C. Истина и заблуждение. Ошибка. Ложь. Истина и правда. Правда и справедливость. Правда и свобода. Истина, правда и право. Юридическая правда.

I. Истина – адекватное, правильное отражение действительности. Ценность знания определяется мерой его истинности. Достижение истинного знания – сложный и противоречивый процесс. Естественно, что на этом пути возможно получить различные результаты. Исследователь, если речь идет о поиске научной истины, может не только прийти к истинному результату, но и пойти по ошибочному пути, заблуждаться. Поэтому не существует раз и навсегда установленной грани между истиной и заблуждением. Поиск истины – открытый процесс, в нем заложены различные возможности, в том числе и возможности неверных, ошибочных оценок происходящего.

Заблуждение – такие знания, которые не соответствуют сущности познаваемого предмета, но признаются за истинное знание. Это постоянный элемент развития науки. Люди неосознанно принимают этот факт, то есть исходят из эмпирических опытов. Показательный пример заблуждения – Солнце движется вокруг Земли в докоперниковский период.

Заблуждение не является абсолютным вымыслом, игрой воображения, плодом фантазии. Заблуждения тоже отражают, правда, односторонне, объективную действительность, имеют реальный источник, так как в любом вымысле содержатся нити реальности.

Причины объективного возникновения заблуждений:

1) Историческая практика, а именно, уровень развития науки того времени, неадекватно воспринятые факты, ошибочная их интерпретация. Зачастую истина становится заблуждением, если не учитываются границы истинности и та или иная истинная концепция распространяется на все сферы реальности. Заблуждение может быть следствием также неверной информации.

2) Свобода выбора в методах исследования. То есть сам предмет навязывает способ, метод исследования, например, инфляцию не будешь изучать с помощью метода чувственного познания.

Заблуждение отличается от лжи тем, что оно носит непреднамеренный характер.

В целом заблуждение – естественный момент познавательного процесса и диалектически связано с истиной. Необходимо считаться с возможностью заблуждений, не преувеличивая и не абсолютизируя их. Преувеличение места заблуждений в познании может привести к скептицизму и релятивизму. Выдающийся отечественный физик, лауреат Нобелевской премии П.Л.Капица заметил: «...ошибки – диалектический способ поиска истины. Никогда не надо преувеличивать их вред и уменьшать их пользу».

Поэтому истине противостоит не столько заблуждение, сколько ложь как преднамеренное возведение в ранг истины.

Как показала практика человечества, заблуждение - это неотъемлемый элемент поиска истины. Пока один откроет истину, сто пребудут в заблуждении. И в этом смысле заблуждение представляет собой нежелательные, но правомерные издержки на пути к достижению истины.

II.Научное познание по своей сути невозможно без столкновений различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.

Ошибка.

Ошибка – несоответствие знания действительности.

В отличие от заблуждения, ошибка осознается и совершается по субъективным причинам:

1) Низкая квалификация специалиста, 2) Невнимательность, 3) Спешка.

Ложь.

III. Ложь. Обман. Это умышленное искажение действительности. То есть утверждение, что вращается Солнце, а не Земля, с точки зрения современной астрономии ложно.

Особенность: Ложь носит адресный характер (либо обманывают отдельного человека, либо все общество).

Здесь знания намеренно или ненамеренно, бессознательно искажаются, так как такое искажение оказывается полезным тем или иным социальным группам и лицам для достижения групповых целей и личностных, поддержания власти, достижения победы над противником или оправдания собственной деятельности. В первую очередь это касается знаний, относящихся к социально-исторической действительности и непосредственно затрагивающих вопросы мировоззрения, идеологии, политики и т.д.

Ложью может быть, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление.

К примеру, фирма «Иванов и компания» рекламирует средство, поражающее болезнетворные бактерии, но при этом умалчивает о противопоказаниях этого средства. В результате, вред от приема этого лекарства превышает пользу; проектировщики АЭС сокрыли возможность чернобыльского эффекта, и уже страдают не единицы, а сотни тысяч людей.

Различают:

1) Наглая ложь, то есть намеренная. Она ближе всего к обману.

2) Ложь умолчания, сокрытия.

3) Полуправда, часть - правда, но не вся. Иногда совершается намеренно, иногда неосознанно (возможно, по незнанию).

В отличие от заблуждения, ложь является нравственно-правовым феноменом, а посему и отношение ко лжи должно быть иным, чем к заблуждению.

Истина и правда.

IV. Правда - это убежденность человека в истине, это соответствие высказываний субъекта его мыслям. Правда основывается на истине, но не сводится к ней. То есть истина может быть одна, но у каждого своя правда. И правда далеко не всегда является адекватным выражением всей истины. Она может выступать как частный случай истины.

Говорят, Соломон, выслушав стороны, участвующие в споре, заявил о том, что каждый из них прав. Прав как носитель своей правды.

Проблема соотношения правды и истины решается через определение меры истины. Так, с точки зрения солдата или офицера федеральных войск, война в Чечне есть защита целостности России. И это правда. С точки зрения чеченца, война в Чечне есть защита его дома. И это тоже правда. Но и в том и в другом случае это часть истины. Что касается полной истины, то чеченский феномен противостояния есть коммерческая война наживы одних и обнищания других, сомнительного счастья одних и безутешного горя других.

ПРАВДА И СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Правда - это величайшая социальная и личностная ценность. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни», и другими ценностями человека. В представлении Г. Риккерта ценности заложены в культуре как созданной и сотворенной человеком реальности, противоположной существующей и возникающей самой по себе реальности природы. Ключевым в вопросах о ценности является проблема их существования. Тот же Риккерт считал, что о содержащихся в объектах культуры ценностях «нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только что они значат или не имеют значимости»[1].

Неудачи в поисках доказательств существования общепризнанных ценностей чаще вызваны, на наш взгляд, фактом проблематичности всеобщих, так называемых, общечеловеческих ценностей. Ведь, нередко выходит, что за «общечеловеческими ценностями» скрываются ценности определенных социальных групп, навязывающих другим свои представления, превратившиеся к тому же в чрезвычайно консервативные системы. Поэтому переоценка ценностей дается труднее, чем исправление ошибок в знаниях, но вопреки Г.Риккерту, ценности существуют, только не в природе, а в человеческой ментальности, обнаруживаясь в том, что они определяют исторически конкретные формы социальной жизни.

Правда в народной и философской культуре - узловое синтетическое понятие, выступающая синонимом слов: закон, истина, правило, справедливость. Понимаемая и принимаемая как итог и результат общения человека и Бога, правда артикулирует собственное божественное начало, в отличие от истины как действительности, как начала человеческого. Об этом свидетельствуют многие священные книги, скажем, Псалтырь: истина «от земли восходит», правда же «с небес принимается»[2].

Современное общество во всем мире имеет дело не с истиной, а с многочисленными и соперничающими представлениями об удобных, модных, полезных, научных истинах, которые чаще всего называют «правдами». Понятие «правда» имеет явно выраженный социальный смысл, связано с признанием соответствующего утверждения социально-значимым, полезным, необходимым, соответствующим требованиям некоторой социальной нормы. Это значит, что статус правды имеет не какой-либо факт, событие и т.п., а его общественное значение, его интерпретация. Употребляя понятия Истина и Правда, многие не видят между ними никакой разницы, а она есть и принципиальная. Истина - объективна, а правда - нет. Каждый человек имеет свою правду и часто он считает свою правду абсолютной истиной, с которой другие люди должны безоговорочно соглашаться.

В соотношение истины и правды некоторую ясность вносит вопрос о правде и лжи. Правда - это субъективная истина, то, что человек считает истиной. Но часто мы специально лжем, считая, что ложь поможет нам решить проблему. По своим побуждениям различают ложь или обман прикрывающую, посягающую, приукрашивающую, компрометирующую и т.д. Не секрет, что неотъемлемым, зачастую нравственным элементом культуры всех народов является ложь или неправда как непреднамеренное, непроизвольное заблуждение и преднамеренная ложь как антипод правды. И как отмечал еще Кант, «умалчивание» может рассматриваться либо ложью, либо неправдой. По мысли И.Канта, когда мы обещаем открыть некую истину и формулируем ложное утверждение - мы творим ложь; в том же случае, когда нас принуждают открыться, побуждают к откровению, не имея на это соответствующего права - наше молчание или уклончивый ответ явятся всего лишь неправдой[3].

Стремление к справедливости - вечное стремление человечества, и вопрос о том, что такое справедливость, выступает как вечный вопрос философии, важность которого возрастает по мере роста человечества. Ныне мы наблюдаем рост числа тех, кто не только стремится к справедливости, а хочет ее и ради нее готов браться за оружие, за терроризм. К чему же стремятся и какой справедливости хотят люди?

Из простых наблюдений мы можем заметить, что, когда люди ищут справедливости, то они выражают некое стремление осуществить для себя или для кого-то другого нечто такое, чего у них в данный момент нет. Если данное наблюдение может нас подвести к философскому выводу, то речь идет о несправедливости, связанной с нарушением прав или с пренебрежением правами. И здесь мы должны прибегнуть к услугам познания, понимания, правды и истины. Ведь есть разные виды прав, по-разному проявляющиеся в различных фактических ситуациях, поскольку есть разные способы нарушать их или пренебрегать ими, и во всем этом надо вдумчиво разобраться.

Однако нередко само утверждение правды и истины несет в себе столкновение интересов, к подчинению человека к неким правилам, отчужденных от него и подчиняющих человека. Есть и другие обстоятельства и вопросы существования истины, превращающие ее проблематику в конфликтную территорию современной культуры. Свою лепту вносит и современная постмодернистская философия, отрицающая существование не только истины, но некого единого субъекта познания, хотя деконструкция постмодернизма не может снять с повестки дня вопросов истинности в науке и философии. Но социально организующая роль истины настолько велика, что эти затруднения, возникающие в теориях и концепциях истины указывают на необходимость продолжения поиска ответов на поставленные вопросы, в том числе и связанные с соотношением истины и справедливости, истины и правды в жизни человека.

Наши рекомендации