Я ничего не могу с собой поделать

Это еще одна ложь, которая порабощает многих людей на всю жизнь. В эту ложь когда-то поверили мы все. Возможно, вы сможете узнать себя в одной из этих женщин:

Я верила в ложь о том, что «всегда буду такой же, как мои родители. Ведь это наследственное, и тут ничего не поделаешь». Мой отец был служителем. Но потом они с мамой отошли от Бога и церкви. Я считала, что невозможно всегда быть верной Богу. Раз это не получилось у моих родителей, то не получится и у меня.

Я оправдывала свою лень и недисциплинированность, считая, что ничего не могу с собой поделать.

Я верила, что у меня проблемы с лишним весом, потому что вся семья отца страдает от ожирения. Я унаследовала их телосложение и поэтому буду всегда мучиться. Нет смысла бороться с этим — все равно я буду толстеть. Поэтому я считала их виновными в моем пристрастии к еде.

Мы замечаем в себе то, что не нравится нам самим или не угодно Господу. Но вместо того чтобы принять на себя ответственность за свой выбор, отношение и поведение, мы выдумываем 101 оправдание:

• В нашем доме так тесно, все действует мне на нервы.
• У меня такая тяжелая работа, что я не могу не раздражаться на детей, когда прихожу домой.
• Это просто критические дни.
• У меня гормональный срыв.
• Я так сильно устала, что у меня просто нет ни на что сил.
• В моей семье никто не умел разрешать конфликты. Мы все копили внутри и притворялись, что ничего не произошло. Я до сих пор не умею разговаривать о наболевшем.
• Родители никогда не хвалили меня, и я не чувствовала себя любимой.
• Моя мама и бабушка страдали от маниакальной депрессии. Похоже, это просто наследственное.
• Моя мать никогда не была для меня настоящей матерью, и поэтому я не знаю, как надо воспитывать своих детей.
• У меня было трудное детство, и я не могу доверять людям.
• Бывший муж постоянно унижал меня, он виноват в моей низкой самооценке.

Все эти высказывания подразумевают, что во всем виноваты окружающие, а мы просто жертвы и страдаем от ран, нанесенных другими людьми.

Тем не менее, размышляя над историей Евы, мы понимаем, что в несчастье этой женщины не были виноваты ни муж, ни дети. В противовес современному феминизму, который утверждает, что в женских проблемах повинны мужчины, жизнь Евы разрушил не мужчина. Ева также не могла винить в этом свою среду. Напротив — в тех условиях легко было достичь успеха и быть счастливой. У Евы и ее мужа не было ни финансовых проблем, ни проблем на работе, ни неприятных соседей, ни сорняков в саду; у них не было даже проблем с тещей или свекровью!

Ева никого не могла обвинить в случившейся беде. Проблема началась с нее самой. Ева сделала свой выбор — в этом некого винить. Это решение лишило ее свободы и навлекло ужасную беду на нее, ее семью и все следующие поколения.

Ложь — «я ничего не могу с собой поделать» — превращает нас в беспомощных жертв окружающих людей и внешних обстоятельств. Она подразумевает, что кто-то или что-то другое отвечает за наше будущее, что у нас нет власти измениться, и мы всего лишь марионетки. Мы зачем-то поверили, что обречены двигаться только тогда, когда кто-то дергает за ниточки.

Эта ложь не оставляет нам никакой надежды на изменение. Сатана знает, что если мы поверим в неспособность контролировать себя, то никогда не изменимся. Мы будем жить в рабстве. Если мы верим, что обречены на поражение, грех или несчастье, то будем терпеть поражения, будем грешить, будем несчастными, разочарованными женщинами.

Но у нас есть выбор. Мы отвечаем за свои решения. Мы можем измениться силой Духа Святого. Как только мы познаем и примем истину, мы сможем освободиться от цепей прошлого, обстоятельств и даже глубинных, укоренившихся в подсознании моделей поведения.

У меня есть права

«Неотъемлемые права»... «Ты имеешь право распоряжаться своей жизнью!»... «У тебя есть право на качественное обслуживание!» От Конституции и до сети ресторанов быстрого питания, всюду лозунг — «У меня есть право». Он стал своеобразным паролем западной цивилизации. Женщины нашего поколения просто уцепились за него.

Современное движение феминисток держится на отстаивании прав женщин: право голосовать, право быть свободными от оков домашнего хозяйства, право на равные возможности в карьере, право на равную с мужчинами зарплату, право распоряжаться своим телом, право говорить и делать то, что хочется, быть такими, какими хочется, право не брать фамилию мужа и не зависеть от других форм «мужского деспотизма».

Женщин убедили, что путь к свободе и счастью лежит через отстаивание своих прав. В конце концов «если не заступишься сама за себя, никто за тебя этого не сделает!» Однако я убеждена, что именно из-за отстаивания прав женщины оказались сегодня в столь бедственном положении. Я очень часто слышу о том, что «отстаивание прав» не всегда приносит ожидаемые результаты:

Убеждение, что у меня есть права, стало причиной множества ненужных споров, из-за которых моя жизнь стала невыносимой.

Когда я требую своего, то на короткое время получаю некое удовлетворение, но вскоре впадаю в уныние.

На самом деле во всем мире люди строят успешные отношения и здоровую культуру не на том, что отстаивают свои права, а на том, что уступают другим. Даже наши правила дорожного движения отражают этот принцип. Вы нигде не увидите знак, который говорит: «У вас есть право на дорогу». Наоборот, наши знаки гласят: «Уступи дорогу». Этот принцип оптимален для системы дорожного движения. Отлично вписался бы он и в нашу жизнь.

Тем не менее идея отстаивания своих прав буквально витает в воздухе. Путаница и смятение шестидесятых годов породили философию о правах. Эта идея стала частью и нашей христианской культуры. Она прокрадывается в наши разговоры. Она формирует наше мировоззрение. Сегодня считается само собой разумеющимся, что...

• у вас есть право быть счастливой;
• у вас есть право на понимание людей;
• у вас есть право быть любимой;
• у вас есть право на определенный стандарт жизни, на соответствующую оплату труда и на некоторые льготы;
• у вас есть право на хороший брак;
• у вас есть право на дружбу и романтическую любовь;
• у вас есть право на уважение коллег;
• у вас есть право на то, чтобы вас ценил муж и уважали дети;
• у вас есть право на выходные и отпуск;
• у вас есть право выспаться;
• у вас есть право на то, чтобы муж помогал вам по дому.

А самое главное, если любое из ваших прав нарушается, у вас есть право на протест. У вас есть право быть в гневе. У вас есть право на депрессию. У вас есть право предпринимать какие-то меры. У вас есть право настаивать на своих правах!

Ветхозаветный пророк Иона иллюстрирует естественную человеческую склонность отстаивать свои права и впадать в гнев, когда эти «права» нарушаются. Иона чувствовал, что у него есть право недолюбливать жителей Ниневии. Он имел право служить там, где хотел служить. У него было право увидеть, как Бог накажет язычников.

Когда Бог поступил не так, как считал правильным Иона, «Иона сильно огорчился этим и был раздражен» (Иона 4:1). Он так рассердился, что даже просил Бога забрать его жизнь. Мысли о самоубийстве были результатом всплеска эмоций.

Господь не посочувствовал Ионе, Он не пощадил уязвленные чувства Ионы. Наоборот, поставил перед бунтующим пророком вопрос о правах ребром: «И сказал Господь: „Неужели это огорчило тебя так сильно?“» (В другом переводе: «Какое ты имеешь право гневаться?» — Примеч. пер.).

Иона отказался отвечать на этот вопрос.

Он пошел на окраину Ниневии, построил себе шалаш и уселся смотреть, не изменит ли Бог свое решение и не уничтожит ли город. Бог по Своей милости сотворил «растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению» (Иона 4:6; курсив мой. — Н. Д.).

Видите, как эмоциональное состояние Ионы зависело от соблюдения его прав? Ионе не понравилось, что Бог был милостив к язычникам, которых Иона презирал, и он рассердился на Бога. А когда Господь дал ему утешение — тень, защищающую от жаркого восточного солнца, — Иона обрадовался.

Однако его радость была недолгой, потому что на следующее утро Бог послал червя, который подточил это растение, и оно засохло. Затем Он навел знойный восточный ветер и палящие лучи солнца, так что Ионе стало плохо. Снова пророк запросил себе смерти. И снова Бог заговорил о правах Ионы: «Неужели так сильно огорчился ты за растение?» (Другой перевод: «Какое право ты имеешь так сердиться за растение?» — Примеч. пер.).

Иона ответил: «Очень огорчился, даже до смерти» (Иона 4:9) (Другой перевод: «Я крайне разгневан... даже до смерти». — Примеч. пер.).

Ионе казалось, что у него есть право распоряжаться своей жизнью и внешними обстоятельствами, право на то, чтобы все вокруг шло так, как он хотел, и право на гнев, когда что-то не ладилось. Стремление отстоять свои права привело Иону к эмоциональной нестабильности, одиночеству и отчужденности от Бога.

Печально, что иногда история Ионы сильно напоминает мою собственную. Слишком часто я нахожу в себе раздражение и недовольство тем, что все идет не по-моему. Решение, которое на работе приняли за меня, грубый водитель автобуса, длинная очередь в магазине, необдуманное слово, вылетевшее у близкого человека, небольшая обида на друга (реальная или надуманная), человек, подорвавший мое доверие, телефонный звонок, который будит меня, как только я засну… Если я буду заявлять свои права при каждом удобном случае, то мне гарантировано плохое настроение, непомерная требовательность и гнев.

Единственный способ остановить эту эмоциональную и духовную карусель — уступить свои права Тому, Кто имеет эксклюзивное право на все в этой жизни. Это истина, которая сделает нас свободными.

Наши рекомендации