Человек, который упал на Землю
Теперь вернёмся к библейской легенде о создании человека в образе первых мужчины и женщины — Адама и Евы. Действительно ли легенда описывает сверхъестественное вмешательство Бога или существует более прозаическое объяснение?
В целом Книга Бытия содержит два рассказа о творении Адама и Евы — первый в первой главе Книги Бытия, а второй — во второй главе. По моим ощущениям, вторая глава Книги Бытия содержит две легенды, переплетённые между собой, как мы скоро увидим.
В первом предании (Бытие, гл. 1) первая человеческая пара была безымянной, их просто называют «мужчина и женщина». Важно отметить, что они были созданы по образу и подобию Божьему.
Это знакомая территория. В предыдущей главе мы рассмотрели ассирийскую легенду о творении, в которой два бога-ламга, Уллигарра и Зальгарра, создали «человека» по своему образу и подобию, в виде искусных и неискусных работников. Мы также кратко отметили шумерскую легенду, в которой Энки создал «человека», заставив ануннаков «произвести своё собственное подобие» .[834] В обоих случаях человек был создан в подземном мире, и в обоих случаях он был создан в виде метеорита, который сам был образом и подобием взорванной планеты.
Тогда если прочесть первую главу Книги Бытия с такой точки зрения, то слова «создал Бог человека по своему образу и подобию» сразу наталкивают на мысль о планете, которая произвела метеоритное «человечество» .[835] Возможно, так и следовало читать этот текст тем, кто был посвящен в таинства еврейского священничества.
Теперь мы готовы рассмотреть возможность того, что первый «человек», как сказано в Библии, упал с Небес .[836]
Однако когда мы переходим ко второй главе Книги Бытия, то видим, что эта мысль скрыта или удалена из Библейского Писания. Вместо того чтобы прочитать, что человек упал с Небес, мы читаем, что Бог создал человека из праха земного:
«Пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека [adam] из праха земного [adamab], и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».[837]
Этот отрывок напоминает месопотамские представления о том, что человек был создан из «глины, взятой над Апсу». Но в нескольких месопотамских легендах сказано, что эта глина вначале была сброшена с Небес Может ли она быть аналогом еврейского «праха»? Не слишком ли туманно в этом отрывке сказано о происхождении «праха», из которого был создан человек?
И хотя Книга Бытия сама по себе очень туманна, возможно, умышленно, есть в Библии несколько преданий, исходя из которых, можно предположить, что человек действительно упал с Небес, и это падение было изначальным падением человека в буквальном смысле.
Самый выразительный отрывок на эту тему можно найти в Книге пророка Иезекииля, в котором пророк обрушивается на царя Тира. Читая этот совершенно недвусмысленный текст, невозможно избавиться от ощущения, что он был заимствован из описания архетипического падения человека, которым в равной степени мог быть и первый человек Адам. Приведённые ниже слова принадлежат Богу, а Изекииль повторил их царю Тира:
«За то, что вознеслось сердце твоё и ты говоришь; "Я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей", и, будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим… ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония… и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божием, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней… Я повершу тебя на землю, Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрёт тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя» .[838]
Могло ли это быть изначальное падение из Эдема, сада Божьего или святой горы Божьей? Это так далеко отстоит от ортодоксального рассказа об Адаме и Еве, что мы вправе подозревать, что еврейские священники попытались скрыть все, что им не понравилось, самое главное — представление о небесной родине человека.
Второй большой ключ мы находим в Плаче Иеремии, где есть интригующее упоминание о сошествии с Небес народа Израиля:
«Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! с небес поверг на землю красу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего» .[839]
Не так ли и Адам прибыл на Землю?
В одном гностическом тексте мы находим подтверждение этой мысли.
Когда Ева увидела падение Адама, она сжалилась над ним и сказала: «Адам, оживи! Восстань над землёй!» И слова её сразу подействовали .[840]
Эта история удивительно напоминает историю египетскою бога Осириса, которому богиня Исида тоже говорила: «Восстань!» Осирис ведь тоже упал с Небес.
Дальнейшее подтверждение нашей мысли мы находим в мусульманской традиции, по которой Бог (Аллах) послал с неба ткань, чтобы покрыть тело Адама, лежащего в Каабе (в Мекке).
К представлению о том, что Эдем мог находиться в подземном мире, мы ещё вернёмся. Сейчас достаточно сказать, что евреи верили в подземное происхождение человека, что следует из интригующего отрывка из Псалма 138, где поэт говорит.
«Не сокрыты были от Тебя [Господь] кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы».[841]
Ещё одно доказательство падения Адама с Небес мы найдём в том месте библейского предания, где говорится, что Ева была создана из ребра Адама. Для начала давайте вспомним, что говорится в Библии о мистическом сотворении Евы:[842]
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбр его и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку».
Что означает это предание? По моему мнению, оно диаметрально противоположно изначальному положению вещей. В оригинальной истории не Ева была создана из Адама, а Адам был создан из Евы .[843]
Как? Ключ в том, что Ева была Матерью-Землёй.
Нелепое предположение? Отнюдь.
В Бытие 3:20 Еву называют «матерью всех живущих».[844] Этот титул в совершенстве подходит Матери-Земле.
Рассмотрим теперь талмудическую легенду о совокуплении Евы со змеем .[845] Трудно представить, как женщина Ева могла совокупиться со змеем, но здесь следует рассматривать Еву как планету, к тому же существует множество легенд, в которых змей падает с неба.
Теперь представим на миг, что Ева действительно была Матерью- Землёй, тогда какой смысл у «ребра», из которого она якобы была создана?
По моему мнению, «ребро» изначально было эпитетом Адама, который сошёл с Небес и вторгся в чрево Матери-Земли (Евы), а затем вышел в верхний мир. В этой изначальной легенде первый человек и был тем «ребром», которое взяли у «Женщины», а не первую женщину создали из ребра, взятого у мужчины.
Сможем ли мы доказать эту удивительную гипотезу. Я думаю, сможем.
Рассмотрим, к примеру, Заклинание 269 Текстов саркофагов, в котором упоминание рёбер используется, чтобы напомнить, как части тела бог-планеты Осириса-Геба упали с Небес и вошли в Землю:
«Царь — это куст жизни, который вырос из Осириса [Небес], чтобы расти на рёбрах Осириса [в Земле] и питать свой народ… царь живёт и растёт на рёбрах Геба…»[846]
Рассмотрим тот факт, что шумерским словом «ребро» было TI, которое также означало «жизнь», следовательно, богиня Нинти (NIN.TI) была одновременно Владычицей ребра и Владычицей жизни. Нинти, напомним, это Мать-Земля, идентичная с Нинхурсаг, а прозвищем последней было «кирпич из ляпис-лазури». В главе 2 мы видели, что кирпич из ляпис-лазури — это метеорит, который оплодотворил чрево Матери-Земли. Эта параллель предполагает, что Нинти вынашивала метеоритное «ребро» в своём чреве. Именно в этом и заключается источник оригинальной легенды об Адамовом ребре, оплодотворившем Еву.
Используя эти доказательства, мы сможем реконструировать оригинальную еврейскую легенду об Адаме и Еве. «Ребро» Адама, очевидно, было метеоритом, древним семенем жизни, который упал с Небес и расколол чрево Матери-Земли. Как обычно, Мать-Земля зачала и родила первого «человека». Следовательно, «мужчина» произошёл от «женщины».
Для подтверждения приведём ещё несколько доказательств.
Во-первых, в библейской легенде сказано, что Адам был погружён в глубокий сон, когда Бог извлекал из него ребро, чтобы создать Еву. Однако в Библии и языческой литературе выражение «погрузить в глубокий сон» часто используется как идиома для обозначения бога, сошедшего с Небес на Землю .[847] Следовательно, Адам действительно был упавшим метеоритом, или «ребром».
Во-вторых, мы уже видели, как павшие небесные боги создавали «человека» из своей крови. Тут интригует само имя первого человека — Адам (adam), которое включает в себя древнее аккадское слово «кровь» (dam) .[848] Следовательно, Адам был «кровью», упавшей с Небес и оплодотворившей Еву (Мать-Землю).
В-третьих и последних, в Книге Бытия существует есцё одна игра слов, которая перекликается с древнейшей традицией — первый человек (Адам) «должен прилепиться к жене своей» (Еве) .[849] Эта идея «прилепления» или проникновения в женщину имеет не только и не столько сексуальный смысл, но и глубокое эзотерическое значение, символизирующее бога, упавшего с Небес и вошедшего в буквальном смысле в Мать- Землю. Это древняя легенда о священном браке, которая позднее была записана и в Книге Бытия в виде рассказа о сынах Божьих, входивших в Мать-Землю и породивших гигантов.
В целом есть сильные доказательства заимствования истории об Адаме и Еве из более древних языческих легенд, которое сделали еврейские священники, но при этом перевернули всё с ног на голову в угоду своим политическим и теологическим потребностям (мы обсудим это и в следующих главах).
Это означает, что сходство между историей Адама и Евы и ассирийской легендой о двух малых сих, которых Энки создал более славными, чем все остальные существа, можно считать полным. На самом деле еврейскую легенду следует считать фальсификацией, основанной на обычной языческой легенде о создании одного человека в чреве Матери-Земли. Следовательно, не без иронии можно сказать, что ассирийская легенда о двух малых сих в большей степени относится к Адаму и Еве, нежели сама истории об Адаме и Еве!
Эдем
Чтобы проверить предположение о том, что Адам был богом, павшим с неба мы должны подтвердить, что он действительно упал в подземный мир, откуда позднее вышел на поверхность земли. Тогда мы вынуждены задаться вопросом; «А где был сад Эдем?» Мог ли он быть всем подземным миром или только его частью?
Учёные-библеисты пришли к выводу, что древнее определение райского сада полностью соответствует современному. Поэтому они ищут Эдем в различных райских местах Ближнего Востока.
К несчастью для учёных, этот вывод о райском саде фундаментально неверен. Согласно древнеегипетским текстам, сад мог означать подземный мир. Так, в Заклинании 111 Текстов саркофагов царь, который стал Осирисом, повелитель подземного мира, говорит. «Я бог расплаты в Саду молчания» .[850] В Заклинании 686 мы читаем о саде, который на самом деле является «миром смерти», где водятся злобные змеи, т. е. о подземном мире .[851] Более того, в знаменитой шумерской легенде «Инанна и Шукал- литуда» богиня Инанна спускается в подземный мир, который называется садом. История заканчивается изнасилованием Инанны «садовником» .[852]
Мог ли еврейский сад Эдем означать то же самое? На иврите слово «сад» — это gari, это слово происходит от глагола ganan — «огораживать», «защищать». Очевидно, слово gari означало «место, огороженное стеной», которое можно представить в виде закрытого парка или огороженного сада .[853]
Представление о месте, огороженном стеной, хорошо нам знакомо. «Стена» — это древняя метафора для свода подземного мира или земной коры. Древний подземный мир буквально был местом, огороженным стеной, или огороженным садом, если вспомнить египетские легенды, приведенные выше.
Был ли Эдем подземным миром? Были ли Адам и Ева созданы в подземном мире?
Само слово «Эдем» интересно само по себе, оно имеет этимологическую связь с шумерским словом E.DIN, которое буквально означает «Обитель богов», но также «долину» (как и аккадское слово eвinnu). В чем тогда, спросим мы, заключается связь между равниной и обителью богов?
Ответ можно найти в шумерских плачах:
(В этот) день оружие было послано сверху,
которое раскололо город, как мотыга.
В тот день Небо треснуло, Земля раскололась,
всё погребла под собою страшная буря.
Небеса потемнели, покрылись тенью
и провалились в подземный мир.[854]
В этом отрывке говорится о том, что подземный мир был заполнен разрушенными Небесами, другими словами, разрушенной горой .[855] А поэтической антитезой горе является равнина Следовательно, обитель богов (E.DIN) была долиной (E.DНN), которая оказалась в подземном мире. Так обителью ануннаков был подземный мир.
Для иллюстрации этого предположения рассмотрим описание творения из легенды о Зиусудре:
Когда Ан, Энлиль, Энки, Нинхурсаг
Черноголовый народ сотворили,
Живность в земле начала множиться буйно,
Всевозможные четвероногие твари
Узором достойным покрыли долины.[856]
Отметьте использование слова «долина» (E.D1N). Если мы заменим его в последней строчке оригинальным шумерским термином E.DIN, то получим:
Всевозможные четвероногие твари
Узором достойным покрыли E.DIN.
Как уже отмечалось в предыдущей главе, четвероногие твари — «животные» — были созданы в подземном мире, поэтому E.DIN («долина») был шумерским подземным миром.
В «Эпосе о Гильгамеше» можно прочитать такие интригующие строки о сошествии Гильгамеша в лес подземного мира:
В… сад E.DIN он направил свой путь…
дерево, ива, яблоня, самшит… он увидел здесь.[857]
Мог ли этот сад E.DIN быть эквивалентом библейского сада Эдема?[858] Есть ещё одна интересная параллель между Книгой Бытия и отрывком, приведенным выше. В главе 8 мы сделали вывод, что «черноголовые» не могли быть тем человечеством, которое мы знаем, а были метеоритным семенем человечества и по своему появлению предшествовали созданию растительности и животных в поземном мире. Эта последовательность творения сама по себе является аномальной.
Удивительно, но в Книге Бытия содержится та же самая аномалия. В главе 2 мы читаем, что человек (Адам) давал имена всем животным, которых создал Бог.
«И сказал Господь Бог не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» .[859]
Если мы внимательно прочитаем этот отрывок, то увидим, что он противоречит главе I Книги Бытия, потому что из него следует, что человек был создан прежде животных. Учёные предпочитают обходить молчанием этот момент, потому что для них он не имеет смысла. Но он имеет смысл для нас, когда мы понимаем, что животные могли существовать (в мифическом смысле) в подземном мире. Отсюда понятно, что Адам не мог быть настоящим человеком, а был семенем человека в подземном мире, поэтому последовательность творения в главе 2 Книги Бытия совпадает с легендой о творении в мифе о Зиусудре.
Так, сад Эдем был подземным миром. Это объясняет, почему Адам и Ева были созданы в Эдеме безгрешными и нагими. Давайте вспомним начало из шумерской легенды «Лахар и Ашнан».
[Как человечество тех далёких дней,
Ануннаки тоже хлеба для пропитанья не знали],
Как обернуться одеждой, не знали.
Голыми по Стране бродили.
Словно овцы, ртами траву щипали.
Водою канав утоляли жажду.
Два Эдема
Теперь вернёмся к тому месту в Библии, где описано местоположение Эдема .[860] Следует сказать, что эти отрывки очень сложны и запутанны для неподготовленного человека. Однако определенный смысл можно увидеть, если рассматривать их с точки зрения культа взорванной планеты. Тогда Адам был сброшен с Небес на Землю. Примем за точку отсчета предположение, что изначально Адама сбросили из небесного Эдема, а в какой-то момент он попал в Эдем подземного мира.
С этих позиций становится ясно, что описание творения в главе 2 Книги Бытия — это соединение двух отдельных легенд, короткой и длинной версий. Короткая версия впервые приводится в Бытие 2: 7, где Бог творит человека из праха земного. Затем следует длинная версия с помещением человека в Эдем или сад Эдем. Если эти два описания ещё не разделены в уме читателя, то возникает безвыходная ситуация, потому что Бог создал человека на Земле, потом поднял на Небеса только затем, чтобы сбросить обратно на Землю.
Следовательно, сосредоточимся на длинной версии творения, в надежде продемонстрировать ясно и четко перемещение первого человека между двумя Эдемами — на Небесах и в подземном мире.
Где доказательства существования двух Эдемов? На самом деле доказательство содержится в Бытие 2: 10, где написано:
«Из Едема выходила река для орошения рая» .[861] Если был только один Эдем, то как река могла орошать Эдем или рай, если выходила из него?
Ответом будет месопотамское представление о том, что река, выходящая из Эдема, была небесной рекой, которая протянулась с Небес до Земли .[862] Следовательно, река, выходящая из небесного Эдема (в результате катастрофы, о чем умолчали авторы Библии), и орошала сад Эдем в подземном мире Земли (читатель может вспомнить легенды о Ниле, Евфрате и Тигре, упавших с Небес в подземный мир).
Внимательное прочтение глав 2 и 3 Книги Бытия даст подтверждение тому, что в сотворение Адама (но не Евы — по причинам, описанным выше) были вовлечены два Эдема. Для понимания нужно немного знать древнюю анкиографию: «восток» был символом Небес, а «запад» — символом Земли, причем подземный мир был самой западной точкой. Теперь можно разделить творение Адама на две стадии.
Во-первых, Бог поместил человека в саду на востока «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» .[863]
Затем мы читаем, как Бог поселил человека во второй paй. «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» .[864]
Отметьте, что Бог «взял человека (Адама)», как будто тот уже существовал, что в действительности так и было. Человек был взят из восточного или небесного Эдема и помещён в западный Эдем.
Это двойное поселение человека можно доказать с легкостью, если отрицать теорию о единственном «месте жительства». Представим на минуту, что Бог поселил человека только один раз, в соответствии с первым из этих двух отрывков, в восточном Эдеме. Затем рассмотрим изгнание человека из Эдема.
«И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» .[865]
Если человек оставался в восточном Эдеме и был изгнан оттуда, то положение херувима с огненным мечом на востоке Эдема предполагает, что человек был изгнан ещё дальше на восток. Этого просто не может быть, потому что, согласно законам древней анкиографии, человек был окончательно изгнан на запад, т. е. на или в Землю. Так мы отвергаем теорию одного «места жительства».
Однако анкиография все же работает, если мы предположим, что первый раз человек был поселен в восточном Эдеме, т. е. на Небесах, а второй раз — в западном Эдеме, т. е. в подземном мире Земли, и наконец, из подземного мира человек был изгнан на поверхность Земли. Для этого действительно потребовалось поставить херувима с огненным мечом на востоке Эдема (поверхность Земли была востоком для подземного мира, который для неё был западом). Что и требовалось доказать.
Подтверждение этим представлениям можно найти в легенде о царе Тира, процитированной ранее, где «Эдем, сад Божий» сравнивается со «святой горой Господа». Эта гора должна была быть на Небесах, чтобы имело смысл утверждение, что царь Тира был сброшен на Землю в огне. Это, в свою очередь, было архетипическим падением человека, которое в равной степени относилось как к Адаму, так и к царю Тира.
В итоге следует сказать, что существовало два Эдема или два сада Эдема, а также два различных переселения человека В первый раз Адам был переселён с Небес в подземный мир, а второй раз — из подземного мира на поверхность Земли.
Библейский Потоп
После изгнания Адама и Евы из сада Эдема они начали плодиться и размножаться, как нам говорят, и создали человеческий род. И поскольку Адам и Ева были изгнаны из подземного мира, то на этот раз от них пошли настоящие люди, т. е. люди из плоти и крови верхнею мира.
Тем не менее можно продолжать удивляться продолжительности жизни потомков Адама и Евы, которая равнялась от 777 лет в случае Ламеха до 969 лет у Мафусала (Мафусаила). Это напоминает невероятно длительное правление богоподобных царей в первых строках Шумерского царского списка. Может быть, ещё одна древняя легенда стала основой для описания жизни библейских патриархов?
После изгнания из подземного мира произошло множество событий, но самое важное случилось во время жизни десятого поколения — это Великий потоп, который Господь наслал, чтобы уничтожить людей. Именно в это время Бог избрал праведника Ноя для спасения всего живого. В тот момент Ною было шестьсот лет .[866]
Если мы воспримем библейские предания буквально, то вынуждены будем признать, что Ной был потомком Адама и человеком из плоти и крови. Следовательно, он строил свой ковчег на Земле, как и говорится в Ветхом Завете.
Но можно ли библейские предания принимать за чистую монету? Мы уже доказали, что Ветхий Завет являлся и является компиляцией различных легенд, часть которых сильно искажены (например, рассказ об Адаме и Еве), а другие исправлены, чтобы скрыть физическую природу Бога, Отца начала. В такой ситуации нужно сохранять подозрительность.
Итак, был ли Ной действительно потомком Адама и человеком из плоти и крови? Или же он стал очеловеченной адаптацией раннего героя, который сошёл с Небес? Давайте поищем доказательства того и другого.
В Книге Бытия история о Потопе начинается с описания того времени, когда люди сильно умножились на лице Земли. Эти строки напоминают «Миф об Атрахасисе», где назойливый шум размножившихся людей подтолкнул бога Энлиля к мысли уничтожить человечество.
Но это только одно из целой серии соответствий. В «Мифе об Атрахасисе» написано, как Энлиль проклял Землю, что сделал и Яхве в Книге Бытия .[867] Более того, период в шестьсот лет, прошедших между проклятием Яхве (рождением Ноя) и Потопом (когда Ною было шестьсот лет), полностью совпадает с шестисотлетним перерывом в «Мифе об Атрахасисе».[868] Трудно поверить, что это простое совпадение, особенно в свете других сходных черт этих историй, к примеру, семидневный Потоп, строительство ковчега, финальная сцена жертвоприношения и сладкий аромат жертвы.[869]
С точки зрения этого сходства вполне резонно предположить, что библейское предание о Ноевом ковчеге основано на «Мифе об Атрахасисе» или обе истории происходят из одного и того же источника.
В любом случае я уже продемонстрировал, что «Миф об Атрахасисе» был адаптацией или неправильным переложением изначальной истории, по которой, главный герой приплыл на гору Земля с небесной планеты Шуррупак. Тогда же я предсказал, что в легенде о Ное мы также найдем некоторые аномалии, как и в легенде об Атрахасисе. Так давайте отправимся на их поиски.
Перед рассмотрением Потопа и строительства ковчега напомним себе об очень важном куске контекста Ветхого Завета. В Бытие 6 история Потопа предваряется таинственной легендой о сынах Божьих, которые породили исполинов (нефелимов), — легендой, которую мы уже расшифровали как вторжение межпланетных метеоритов в чрево Земли.
Именно это межпланетное кровосмешение заставило Яхве произнести его знаменитое проклятие: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; пегому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет».[870] Затем он пошёл ещё дальше и заявил:
«Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их».[871]
Потоп произошёл на шестисотом году жизни Ноя, в семнадцатый день второго месяца:
«В сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей».[872]
Имеет смысл предположить, что этот Потоп имел ту же природу, что и остальные Великие потопы Ближнего Востока, т. е. пришел из небесного источника.
Отметим упоминание в этом отрывке «источников великой бездны», которые разверзлись. И хотя часто эти источники упоминаются в связи с подземным миром, мне же кажется, что эти слова относятся к великой бездне Небес .[873]
Здесь следует отметить, что «великая бездна» — очень туманный термин, поскольку древние люди считали, что существуют две бездны — воды планеты в глубине неба и воды подземного мира Земли. Этот классический случай «как вверху, так и внизу» объяснён в «Энума элиш», где сказано, что Апсу начало свое существование в глубине космоса, но упало на Землю и провалилось в подземный мир .[874] Это объясняет библейское упоминание разделения вод .[875]
Если моя интерпретация верна, то разверзшиеся источники великой бездны должны быть идентичны запорам Небес, следовательно, Библия дважды говорит нам о том, что Потоп пришёл с неба, чтобы убедиться, что послание дошло до адресата .[876]
Если какие-либо поклонники теории о богах природы и дочитали до этого места в моей книге, то для их же пользы хочу подчеркнуть, что запоры Небес — это именно то, что имеется в виду: Великий потоп пришёл с Небес, а не из атмосферы Земли. На иврите слово, обозначающее эти «запоры» (которое часто переводится как «двухстворчатое окно»), arubot буквально означает «окно» или «оконная ниша» .[877] Небесная природа этих окон ясно продемонстрирована в идентичной традиции Древнего Египта, в которой утверждается, что у Извилистого канала, который протянулся между Землёй и Небесами, были окна наверху и внизу .[878] Более того, Потоп начался с дальних восточных ворот Извилистого канала, о чём вполне определенно говорит умерший царь в этой цитате из Текстов саркофагов:
«Они перевезли меня… они перевезли меня по Извилистому каналу с небесными окнами… Я слышал шум Потопа у восточных врат неба» .[879]
В дополнение к этому непосредственное соседство истории о Потопе с рассказом о сынах Божьих не оставляет сомнений, что Потоп содержал не только воды, но и метеориты тоже.
Ноев ковчег
Перед тем как мы перейдём к теме Ноя и тем доказательствам, которые связывают его лично с метеоритами, несколько слов следует сказать об интригующей теме его ковчега.
На иврите «Ноев ковчег» обозначается словом teba — «ящик». Этого достаточно. Почему евреи называли Ноев ковчег ящиком, когда у них был совершенно точный термин для обозначения корабля? .[880] И что делать с архаической версией легенды, приведённой Плутархом, о египетском боге Осирисе, заключённом в ящик и сброшенном в Нил (небесный Нил, который и принёс ящик на Землю)?
Однако у слова teba есть ещё одно значение. Оно означает ещё и «топить», «утонуть» .[881] Становится все любопытнее. Трудно сказать, что Ноев ковчег затонул, нет, он мягко пристал к вершине горы Арарат .[882] Если, конечно… слово teba не является далёким отражением ящика Осириса, который действительно утонул в небесных водах, когда падал с Небес на Землю. Хотя следует сказать, что водонепроницаемый ящик хорошо подходит для описания корабля Утнапиштима, но ещё лучше подходит водонепроницаемая сфера.
Был ли и Ной небесным мореплавателем?
Тайна Ноя
Загадочный текст, найденный среди свитков Мертвого моря — Кумранских текстов, — утверждает, что Ной родился совершенным, весом 350 шекелей. Это произошло ночью, а потом Ной заснул «до разделения дней».[883] В Кумранских свитках Ной изображен как таинственная фигура мудреца — того, кто знает Три Книги, а также тайны человека и всех живых тварей. Он тот, кто понимает смысл таинств и в один прекрасный день раскроет смысл таинств, как это некогда сделали высшие ангелы .[884]
Книга «Зохар» (или «Зогар» — «Сияние») добавляет к этому интригующему описанию Ноя, что тот был «основанием вселенной» .[885] Может ли это означать, что Ной был подземным основанием Вселенной, состоящей из Небес и Земли?[886]
Каков бы ни был ответ, из этих текстов создаётся впечатление, что Ноя окружала какая-то мистическая тайна — нечто, что Библия скрыла.
В Книге Еноха из Кумранских свитков мы читаем, что само рождение Ноя было крайне необычным и Ламех (его отец, согласно Ветхому Завету) на самом деле не был его отцом. В Книге Еноха рассказывается, что однажды патриарх Ламех вернулся домой и обнаружил, что его жена Бат-Енош родила Ноя, который был очень странным младенцем:
«Тело его было бело, как снег, и красно, как роза, и его волосы головные и темянные были, как волна (руно), и его глаза были прекрасны; и когда он открыл свои глаза, то они осветили весь дом подобно солнцу, так что весь дом сделался необычайно светлым. И как только он был взят из руки повивальной бабки, то открыл свои уста и начал говорить к Господу правды» .[887]
Когда Ламех увидел необычного ребенка, Ноя, то накинулся на Бат-Енош с обвинениями в измене. Несмотря на все протесты и оправдания Бат-Енош, Ламех отправился за советом к своему отцу Мафусалу, которому он рассказал:
«Я родил необыкновенного сына; он не как человек, а похож на детей небесных ангелов, ибо он родился иначе, нежели мы; его глаза подобны лучам солнца и его лицо блестящее. И мне кажется, что он происходит не от меня, а от ангелов».[888]
Ох уже эти ангельские сыны Божьи, опять они появляются, чтобы намекнуть, что Ной, возможно, являлся метеоритом? В любом случае Мафусал не знал, что сказать своему сыну, и сам пошёл к своему отцу Еноху, который жил среди ангелов на краю земли. Здесь в истории наступает нечто вроде антикульминации, когда Енох объясняет Мафусалу, что младенец действительно сын Ламеха (хотя в тексте есть признания, что этот вопрос остается спорным). Более того, Енох предсказывает, что вскоре по земле прокатится Великий потоп, который уничтожит человечество. А родившемуся мальчику предопределено выжить в этом Потопе и стать прародителем нового человечества. По всем этим причинам его следует назвать Ноем .[889]
Как все это следует понимать? Это пересказ Ветхого Завета, но все же с отличиями. Ной, видимо, родился на Земле, но зачат был явно небесным существом. Нам совершенно определенно говорится, что он отличался от людей. Был ли он семенем человечества, рождённым в подземном мире?
Давайте теперь вернёмся к Библии, к рассказу о таинственном происхождении Ноя.
Вот что делал Ной сразу после Потопа:
«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнажённым в шатре своём. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего и, выйдя, рассказал двум братьям своим Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал; проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» .[890]
Теперь я объясню, почему этот отрывок содержит множество эзотерических символов, которые с легкостью распознавали посвященные в древние таинства.
Во-первых, отметим тот факт, что Ной стал земледельцем и посадил виноградник. Это именно то, что стоит ожидать от межпланетного семени-метеорита. Что касается виноградника, то можно целую главу написать об эзотерическом символизме винограда и вина. Сейчас мы опустим эту тему, но вернёмся к ней, когда будем рассматривать тему воскрешения в этой и других главах.[891]
Во-вторых, отметим, что Ной напился пьяным. Очень важно понимать, что пьянство было древней идиомой для падения, а падение — это, в свою очередь, эзотерическая метафора падения бога с Небес. Следовательно, нам в эзотерическом смысле рассказано, что Ной упал с Небес на Землю. Как пример этой идиомы вспомним чашу гнева Яхве, из которой народы должны испить и пасть .[892] Вспомним также греческую легенду, по которой небесный бог Уран упал пьяный и пронзил тело Земли .[893]
В-третьих, отметим, что Ной заснул голый в своём шатре. Мотив сна уже был рассмотрен нами в легенде о падении Адама с Небес и свержении бога Апсу богом Эа (Энки). Этот мотив тесно связан с темой пьянства и, следовательно, падением с Небес. Что касается наготы, то этот мотив мы находим в легенде об ануннаках и «человеке», а также в библейской легенде об Адаме и Еве. И снова данный мотив тесно связан с подземным миром.
А что можно сказать о шатре, в котором заснул Ной? Ранее я упоминал мусульманскую легенду о том, как Бог послал с неба шатер, чтобы защитить Адама. Мотив человека в шатре, видимо, предполагает прикрытие кого-либо, упавшего с Небес, например, Адама .[894] Это, в свою очередь, наводит на мысль, что этот прикрытый некто был в подземном мире.
Теперь вернёмся к теме наготы и особой истории о потомках Хама, которые были наказаны за то, что их прародитель Хам посмотрел на обнажённое тело Ноя, лежащего в шатре. Эта легенда всегда приводила в замешательство учёных-библеистов, которые начинали сразу предполагать, что между Хамом и Ноем случилось нечто важное — нечто, исключенное из библейского текста .[895]
На самом деле из Библии ничего не было исключено. Требуется только расшифровать этот загадочный отрывок, чтобы понять, что Ной был метеоритом, излучающим очень яркий и сильный свет. Ошибкой Хама было то, что он смотрел на этот слепящий свет, в то время как; его братья, Сим и Иафет, повернулись к нему спиной. Я думаю, не стоит считать совпадением, что Библия отождествила потомков Хама с чернокожими. С точки зрения еврейских священнослужителей чернокожие народы происходили от Хама, который лицом к лицу встретился с упавшим метеоритом .[896]
Странное предположение? На самом деле нет. Рассмотрим греческую легенду о Девкалионе и Потопе. Зевс решил уничтожить всю расу людей и поэтому наслал Потоп со своей горы Олимп. Все живые существа утонули, кроме Девкалиона и его жены Пирры (её имя означает «огненно-рыжая»), которые были, предположительно, людьми. Здесь следует мимоходом отметить, что имя «Девкалион» переводится как «новый виноградарь» .[897] Следовательно, как и Ной, Девкалион был виноградарем. За исключением этого, ни один из них не был человеком.
Это предположение относительно Девкалиона и его жены Пирры подтверждается событиями, развернувшимися после того, как его корабль пристал к горе. Вместо того чтобы заняться естественным для мужчины и женщины делом, Девкалион и Пирра просят богов восстановить человечество. Боги дают Девкалиону и его жене следующее указание: «Закройте головы и бросьте кости вашей матери за спину?» .[898] Затем Девкалион и Пирра собирают камни на берегу реки и бросают их через плечо, закрыв свои лица Чудесным образом камни превращаются в мужчин и женщин, которые вновь заселяют землю .[899]
Что это были за камни и почему их называют костями матери? Учёные пришли к выводу, что матерью была Земля, а камни или кости были скалами Земли. Но в свете месопотамских традиц