Модуль № 1 «Предмет религиоведения. Истоки и формы религиозных культур»
Волгоград - 2011 год
Рабочая программа составлена в соответствии с перечнем Федеральных Законов, обеспечивающих переход на уровневую систему ВПО и новые ФГОСы:
1. Федеральный закон от 24.10.2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уровней высшего профессионального образования);
2. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта»;
3. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»;
4. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки».
1. Цели и задачи освоения дисциплины:
- Дать студентам представление о религии как феномене культуры; - показать ранние формы религиозной культуры;
- Проанализировать общее и особенное в историях индуизма и буддизма, конфуцианства и даосизма, джайнизма, сикхизма, иудаизма, христианства и ислама;
- показать историю возникновения христианства и его роль в истории мировой культуры; - показать основные христианские конфессии и специфику исламской культуры РФ;
- определить место православной культуры Византии и России во всемирном процессе религиозных движений в исторической ретроспекции;
- актуализировать внимание на тенденциях современных религиозных движениях (фундаментализм, модернизм); - представить социокультурные аспекты межконфессионального диалога на современном этапе.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- о религии, как феномене культуры;
- предпосылки, причины, движущие силы и закономерности формирования религиозных этических, эстетичных и образовательных форм;
- проблемы изучения религиозных конфессий в историографии;
- ранние формы религиозной культуры;
- основные события, факты и даты истории религий;
- имена, биографии, учения основателей конфессий, течений и религиозных школ;
- политические организации религиозных обществ;
- место религиозной культуры в современном мире;
уметь:
- соотносить знания по религиоведению с историей религиозных конфессий, как части всеобщей истории, культурологии и философии;
- определять последовательность и длительность важнейших событий религиозной культуры народов;
- использовать знания по религиоведению при ответе на вопросы, решении различных учебных и профессиональных задач;
- сравнивать свидетельства разных источников по проблемам религиоведения;
- рассказывать о важнейших событиях развития богословской и философской мысли на основе знаний необходимых фактов, иллюстрированных материалов, фрагментов источников, дат, терминов;
- давать описание религиозным событиям и памятникам культуры;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ и деловых документов;
- выражать своё компетентное и корректное мнение, отношение, суждения к значительным событиям и личностям, связанными с религиозным наследием и современными особенностями религиозной культуры народов мира и РФ;
владеть навыками:
- соотнесения общих процессов и отдельных фактов;
- выявления существенных черт процессов, явлений и событий, общности и различий сравниваемых религиозных конфессий, течений и школ;
- навыком группировки религиоведческих знаний по заданному признаку, объяснения смысла изученных понятий и терминов, причин и следствий важнейших событий в области религий на основе предлагаемого учебного и научного материалов в рамках ГОС;
- навыком анализа социально-политической, научной и исторической литературы по изучаемым вопросам, оценки религиозных процессов, происходящих в современном обществе, формирования своей гражданской и творческой позиции;
- использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
- формулирования культуры мышления, использования методик поиска, систематизации, анализа изучаемого материала;
- навыком работы с библиотечным материалом (словари, каталоги, энциклопедии и т.д.), использования методик конспектирования изучаемого материала, работы с современными электронными носителями;
- навыком коммуникации со свободным и уверенным использованием профессиональной терминологии.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:
- владеть культурой мышления; быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- быть готовым к работе в коллективе (ОК-3);
- находить творчески-организационные решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);
- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
- быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы
(ОК-10);
- быть способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).
2.Структура и содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
Структура:
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
МОДУЛЬ 1 | ||||||||
Предмет религиоведения. Истоки и формы религиозных культур | Л-24 ч. | С-12 ч. | - выступления, дополнения к выступлениям, доклады, содоклады на семинарах (4-12 недели); - 1 рубежный рейтинг – терминологический диктант (9-я неделя); - 2 рубежный рейтинг – тестирование (12-я неделя). | |||||
МОДУЛЬ 2 | ||||||||
История, особенности и школы и традиции мировых религий | Л-24 ч. | С-12 ч. | зачёт | - выступления, дополнения к выступлениям, доклады, содоклады на семинарах (4-14 недели); - 1 рубежный рейтинг – терминологический диктант (10-я неделя); - 2 рубежный рейтинг – тестирование (14-я неделя); - зачёт (14-я неделя) |
Содержание дисциплины:
Тематический план:
Модуль № 1
«Предмет религиоведения. Истоки и формы религиозных культур»
Введение.
Цель и задачи курса. Концепции происхождения религии в историографии. Истоки религии. Генезис религиозного сознания в исторической ретроспективе: ранние формы религиозной культуры (тотемизм, шаманизм, магия гомеопатическая и контагиозная, анимизм); полидемонизм; политеизм; национальные и мировые религии.
Тема 2. Религия как феномен культуры.
Проблема соотношения религии и культуры в историографии. Основополагающая роль религии на протяжении веков в создании «жизненного мира человека». Функции и роли религии. Сущностные характеристики религии. Религия как сфера духовной жизни общества, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. Мировые религии и система искусств.
Модуль № 2
«История, особенности, направления, школы и традиции мировых религий»
Модуль 1.
Модуль 2.
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА
№ П/П | Виды учебных работ | Минимум баллов | Максим.баллов | Минимум в % вы - ражении | Максимум в % вы - ражении | |
I. Посещение занятий – максимум – 18 баллов: | ||||||
Лекции и семинары | 1х10=10 | 1х18=18 | 20 -60% | 36-100% | ||
II.Текущий контроль – максимум – 42 балла: | ||||||
Самостоятельная работа студентов: | 5х5=25 | 5х8,4=42 | 25-60% | 42-100% | ||
Всего по секциям ОН и ПиП: | 25 баллов | 42 балла | 25-60% | 42-100% | ||
III. Рубежный рейтинг – максимум 40 баллов: | ||||||
Контрольная работа | 10 баллов | 20 балл. | 10-60% | 20-100% | ||
Тестирование | 10 баллов | 20 балл. | 10-60% | 20-100% | ||
Итого: | 57 баллов | 100 бал. | 57-60% | 100-100% | ||
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
КЛЮЧ К ТЕСТАМ:
1. «Фетишизм» – от португальского слова «Feitigo» – магическая вещь; «Тотемизм» – от слова североамериканских индейцев Оджибве «Ototeman» – род его; «Магия» – от греческого слова «Mageia» – колдовство, чародейство; «Анимизм» – от латинского слова «Anima» – душа.
2. Вера в бога или богов, эмоциональное отношение к Богу, вероучение, религиозный культ, организация верующих.
3. Сокола.
4. Пта.
5. С представлением о фараоне, олицетворяющем двух богов – Осириса и Гора.
6.Имя – рен, душа – ба, двойник или образ – ка.
7. Страусиное перо.
8. Угодно Атону.
9. Иштар.
10. Религиозный дуализм – противостояние добра и зла.
11. Ахура-Мазда (Ормузд).
12. Учение о свободе воли человека, который сам выбирает линию своего поведения на стороне добра или зла.
13. Поэта Гесиода «Теогония».
14. Младший из титанов Кронос – Время.
15. Эгида (щит), скипетр, орёл.
16. Аполлон.
17. В честь бога Зевса.
18. В честь бога Аполлона.
19. В. С мифом о дочери Деметры Персефоне, похищаемой осенью богом царства мёртвых Аидом и возвращающейся к людям весной, а также с культом умирающего и оживающего бога виноградной лозы Диониса.
20. Тартар.
21. Братья-близнецы, вскормлённые волчицей, Ромул и Рем.
22. Правителю людей, богов и всего мира Зевсу.
23. С кочевыми племенами арьев иранского происхождения, вторгшихся в Индию в середине II тысячелетия до н.э.
24. Индра – бог-громовержец, воин и молодой царь богов.
25. Брахман – это космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего; член высшей жреческой касты.
26. Круговращение бытия и перерождение человека.
27. Карма – закон перерождения.
28. Победитель.
29. Сикхизм.
30. Конечной целью жизни является слияние человека с Богом после цепи его перерождений, при котором божественная и собственная сущность человека становится единым целым.
31. Небесные бессмертные; земные бессмертные, которые живут в «священных горах» и «пещерных небесах»; просто бессмертные – святые воскресающие после смерти.
32. Жёсткое распределение социальных ролей и функций: «Пусть отец будет отцом, сын сыном, государь государем, чиновник чиновником».
33. С чувством долга и гуманист – скромный, справедливый, сдержанный, бескорыстный, любит людей.
34. Общество Конфуция, Фонд Конфуция.
35. Иудаизм.
36. Тора, Танах, Талмуд.
37. Учение.
38. Танах, Мишна и Гемара.
39. Стоящий у престола.
40. Буддизм.
41. Просветлённый.
42. Трипитаки.
43. Будда родился, прозрел и умер в этот день.
44. Праджня.
45. Мрамор.
46. Ваджраяна.
47. Шамбала.
48. Океан учения.
49. Гелугпа.
50. Духовых и ударных инструментов.
51. Цам – праздник, мистерия в ламаизме, когда ламы надевают маски, изображающие Будд, божества, совершают пляски и символически сжигают «злого духа». Цам проходит ежегодно. Цамы имеют несколько видов: разговорный, построенный на диалогах и импровизациях актёров-лам со зрителями; пантомима; с числом участников в 4 – 5 человек; с числом участников в 108 человек; цамы, посвящённые разным персонажам и событиям буддийской истории и мифологии.
52. Тибетский буддизм в России распространился в XVII – XVIII веках в низовьях реки Волги и Забайкалья в результате переселения сюда монгольский ойратских племён дербетов и торгоутов, названных в России калмыками, а также бурят. В 1914 году в состав Енисейской губернии вошла на правах протектората Тува, народы которой также частично исповедовали буддизм.
53. Тувинцы.
54. С рождением Иисуса Христа.
55. Григория Партева.
56. 988 год.
57. 1448 год.
58. Американская православная церковь.
59. Виттенбергского университета.
60. Много книг.
61. Никео-Цареградский символ веры.
62. Иисуса Христа.
63. Крещение.
64. Преподобный Сергий Радонежский.
65. Тамплиеров.
66. Пасха.
67. Пасха, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Рождество Богородицы, Воздвижение креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.
68. «Чья страна, того и вера».
69. 1765 год.
70. Об избранности к спасению и о предопределении.
71. У адвентистов седьмого дня.
72. Аскольд и Дир.
73. Елена.
74. Добрыня Никитич.
75. 1261 год.
76. Митрополит Пётр.
77. Митрополит Алексий I.
78. 1589 год.
79. При царе Алексее Михайловиче.
80. 1722 год.
81. После Февральской революции.
82. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
83. «О свободе вероисповедания».
84. Печатью пророков.
85. Личное мнение богослова – правоведа.
86. Мюридизм.
87. Доктор философии П. Постников.
88. На рубеже 90-х годов.
ГЛОССАРИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕРМИНОЛОГИЯМ:
БУДДИЗМ
Абхиджня(санскр.), абхиння(пали) – сверхзнание, достигаемое с помощью медитации. Высшее состояние сознания, при котором появляются шесть способностей: 1. видеть всё, что пожелаешь; 2. различать и понимать любой язык; 3. проникать в чужие мысли; 4. знание всех своих предыдущих жизней; 5. знание предшествующих жизней других существ; 6. свобода от любых желаний.
Абхидхама(пали), абхидхарма(санскрит.)– питаки –третий и последний после Виная – питаки и Сутта – питаки раздел буддийского канона. Буквальный перевод – «корзина, содержащая буддийскую доктрину». Это собрание текстов, предназначенных служить основой для медитации. Содержание этой корзины составляют вопросы этики, психологии и эпистемологии (теории познания).
Авалокитешвара(санскрит) – ботхисатва в мифологии махаяны и ваджраяны, выстцупающий как олицетворение сострадания. Этот мифологический образ сложился в последние века до н.э. Он считается эманацией (исхождением, происхождением) будды Амитабхи. Известны 32 его формы ( в т.ч. индуистские боги Брахма, Ганеша, Вишна,Шива), в облике которых он появляется во всех буддийских мифах, спасая страдающих. Самая популярная его форма в ваджраяне, где он имеет 6 рук, 11 лиц, образовавшихся от сочувствия к страданиям человечества. Его земным воплощением считается глава школы гелугпа далай-лама. Авалокитешвара весьма почитаем в китайском и японском буддизме.
Авеста – возникла, вероятно, в первой пол. 1-го тыс. до н.э. Текст ее кодифицирован при Сасанидах (III-VII вв.). Он содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитв, песнопений, гимны зороастрийским божествам. Последнее название происходит от имени пророка по-ирански Заратуштра, которое по-гречески звучит, как Зороастр. Религия зороастризм в древности и раннее средневековье была распространена в Ср. Азии, Иране, Авганистане, Азербайджане и других странах Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время она распространена у парсов в Индии, у гебров в Иране.
Авидья(санскрит.) – невежество или заблуждение. Это первоначало зла и страдания в жизни, поскольку именно невежествоне позволяет увидеть истинную сущность вещей и природы, постоянную изменчивость реальности и пр.
Агванхайдав (1779-1838 гг.) – идеолог и основатель обновленческого движения в монгольском ламаизме.
Агинский дацан(тибетское название – Даши Лхундублинг) – ламаистский монастырь в Бурятии, действующий и в настоящее время. Он строился с 1811 по 1816 гг. Его божество охранитель (сахюсан) – Джамсаран. Кроме главного храма (цокчина) в мостыре имелось 7 малых сумэ в честь славных богов пантеона – Аюши, Дэмчок, Оточи, Гунрик, Абиды, Майдари, Арьябала. Этот дацан известен тем, что с самого основания здесь совершался ежедневно, 4 раза в день хурал.
Агон-сю – одна из наиболее популярных т.н. новых религий Японии, делающих упор на религиозный фундаментализм, мистицизм, различные виды магии. Агон-сю основана в 1978 г. Кирияма Ясуо, последователем эзотерического буддизма школы Сингон-сю. В этой религии сочетается проповедь ранних буддийских текстов с магией и мистическими ритуалами, заимствованными из практики средневековых монахов отшельников. Согласно Агон-сю только на таком сочетании религия способна помочь «неприкаянным духам предков, кишащим в окружающем человека мире, а также оббрести «сущность Будды» и тем самым освободить человека от «злой кармы духов». В культе этой религии имеются заимствования и из различных религиозных течений Запада, спиритуализма, парапсихологии, тибетского мистицизма. Она пользуется большой популярностью среди молодёжи (40%) и составляет 200-300 тысяч человек.
Аджанта –комплекс пещерных храмов в горах Аджанта на плоскогорье Декана (Центральная Индия), созданные во 2-м в. до н.э. – 7-м в. н.э. Здесь было 27 жилых пещер. В некоторых из них сохранились буддийские фрески и статуи, относящиеся к 6-му в. н.э.
Адепт (от лат. adeptus – достигший) – посвящённый в тайны какого-либо учения, секты; ревностный приверженец какого-либо учения, идеи.
Акусала (пали) – неблагоприятная карма, создаваемая невежеством, тщеславием и ненавистью. Символами этих пороков являлются чёрная свинья, красный петух, зелёная змея.
Амидаизм(иногдаАмидизм) – одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, который возник и оформился в Китае в 5-6 вв. Это направление получило название по имени главного будды этого течения – Амиды. Каноническими текстами амидаизма являются «Три сутры об Амиде», в которых отражены основные догматические положения данного направления. Целью адепта амидаизма является возрождение после смерти в «чистой земле» Амиды, буддийском рае, где ему уготована вечная счастливая жизнь.
Амитабха(санскрит) – будда в мифологии махаяны и ваджраяны, который олицетворяет неизмеримый свет. Его культ возник в Индии в первые века н.э. Амитабха является создателем и владыкой рая Сукхавати, в котором могут возраждаться все страдающие и уверовавшие в могущество Амитабха живые существа.
Амогасиддхи(санскрит) – один из будд в буддийской мифологии, который является олицетворением непогрешимой истины.
Ананда – двоюродный брат принца Гаутамы и его любимый ученик, который сопровождал Будду как слуга в течение 45-ти лет. После смерти Будды со слов Ананды был составлен свод поучений – Сутта-питака.
Анитья(санскрит), аничча (пали) – непостоянство как одно из свойств бытия (трилакшана). Из-за этого непостоянства бытию присуще страдание (буккха) и отсуствие самости (анатман, анатта). Понимание непостоянства жизни само подвержено изменениям, разрушениям и исчезанию, что является первой стадией достижения нирваны.
Апокрифы(от греч. apokrifos – тайный, сокровенный) – ранние произведения религиозной литературы, не включённые церквами в канон.
Архат (санскрит), арахат(пали) – дословно (достойный) – человек, прошедший четырёхступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня. К чилсу архатов относятся ближайшие ученики и последователи Будды. В традиции хинаяны их насчитывается 16, в традиции махаяны – 18. В хинаяне архаты более популярны, чем в других направлениях буддизма. В махаяне путь архата – это лишь часть пути бодхисаттвы.
Асана (санскрит) – поза. Это ряд фиксированных поз, т.е. положений ног и тела. Например, «ваджрапаньянка-Асана» является позой со скрещенными ногами для медитации. В индуистической йоге существует поза, называемая лотосом. «Тандава-Асана» - танцующая поза, применяемая для изображения канона ваджраяны. Всего в северном буддизме используется около 20-ти Асана.
Аскетизм – практика отказа от всяких желаний ради достижения духовного идеала. Он появился в Индии в поздневедийский период (ок. 1500-1200 лл. до н.э.). Эта практика была внедрена почти во всех школах брахманизма и индуизма (в ведийской религии, в йоге, и джайнизме). Будда попытался с помощью аскетизма достичь просветления, но не достиг его, осудил чрезмерный аскетизм в первой же своей проповеди и советовал следовать «срединному пути». Единственный аскетизм, который буддизм поощрял, это самоконтроль за физическим состоянием тела как средства к достижению самоконтроля над сознанием, т.е. самоотречение от временных удовольствий ради вечного блаженства.
Асуры ( а-суры – не боги) – персонажи индийской мифологии, которые вначале обитали на небесах и были равны богам. Потом из-за постоянных конфликтов с богами они были низвергнуты на более низкие уровни вселенной, за что и получили своё название.
Атман (санскрит) – буквально «Абсолютный дух», «Высшее Я», «Мировая душа», «Высшая реальность», «Абсолютная реальность». «Я» - одна из основных категорий брахманизма. С точки зрения брахманистских школ философии, каждая личность есть часть Высшей реальности. Поэтому личное «Я» и мировое «Я» тождественны друг другу. Концепция атман всегда опровергалась буддистами.
Байляньшэ (общество или школа Белого Лотоса) – учение, которое первоначально представляло собой одно из направлений китайского буддизма, созданного известным китайским монахом Хуэйюанем (334-416 гг.). В центре учения – вера в возможность возрождения после смерти в раю будды Амитабхи. Школа «чистой земли», возникшая в 7-8 вв. поглотила байляньшьэ и Хуэйюаня рассматривала как своего первого патриарха. С 12 в. байляньшьэ стало одним из направлений школы Цзинту благодаря деятельности монаха Маоцзиюаня. Центральным культом байляньшьэ является почитание Амитабхи. Позднее этот культ дополняется верой в скорое пришествие будды Майтреи и пронизывается эсхатологическими мотивами.
Баймасы (Монастырь Белой лошади) – один из древнейших буддийских монастырей в Китае, в 12-ти км. к востоку от города Лояна (провинция Хэнань). По традиционным представлениям он был основан в 64 г., когда в Китай прибыли первые проповедники буддизма Кашьяпаматанга (Шэмотэн) и Дхармаратна (Чжу Фалань). В современной науке это предание считается апокрифическим, т.е. не включёнными в канон буддизма.
Баюнь-цзун (с китайского – Школа Белого облака) – одна из школ в китайском буддизме Хуаянь-цзунь, основанная монахом Кун Цинцзюэ (1043-1121 гг.). Название школы получено от названия обители, где она создалась «Баюнь-ань», и имени основателя. Цинцзюэ разделил различные течения в буддизме на 10 категорий, наивысшей из которых провозгласил «колесницу Будды», объявленная им «внезапным учением». Девять других учений считались «постепенными учениями. Цинцзюэ отстаивал также принцип «единства трёх учений», а именно буддизма, даосизма и конфуцианства. Его последователи не принимали монашеский постриг, но практически вели полу монашеский образ жизни. В 1202 г. эта школа была запрещена императорским указом. В последствии против неё неоднократно издавались государственные декреты.
Банди(монг.) – низшая монашеская степень в ламаизме. Это послушник, принявший 5 обетов.
Бардо (тибет.; санскрит – антарабхава) – «промежуточное состояние» - между смертью и последующим рождением, между сном и бодрствованием…Согласно учению о бардо между смертью и последующим рождением умерший существует в виде самостоятельного существа «гандхарва». Это существо имеет облик того тела, в котором ему предстоит воплотиться. Но тело это призрачно. Его могут увидеть такие же гандхарвы, или люди с паранормальными способностями. Гандхарва пребывает в бардо до тех пор, пока не сложатся условия для его нового рождения, но не более 7-ми дней. Если такие условия не сложились, то гандхарва умирает и вновь рождается как гандхарва. Этот процесс может повторяться до 7-ми раз. Общее время пребывания в бардо не может превышать 49-ти дней. В бардо особенно сильны эффекты йогической практики, существуют особые виды йоги, с помощью которых прямо в состоянии бардо достигается освобождение, а также приёмы, с помощью которых считается возможным воздействовать на гандхарву и улучшить его будущее перерождение.
Бодхи (санскр., пали, дословно – «пробуждение», «просветление») – одно из ключевых понятий буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление. Достижение бодхи не есть прекращение духовного развития личности. Существуют разные уровни достижения этого состояния: низший – состояние архата, высший – бодхисаттва и будда. Бодхи является целью каждого буддиста. Для этого необходимо пробиться через барьеры обыденного мышления к не двойственности, которая лежит за противопоставлением «Я» и «не-Я».
Бодхисаттва (санскрит., буквально «существо, стремящееся к просветлению») – в буддийской мифологии и философии человек, решивший выйти из круга сансары и достичь состояния будды.
Бон (по-тибетски, буквально – заклинать, призывать) – система религиозных представлений тибетцев, включающая в себя народные культы, шаманские верования, заимствования из древнеиранской религии и элементы буддизма. Основателем Бона является полу мифическая, полу реальная личность Шенрабмибо. Бон и буддизм развивались параллельно в одном и том же культурном окружении, использовали один и тот же литературный язык. У них общая конечная цель – «состояние пробуждения».
Бонза (от японского – бодзу) – главный монах в буддийском храме. В европейской литературе бонзаем называли любого буддийского монаха безотносительно его ранга.
Брахманизм – Вторая стадия (1-е тыс. до н.э.) формирования индуизма, развивавшая в результате приспособления к ведической религии.
Будда и обыкновенный человек – одна сущность – доктринальное положение буддизма (махаяны), утверждающее существенное тождество Будды и всех других живых существ. В основе доктрины лежит признание Будды в «теле дхармы», что это единственная истинная реальность универсальной субстанции (абсолют), пронизывающей все без исключения живые существа и являющейся их природой, которую не видят её обладатели из-за непросветлённости.
Бурхан – тюрко-монгольская модификация термина «будда». В мифологии этих народов Будда воспринимается как бог-учитель «Бурхан-багша».
Бхута (пали) – невидимые духи, населяющие землю и воздух, живущие в каждом дереве, строении, холме, ручье, роднике и т.д.
Ваджра (санскрит.; тиб. Дордже, яп. Конгосё, кит. Дзиньганси, монг. Очир) – символ буддизма. Тексты определяют его словесный образ – алмаз, громовой топор, пучёк скрещённых молний, выступающие как символ божеств, истины учения Будды. До буддизма ваджра была известна как громовой топор бога Индры и ряда других богов. Её эпитеты: медная, золотая, железная, каменная, с 4-мя или 100 углами, 1000 зубцами.
Ваджрапани (санскр. – букв. «рука, держащая ваджру») – один из ботхисаттв в мифологии махаяны и ваджраяны. Ваджрапани обычно изображается в угрожающей позе, синего цвета, с ваджрой в поднятой руке. Его главной функцией является уничтожение тупости и заблуждений. Легенды о нём говорят, что он сопровождал
Ваджрасаттва (санскр. – дословно «алмазное существо», или «имеющий сущность ваджры») – один из будд в мифологии ваджраяны, олицетворение принципа очищения.
Ваджраяна (санскр. – «алмазная колесница») – одно из главных направлений махаяны и буддизма, в рамках которого создано многообразие систем йогической практики, памятников литературы и искусства. К концу I тыс. н.э. ваджраяна стала доминирующей формой индуистского буддизма. В различные исторические периоды она имела распространение на Шри-Ланке, в Индонезии, Китае. Ваджраяна сохранилась в Японии со времён основоположника школы Сингон-сю Кукая. Но полное господство ваджраяна получила в Тибете, где она считается венцом учения Будды.
Вайрочана (санскр.) – один из будд в мифологии махаяны и ваджраяны, олицетворение сияния, сияющего света.
Васан – жанр японской религиозной поэзии; стихотворения-гимны, прославляющие будд, ботхисаттв, основателей буддийских школ, известных буддийских монахов. Эти стихотворения-гимны, писались на японском языке (в средневековой Японии в качестве литературного языка широко употреблялся китайский язык). Особой известностью пользовались васаны монаха Синранома, которые он сочинил в честь будды Амида.
Ведическая религия - основана на неканонической буддийской литературе в виде Ведов (знаний). Она возникла в конце 2-го – начале 1-го тысячелетия до н.э. Она состоит из гимнов 3399 богам племен индии, расселенных по берегам Ганги. В нее включены также жертвенные формулы (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Главными богами являются: Индра – бог-воитель молнии и грома, Агни – бог огня, Сурья – бог солнца и др. Веды стали известны европейцам в первой половине XIX века, когда их начали переводить на европейские языки и изучать.
Виная-питаки– одна из трёх основных частей буддийского канона наряду с Сутта-питакой и Абхидхамма-питакой.
Винатаручи – вьетнамская буддийская школа, основанная в 580 г. выходцем из Южной Индии Винитаручи. Перебравшись через Центральную Азию в Китай, он в 562 г. прибыл в столицу Чаньань, которую покинул через 12 лет в связи с антибуддийскими преследования. Он был учеником третьего «патриарха» школы чань Сэн Цаня, который посоветовал Винитаручи отправиться на Юг. В 580 г. он оказался на территории Северного Вьетнама, обосновался в пагоде Фапван в Луилау, который являлся крупным буддийским центром в регионе. Умер Винитаручи в 594 г.
Випассана (пали) – высшая стадия медитации, способность проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость (праджня).
Висуддхи магга (пали, буквально – «Путь к очищению») – название известного сочинения Буддхагхоши, в котором излагается буддийская доктрина.
Вихара (санскр.) – первоначальное место отдыха и развлечений. В раннем буддизме этим словом обозначали место встречи странствующих монахов, где они проводили время сезона дождей. Таким местом могли быть сад, парк, пещера. Позднее под этим словом стали пониматься монастыри в Индии и Шри-Ланке с постоянно проживающими в них монахами, которые были построены разбогатевшими буддийскими общинами.
Вонбульге – буддийская школа в Южной Корее, которая возникла в 1924 г. как общество по изучению буддизма. Но вскоре это общество превратилось в оригинальную школу. Она включает в свой состав как сохраняющих безбрачие монахов-бхикшу, так и женатых членов. В Вонбульге делается основной упор на пропаганду своего учения в массах. В качестве символа вместо изображения Будды последователи школы имеют чёрный круг, обозначающий единство мира. По этой причине секта получила название «Круглого Будды».
Во Нгон Тхонга – вьетнамская буддийская школа, основанная в 820 г. наставником Во Нгон Тхонгом из Гуанджоу.
Восемь драгоценностей (они же – «восемь эмблем славы», «восемь знаков счастья», «восемь благоприятных символов», «восемь жертв»…) – это набор из восьми предметов, образующих самостоятельную структурную единицу в системе культовой практики буддизма. В каждом из предметов заложен философский подтекст: 1. зонт защищает от злых помыслов; 2. две золотые рыбы символизируют счастье и единство; 3. ваза, наполненная напитком бессмертия, является сокровищницей благих намерений; 4. цветок лотоса – символ божественного происхождения и залог спасения; 5. закрученная спиралью вправо раковина – символ блаженства; 6. узел, не имеющий начала и конца – символ бесконечного цикла перерождений; 7. штандарт (знак победы) – символ горы Меру, центра буддийской Вселенной; 8. колесо с 8-ю спицами – символ восьмеричного пути к совершенству. Этот набор предметов стоит на алтаре каждого действующего буддийского храма в виде отдельных небольших скульптур, выполненных из дерева или металла. Они также часто встречаются в виде отпечатка на бумаге, ткани, имеются в юртах и домах, где распространён ламаизм. Каждая из 8-ми драгоценностей, особенно лотос, колесо с 8-ю спицами, узел без начала и конца, могут изображаться по отдельности и выступать как орнаментальный мотив в буддийском искусстве и как объект культа.
«Восемь звуков» - характеристики голоса Будды, проповедующего своё учение живым существам. Голос Будды: 1. завораживающий, чтобы привлекать внимание слушающих; 2. нежный, чтобы усладить их; 3. гармоничный, чтобы смягчать сердца слушающих и настраивать их на понимание сказанного; 4. торжественный, чтобы внушить уважение к Будде; 5. мужественный, чтобы заставить слушающих трепетать от почтения; 6. убеждающий; 7. побуждающий слушающих накапливать добродетели; 8. не знающий усталости.
Восемь «не» - формула «срединного пути» одно из двух главных течений буддизма махаяны – мадхьямики. В основу формулы положены начальные строки трактата индийского буддийского философа Нагарджуны «Мадхьямика-шастра». В этих строках в афористической форме выражена суть важнейшего положения философии махаяны о «недвойственности» (сущностном тождестве) всех явлений: «Я, склонив голову,поклоняюсь Будде, который проповедует: ничто не рождается и не исчезает, всё непостоянно и непрерывно, не едино и не различно, не приходит и не уходит».
Всемирная эсхатология – учение о цели космоса, истории и их конце.
Габала (санскр., дословно – блюдо, чаша, череп) – сосуд, сделанный из человеческого черепа или имитирующий его, оправленный в металл, используется в культовой практике ваджраяны для эзотерической службы в честь богов ранга «защитников веры» (дхармапала). Обычно габалу помещают на треугольной подставке, прикрывают выпуклой крышкой, навершие которой имеет вид ваджры или иного буддийского символа.
Галдан (тиб., букв. – «Обитель радости») – рай будды Грядущего мирового периода, название главного монастыря Тибета, настоятель которого носит титул гьялва («победитель») и считается воплощением ботхисаттвы.
Ганджур, Ганьчжур, Канчжур (тиб. Букв. – переводы сказанного Буддой Шакьямуни) – собрание канонических буддийских текстов, переведённых с санскрита и восходящих к Будде Шакьямуни. Известны его издания – Чоне (самое раннее), Дерге, Пекинское (1411 г.), Нартанское (1732 г.), Лхасское (незавершённое).
Гелугпа(тиб. – закон добродетели), гелданпа (тиб. – добродетельный), жа-сер (тиб. – жёлтая шапка, отличительный атрибут одежды монахов) – будд. Школа в Тибете, созданная в начале XV в. Цзонхавой.
Грязная земля (китайское – хуэйту, японское – эдо) – земной мир, наполненный пороками и страстями (грязью) населяющих его живых существ. Грязной земле противопоставляется чистая земля, в которой возрождаются верующие в спасительную силу будды Амида.
Гэгэн