Признак - Люди джахилии считали доказательством несостоятельности религии то, что те, которые следуют за ней имеют слабое понимание и не имеют долей.


Например, они говорили о верующих:

﴿بَادِي الرَّأْيِ﴾


«Поверхностно мыслящие». (Сура Худ, аят 27)

Разъясняет шейх Салих ибн ’Абд аль-’Азиз Али Шейх: Это довод, который использовали люди джахилийи. Люди джахилии считали доказательством несостоятельности религии то, что те, которые следуют за ней, по их мнению, имеют слабое понимание и не имеют долей. Всевышний Аллах упоминает об этом в словах народа Нуха:

﴿وَمَا نَرَاكَ اتَّبَعَكَ إِلَّا الَّذِينَ هُمْ أَرَاذِلُنَا بَادِي الرَّأْيِ وَمَا نَرَى لَكُمْ عَلَيْنَا مِنْ فَضْلٍ بَلْ نَظُنُّكُمْ كَاذِبِينَ﴾


«Мы видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив. Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами». (Сура Худ, аят 27)
Этот довод широко распространен. Потому что некоторые последователи религии были слабы в мирской жизни. А раз знатные люди не последовали за пророками, значит пророки не на истине, ведь, знатные люди лучше знают истину, чем бедняки. Это убеждение людей джахилийи. Поэтому шейх привел этот аят в качестве довода. Народ Нуха говорил:

﴿وَمَا نَرَاكَ اتَّبَعَكَ إِلَّا الَّذِينَ هُمْ أَرَاذِلُنَا بَادِي الرَّأْيِ وَمَا نَرَى لَكُمْ عَلَيْنَا مِنْ فَضْلٍ بَلْ نَظُنُّكُمْ كَاذِبِينَ﴾


«Мы видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив. Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами». (Сура Худ, аят 27)
Они упомянули две вещи:
1 - У вас нет понимания.
2 - Мы выше вас по статусу и богатству.
Слово «بَادِي» читают двумя къираатами:
1 - «بَادِيَ» - это мнение большинства. Произошло от слова «البدوّ» - быть явным. Тогда смысл аята будет: «Мы видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас и это очевидно (явно)». Также такое чтение может придать смысл, будто бы последователи Нуха (мир ему) были лицемерами и лишь сделали вид, что последовали за ним. Именно на это указывают слова Всевышнего Аллаха:

﴿ إِنْ حِسَابُهُمْ إِلَّا عَلَى رَبِّي لَوْ تَشْعُرُونَ﴾


«Только мой Господь предъявит им счет, если бы вы только понимали». (Сура аш-Шу’ара, аят 113)
То есть Нух (мир ему) так ответил на обвинения своего народа.
Также эти слова можно перевести, как «поверхностно мыслящие». То есть, будто бы некоторые последовали за Нухом, не подумав. Именно поэтому шейх привел этот аят. По мнение неверных, последователи Нуха (мир ему) последовали за ним, не подумав, а если бы они подумали и глубоко вникли, то ни в коем случае не последовали бы за этим. На основании таких доводов неверные попытались опровергнуть религию и то, с чем пришел Нух (мир ему).

2 - َ«بَادِئ» с /хамзой/. Так читал Абу ’Умар аль-Басри. Это переводится, как «начало, первооснова». То есть будто бы люди последовали за Нухом (мир ему) лишь на основе первоначального мнения, не изучив этот вопрос. Это также совпадает с тем, как понял этот аят шейх. Поэтому эти два вида чтения схожи и указывают на то, что эти люди имели слабое понимание, по мнению многобожников.
Также люди джахилийи приводили в довод то, что последователи пророков не имели доли в мирской жизни. Они сделали критерием превосходства одних над другими долю в мирской жизни. То есть превосходство либо в деньгах, либо в статусе. Это очень распространено среди людей джахилийи. Так отвечали каждому посланнику, который приходил к своему народу. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَجَاءَ مِنْ أَقْصَى الْمَدِينَةِ رَجُلٌ يَسْعَى قَالَ يَا قَوْمِ اتَّبِعُوا الْمُرْسَلِينَ(20)اتَّبِعُوا مَنْ لَا يَسْأَلُكُمْ أَجْرًا وَهُمْ مُهْتَدُونَ﴾


«С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: "О мой народ! Последуйте за посланниками. Последуйте за теми, кто не просит у вас награды и следует прямым путем"». (Сура Йа Син, аяты 20-21)
«С окраины города второпях пришел мужчина» - то есть он жил на окраине города и был бедняком, так как знать всегда живет в центре города. Также Всевышний Аллах говорит:

﴿وَجَاءَ رَجُلٌ مِنْ أَقْصَى الْمَدِينَةِ يَسْعَى قَالَ يَا مُوسَى إِنَّ الْمَلَأَ يَأْتَمِرُونَ بِكَ لِيَقْتُلُوكَ﴾


«С окраины города второпях пришел мужчина и сказал: "О Муса! Знать договаривается о том, чтобы убить тебя"». (Сура аль-Къассас, аят 20)
Поэтому мы видим, как бедные жители всегда следовали за пророками. Также и Ираклий спросил Абу Суфйана о Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха): «А кто следует за ним, знатные люди или простые?» Абу Суфйан ответил: «Скорее простые». И Ираклий сказал: «Именно они и становятся последователями посланников». Бухари, 7; Муслим, 1773.
Курайшиты также возразили пророку (мир ему и благословение Аллаха) этим аргументом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел, чтоб знатные люди вошли в ислам и устремился к призыву их, оставив ненадолго бедняков, но Всевышний Аллах ниспослал:

﴿وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُمْ بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ وَلَا تَعْدُ عَيْنَاكَ عَنْهُمْ تُرِيدُ زِينَةَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَلَا تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَنْ ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطًا﴾


«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными». (Сура аль-Кахф, аят 28)
А также:

﴿عَبَسَ وَتَوَلَّى(1)أَنْ جَاءَهُ الْأَعْمَى(2)وَمَا يُدْرِيكَ لَعَلَّهُ يَزَّكَّى(3)أَوْ يَذَّكَّرُ فَتَنْفَعَهُ الذِّكْرَى(4)أَمَّا مَنْ اسْتَغْنَى(5)فَأَنْتَ لَهُ تَصَدَّى﴾


«Он нахмурился и отвернулся, потому что к нему подошел слепой. Откуда тебе знать? Возможно, он бы очистился или помянул бы наставление, и поминание принесло бы ему пользу. Тому, кто решил, что он ни в чем не нуждается, ты уделяешь внимание». (Сура ‘Абаса, аяты 1-6)
Тот же самый признак есть и в нашей умме. Появились люди, которые гордятся тем, что изучили философию. Они называют шариатские тексты поверхностным знанием. А у них тайные знания, так как они имеют особый разум. Они отрицают аяты Всевышнего Аллаха или искажают их. Они презирают приверженцев сунны, потому что приверженцы сунны не изучают философию и тому подобные науки, не знают элементарных основ древнегреческой логики.
Также раньше были люди, которые чрезмерно уделяли внимания аналогиям. Они презирали ученых, которые опирались на очевидные хадисы.
Также подобное случилось во времена призыва шейха Мухаммада (да смилуется над ним Аллах). Люди отвергали этот призыв, говоря, что за ним следует лишь простолюд. Поэтому люди отвергали доводы, которые привел шейх, хотя эти доводы были ясными, подобно солнцу.
Также в наше время появились люди, сказавшие, что двери /иджтихада/ уже закрыты. Сказали, что сегодня нет муджтахидов и никто не понимает шариатские тексты. И потому они впали в слепое следование.

Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Шейх упомянул аят, в котором народ Нуха (мир ему) говорит:

﴿وَمَا نَرَاكَ اتَّبَعَكَ إِلَّا الَّذِينَ هُمْ أَرَاذِلُنَا بَادِي الرَّأْيِ وَمَا نَرَى لَكُمْ عَلَيْنَا مِنْ فَضْلٍ بَلْ نَظُنُّكُمْ كَاذِبِينَ﴾


«Мы видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, но даже они последовали за тобой, не поразмыслив. Мы не видим, чтобы вы чем-либо превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами». (Сура Худ, аят 27)
Они умаляли достоинства последователей пророков. Многие из нечестивцев и врагов Аллаха сегодня гордятся тем же самым. Они насмехаются над мусульманами и над их учеными. Говорят, что нет у них понимания, нет у них дальновидности. На самом же деле, ученые - это и есть люди понимания, люди знания. Они смотрят на вещи, посредством света от Всевышнего Аллаха. Они приказывают то, что приказал Аллаха и запрещают то, что он запретил.
Нет никакого сомнения, что ученые сунны лучшие из людей после посланников. Превосходство знающего над простым поклоняющимся, как превосходство луны в ночь полнолуния над остальными небесными светилами. Обвиняют ученых только те, кто уподобились людям джахилийи. Они подобны народу Нуха, которые порицали верующих, как об этом сказано в аяте. Сегодня также можно услышать это из уст некоторых людей. Они говорят: «Да это всего лишь ученые по вопросам месячных и послеродовых кровотечений. Это ученые, которые изучают только вопросы подмывания. У них нет знания действительности». А под «знанием действительности» они имеют ввиду разные политические вопросы и революции против правителей.

Наши рекомендации