Крест - знамение Господа Иисуса Христа.
"Тогда явится знамение (σημειоν - значок, воен. знак, знамя) Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Мт 24:30). "Тогда явится знамение Сына Человеческого, т.е. крест," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "который светлее солнца... Но для чего является это знамение? Для того, чтобы совершенно посрамить бесстыдство иудеев. Христос придет на этот суд, имея величайшее оправдание - крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть. "Тогда восплачутся все племена." Не будет нужды в обличении после того, как они увидят крест, и они восплачут, так как не получили никакой пользы от смерти Его и распяли Того, Которому должны были поклоняться... Христос придет с силою и славою многою. Крест же приносит для того, чтобы грех иудеев сам собою осудился подобно тому, как если бы кто-нибудь, будучи поражен камнем, стал показывать самый камень или окровавленные одежды."
Основания для почитания изображений Святого Креста.
Крест Христов, на котором Господь по любви к человечеству принес Себя в искупительную жертву, как равно и изображения его, мы должны почитать,
а) как жертвенник:
"Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2 Кор 5:21). "Ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого" (Евр 7:27; ср. 9:28; 10:12; Еф 5:2). Если ветхозаветный жертвенник был "святыней великой" (Исх. 30:29), "освящал дар" (Мт 23:21), то, очевидно, большего почитания достоин Святой Крест - жертвенник, на котором Иисус Христос "одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (Евр 10:14).
б) как орудие славы Пресвятой Троицы.
"Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит, Тебя" (Ин 17:1). "Снова показывает нам," - замечает святой Иоанн Златоуст, - "что Он не неволею идет на крест. Иначе как бы Он стал молиться о том, чтобы это сбылось и называть крест славою не только для Самого Распинаемого, но и для Отца? Так действительно и было: не Сын только прославился, но и Отец. До креста даже иудеи не знали Его: "Израиль не знает Меня" (Исайи 1:3); а после креста притекла вся вселенная." - "Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?" (Лук 24:26). "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к себе" (Ин 12:32 ср. Мт 28:18). "Видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус" (Евр 2:9; ср. Фил. 2:8-9; 1 Пет 1:11; Ин 7:39).
в) как орудие нашего примирения с Богом:
"И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем" (Еф 2:16). "Убил вражду на кресте," - говорит блаженный Феодорит, - "принесши нескверную жертву. Примирил же обоих, т.е. уверовавших из язычников и из иудеев, в едином теле принесенном за всех, чтобы составили они одно тело." - "Умиротворив через Него, Кровью креста Его, и земное, и небесное" (разделенное падением человека - Кол 1:20).
г) как орудие победы над диаволом:
"Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою" (Кол, 2:15). "Он (диавол) надеялся," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "овладеть Христом, а лишился и тех, кого имел; в то время, когда тело Христа пригвождалось, мертвые воскресали. Тогда диавол потерпел поражение, получив смертельный удар от мертвого тела."
"А как дети причастны плоти и крови, то и Он так же воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т.е. диавола" (Евр 2:14). "Чем диавол побеждал раньше," - учит святой Иоанн Златоуст, - "тем и сам побежден, и каким орудием он был силен против вселенной, тем и его самого поразил Христос... Видишь ли, какое благо произвела смерть Его..? Для чего вы страшитесь, говорит (ср. стих 15), для чего вы боитесь упраздненной смерти? Она уже не страшна, она попрана, презрена, стала ничтожной и ничего не стоящей."
Прославление креста Христова - подножия Его ("сойди с креста" - Мт 27:40-42) предречено:"Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, - и Я прославлю подножие ног Моих" (Исайи 60:13). По церковному преданию, крест Христов был сделан из кипариса, певга и кедра.
Апостолы почитали Крест.
"Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия" (1 Кор 1:18). "Так как у язычников крест подвергался осмеянию, то они," - пишет святой Иоанн Златоуст, - "вероятно, называли учение о нем противным своей мудрости и несогласным со своим учением; потому Павел, вразумляя, говорит: не почитайте его странным и нелепым; это дело по свойству своему таково, что погибающие не могут постигнуть силы его, так как они потеряли ум и впали в безумие." - "Я рассудил быть у вас, незнающих ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1 Кор 2:2). Христа распятого нельзя представить без креста вещественного. "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, Которым мир распят, и я для мира" (Гал 6:14). "Конечно, это считается позорным, но только в мире и у неверных," - поучает святой Иоанн Златоуст, - "а на небесах и у верных это величайшая слава. Так и бедность для других постыдна, для нас же она - похвала; и терпеть поругания для многих кажется смешным, а мы этим хвалимся. Точно также и крест есть наша похвала. В чем же состоит похвала о кресте? В том, что Христос ради меня принял знак раба и ради меня претерпел страдания, - ради меня, бывшего рабом, врагом и неблагородным, и так возлюбил меня, что предал и Себя на смерть... Миром он называет здесь не небо и землю, но дела житейские - похвалу от людей, почет, славу, богатство и все подобное, что кажется обыкновенно блистательным. Все это, говорит, стало для меня мертво... "и я для мира," указывая этим на двойное умерщвление, и как бы так говоря: и это для меня мертво, и я, с другой стороны, мертв для этого; это не может овладеть мною или пленить меня, потому что раз навсегда умерло для меня; и я не могу быть одержим желанием его, так как и я мертв для этого... Видишь ли, на какую высоту вознесла апостола сила креста?"