Познание истины и Жизнь вечная
Познание Божественной истины и Жизнь вечная неотделимы друг от друга.
Тот, кто познал Божественную истину обретает, благодаря этому познанию, и Жизнь вечную, попирая смерть познанием Небесной Истины - Христа.
Тот, кто достиг вечной Жизни, постигает во всей полноте Божественную истину, которая есть вечная Жизнь и безсмертие во Святом Духе: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть»
О молитве и послушании
Не разделяй молитву и послушание: находясь в келье, молись внимательно; находясь на послушании, не теряй внимание и молитву.
Тот, для кого молитва стала послушанием, а послушание соединилось с молитвой, несомненно спасется, где бы он ни находился.
Молитва - это внимание, и послушание - также внимание; если в них не потеряешь внимание, то молитва соединится с твоим сердцем, каким бы делом ты ни занимался; это и есть Спасение.
О скорбях и утешениях
Если можешь сделать скорби своими помощниками, быстро стяжаешь отречение от мира и обретешь непрестанную молитву.
Скорби открывают очи души, просветляют сердце и проясняют ум; если в скорбях душа научилась стойко держаться за Бога, она быстро стяжает благодать.
Утешения душевные - это награда за перенесенные жизненные испытания, но постоянно жить утешениями невозможно и, как правило, очень опасно.
Tсли душа привяжется к утешениям, то она расслабляется, начинает гордиться и теряет решимость и стойкость, поэтому преодоление привязанности к утешениям более трудно и требует от души предельного мужества и собранности.
Об отречении и обретении
Тот, кто отрекся от мира, - не имеет ни матери, ни отца, ни родственников, ни жены, ни детей.
Тот, кто отрекся от мира, - не имеет ни друзей, ни врагов, ни единомышленников.
Тот, кто отрекся от мира, - обрел духовного Отца, обрел Господа Иисуса Христа, обрел Матерь Божию и всех святых, обрел Отца, и Сына, и Святаго Духа - Троицу Единую и Нераздельную, обрел Спасение, ныне и присно, и во веки веков.
О совершенстве и добродетелях
Кто подвизается в молитве и покаянии в полном уединении, отречется от всех мирских попечений и полностью сосредоточится на покаянии, обретет благодать Святаго Духа и Спасение, уподобится сердцем Господу Иисусу Христу и упокоится в нетленном свете Пресвятой Троицы.
Тот, кто не обладает такой полнотой решимости, но усердно прилежит молитвенной практике, исполняя обязанности повседневной жизни, будет восходить от одной добродетели к другой, избежит запутанности в мирской жизни, освободится от греха и сподобится милостей всех святых, Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа.
ГЛАВА 11
О послушниках и старцах
«Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его».
О послушниках
Существует четыре вида послушников:
Почтительный послушник - тот, кто восхищается старцем при знакомстве с ним и делает его своей мечтой и кумиром. Недостаток такого послушника в том, что он быстро остывает и теряет свое восхищение в повседневной жизни со старцем и становится ропотным и непокорным.
Ревностный послушник - тот, кто устремлен во всем подражать своему духовному отцу и хранит доверие ко всем его действиям и словам. Недостаток такого послушника в том, что он увлекается внешним подражанием жизни и действиям старца, и медленно совершенствуется внутренне.
Преданный послушник - тот, кто уверен в истинности своего старца и преданно служит ему душой, сердцем и умом, и поставил своей целью полное послушание благословениям и советам духовного отца. Недостаток такого послушника в том, что он увлекается служением старцу, упуская во время служения тщательно заботиться о хранении сердца от помыслов и совершенствовании непрестанной молитвы.
Верный послушник - тот, кто имеет непоколебимую веру в своего старца, послушен всем его благословениям и наставлениям, преданно служит ему и тщательно хранит сердце от рассеянности, пребывая в непрестанной молитве. Недостаток такого послушника в том, что он становится чрезмерно привязан к жизни бок о бок со своим старцем, и погружается в растерянность и уныние при его кончине.
О старцах
Существует четыре вида духовных старцев:
Старец, вразумляющий словом; тот, кто обрел дар неизгладимо запечатлевать в сердце послушника духовные истины и вразумления.
Старец, вразумляющий примером и благословением; тот, кто обрел неуклонное шествование узким духовным путем постоянного отречения и имеет благодатный дар устранять своим благословением в сердце ученика помыслы и сомнения.
Старец, преображающий благодатью сердце послушника; тот, кто стяжал благодать преображать сердце ученика и сообщать ему прямо и непосредственно дар непрестанной молитвы.
Старец, передающий духовное наследие; тот, кто имеет неописуемый Божественный дар передавать верному и преданному послушнику все свое духовное наследие и опыт Богопознания, вне зависимости от расстояний и обстоятельств, после чего у послушника не остается никаких вопросов.
Как бы ни был духовен и искусен в молитве старец, он не может проделать путь очищения сердца своего послушника.