Признак - Люди джахилии приводили в качестве довода на ложность пути то, что этого пути придерживались слабые
Люди джахилийи считали показателем несостоятельности и неправильности чего-то то, что этого придерживались и следовали за этим слабые, как сказал Всевышний:
﴿قَالُوا أَنُؤْمِنُ لَكَ وَاتَّبَعَكَ الْأَرْذَلُونَ﴾
«Они сказали: "Неужели мы поверим тебе, если за тобой последовали самые жалкие люди?"». (Сура аш-Шу’ара, аят 111)
А также они сказали:
﴿أَهَؤُلَاءِ مَنَّ اللَّهُ عَلَيْهِمْ مِنْ بَيْنِنَا﴾
«Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?» (Сура аль-Ан’ам, аят 53)
И Аллах отверг их слова, сказав:
﴿أَلَيْسَ اللَّهُ بِأَعْلَمَ بِالشَّاكِرِينَ﴾
«Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?» (Сура аль-Ан’ам, аят 53)
Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Этот признак противоположен предыдущему. Люди джахилии считали критерием истины и указанием на истинность чего-то то, что этого придерживались сильные мира сего. А здесь наоборот, люди джахилии приводили в качестве довода на ложность пути то, что этого пути придерживались слабые. Они считали, что если это истина, то эти люди не стали бы слабыми. Это было весами людей джахилийи, которые помогали им различать истину и ложь. Они не знали, что сила и слабость в руках Всевышнего Аллаха. Слабый может быть на истине, а сильный - на лжи. Такова было логика народа Нуха (мир ему), как об этом сказал Всевышний:
﴿قَالُوا أَنُؤْمِنُ لَكَ وَاتَّبَعَكَ الْأَرْذَلُونَ﴾
«Они сказали: "Неужели мы поверим тебе, если за тобой последовали самые жалкие люди?"». (Сура аш-Шу’ара, аят 111)
И в другом аяте:
﴿وَمَا نَرَاكَ اتَّبَعَكَ إِلاَّ الَّذِينَ هُمْ أَرَاذِلُنَا بَادِيَ الرَّأْيِ ﴾
«Мы видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив». (Сура Худ, аят 27)
Точно также поступили многобожники во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Они издевались над слабыми верующими, например, над Билялем, Сальманом, ’Аммаром ибн Йасиром, его отцом и матерью. Они издевались над этими слабыми сподвижниками пророка (мир ему и благословение Аллаха). Они говорили пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Мы не будем сидеть с тобой, пока эти (бедняки) рядом. Сделай для нас отдельное собрание». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) очень сильно желал для них прямого пути и поэтому чуть было не согласился. Но Всевышний Аллах сказал:
﴿وَلاَ تَطْرُدِ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ مَا عَلَيْكَ مِنْ حِسَابِهِم مِّن شَيْءٍ وَمَا مِنْ حِسَابِكَ عَلَيْهِم مِّن شَيْءٍ فَتَطْرُدَهُمْ فَتَكُونَ مِنَ الظَّالِمِينَ (52) وَكَذَلِكَ فَتَنَّا بَعْضَهُم بِبَعْضٍ لِّيَقُولواْ أَهَؤُلاء مَنَّ اللّهُ عَلَيْهِم مِّن بَيْنِنَا ﴾
«Не прогоняй тех, которые взывают к своему Господу утром и перед закатом, стремясь к Его Лику. Ты нисколько не в ответе за них, и они нисколько не в ответе за тебя. Если же ты прогонишь их, то окажешься одним из беззаконников. Таким образом Мы искушали одних из них другими, дабы они сказали: "Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?"». (Сура аль-Ан’ам, аяты 52-53)
То есть по их мнению невозможно, чтобы эти слабые опередили их во благе. Они говорили:
﴿ لَوْ كَانَ خَيْرًا مَّا سَبَقُونَا إِلَيْهِ ﴾
«Если бы это было благом, то они не опередили бы нас в этом». (Сура аль-Ахкъаф, аят 11)
Сегодня также некоторые из мусульман говорят об ученых, что у тех нет понимания, нет знания действительности. Говорят, что у ученых узкий кругозор, у них чрезмерная строгость. Шейх не написал эту книгу для истории, напротив, он написал это для предостережения от качеств джахилийи.
Разъясняет шейх Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейх: У людей джахилийи были различные критерии истинности. Например, они считали истинным то, за чем следует большинство. Также они считали критерием истинности то, что за этим следовали предки. Они считали критерием истинности кого-то, его силу, понимание и знание.
Также они считали критерием ложности то, что мы разбираем сейчас. Они считали, что если слабые следуют по какому-то пути, значит этот путь ложный. Это один из видов доводов, который был у людей джахилийи в прошлом. У все люди похожие на людей джахилийи, во всякое время и во всяком месте, приводят те же самые доводы. Они считают что-то ошибочным, если за этим следуют только слабые. Они своим поверхностным разумом считают, что знатные люди ближе к истине и они лучше знают о ней. Они думают раз люди слабые в обществе, значит они слабы и умами. Как же тогда они могут опередить знатных в истине? Ведь, по их мнению, знатные люди имеют понимание и разум. Значит то, с чем пришли посланники - ложь, так как за этим последовали слабые.
В основе это верно, так как умные люди всегда ближе к истине, но люди джахилийи поняли это неправильно. А как правильно? Правильно то, что те люди, которые последовали за посланником, они и есть разумные и понимающие. Всевышний Аллах сказал:
﴿وَتِلْكَ الْأَمْثَالُ نَضْرِبُهَا لِلنَّاسِ وَمَا يَعْقِلُهَا إِلَّا الْعَالِمُونَ﴾
«Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием». (Сура аль-’Анкабут, аят 43)
Значит многобожники не обладали тем разумом, который был у верующих, которые поняли эти притчи. Всевышний Аллах говорит:
﴿وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُوْلُوا الْأَلْبَابِ﴾
«Но поминают назидание только обладающие разумом». (Сура али Имран, аят 7)
То есть те, которые поминают назидание - это последователи пророков и они обладающие разумом.
В чем же ошиблись люди джахилийи, неправильно поняв этот вопрос? Они не поняли, кто на самом деле обладает разумом. Также необходимо сказать, что даже некоторые очень умные люди не следуют за истиной, потому что им что-то мешает. Что может мешать?
1 - Высокомерие и страсти /хауа/.
Эти две вещи затуманивают разум и не дают увидеть истину. Всевышний Аллах говорит:
﴿أَرَأَيْتَ مَنْ اتَّخَذَ إِلَهَهُ هَوَاهُ أَفَأَنْتَ تَكُونُ عَلَيْهِ وَكِيلًا﴾
«Видел ли ты того, кто обожествил свою страсть /хауа/? Разве ты являешься его попечителем и хранителем?» (Сура аль-Фуркан, аят 43)
А также:
﴿ وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّنْ اتَّبَعَ هَوَاهُ بِغَيْرِ هُدًى مِنْ اللَّهِ﴾
«А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим страстям /хауа/ без верного руководства от Аллаха?» (Сура аль-Къасас, аят 50)
2 - Богатство.
Всевышний Аллах разъяснил то, что деньги отводят людей от истины:
﴿كَلَّا إِنَّ الْإِنسَانَ لَيَطْغَى(6)أَنْ رَآهُ اسْتَغْنَى﴾
«Но нет! Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чем не нуждается». (Сура аль-’Алякъ, аяты 6-7)
Человек, видя то, что он ни в чем не нуждается, очень часто отказывается и от следования за истиной. У имущества есть свой блеск. Поэтому обладателю имущества требуются большие усилия и искренность, чтобы объективно взглянуть на истину.
3 - Положение в обществе.
Человек может получить положение в обществе из-за своей родословной, а может и достигнуть его своими собственными усилиями. Человек может достигнуть власти и влияния среди людей. Это высокое положение в обществе также закрывает разум человека пеленой. Человек перестает смотреть на вещи взглядом шариата. Поэтому такие люди отвергают истину.
4 - Самодовольство.
Кто-то призывает человека к истине, однако человек считает себя выше и достойнее того, кто его призывает и потому отвергает истину. Всевышний Аллах говорит о многобожниках:
﴿وَقَالُوا لَوْلَا نُزِّلَ هَذَا الْقُرْآنُ عَلَى رَجُلٍ مِنْ الْقَرْيَتَيْنِ عَظِيمٍ﴾
«Они также сказали: "Почему этот Коран не был ниспослан великому мужу из двух городов (Мекки и Таифа)?"» (Сура аз-Зухруф, аят 31)
Они захотели, чтобы пророчество было дано тому, кто выше их по статусу.
Имам этого призыва упомянул те вещи, которые отвращали людей джахилийи от истины. Они считали, что то, за чем следуют слабые, является ложью. То есть слабые люди по достатку или по положению. Они говорили, что если бы призыв Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) был бы истиной, то они самые первые последовали бы за этим. Всевышний Аллах говорит:
﴿وَقَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لِلَّذِينَ آمَنُوا لَوْ كَانَ خَيْرًا مَّا سَبَقُونَا إِلَيْهِ وَإِذْ لَمْ يَهْتَدُوا بِهِ فَسَيَقُولُونَ هَذَا إِفْكٌ قَدِيمٌ ﴾
«Неверующие сказали верующим: "Если бы это было благом, то они не опередили бы нас в этом". Они не стали руководствоваться им, и поэтому они скажут: "Это – старое измышление"».(Сура аль-Ахкъаф, аят 11)
Точно также сказали люди из народа Нуха (мир ему):
﴿وَمَا نَرَاكَ اتَّبَعَكَ إِلَّا الَّذِينَ هُمْ أَرَاذِلُنَا بَادِي الرَّأْيِ﴾
«Мы видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив». (Сура Худ, аят 27)
Также и шейх привел аят:
﴿قَالُوا أَنُؤْمِنُ لَكَ وَاتَّبَعَكَ الْأَرْذَلُونَ﴾
«Они сказали: "Неужели мы поверим тебе, если за тобой последовали самые жалкие люди?"». (Сура аш-Шу’ара, аят 111)
«الْأَرْذَلُونَ» множественное число от слова «أرذل» - ничтожный. То есть они разделили людей на две группы: знатных и ничтожных.
Так говорили не только люди из народа Нуха (мир ему). Точно также говорили арабы-курайшиты. Когда многобожники увидели, что за пророком (мир ему и благословение Аллаха) последовали избранные люди, благородные сподвижники, они сказали:
﴿أَهَؤُلَاءِ مَنَّ اللَّهُ عَلَيْهِمْ مِنْ بَيْنِنَا﴾
«Неужели среди нас Аллах оказал милость только этим?»(Сура аль-Ан’ам, аят 53)
"Как так? Как Аллах наставил их на прямой путь, если они слабые? Ведь, многие из них жалкие вольноотпущенники, а некоторые еще малы", - думали многобожники. Всевышний Аллах ответил им:
﴿أَلَيْسَ اللَّهُ بِأَعْلَمَ بِالشَّاكِرِينَ﴾
«Разве Аллах не лучше знает тех, кто благодарен?» (Сура аль-Ан’ам, аят 53)
Если бы неверные использовали свой разум верно, они бы пришли к истине. Это случилось бы, если не было бы на их сердцах завес, ограждающих от истины. Но их разум оказался бесполезным. Всевышний Аллах говорит:
﴿فَمَا أَغْنَى عَنْهُمْ سَمْعُهُمْ وَلَا أَبْصَارُهُمْ وَلَا أَفْئِدَتُهُمْ مِنْ شَيْءٍ إِذْ كَانُوا يَجْحَدُونَ بِآيَاتِ اللَّهِ وَحَاقَ بِهِمْ مَا كَانُوا بِهِ يَسْتَهْزِئُون﴾
«Но ни их слух, ни их зрение, ни их сердца нисколько не помогли им, поскольку они отвергали знамения Аллаха, и их окружило (или поразило) то, над чем они насмехались». (Сура аль-Ахкъаф, аят 26)
Им не принес пользы их разум. Ведь, на самом деле эти слабые люди и есть самые разумные. Поэтому говорил один из саляфов: «Сколько разумных, у которых нет разума и сколько умных, у которых нет ума». Самый умный из людей тот, у кого самая сильная вера. Чем совершеннее вера, тем разумнее человек.
Этот пункт разъяснил нам сомнения людей джахилийи. Эти признаки джахилийи перешли и к мусульманам. От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, вы станете следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и даже если они проникнут в нору варана, то и вы обязательно последуете за ними!» Его спросили: “О посланник Аллаха, ты имеешь в виду иудеев и христиан?” Он ответил: «А кого же еще?!» аль-Бухари 3456, Муслим 2669.
Поэтому этот признак джахилийи проник и в исламскую общину. И примером тому, может служить несколько групп в исламской общине.
1 - Власть имущие люди.
Они презирают тех, кто следует за истиной по прямому пути, так как считают, что бедняки менее достойны истины, чем те, кто получил власть над бедняками.
2 - Философы-рационалисты.
Они изучают философию и логику. Они строят свои взгляды только на суждениях своего разума. Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал о них: «Им дан интеллект, но не дано понимание». Эти люди смотрят с презрением на других людей. Они думают, что эти люди глупые, так как они не разбираются в философии. А про себя думают, что они самые умные, так как познали греческую философию. Они называют людей сунны /хашауитами/. Философы считают себя особой группой. Это было во времена джахилийи и осталось до наших дней.
3 - Богатые люди.
Люди считают богатство критерием истинности. Если к ним приходит бедный человек с истиной, то они его не слушают. Однако если что-то говорит богатый человек, они сразу же принимают.
4 - «Современные мусульмане».
Эта группа особо проявилась в наши дни. Они называют себя современными мусульманами. Это люди, которые считают себя мыслителями. Они считают, что Ислам нужно преподносить различными путями, связанными с мышлением. Если они видят человека, который призывает к истине, однако не делает это так, как хотят того они, то считают этого человека слабоумным. Когда к ним обращаются с аятами, хадисами и асарами от саляфов, они чувствуют презрение. Почему? Потому что с их точки зрения эти люди слабоумные, так как они не заняты мыслительными науками (прогрессивной мыслью). Но на самом то деле, чем больше человек подчиняется Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Аллаха), тем больше у него разума.
5 - Призывающие, которые сделали основой призыва научные открытия.
Они заняты призывом и считают, что обладают познанием действительности. Они знают сравнения, аналогии, различные теории и всевозможные ситуации. Они строят на этом свой призыв. Они считают, что если исламские ученые не разбираются в этих тонкостях, значит они не имеют знаний. Так шайтан проникает в их сердца, чтобы отвлечь их от главного. Ведь, положение этой уммы исправит только воспитание на Книге Аллаха и сунне Его посланника (мир ему и благословение Аллаха). А эти научные знания не спасут людей в Вечной жизни, а некоторых из них, напротив, заведут в Огонь. Целью верующего должно быть познание и принятие истины.