Как Иисус обращался с бесами?
Вечером того же дня, когда движение людей больше не было ограничено правилами Шаббата (субботы), мы можем сказать, что Иисус провел свое первое «служение исцеления»:
При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям. И Он исцелил многих, страдавших различными болезнями; изгнал многих бесов и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос.
Марка 1:32-34
То же событие описано в Луки 4:40-41:
При захождении же солнца, все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему; и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
Для того, чтобы иметь ясную картину, мы должны соединить эти два места Писания из Марка и Луки вместе. В Евангелии от Марка говорится: «Он... не позволял бесам говорить», но в Луки говорится: «выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий». Так же, как и в синагоге, бесы публично объявляли о своем знании, что Иисус — Святой Божий, или Сын Божий, но после этого Он запрещал им говорить более сказанного.
Достойно внимания и то, что народ приходил к Иисусу, ища исцеления от болезней, но многие получали освобождение, и бесы выходили из них. По-видимому, люди не осознавали, что бесы стали причиной их заболеваний. Одна замечательная черта служения Иисуса от начала и до конца — это то, что Иисус никогда не делал различия между исцелением больных людей и освобождением их от бесов.
То же самое мы можем сказать о Его проповедях, это описано в Евангелии от Марка 1:39: «И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов». Изгнание бесов было обычной частью проповеди Иисуса. Освобождение людей от бесов было одновременно и подтверждением и практическим применением того, что Он проповедовал: «Приблизилось Царствие Божие» (Мар.1:15).
Мы можем спросить: какого рода людям Иисус служил таким образом? Прежде всего, религиозным евреям, собиравшимся каждую субботу в синагоге, а остальную часть недели проводившим в заботах о своих семьях, обрабатывая свои поля, занимаясь рыболовством и торгуя в своих лавках. Те, кто получали помощь от Иисуса, были, в основном, нормальными, уважаемыми, религиозными людьми. И все же они были демонизированными. Бесы получили доступ к некоторым сферам или отдельной сфере их личности, в результате чего эти люди не могли полностью контролировать эти сферы внутри себя.
Нам нужно помнить, что моральные и этические уставы евреев во времена Иисуса основывались на десяти заповедях и законе Моисея. Это означало, что большинство из них жили более моральной жизнью, чем большинство людей в нашем современном обществе.
Несомненно, в сегодняшнем христианстве можно тоже найти множество хороших, уважаемых, религиозных людей, посещающих церковь, стремящихся соблюдать заповеди, рассуждающих на христианские темы, и все же они так же, как и религиозные евреи во дни Иисуса, могут быть демонизированы и иметь бесов внутри себя. Бесы вторглись в некоторые сферы их личности и, как результат, они не имеют полного контроля над собой. Несомненно, они нуждаются в освобождении точно так же, как и люди, которым служил Иисус!
В Евангелии от Луки 13:32 Иисус дал ясно понять, что Его практическое служение больным и демонизированным будет продолжаться без изменений до конца: «Се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу». «Сегодня и завтра, и в третий день» — это выражение на иврите, которое можно перефразировать так: «начиная с этого момента и до тех пор, пока работа не будет выполнена». Практическое служение Иисуса людям началось, продолжалось и закончилось двумя служениями: исцелением больных и изгнанием бесов. Он с самого начала пошел правильным путем и никогда не нуждался в усовершенствовании.
Далее, когда пришло время для Иисуса подготовить и послать Своих учеников, Он наставил их продолжать служение в точности таким же образом, как это делал Сам. Двенадцати апостолам Он передал двойную власть: во-первых, изгонять бесов и, во-вторых, исцелять любого рода заболевания и немощи (Матф.10:1). Затем Он дал им определенные инструкции, как использовать эту власть: «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте...» (Матф.10:7-8).
Марк дает краткое описание того, как ученики выполнили эту задачу: «Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мар.6:13). Значит, изгнание бесов не было необязательным дополнением!
Позже Иисус послал еще семьдесят учеников парами, чтобы они приготовили Ему путь везде, куда Он намеревался идти. Мы не имеем детального описания Его напутствий, но совершенно ясно, что они содержали указание изгонять бесов, так как ученики возвратились назад с радостью, рассказывая: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лук.10:17).
После Своей смерти и воскресения Иисус опять дал поручение Своим ученикам, но теперь Он расширил их служение, распространяя его на весь мир (Мар.16:15-17):
И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения:именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками...
Иисус пообещал, что служение тех, кто пойдет вперед в вере и послушании, будет сопровождаться пятью сверхъестественными знамениями. Вот два первых из них: «именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками».
С начала двадцатого столетия было уделено много внимания в проповедях и учениях второму знамению: говорению на новых языках. Но знамение, указанное Иисусом в первую очередь, — изгнание бесов, не получило того же пристального внимания. Очень печально, что современная церковь не отнеслась серьезно к вопросу изгнания бесов.
Подводя итог, Иисус дал последнее поручение Своим ученикам в Евангелии от Матфея 28:19-20:
Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.
Это поручение было простым и практическим: приобретать учеников и затем обучать их исполнять все, что повелел Иисус Своим первым ученикам. Затем, эти новые ученики, в свою очередь, научат следующих учеников тому, чему учил Иисус. И, таким образом, это будет передаваться от одного поколения к другому — и так «до скончания века». Иисус начал готовить Своих учеников по правильной «программе» и никогда не предусматривал никаких изменений для нее. К сожалению, на протяжении столетий церковь предприняла множество непозволительных изменений, и ни одно из них не послужило к лучшему!