Освобождающая истина о подчинении
Осознав, зачем Бог вообще создал власть, я стала по-другому смотреть на суть подчинения. Бог задумал власть как средство духовного покровительства и защиты.
Когда вы запрещаете своему двухлетнему ребенку переходить улицу без взрослых, вы вовсе не поступаете жестоко. Вы знаете, что по улицам ездят «злые» машины, и действуете в интересах своего ребенка. Вы используете власть, чтобы защитить свое дитя (хотя оно и пребывает в полном неведении о том, что нуждается в этой защите).
Когда мы становимся под духовное покровительство власти, данной нам Богом, Он защищает нас. С другой стороны, когда мы настаиваем на своем и выходим из-под покрова, то становимся беззащитными перед врагом.
Я убеждена, что именно отказ подчиняться власти мужа спровоцировал нападки сатаны на разум, волю и эмоции многих христианок. Когда мы выходим из повиновения, будь то серьезные вопросы или, казалось бы, незначительные мелочи, мы становимся легкой добычей врага.
Я не имею в виду, что подчинение автоматически обеспечивает женщине защиту от любых страданий и насилия. Это также не значит, что насилие всегда является следствием отказа женщины подчиняться законной власти. По Писанию, и праведный, покорный человек может страдать, в том числе от насилия. Первое послание Петра поясняет, для чего Бог допускает страдания и как вести себя, если страдаешь за праведность.
Существуют случаи, когда покорной жене все же приходится ограждать себя и своих детей от влияния мужа, если оставаться рядом с ним опасно для жизни. Однако даже в таких случаях женщина может — и должна — сохранять уважение к положению своего мужа. Ее цель — не унижать его как мужа и не противостоять ему, но желать, чтобы он изменился и стал покорным Богу. Если она провоцирует его или своим отношением усугубляет ситуацию, если своими словами или поведением она мешает Богу, то не может претендовать на Божью защиту и вмешательство.
Если вы или кто-то из ваших знакомых находится в такой экстремальной ситуации, попросите Бога показать вам человека, который сможет дать вам мудрый совет. Лучше всего, если это будет один из лидеров вашей церкви. (Существуют также другие факторы и средства, способные помочь в конкретных ситуациях. В конце книги приводится раздел «Для дальнейшего изучения», в котором содержатся ссылки на дополнительные источники, которые могут быть интересны женщинам, оказавшимся в подобных ситуациях.)
Я поняла, что главный вопрос состоит в том, согласна ли я довериться Богу и подчиниться Его власти. Если я готова слушаться Его, то мне становится гораздо проще подчиняться власти человека, которого Он поставил надо мной.
В Книге Притчей (21:1) сказано, что «сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его». Наше желание подчиняться Богом данной власти являет нашу веру — показывает, насколько велик для нас Бог.
Высшая власть стоит над любой человеческой властью. В конечном счете ни один человек не властен над нашей жизнью. Подчинение вводит нас под покров и защиту нашего мудрого, любящего, всесильного Небесного Отца, Который держит в руках «сердце царя».
Вопрос в следующем: действительно ли мы верим, что Бог выше любой человеческой власти? Верим ли мы, что Он достаточно силен, чтобы, если нужно, изменить сердце человека, стоящего у власти? Верим ли мы, что Он достаточно силен, чтобы защитить нас, если мы занимаем свое место и подчиняемся поставленной над нами власти? Верим ли мы, что Он знает, что для нас лучше, и хотим ли мы довериться Ему, чтобы Он исполнил Свою совершенную, вечную волю?
Истина заключается в том, что, как мы видели в Первом послании Петра (3:1–2), когда жена подчиняется мужу, она позволяет Богу действовать в его сердце и приводить его к послушанию. Петр говорит дальше, что покорное сердце дарит женщине самую восхитительную и долговечную красоту:
Да будет украшением вашим... сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
1 Пет. 3:3–6 (курсив мой. — Н. Д.)
Если жена подчиняется мужу независимо от его духовного состояния, то по-настоящему освобождается от страха. Ведь она доверилась Богу, Который в конечном счете управляет и ее мужем, и сложившейся ситуацией.
Сьюзан Хант в своей книге «True Woman» («Настоящая женщина») прекрасно сформулировала суть подчинения:
Я не могу логически доказать необходимость подчинения. Логика вообще бессильна, когда нужно объяснить, почему Иисус оставил всю славу и красоту небес, чтобы подарить небесную славу нам. Подчинение не вписывается в рамки логики, суть подчинения — в любви.
Иисус так возлюбил нас, что добровольно пошел на крест. Его заповедь такова: жены должны подчиняться своим мужьям. Этот дар мы можем добровольно отдать мужчине, которого обещали любить в послушании любимому Спасителю. <…>
Бог сказал, что мужчине нужен помощник. Настоящая женщина радуется этому призванию и поддерживает своего мужа, а не противостоит ему, сострадает ему, а не пытается им манипулировать, становится его партнером, а не противником. Она повинуется искренне, а не напоказ.
Настоящая женщина не боится подчиняться. Она не настаивает на своих правах, не пытается управлять ситуацией. Ее страх исчезает в свете обещания Христа быть ее Богом и пребывать в ней. Подчинение — лишь проявление ее уверенности в безграничной силе Господа Бога. Подчинение — это доказательство ее искупления4.