Предмет религиоведения 12 страница

к отделению иудеев от самаритян - так стали называть приверженцев

иудаизма, ассимилировавшихся в годы вавилонского пленения (586 -

538 до н.э.). Ортодоксальные равнины до сих пор не признают за-

конности брака евреев с неевреями. С одной стороны, очертив круг

своих потенциальных сторонников представителями одного народа и

установив крайне жесткие требования для прозелитов, иудаизм не мог

рассчитывать на широкое признание. За длительную историю суще-

ствования еврейской религии лишь Химьяритское царство в Южной

Аравии в 517 - 525 гг. и Хазарский каганат в VIII в., население ко-

торых не было еврейским, провозгласили иудаизм своей государствен-

ной религией. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма

безусловно явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку

он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех

других народов, определял евреев как Богом избранный народ, как

народ-мессию, призванный осуществить цивилизаторскую миссию на

земле с целью установления царства мира и справедливости.

Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н. э. наряду

с процессом разложения родового строя у части еврейских племен на

смену широко распространенной среди народов Древнего Востока кос-

могонической мифологии приходит идея сотворения мира единым

Творцом. Возможно, не мифические, а вполне реальные библейские

патриархи (Авраам, Исаак, Иаков) начали вести борьбу с

политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан и

появления у них первых государственных институтов (II в. до н. э.)

соотношение между мифологизированным язычеством и новой моно-

теистической верой явно склоняется в пользу последней. Племенной

союз (завет) с Богом Яхве нашел свое выражение в "десяти заповедях",

дарованных, согласно библейской традиции, пророку Моисею на

Синайской горе. "Десять заповедей" обязывали евреев соблюдать весь-

ма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы (да

не будет у тебя других богов перед ликом Моим, не убивай, не кради,

не прелюбодействуй, почитай отца твоего и мать твою и т.п.).

Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводился шатер

(скиния), где размещался ковчег завета, символизировавший земное

местонахождение Бога. Лишь с образованием централизованного Из-

раильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 г. до н. э.

ковчег завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н. э. сыном

Давида царем Соломоном (царь 965 - 928 до н. э.) были возведены

царский дворец и храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием

священников (коханим) и их помощников (левитов), которые вместе

с царской знатью составили господствующую верхушку утвердивше-

гося в Ханаане рабовладельческого строя. После отделения в конце

X в. до н. э. от Иудейского царства с культовым центром в Иерусалиме

Израильского (северного) царства появляются новые места отправ-

ления культа Яхве. Однако многобожие у евреев просуществовало еще

несколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639

- 608 до н. э.) от 622 г. до н. э. об отмене культов всех других богов,

кроме культа Яхве.

После захвата в 586 г. до н. э. Иудеи (еще раньше Самарии) вой-

сками Навуходоносора (царь Вавилонии в 605 - 562 до н. э.) начина-

ется рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские

колонии (диаспора). Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии,

где в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой

в иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в за-

гробное царство, бессмертие души. В то же время в годы вавилонского

пленения усилилось стремление к освобождению, и иудаизм стал идей-

ной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности,

принявшей форму движения к возврату на землю библейских предков

с целью воссоздания иерусалимского храма. Во главе "собирания" евре-

ев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие. В

восстановленном в V в. до н. э. иудейском теократическом государстве

Тора была обязательным законом.

Эллинистическое влияние, особенно усилившееся после захвата

Палестины в 322 г. до н. э. Александром Македонским (356 - 326 до

н.э.), привело к тому, что большая часть евреев, расселившихся в

странах Восточного Средиземноморья, не знала иврита - языка Торы.

Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах

на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию,

был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название

Септуагинта. Полностью процесс канонизации Танаха в Иудее и в

диаспоре был завершен около 100 г. н.э.

Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением

многих палестинскик городов, в том числе и второго иерусалимского

храма (70 н. э.), массовыми гонениями на евреев. В этих условиях

борьба против римского господства принимает религиозные формы, а

в самом иудаизме возникло несколько религиозно-политических те-

чений, наиболее крупными из которых были фарисеи, саддукеи и

ессеи, что явилось отражением расслоения еврейского общества Иудеи

на различные имущественные и сословные категории. Освободительная

борьба евреев против Рима дала толчок распространению идей

иудаизма среди других народов.

Талмуд Поражение евреев в Иудейской войне 66 -

73 гг. н. э., а также подавление антиримского

восстания Бар-Кохбы в 135 г. обусловили массовую депортацию иудеев

из Палестины и расширение географической зоны их расселения. Важ-

ным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога,

ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народ-

ных собраний, на которых решались важные политические и граж-

данско-правовые вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческое

сословие утрачивает господствующее положение, и руководство сина-

гогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы -

раввинам. Институт раввината с самого начала не имел иерархии, и

приобретение звания раввина зависело от личных способностей,

знания Торы и умения ее истолковывать.

В конце II - начале III в; самым авторитетным раввином Па-

лестины Иегудой га-Наси (вторая половина II в. - начало III в.) на

основе многочисленных комментариев таннаев (законоучителей) к

Торе был составлен сборник правовых норм, получивший название

Мишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха

(Закон) и Агада (Предание) - собрание рассказов и притч, поясня-

ющих фрагменты из Танаха и Галахи. В IV - V вв. аммораи (тол-

кователи) добавили к Мишне новые законодательные положения. Этот

труд был назван "Гемара" (Завершение). Гемара вместе с Мишной

составили Талмуд (Учение). Различают Талмуд иерусалимский, со-

ставленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в диас-

поре. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и

морально-этическим кодексом для верующих евреев. Однако очень

скоро большинство его предписаний перестало действовать либо по

причине их архаичности (например, закон о жертвоприношениях),

либо в силу того, что они были вытеснены законодательными актами

тех стран, где жили евреи. Начиная со средних веков и вплоть до

наших дней большинство евреев соблюдают лишь один из разделов

талмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд).

Самые значительные из них: шаббат (суббота) - время отдыха и за-

прета на любую деятельность; йом - киппур (день всепрощения) -

суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) -

праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот - праздники,

посвященные сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) - праздну-

ется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге. Многие

евреи соблюдают также обряды инициации - обрезание мальчиков на

восьмой день после рождения и церемонии бар-мицва и бат-мицва,

освящающие вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Все

же многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, пище-

вые запреты и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются толь-

ко немногими ортодоксально настроенными верующими евреями.

Основные направления Сразу после канонизации Талмуда в

иудаизме обозначились два основных направ-

ления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зача-

стую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому

направлению относятся, например, караимы), и 2) модернистское,

представители которого выдвинули свои варианты приспособления

иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так,

в странах Арабского Халифата в X - XIII вв. под влиянием исламской

и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи

рационалистического толкования иудаизма [Саадия Гаон, (892 -

942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол (1021 - ок. 1050), Иегуда

га-Леви (ок. 1075 - 1141) и др.]. Наряду с рационалистической шко-

лой развивались мистические направления - Мэркава (Божья Ко-

лесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка

дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинно-

го смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное вы-

ражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма в

средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула

инквизиции.

В XII - XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей пре-

обладающим мировоззрением становится система философских взгля-

дов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно

в Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каб-

балистов - "Зохар" ("Сияние"). Каббалисты исходили из того, что в

Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские воп-

росы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетий

они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога

и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного

в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципах

философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники

уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистиче-

скому созерцанию. Каббалисты этого направления после интенсивных,

специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние

экстатического транса, которое в их представлении символизировало

приобщение человека к божественному откровению. Хотя сторонники

традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг

с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался ана-

феме. Так, на редкость привлекательные в XVII - XVIII вв. идеи каб-

балиста Саббатая Цви (1625- 1676), объявившего себя мессией,

вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства

раввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общины

иудаистов.

Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма2 в XVIII -

XIX вв., который в это время становится доминирующим течением •

еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Соглас-

но хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповеди

Торы), при жизни способен стать цадиком - хранителем божествен-

ных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт - ум. 1760) был первым, кто

начал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым язы-

ком идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире,

элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму.

Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма

и даже возглавил так называемое движение "митнагдим" ("противо-

стоящие"), которое ставило своей целью отлучение хасидов от

иудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий ав-

торитет в широких народных массах, что оба течения скоро смирились

друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий.

С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне

социально-политических и духовных перемен, связанных с

эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается

движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний

иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические

ответвления этого движения получили собирательное название -

реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представля-

ющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и

реформистским направлениями в иудаизме. С конца прошлого - на-

чала нынешнего столетия приобретает влияние сионизм - явление

еврейской общественной мысли, представляющей собой политизацию

иудаизма. В основе сионизма лежит идея еврейского государства.

Иудаисты не имеют единого координационного центра, однако с обра-

зованием Израиля это государство становится центром притяжения для

верующих-иудаистов всех направлений и течений.

Своеобразие ориентации отдельных групп в иудаизме связано и

с наличием различных этнических общин в еврейской среде. Начиная

со средних веков евреи селились в Палестине и жили автономными

общинами в четырех городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате.

Еврейское население этого времени состояло в основном из сефардов

- выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Бал-

канских стран, В позднее средневековье, новое ж особенно новейшее

время наблюдается устойчивый рост ашкеназийской общины - выход-

цев из Европы, Америки, Австралии и ЮАР. В период османского вла-

дычества в Палестине (1517 - 1917) обе общины существовали за счет

халуки (средства, собиравшиеся среди верующих диаспоры и посту-

павшие в Палестину для поддержания еврейских богомольцев на свя-

той земле). Сефардская община была признана турецкими властями,

в то время как ашкеназы считались иностранными подданными, одна-

ко, как и сефарды, обладали своими раввинатскими судами,

религиозными школами, синагогами. С началом британского ко-

лониального управления в Палестине в 1921 г. был избран Верховный

раввинатский совет, возглавляемый двумя главными раввинами- аш-

кеназийским и сефардским. Традиция общинного двоевластия в Вер-

ховном раввинате сохраняется до наших дней. Отправление культа у

сефардов, образ их жизни, многие обычаи и традиции, в том числе

и язык" несколько отличаются от ашкеназийских. Собственных

общинно-религиозных традиций придерживаются йеменские и не-

мецкие евреи, общины самаритян и караимов.

Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно офор-

мленного статуса государственной религии, его институты

финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не

только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторга-

ется в светские области. Главной религиозно-политической партией,

представляющей интересы раввината в парламенте (кнессете) и в

правительстве, является Мафдал (национально-религиозная партия).

В городах и поселках Израиля действуют 200 религиозных советов

(моацот датиот); 450 раввинов, находящихся на государственной служ-

бе, ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют

контроль над кашрутом (система религиозных правил хранения,

приготовления ж употребления пищи), ведут соответствующую работу

в армии. В десяти городах страны: действуют 24 раввинатских суда.

Особенно сильные позиции Верховный раввинат удерживает в

системе образования Израиля. Хотя религиозные школы (ешибот) со-

ставляют 17% от числа всех среднеобразовательных учебных заве-

дений страны, четвертая часть учебного времени во всех израильских

школах отводится на изучение религиозных дисциплин.

Квалифицированные кадры для религиозных институтов готовятся в

основном в религиозном университете им. Бар-Илана, а также на

факультетах иудаистики в Еврейском университете Иерусалима.

Глава VIII

БУДДИЗМ

Буддизм - самая древняя мировая религия. Он возник в середине

I тысячелетия до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился

в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Вос-

точной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас последователей

буддизма в мире насчитывается около 700 млн. человек.

Возникновение буддизма В середине VI в. до н. э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило

в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Се-

верной Индии брахманизма. Эта религиозная система, восходившая

к племенным культам древних арьев и признававшая высшим ав-

торитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний - Веды, соче-

тала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаические

социальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принад-

лежности к социальной группе, в первую очередь к сословию-варне.

Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие - реально

или номинально - к арьям. Их считали "дваждырожденными", но да-

же и они были бессильны перед возникавшими отношениями собст-

венности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах

деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более

смещалась в соседскую общину, неоднородную в социальном, этниче-

ском и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась вой-

ском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия,

Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этно-

сов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но не

включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахман-

скую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуально

приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших го-

сударствах.

Распадались родовая организация, традиционные связи. Распад

основной производственной ячейки - большой патриархальной семьи -

и переход к земледельческой соседской общине подрывал власть пле-

мени и требовал нового механизма социального регулирования и

защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности.

Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из

мира аскетами. Их активное противостояние существующему миропо-

рядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широких

масс населения, что, в свою очередь, заставило внимательно пригля-

дываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам но-

вых идей крепнущую новую элиту.

На северной окраине индо-арийского культурного ареала, в пред-

горьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личчхавов,

Вриджи - арьянизированных, но политически оппозиционных ар-

хаичным элитам и центральным структурам, со слабым влиянием

брахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Именно

здесь, в среднем течении Ганга,чаще появлялись, активнее выступали

и привлекали больший интерес мудрецы, учителя, школы, предла-

гавшие свое видение мира. Среди нескольких основных направлений

наибольшее влияние приобрел буддизм. •

За легендарной фигурой основателя буддизма, кажется, скрывается

реально существовавший персонаж. Предание гласит, что знатный

член племенного образования Шакья - царевич Свддхартха Гаутама

(из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остро

ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед бесконечной че-

редой перевоплощений души. Этическое истолкование священных тек-

стов, а также интуитивные методы познания оставались в рамках

традиционного брахманского мышления и не удовлетворяли его, пос-

кольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия и

примириться с идеей космического воздания - кармы, определяющей

судьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутаме

озарение позволило ему стать Буддой ("буддха" - просветленный).

Именно Будде Шакьямуни ("мудрецу из племени шакьев") удалось

доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть стра-

дание, от страдания можно спастись, есть путь спасения - этот путь

нашел и описал Будда.

Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тща-

тельно разработанными в священных текстах брахманизма

понятийным аппаратом и языком - санскритом. Их размышления в

общем вписывались в идейно-культурный фон брахманизма и вклю-

чали: принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), дол-

га, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от

коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары

индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный

"праведный" путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.

В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спа-

сению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще

социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные,

производные от уровня, степени нравственной близости человека к

пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены

в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая

цель и возможность на этом пути - повышение статуса будущего рож-

дения - была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишен-

ных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа

брахманов признавать за "единождырожденными" права на участие в

культе. Главная же цель буддиста - выход из цепи перевоплощений.

Идеи первоначального буддизма способствовали его распростра-

нению. В III в. до н.э. Ашока (ок. 268 -- ок. 231/232 до н.э.),

правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровите-

лем буддийского монашества - сангхи и защитником этических норм

буддизма - дхармы и тем самым укрепил центральную власть

империи в соперничестве с местными элитами. На проведенном под

контролем государства III Соборе в Паталипутре начался процесс ка-

нонизации учения. Утвердилось представление о "трех драгоценно-

стях" буддизма: учителе - Будде, учении - дхарме, хранителе

истины - сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, ко-

торый указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Клю-

чевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего

весь путь к нирване или большую его часть - архата или бодхисаттвы.

Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало

его приспособление к местным условиям, освоение местных культов.

Основные идеи Учение буддизма изложено в ряде ка-

и направления буддизма нонических сборников, центральное место

среди которых занимает палийский канон

"Типитака" (или "Трипитака" - "Три корзины").

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение

различных комбинаций или "потоков" нематериальных частиц -

дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека,

животного, растения, камня и т. д. После распадения соответствую-

щего сочетания наступает, смерть, но дхармы не исчезают бесследно,

а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение

индивида в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости

от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений

(сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен

стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих стра-

дания, означает достижение нирваны - состояния покоя, блаженства,

слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно

лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют "четыре великие истины", которые, сог-

ласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его "прос-

ветления". Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2).

причина всех страданий - желания, 3) страдания можно прекратить

путем избавления от желаний, "погашением" последних, а для этого

необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам "правильного

поведения" и "правильного знания".

"Правильное поведение" означает жизнь в соответствии со следу-

ющими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип

ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дур-

манящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией

поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам за-

прещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели,

пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом ж

серебром; а также есть после полудня. "Правильное знание" подра-

зумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию.

"Правильное поведение" и "правильное знание" позволят человеку

постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь

нирваны.

По, буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию

истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда

(он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам

по себе), а также бодхисаттвы - существа, которым осталось сделать

последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают

сознательно, помогая людям обрести спасение.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского

происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований

неиндийских народов, принявших буддизм.

Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его рас-

пространения, оформились к началу нашей эры в два направления:

"узкий" путь спасения - хинаяна и "широкий" - махаяна. В хиваяне

путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское

состояние; соответственно возрастала роль совершенствования в

учении, коллективного знания; относительно простой была обрядность,

менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника является архат,

т. е. человек, добившийся освобождения от всего мирского путем ухода

в монашескую общину - сангху. Крайний аскетизм отличает обрядо-

вую сторону хинаяны. В махаяне допускалась возможность спасения

мирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисат-

твы; соответственно возрастала значимость молитвы, эмоциональной,

иррациональной связи с высшими существами, обряда, усложнялся

пантеон.

Если в III - I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами

Индии в южном и юго-восточном направлениях в основном в форме

учения хинаяны, то с рубежа нашей эры начинается его движение

на север, северо-запад, а затем ж на северо-восток, причем в форме

махаяны. Этому способствовало объединение на несколько веков в

единой Кушанской державе Северной Индии, Средней и Центральной

Азии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на Дальний

Восток, где обрел вторую жизнь. В самой Индии, выдержав конку-

ренцию в соперничестве с типологически близкими учениями и шко-

лами, такими, например, как учение адживиков или религия

джайнизма, буддизм начал быстро вытесняться индуизмом, претер-

певшим существенные изменения, многое заимствовавшим от

буддизма, а главное - прочнее связанным с укрепившимся в Индии

кастовым строем. Буддизм исчез на века из Индии под ударами му-

судаШнсшх завоевателей, целенаправленно разрушавших последние

оплоты буддийской учености - монастыри-университеты. Уцелевшие

монахи, спасая себя и драгоценные рукописи, бежали в Непал и Тибет,

Буддизм в Шри-Ланке Утверждение буддизма в Шри-Ланке в каче-

стве государственной религии и создание

буддийской сангхи относится к III в, до н. э. В Шри-Ланке получило

Наши рекомендации