Учение Господа нашего Иисуса Христа.

Христос возвестил всем людям во всей полноте и доступной для них форме волю Отца Небесного о спасении мира и преподал им служащий для этой цели новый совершенный закон веры и благочестия, спасительный для всего человеческого рода. Этот закон Христос возвестил как Сам непосредственно, так и через Своих учеников..

«Учитель»: в самом широком смысле – профессия, род деятельности человека; в религиозном смысле – человек, являющийся основателем некоторого учения, который желает сказать человечеству новое слово. Христос – один Наставник и Учитель, в один ряд с Которым не может быть поставлен никто из других учителей. Он не просто свидетельствует об Истине, но есть Первоисточник и Законоположник Истины.

Особенностью учительства Христа было то, что Он утверждал Свое учение Своим собственным авторитетом, а не ссылался на авторитеты посторонние. В Священном Писании Нового Завета общее наименование учения Христова – Евангелие, что в переводе значит благая, или радостная, весть. Учение Иисуса Христа можно разделить на закон веры и закон деятельности.

а) Закон веры – это истинное боговедение, открытое Господом человечеству. Господь открыл, что Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4:24).

Господь открыл во всей полноте тайну Пресвятой Троицы, учение о Сыне Божием, о Его пришествии в мир ради спасения человека, и о Духе Святом, Утешителе и Освятителе. Он сообщил новое и совершеннейшее понятие о существе Божием. Из Евангелия мы узнаем, что Бог есть высочайшая любовь, а по отношению к людям – любящий Отец, подающий им Свои блага.

Кроме учения о Боге, Господь также сообщил людям учение о назначении человека, о грехе, покаянии и путях спасения, учение о Царстве Божием, о Церкви новозаветной и, наконец, о последнем Всеобщем суде и конечных судьбах мира и человека.

б) Закон деятельности, или закон жизни и благочестия. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6:33). Согласно учению Спасителя, в Царство Божие призываются все люди без исключения. Но тот, кто желает в это Царство войти, должен покаяться, т.е. оставить путь, ведущий к смерти, и потрудиться для своего спасения. Труд этот включает внешнюю сторону, т.е. внешнее соблюдение христианских заповедей, а также внутреннюю сторону, выражающуюся в борьбе с греховными страстями. Вершина, которая венчает труд, необходимый для вхождения в Царство, – это стяжание особого внутреннего устроения, сущность которого наиболее полно выражается в Заповедях Блаженства (см.: Мф.5:3-12).

Самое главное в христианстве – это Сам Богочеловек Христос Спаситель, с Которым верующий в Него может вступить в непосредственное общение, соединиться с Ним теснейшим внутренним союзом. Такую возможность Господь предоставляет в Своей Церкви каждому искренне желающему.

в) Универсальный характер закона Христова

Евангельское учение обращено ко всем народам без исключения. научите все народы (Мф.28:19). …проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16:15). Учение Христово не дает ни малейших оснований полагать, что на смену ему может прийти новое учение и новое откровение – Третий Завет. Господь прямо говорит, что Его учение содержит всю полноту истины: Я... сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин.15:15), т.е. все, что людям следует знать для спасения.

г) Соотношение между учением Спасителя и ветхозаветным законом

В ветхозаветном законе можно различать три части: вероучительную, нравственную и обрядовую. Обрядовая, с христианской точки зрения, есть нечто временное и приспособленное к духовным потребностям одного народа на определенный период его истории. С пришествием Христа эта часть закона теряет свою силу и упраздняется. Вероучительная и нравственная части ВЗ сохраняют свой авторитет и для христиан, но понимаются и толкуются уже в свете Завета Нового.

Пророчества Иисуса Христа.

Пророки только пророчествовали об истине, в то время как Господь являет истину. 1) пророчества Господа Иисуса Христа о Самом Себе (о предательстве ученика, о Крестной смерти, о сошествии Святого Духа на учеников) – исполнились во время земной жизни Господа. 2) пророчества, которые были даны Господом во время Его земной жизни, но исполнение которых выходит за рамки Его земного служения (предсказания о гибели Иерусалима). 3) пророчества, относящиеся к конечным судьбам мира и человека, которые до сих пор ждут своего исполнения. Цель пророчеств Христовых состоит в научении людей и в укреплении их веры.

Чудеса Спасителя.

Господь во время Своей земной жизни не только учил словом, но еще и творил чудеса. 1) чудеса Самим Спасителем рассматриваются как свидетельства о Его божественном посланничестве и божественном достоинстве, 2) в некоторых случаях чудеса являются пояснением учения. 3) чудеса – своего рода обетования. Все чудеса Спасителя, которые Он совершил – суть проявление любви Бога к человеку. Чудеса обращали сердца людей к Богу.

Крестная смерть.

Крестная смерть как жертва. Вершина земной жизни Христа Спасителя – в смерти. Главный прообраз Крестной смерти Иисуса Христа – пасхальное жертвоприношение, заклание пасхального агнца. Жертва искупительная (для того чтобы нам освободиться от наказания, в том числе и от смерти, Христу пришлось умереть). Жертва умилостивительная (она возвращает милость Божию людям: человек опять получил «доступ» к Богу).

Крестная жертва – центральное событие искупления. Именно на Кресте во всей полноте открывается любовь Божия к человеку. Крестная смерть – завершение кеносиса (истощания и самоуничижения Бога); предел послушания, ради которого Сын добровольно Себя уничижает, отказываясь от всякой божественной власти и божественных почестей. Однако предел уничижения есть одновременно и переход к славе, начало прославления Христа по человечеству. Крестной смертью запечатлевается полнота послушания Сына Отцу, полнота единения Сына с Отцом не только по Божеству, но и по человечеству. Всецелым послушанием Богу в течение всей Своей земной жизни, послушанием вплоть до смерти, Господь явил нетление Своей человеческой воли, что имеет своим следствием нетление естества, его исцеление, восстановление и прославление.

Догматическое учение о Крестной жертве было сформулировано на Константинопольском соборе (1156–1157 гг.). Крестная жертва приносится Господом Иисусом Христом по Его человеческой природе (никак не по Божеству), а приемлется всей Пресвятой Троицей – Отцом, Сыном и Святым Духом. Принятие жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом, Богом нельзя мыслить в категориях необходимости: оно (принятие) осуществляется единственно ради спасения человека.

Почему именно Крест, а не что-либо иное, был избран орудием смерти? Во всей полноте ответить на этот вопрос невозможно, это тайна воли Божией. У отцов Церкви по этому вопросу встречаются различные символические объяснения. Крест – прообраз древа жизни в раю; через древо вошла смерть – через древо дарованы жизнь и воскресение. Крест – знамение победы над диаволом. (диавол – дух, блуждающий в воздухе, победа над ним совершается на Кресте, между небом и землей). Четыре конца Креста обозначают высоту, глубину, ширину и долготу, иными словами, указывает на космическое измерение совершившегося на Кресте искупления.

6. Сошествие Иисуса Христа во ад и победа над адом.(Еф.4:9), (1Пет.3:19), (1Пет.4:6).

Свв. отцы с древнейших времен учили о сошествии Иисуса Христа во ад и рассматривали это событие как победу Спасителя над царством диавола. (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Указание Священного Писания на то, что Господь, сойдя во ад, проповедовал, может свидетельствовать в пользу того, что Он вывел не только праведников Ветхого Завета, но и всех вообще праведников, потому что в противном случае проповедь была бы излишней.

Наши рекомендации