Крестная смерть Иисуса Христа не есть посрамление для Него.

Слово Божие учит, что крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа

а) были предопределены:

"искуплены вы... драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена" (1 Пет. 1:18-20; ср. Евр. 10:5-7), т.е. когда пришло время. Бог от вечности знал о грехопадении человека и от вечности предопределил, чтобы Единородный Сын Его, воплотившись, восстановил человека, искупив его Своею Кровью, пролитою на кресте. "Сего по определенному совету и предведению Божию преданного вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили" (Деян. 2:23). "Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил" (3:18). "Собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса... Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой" (4:28), "т.е. не они имели в себе самих такую силу," - замечает блаженный Феофилакт, - "но Ты (Господи), Который на все даруешь соизволение и приводишь все к концу... дело врагов обращаешь во исполнение воли Твоей; потому что они (священники и проч. иудеи) сошлись, как враги, а делали то, что Тебе угодно было." Действуя самостоятельно и неся за это ответственность пред Богом, распинатели Иисуса Христа, сами того не ведая, сделали то, что от вечности было предопределено Богом (ср. Рим. 3:25; От. 13:8 и др.).

б) были добровольны:

"Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее: имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее" (Ин 10:18). "Да кто же не имеет власти положить душу свою? Всякий, кто хочет, может умертвить себя. Но слова Его," - учит святой Иоанн Златоуст, - "имеют не этот смысл. Какой же? Я имею такую власть положить, что, против Моей воли, никто не может отнять ее у Меня; а этого нельзя сказать о людях. Мы не иначе сами по себе можем положить душу свою, как только умертвив себя. Α если впадем в руки людей, злоумышляющих и могущих убить нас, то уже не имеем власти положить и не положить, но они убивают нас и против нашей воли. Α Он - не так. Он властен был не положить душу Свою даже и тогда, как другие злоумышляли." - "Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?" (Мт 26:53). То есть, если бы страдания и крестная смерть Иисуса Христа не были предопределены и Им добровольно претерпеваемы, то ангелы защитили бы Его. Молитва Господа в Гефсиманском саду (ср. Мт 26:38-46) не свидетельствует, как думают сектанты, против добровольного искупительного подвига Его. "Когда говорит: если возможно, да минует... - то показывает этим," - по объяснению святого Иоанна Златоуста, - "Свое человеческое естество; словами же "впрочем не как Я хочу, но как Ты," - показывает Свое мужество и твердость, научая нас повиноваться Богу, несмотря на противодействие природы... И снова молился о том же (стих 42), показывая тем, что Он совершенно согласуется с волею Божией, и что во всем должно сообразоваться с нею и искать ее... "Вот, приблизился час и Сын человеческий предается в руки грешников" (стих 45). Этим Он снова показывает, что все происисходившее с Ним было делом домостроительства. Не только первые слова, но и следующие - "в руки грешников," - служат к ободрению их духа, показывая, что совершающееся над Ним есть дело злобы грешников, а не Его вины в каком-либо грехе. "Встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня" (стих 46). Всем этим Он научает их, что происходившее есть дело не необходимости и не немощи, но некоторого высочайшего помышления. Он предвидел, что придет Его предатель, и не только не бежал, но пошел даже навстречу." - "Душа Моя скорбит смертельно" (Мт 26:38). "Христос не постыдился," - учит святой Ефрем Сирин, - "сказать это, потому что был истинный человек, а не чуждое что-либо (человеку) скрывал под видом одеяния Своего и это сказал, чтобы показать, что облекся немощною плотью и соединился с душой, которая может страдать... "Если возможно, да минует Меня чаша сия" (стих 39). Кто знал, что ученики соблазнятся, Симон отвергнется, Иуда повесится, и город Иерусалим будет разрушен, и народ рассеян, Тот не мог не знать, что по истечении трех дней чаша сия минует Его. Так говорит Тот, Кто Симону... сказал: "отойди от Меня сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мт 16:23). Почему теперь Господь Сам оставил то, что Божие, и помыслил о том, что человеческое? Зачем же Ты разгневался на Симона, когда он сказал: "да не будет этого с Тобой, Господи" (стих 22). - "Если возможно, да минует Меня чаша сия." - сказал это по причине немощи, коею был облечен... Α если поистине был немощен и облечен немощью, то и невозможно было, чтобы немощь не боялась и не смущалась. Так как принял плоть и облекся немощью, то в голоде подкреплялся хлебом, в труде утомлялся и во сне казался бессильным, и когда пришло время смерти Его, надлежало, чтобы и тогда также воздействовало то, что свойственно плоти; ведь, и смущение предстоящей смертью напало на Него для того, чтобы явною сделалась Его природа, именно, что Он был сыном того Адама, над которым, как говорит апостол (Рим 5:15), царствовала смерть."





в) были свидетельством любви Божией:

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин 13:1). "Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" (Еф 5:2; ср. Рим 5:8; Ин 15:13).

Прообразы Cвятого Креста.

"И сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя... И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя" (Чис 21:8-9; Прем. Сол. 16:7-8; ср. Ин 3:14). Змей прообразовал Господа Иисуса Христа распятого, а знамя - крест. "Почему же змея Он сделал образом Спасителя? Какое сходство между образом и змеем..? Как у того медного змея," - отвечает святой Иоанн Златоуст, - "были вид и образ змея, а яда и лукавства змея не было, так и Спаситель является во плоти под видом греха; эта плоть была греховною до Него. Он принимает греховную плоть и, Сам не согрешив, взял грех мира (Ин 1:29). Еще другое сравнение. Там жалят одни змеи, а другой за них страдает, потому что нужно было одного из жалящих взять и распять на кресте; жалящие отпускаются, а ни в чем не согрешивший распинался на кресте; кто не был причастен к порче или гибели остальных змей, терпит пригвождение к дереву, так как он был образом Спасителя, - при всеобщей греховности людей, никто из согрешивших за грешного не распинается, но безгрешный." - "Как посредством того изображения," - замечает св. Ефрем Сирин, - "какое Моисей прибил к кресту, смотревшие на него телесно были освобождены телесно и остались живыми, так спасенные пригвожденным Телом Христа, висящего на кресте, пребывают живы те, кои с верою взирают на Него. Через страдания, коих змей не мог испытывать по природе своей, было указано, что на кресте пострадает Тот, Кто по Своей природе не умирает." - "Как медный змей был," - пишет блаженный Феодорит, епископ Киррский, - "изображением змиев, но не имел змеиного яда, так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змея, получали спасение; так уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти и приобретают вечную жизнь." Прообразом креста было (крестообразное) поднятие Моисеем рук во время битвы евреев с амаликитянами (Исх. 17:11). "Словами и делами крест был предъизображаем," - учит святой Иоанн Златоуст. - "И жертвоприношение Исаака означало крест; поэтому и сказал Христос: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и возрадовался" (Ин 8:56). Патриарх возрадовался, увидев образ креста... И Моисей побеждал Амалика потому, что показывал образ креста; и бесчисленное множество событий можно видеть в Ветхом Завете, которые предъизображали крест" - "Удивляюсь я," - говорит святой Кирилл Иерусалимский, - "истине прообразований; в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение... О том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: "жизнь твоя будет висеть пред тобою..." (Втор 28:66). Сей образ представил Моисей в распятом змее, дабы уязвленный живым змеем, взирая на медного змея, исцелен был верою... Жизнь всегда даруется через древо. Ибо во время Ноя посредством деревянного ковчега сохранена была жизнь; а при Моисее море, узревши образ жезла, убоялось ударившего по нем. Итак, Моисеев жезл имел силу; ужели бессилен крест Спасителя? Я для краткости оставляю многие прообразования. Древо при Моисее усладило воду, а из ребра Иисусова вода истекла на древе."

Наши рекомендации