Именем Божиим клялись в Новом Завете.

Господь Иисус Христос неоднократно удостоверял истинность Своего учения, ссылаясь на Бога Отца, как на вернейшего Свидетеля правдивости Своих слов: "свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня"(Ин. 8:18; ср. 16:26-29; 5:37 и др.). Выражение Иисуса Христа "Истинно, истинно говорю вам" (Ин. 1:51; 5:19, 24-25; 6:26, 32-47, 53 и др.) есть клятва.

"Когда Он, - замечает святой Иоанн Златоуст, - клянется тою же самою клятвою: истинно, истинно говорю вам, - то не ясно ли, что это за неимением никого выше, кем бы клясться? Как клялся Отец, так Сын клянется Самим Собою.. Так как род человеческий недоверчив, то (Бог) нисходит к тому, что свойственно нам; Он клянется для нас."

Господь свидетельствовал под присягой на суде у первосвященника Каиафы. Первосвященник сказам Ему: "заклинаю (έξορκιζω - обязываю клятвою, заставляю поклясться) Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?" (Мт 26:63). Иисус Христос не осудил первосвященника за его требование клятвы, а наоборот, доселе молчавший, ответил: ты сказал (ст. 64), т.е. истинно, Я есть воплотившийся Сын Божий. В виду того, что сказанное под присягой признавалось безусловно достоверным, то лишь только Господь клятвенно исповедал Себя Богочеловеком, свидетельские показания признаны были излишними (ст. 65), и судьи вместо того, чтобы уверовать и преклониться пред Ним, произнесли смертный приговор: повинен смерти (ст. 66).

Апостол Павел допускал клятвенные удостоверения в истинности своих слов: "свидетель мне Бог... что непрестанно воспоминаю о вас"(Рим 1:9; ср. 9:1; 2 Кор 1:23; 11:11, 31; Гал 1:20).

"Конечно, - объясняет святой Иоанн Златоуст, - это - изречение апостольского духа и сердца, выражение отеческой попечительности. Но что именно значат эти слова и для чего Павел призывает во свидетели Бога? У него речь была о привязанности, а так как он еще не видел римлян, то и призывает во свидетели не кого-либо из людей, но Испытующее сердце."

"Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа" (Фил. 1:8). "Павел, - замечает святой Иоанн Златоуст, - призывает Бога во свидетели не потому, будто не имели к нему доверия, но делает это по великому расположению, а также для большего убеждения и ободрения."

"Заклинаю вас Господом" (ορκίζω υμάς τον Κύριον - беру клятву с вас именем Господа) прочитать сие послание всем святым братиям" (1 Фес 5:27). "И не просто он повелевает, - говорит святой Иоанн Златоуст, - прочитать послание всем, но с заклинанием, делая и это по влечению пламенного своего сердца, чтобы они, если бы и не захотели обратить внимание на его просьбу, ради заклятия исполнили то, что было им заповедано."

"Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными ангелами заклинаю (διαμαρτύρομαι ενώπιον του Θεοΰ свидетельствую, призываю во свидетели, утверждаю, умоляю, заклинаю в присутствии Бога; слав. "засвидетельствую пред Богом") тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию" (1 Тим 5:21; ср. 2 Тим 4:1).

"Два дает повеления, - замечает блаженный Феодорит, - не осуждать, положившись на достоверность обвинителей, или не делать сего по враждебному расположению прежде личного исследования; и после явных обличений не откладывать приговора из милости к судимому, нарушая справедливость. В ряду с Богом, и со Христом апостол поставил ангелов не как равночестных, но как рабов; потому что и мы нередко в один ряд с высшими ставим низших; в присутствии вместе рабов и господ и иереев и мирян говорим: всеми ими свидетельствуюсь тебе. Так и блаженный Павел говорит: свидетельствую тебе при Боге и Сыне Его и при Служителях Его."

"Люди клянутся высшим, и клятва в удостоверение оканчивает всякий спор их" (Евр 6:16). Так как апостол не исключает современных ему христиан из состава клянущихся - что он сделал бы, если бы клятва была запрещена, - то, следовательно, в апостольское время клятва употреблялась среди христиан.

"Подобно тому, как люди клянутся, поклялся и Бог Самим Собою. Люди клянутся Им, как большим, а Он клялся не как большим, и, однако, исполнил."

В Послании к Тимофею (1 Тим 1:10) апостол, относя клятвопреступников к числу тяжких грешников, тем самым удостоверяет дозволенность клятвы в надлежащих случаях и обязательность исполнения ее.

Святой тайнозритель пишет: "поднял (ангел) руку свою к небу и клялся Живущим вовеки веков" (От 10:5-6). Следовательно, клятва Богом, с поднятием руки к небу, не отменена в Новом Завете.

Наши рекомендации