Познание истины и Жизнь вечная

Познание Божественной истины и Жизнь вечная неотделимы друг от друга.

Тот, кто познал Божественную истину обретает, благодаря этому познанию, и Жизнь вечную, попи­рая смерть познанием Небесной Истины - Христа.

Тот, кто достиг вечной Жизни, постигает во всей полноте Боже­ственную истину, которая есть веч­ная Жизнь и безсмертие во Святом Духе: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть»

О молитве и послушании

Не разделяй молитву и послуша­ние: находясь в келье, молись вни­мательно; находясь на послушании, не теряй внимание и молитву.

Тот, для кого молитва стала послу­шанием, а послушание соединилось с молитвой, несомненно спасется, где бы он ни находился.

Молитва - это внимание, и послу­шание - также внимание; если в них не потеряешь внимание, то молит­ва соединится с твоим сердцем, каким бы делом ты ни занимался; это и есть Спасение.

О скорбях и утешениях

Если можешь сделать скорби сво­ими помощниками, быстро стяжа­ешь отречение от мира и обретешь непрестанную молитву.

Скорби открывают очи души, просветляют сердце и проясня­ют ум; если в скорбях душа научи­лась стойко держаться за Бога, она быстро стяжает благодать.

Утешения душевные - это награ­да за перенесенные жизненные испытания, но постоянно жить уте­шениями невозможно и, как прави­ло, очень опасно.

Tсли душа привяжется к утеше­ниям, то она расслабляется, начи­нает гордиться и теряет решимость и стойкость, поэтому преодоление привязанности к утешениям более трудно и требует от души предель­ного мужества и собранности.

Об отречении и обретении

Тот, кто отрекся от мира, - не имеет ни матери, ни отца, ни род­ственников, ни жены, ни детей.

Тот, кто отрекся от мира, - не имеет ни друзей, ни врагов, ни еди­номышленников.

Тот, кто отрекся от мира, - обрел духовного Отца, обрел Госпо­да Иисуса Христа, обрел Матерь Божию и всех святых, обрел Отца, и Сына, и Святаго Духа - Трои­цу Единую и Нераздельную, обрел Спасение, ныне и присно, и во ве­ки веков.

О совершенстве и добродетелях

Кто подвизается в молитве и покаянии в полном уединении, отречется от всех мирских попе­чений и полностью сосредоточит­ся на покаянии, обретет благодать Святаго Духа и Спасение, уподобит­ся сердцем Господу Иисусу Христу и упокоится в нетленном свете Пре­святой Троицы.

Тот, кто не обладает такой пол­нотой решимости, но усердно прилежит молитвенной практи­ке, исполняя обязанности повсед­невной жизни, будет восходить от одной добродетели к другой, избежит запутанности в мирской жизни, освободится от греха и спо­добится милостей всех святых, Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа.

ГЛАВА 11

О послушниках и старцах

«Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его».

О послушниках

Существует четыре вида послуш­ников:

Почтительный послушник - тот, кто восхищается старцем при зна­комстве с ним и делает его сво­ей мечтой и кумиром. Недостаток такого послушника в том, что он быстро остывает и теряет свое вос­хищение в повседневной жизни со старцем и становится ропотным и непокорным.

Ревностный послушник - тот, кто устремлен во всем подражать своему духовному отцу и хра­нит доверие ко всем его действи­ям и словам. Недостаток такого послушника в том, что он увлека­ется внешним подражанием жиз­ни и действиям старца, и медленно совершенствуется внутренне.

Преданный послушник - тот, кто уверен в истинности своего старца и преданно служит ему душой, серд­цем и умом, и поставил своей целью полное послушание благослове­ниям и советам духовного отца. Недостаток такого послушника в том, что он увлекается служением старцу, упуская во время служения тщательно заботиться о хранении сердца от помыслов и совершен­ствовании непрестанной молитвы.

Верный послушник - тот, кто имеет непоколебимую веру в сво­его старца, послушен всем его благословениям и наставлениям, преданно служит ему и тщательно хранит сердце от рассеянности, пребывая в непрестанной молит­ве. Недостаток такого послушника в том, что он становится чрезмер­но привязан к жизни бок о бок со своим старцем, и погружается в растерянность и уныние при его кончине.

О старцах

Существует четыре вида духов­ных старцев:

Старец, вразумляющий словом; тот, кто обрел дар неизгладимо запечатлевать в сердце послушника духовные истины и вразумления.

Старец, вразумляющий приме­ром и благословением; тот, кто обрел неуклонное шествование узким духовным путем постоянно­го отречения и имеет благодатный дар устранять своим благослове­нием в сердце ученика помыслы и сомнения.

Старец, преображающий бла­годатью сердце послушника; тот, кто стяжал благодать преображать сердце ученика и сообщать ему пря­мо и непосредственно дар непре­станной молитвы.

Старец, передающий духовное наследие; тот, кто имеет неописуе­мый Божественный дар передавать верному и преданному послушнику все свое духовное наследие и опыт Богопознания, вне зависимости от расстояний и обстоятельств, после чего у послушника не остается ника­ких вопросов.

Как бы ни был духовен и искусен в молитве старец, он не может про­делать путь очищения сердца свое­го послушника.

Наши рекомендации