – комплексная наука, изучающая религию как таковую (её структуру, типы, функции) и разнообразие религиозных феноменов;

рели́гия – вера в сверхъестественное и в возможную связь с ним с помощью символических действий – обрядов, выражающихся в поклонении.

реформа́ция– религиозное движение в Европе XV в. за изменение католической церкви, на основе которого возник протестантизм.

Стр. 99.

ритуал – см. обряд.

санса́ра – одно из основных понятий индуизма – перевоплощение души (в индуизме) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного), осуществляемое по закону кармы.

сверхъесте́ственное – то, что выходит за рамки обыденного и за рамки известных законов природы. Различают сверхъестественные существа (напр., Бог, боги, духи, души и т.д.), явления (напр., чудеса), свойства предметов (напр., обереги), «дар» человека (харизма) и пр.

свяще́нное писа́ние– священные (вероучительные) тексты, по преданию дарованные Богом или его пророком (в христианстве – Библия; в исламе – Коран, в иудаизме – Танах).

свяще́нное преда́ние– сведения и канонические положения, дополняющие и комментирующие Священное Писание (в христианстве – сочинения Отцов – основателей Церкви и решения Вселенских Соборов, из которых православные признают 7, а католики – 21; в исламе – Сунна)

се́кта – (не юридический термин; в большинстве случаев не принимаемый в науке термин в силу своего эмоционального негативного отношения) (от лат. «отделяться», «следовать») тип религиозной организации, характеризующийся замкнутостью, противопоставлением себя доминирующим религиозным организациям, наличием харизматического лидера, слаборазвитыми обрядностью и вероучением; может перейти в деноминацию.

секуляриза́ция – (от лат. «светский») – процесс «омирщения», превращения из религиозного в светское.

Си́мвол ве́ры – краткое догматическое изложение основ христианского вероучения, составленное I и II Вселенскими Соборами, проходившими в г. Никея и Константинополь, от чего получил название Никео-константинопольский символ веры. В православии и католицизме состоит из 12 членов (в католицизме называется «кредо» (credo)).

синаго́га (греч. «место собраний») – место собраний и молений в иудаизме (не храм, т.к. нет алтаря).

синкрети́зм (от греч. «соединение, объединение») –сочетание, слияние, взаимопроникновение и совместное сосуществование разнородных религиозно-философских воззрений (напр., в современном православии – синкрелизм славянского язычества и восточного христианства).

собо́р – в христианстве – 1) (архитектурное) храм (церковь) с несколькими алтарями, собранными под одной крышей, где богослужения проводятся обычно собором священнослужителей (собранием, т.е. несколькими); кафедральным называется собор, в котором находится кафедра, с которой обращается к народу митрополит или патриарх 2) собор церковный – Собрание представителей высшего духовенства для решения важных вопросов (напр., поместный собор избирает патриарха), см. также Вселенские Соборы.

Стр. 100.

Су́нна – мусульманское священное предание, состоящее из хадисов – преданий о поступках и изречениях Мухаммеда.

сунни́зм, сунниты – одно из главных направлений в исламе, почитающее наряду с Кораном Сунну, возвеличивающее наряду с пророком Мухамедом и его наследниками ряд халифов.

та́инства – главные обряды в христианстве, посредством которых верующим сообщается божественная благодать (крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), исповедь (покаяние), брак, соборование (елеосвящение), священство).

Талму́д (др.евр. «Изучение Торы») – вероучительные, религиозно-правовые и культовые представления иудаизма; представляет собой толкования Торы.

Тана́х – главные священные тексты в иудаизме, состоящие из 3 сводов (39 книг): Тора («Закон»), Невиим (Пророки), Кетувим (Писания), почти полностью составившие христианский Ветхий Завет.

теи́зм, теистические религии (от греч. «бог») – вид монотеизма, где Бог – творец управляет миром (иудаизм, христианство, ислам).

теоло́гия, богосло́вие (от греч. «бог» и «слово, учение») – учение о боге, о его сущности и действии, основанное на священных текстах. Как религиозная наука теология изучает проявления божественного в этом мире, определяя догматы и основы вероучения. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.

толера́нтность (от лат. «терпение») – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; см. веротерпимость.

То́ра (евр. «Учение», «Закон») – священный текст в иудаизме, данный по преданию пророку Моисею Богом.

тотеми́зм – одна из ранних форм религии, вера в наличие у рода (родовой общины) сверхъестественного предка (тотема) – животного или растения.

трансценде́нтное – (потустороннее) религиозно– философский термин, обозначающий то, что находится за пределами человеческих чувств и разума.

Стр. 101.

тхерава́да (санскр. «учение старших») или ХИНА́ЯНА (санскр. узкий путь спасения) – течение в буддизме, связанное с ранним буддизмом. В отличие от махаяны, в тхераваде Будда воспринимается как человек, нашедший путь к спасению – нирване; подобно ему, достичь нирваны могут только монахи и монахини.

фетиши́зм – вера в наличие у предмета сверхъестественных свойств. Виды фетишей талисманы, амулеты, обереги и др.

филио́кве (лат. – «и от Сына») – католический догмат об исхождении Святого Духа, послуживший формальной причиной Великой схизмы: православные полагают, что Святой Дух исходит только от Бога-Отца, а католики – «филиокве» – и от Сына (

фундаментали́зм (от лат. «основа») – 1 общественные идеологические религиозные движения, требующие преодоления появившихся отклонений в учении или ересей, направленные на возврат к первоначальной чистоте, «возвращению к истокам» и противостоящие процессам модернизации (обновления) и секуляризации. В протестантизме – пресвитериане, в правосмлавии – старообрядцы; в исламе – ваххабиты.

хари́зма (греч. «дар, милость, благодать»), – 1. сверхъестественные способности, присущие конкретной личности, по мнению окружающих (мудрость, героизм, «святость»). 2. в христианстве – термин для обозначения даров Сятого Духа.

харизмати́ческий ли́дер, харизма́тик – религиозный лидер, обладающий харизмой.

храм – место отправления культа, где имеется алтарь для жертвоприношений. В христианстве – здание, предназначенное для совершения богослужения (литурги́и/мессы и общественной молитвы), особо устроенное и имеющее престол, освященный архиереем; жертва во время литургии – символическая. В иудаизме Храм – место, где пребывал Бог, и ему совершались жертвоприношения: I Храм (10-6 вв. до н.э.) был построен царём Соломоном; II Храм (6 в до н.э – 70 г н.э.) был разрушен римлянами; начало строительства III Храма будет знаменовать приход судного дня.

христиа́нство – мировая монотеистическая религия, возникшая в первой половине 1 в. в восточных провинциях Римской империи. В её основе лежит учение о богочеловеке Иисусе Христе, его искупительной жертве, воскресении и грядущем втором пришествии. Христианство – монотеистическая религия с отчетливо выраженной мессианской идеей. В процессе своего развития христианство распалось на три основные ветви (конфессии): православие, католицизм, протестантизм.

це́рковь –1) собрание верующих – экклесия 2); общее название христианского храма

Наши рекомендации