Женщины тоже могут проповедовать
Нужно упомянуть о том, что жены поддерживали и помогали своим мужьям во всех их проповеднических начинаниях. Именно женщины играли самую значительную роль в организации заботы о членах групп. Женщины также самостоятельно организовывали все детские программы. Однако Джаяпатака Махарадж очень хотел, чтобы матаджи также становились самостоятельными лидерами групп Бхакти-врикша.
Две матаджи, Гауранги Гопи деви даси и Джая Расешвари деви даси, организовали две собственные группы для грихастх.
Гауранги Гопи, молодая жена Вигхнанасаны Говинды, пришла в сознание Кришны уже после своего замужества. В Индии она работала в крупной компании, производящей часы, и была дипломированным специалистом в области электронной инженерии. Однако она оставила свою профессиональную карьеру и предпочла сконцентрироваться на поддержании домашнего хозяйства в сознании Кришны.
Джая Расешвари деви даси работала секретарем в одной процветающей фирме. Она была замужем и воспитывала маленькую дочь. Хотя ее муж не интересовался сознанием Кришны, она полностью посвятила себя служению и проводила все свободное от работы время, занимаясь деятельностью в сознании Кришны. Она читала книги, общалась с преданными по телефону, транскрибировала кассеты, делала фотокопии всего, что просили преданные, а также проповедовала своим коллегам. Ее босс-европеец был очень лоялен по отношению к ней, однако вскоре она также оставила свою работу.
Проповедь матаджи была неразвита в основном из-за транспортных проблем. Наш город достаточно большой, и, поскольку в такси не установлены счетчики, цены назначаются произвольно. В этой стране женщины редко выходят в город одни; здесь считается небезопасным путешествовать в одиночку в такси или даже в городских автобусах.
Однако это не было оправданием того, чтобы оставлять проповеднический потенциал матаджи незадействованным. Поэтому, чтобы создать мотивацию у наших подающих надежды матаджи и обучить их, я решила лично начать проводить программы в разных местах города. Кришна устроил так, что мы нашли одного пожилого и очень любезного таксиста, который был готов подвозить нас в любое время суток. Для этого нужно было всего лишь позвонить ему по телефону.
Не теряя времени даром, я попросила его отвезти меня в те места в городе, где наши матаджи собирали своих соседей и проводили программы. В то время все это казалось очень революционным.
(Према Падмини деви даси, Виджай Венугопал дас, «Ты можешь проповедовать»)
ЦИТАТА
Господь Гауранга вдохновлял на проповедь женщин. Например, Джахнави-мата, супруга Господа Нитьянанды, была опытным проповедником и помогала Ему в Его миссии. Она много путешествовала, организовывала фестивали и занималась санкиртаной в разных местах. Джахнави заслужила репутацию величайшей вайшнави, воплощавшей в себе идеалы преданности в линии Господа Чайтаньи. Она дала инициацию своему сыну Вирабхадре, а также многим другим мужчинам и женщинам — членам вайшнавской общины. У ее лотосных стоп нашли прибежище многие крупные деятели линии Махапрабху. Такие личности, как Нароттам Дас Тхакур, Шринивас Ачарья и Шьямананда Прабху признавали ее самой выдающейся из вайшнавов в Бенгалии. Джахнави-мата дала посвящение многим преданным из гаудия-вайшнавской сампрадайи. Ганга-мата Госвамини была бенгальской принцессой и даже правила государством некоторое время после смерти своего отца, короля Нареша Нарайана. Затем она отреклась от царства и стала великой преданной. Известно, что она читала прекрасные лекции по «Шримад-Бхагаватам» и дала посвящение многим преданным. Таким образом, у нас имеются примеры женщин, ставших великими духовными учителями. Господь Гауранга стал великим революционером, дав женщинам возможность проповедовать.
Следовательно, необходимо поощрять женщин к активной проповеди «на передовой». Шрила Прабхупада писал: «Что касается женщин — распространительниц книг, которые уехали из храмов в Нью-Йорке и Бостоне в Новый Вриндаван, необходимо их срочно вернуть и дать возможность заняться прежним служением. В движении Шри Чайтаньи Махапрабху каждый является проповедником, и неважно, мужчина это или женщина. Я не знаю, почему Киртанананда Махарадж убеждает наших женщин-преданных не выходить на санкиртану и не распространять книги. Выходить должны все». (Письмо Шрилы Прабхупады от 6 октября 1973 г.)
(Према Падмини деви даси, Виджай Венугопал дас, «В каждом доме и каждом подъезде»)
5. Можно ли отделить Миссию Бхакти-врикши от наших обычных потребностей (работа, отношения с родственниками, друзья и т.д.)? Какие последствие будут, если мы разделим эти две вещи? Обсудите, как можно связать Миссию Бхакти-врикши с нашими обычными потребностями.
Подсказка для слуги-лидера:
ЦИТАТА
Преданный: Что я должен делать, если мне нравится проповедовать? Я хочу освободиться от семейных уз.
Шрила Прабхупада: Научите его, что нужно делать.
Тамал Кришна: А что он спрашивает?
Преданный: Но я хотел бы больше проповедовать, и освободиться от семейных уз.
Тамал Кришна: Я думаю Джагадиша, он семейный человек, но он тоже проповедует. Поэтому семья не является препятствием. Семья не препятствует проповеди. Так или иначе, можно проповедовать.
Шрила Прабхупада: ахаитукй апратихата /ШБ 1.2.6/
Почему вы не можете это понять? Ничто не может помешать проповеди, если вы хотите этого. Если вы хотите проповедовать, вы можете это делать в любых обстоятельствах.
пранаир артхаир дхийа вача /ШБ 10.22.35, ЧЧ Ади 9.42/
(ШП, прогулка 10.07.1975, Чикаго, Иллинойс)
6. Если преданный ещё не испытывает такой боли и такого сострадания, как Харидас Тхакур и Господь Чайтанья, может ли он участвовать в Миссии?
Подсказка для слуги-лидера:
ЦИТАТА