Основные категории гносеологии: познание, истина, абсолютная истина, относительная истина, , объективная истина. Критерий истины. Релятивизм и догматизм.

Основные категории гносеологии.

Сознание, как было сказано ранее, всегда есть осознанное бы­тие.

ЗНАНИЕ - объективная реальность, данная в сознании чело­века, который в своей деятельности отражает, идеально воспро­изводит объективно закономерные связи реального мира.

ПОЗНАНИЕ - обусловленный прежде всего общественно-истори­ческой практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это та­кое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его во­зможности и границы, отношение субъекта и объекта познания, ис­следуются условия достоверного знания, критерии его истиннос­ти, формы и уровни и т.д.

Термин "гносеология" в современной литературе употребля­ется в двух основных значениях:

1) как учение о всеобщих механизмах и закономерностях по­знавательной деятельности человека, о "знании вообще", незави­симо от его форм и видов;

2) как философская концепция, предметом исследования кото­рой является научное познание в его специфических характерис­тиках.

Познание как разновидность духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из них процесс познания протекает в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах. Поэтому познание как целостный феномен нельзя сводить к какой-либо форме, хотя бы и такой важной как научная. Гносеология не может делать выводы, черпая материал для обобщений из одной только сферы - научной, в т.ч. из "высокоразвитого естествозна­ния".

ИСТИНА - ЗНАНИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СВОЕМУ ПРЕДМЕТУ, СОВПА­ДАЮЩЕЕ С НИМ. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении. Достиже­ние истины - непосредственная цель познания в любой его форме (научной, философской, образно-художественной и др.).

Каковы ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИСТИНЫ?

Объективность. Первое и исходное из них - ОБЪЕКТИВНОСТЬ: конечная обус­ловленность реальной действительностью, практикой и независи­мость содержания истинного знания от отдельных людей (как, на­пример, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца).

Будучи объективна по своему содержанию, истина субъектив­на по форме: ее познают люди и выражают в определенных поняти­ях, законах, категориях и т.п. Например, всемирное тяготение присуще материальному миру, но в кач-ве истины, закона нау­ки оно было открыто И. Ньютоном.

Абсолютность и относительность. ИСТИНА ЕСТЬ ПРОЦЕСС, а не некий одноразовый акт постиже­ния объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характерис­тики объективной истины как процесса применяются категории аб­солютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и от­носительного (отражающей изменчивое, преходящее).

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНЫ - это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания челове­ком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Между ними нет китайской стены. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из названных сторон, мо­ментов имеет свою специфику.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается,

во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действитель­ности в целом - гносеологический идеал, который никогда не бу­дет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;

во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: "птицы имеют клюв", "люди смер­тны" и т.д. Это т.н. вечные истины, знания об отдельных сторо­нах предметов.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания скла­дывается из суммы относительных, но не путем механического сое­динения готовых истин, а в процессе творческого развития позна­ния на основе практики.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его уг­лубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классичес­кая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, "истина" о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность исти­ны заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения аб­солютного и относительного моментов в истине. ДОГМАТИЗМ преу­величивает значение устойчивого момента, РЕЛЯТИВИЗМ - изменчи­вой стороны каждой истины.

По вопросу О КРИТЕРИИ ИСТИНЫ в истории философии и науки высказывались различные точки зрения. В кач-ве такого крите­рия выдвигались: общезначимость (то, что признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к успе­ху - прагматизм (от греч. прагма - дело, действие); то, что соответствует условному соглашению - конвенционализм (от лат. конвенцио - договор, соглашение); то, во что люди сильно ве­рят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т.д. Авторы этих и других концепций в поисках истины, как правило, не вы­ходили за пределы самого знания.

Диалектико-материалистическая философия соединила всеоб­щность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики.

Проверка знания "на истину" практикой не есть какой-то одноразовый акт, нечто неизменное или зеркальное сличение. Она представляет собой процесс, т.е. носит исторический, диалектический характер. А это значит, что КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ ОД­НОВРЕМЕННО ОПРЕДЕЛЕН И НЕОПРЕДЕЛЕН, АБСОЛЮТЕН И ОТНОСИТЕЛЕН. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, со­вершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или В добывании истины, как и в ее проверке, необходимо ЕДИН­СТВО ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ, которое есть коренной принцип философ­ской гносеологии. Это такое их диалектическое взаимодействие, в котором практика все же выше, важнее познания, и, как было показано ранее, исходный и конечный пункт познавательного про­цесса.

Наши рекомендации